Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов
у детей 5-6л с ЗПР
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.
К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:
- специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
- специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
- нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
- отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;
- снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;
- специфические особенности произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);
- снижение мотивации деятельности.
Именно поэтому работа по формированию психических процессов является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как психические процессы являются важной составляющей при знакомстве ребенка с окружающим его миром. Именно поэтому и была разработана данная психокоррекционная программа по формированию высших психических функций. При формировании ВПФ по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.
Цель: Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Задачи:
1. Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.
2. Развитие осязательного и зрительного восприятия.
3. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
4. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Развитие воображения и повышение познавательного интереса.
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие зрительно-двигательной координации;
8. Формирование оптико-пространственного восприятия.
Форма работы: индивидуальная.
При составлении данной психокоррекционной программы учитывались следующие принципы:
1)Принцип единства диагностики и коррекции.
2)Принцип коррекции «снизу – вверх».
3)Принцип системности развития психической деятельности.
4)Деятельностный принцип коррекции.
Данная психокоррекционная программа проводится в три этапа:
-подготовительный,
-основной,
-заключительный.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи:
-изучить теоретическую литературу по проблеме.
- подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей с ЗПР.
-изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На основном этапе апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР. И решаются следующие задачи:
1. Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.
2. Развитие осязательного и зрительного восприятия.
3. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
4. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Развитие воображения и повышение познавательного интереса.
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие зрительно-двигательной координации;
8. Формирование оптико-пространственного восприятия.
На заключительном этапе проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности психических процессов у детей 5-6л с ЗПР.
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов состоит из трех блоков:
1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию психических процессов.
2) Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию психических процессов, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.
В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование психических процессов. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 20 до 25 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.
В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:
-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.
-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.
-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.
Месяц | № занятия | № Игры, упражнения | Структура занятия | Цель | Оборудование |
Октябрь | 1 | 1 | Игр. уп. «Кто спрятался в сказочном лесу?» | Развитие зрительного восприятия, зрительно-двигательной координации. | Картинка, цветные карандаши. |
2 | Игр. уп. «Найди и сосчитай всех зайчиков» | Развитие зрительного восприятия | Картинка, простой карандаш. | ||
3 | Игр. уп. «Найди и перечисли все изображенные предметы. Как одним словом их можно назвать?» | Развитие зрительного восприятия | Картинка. | ||
4 | Игр. уп. «Найди тень» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Картинка, цветные карандаши. | ||
5 | Игр. уп. «Кто в каком домике живет?» | Развитие зрительного восприятия, зрит.-двиг. координации. | Картинка, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Игр. уп. «Дорисуй недостающие детали на этих предметах» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Картинки с изображением разных предметов, недоконца нарисованных. | |
2 | Игр. уп. «Найди различия в картинках» | Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия. | Две картинки, простой карандаш. | ||
|
| 3 | Лабиринт «Куда пошел ёжик?» | Развитие внимания, зрительного восприятия. | Картинка с изображением ежика и разных дорожек. |
4 | Игр. уп. «Нарисуй по клеточкам» | Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. | Лист бумаги, простой карандаш. | ||
5 | Игр. уп. «Найди на целой картинке фрагменты изображения» | Развитие внимания, зрительного восприятия. | Картинка вазы с цветами и нарисованные внизу листа фрагменты этой картинки. | ||
3 | 1 | Игра «Что там? Кто там?» | Развитие зрительного восприятия, восприятия пространства. | Предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на нем предметами или игрушками. | |
2 | Игр. уп. «Найди похожие предметы и соедени их линиями» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Карточки с изображением различных предметов, простой карандаш. | ||
3 | Игр. уп. «Закрась воздушные шарики в направлении, указанном стрелкой» | Развитие зрительного восприятия, внимания, зрит.-двиг. координ. | Карточки с нарисованными воздушными шариками, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Длинное – короткое» | Формирование восприятия различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков путем наложения. | Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки. | ||
5 | Игра «Найди пару» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Парные картинки с изображением животных. | ||
4 | 1 | Игра «Высокий – низкий» | Формирование восприятия такого качества величины как высота, совершенствование навыков сравнения. | Картонные елочки. | |
2 | Игр. уп. «Наложенные друг на друга предметы» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Карточки с наложенными друг на друга предметами. | ||
3 | Игр. уп. «Обведи по точкам предметы, которые спрятались на этих картинках» | Развитие зрительного восприятия, внимания, зрительной памяти. | Картинки с заштрихованными предметами, цветные карандаши. | ||
4 | Лото «Цвет и форма» | Развитие цветового восприятия, зрительного восприятия, восприятия формы. | Геометрические фигуры разных цветов. | ||
|
| 5 | Игра «Широкий – узкий» | Формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов. | Широкие и узкие ленты, игрушки, картонные полоски (по ширине совпадающие с лентами) |
Ноябрь | 1 | 1 | Игра «Слушай команду!» | Развитие слухового внимания, моторной памяти. | Магнитофонная запись Р. Газизова «Марш». |
2 | Игра «Что слышно?» | Развитие слухового внимания, памяти, мышления. | Предметы, издающие знакомые детям звуки, ширма. | ||
3 | Игра «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, памяти, мышления. | Рисунок с изображением пяти предметов, два из которых одинаковые, простые карандаши. | ||
4 | Игра «Кто летает?» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Список названий предметов. | ||
5 | Игр. уп. «Найди пять отличий» | Развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, памяти, мышления. | Картинки с отличиями, простой карандаш. | ||
2 | 1 | Игра «Слушай звуки» | Развитие слухового внимания, памяти. | Музыкальные инструменты. | |
2 | Игр. уп «Раскрась мячики» | Развитие зрительного внимания, зрительно-двигательной координации. | Картинка с изображением черно-белых мячиков, цветные карандаши. | ||
3 | Игр. уп. «Кому звонит мальчик?» | Развитие внимания, памяти, мышления. | Картинка с изображением мальчика и трех его друзей с телефонами и перепутавшимися телефонными проводами, простой карандаш. | ||
4 | Игр. уп. «Найди пять отличий» | Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления. | Картинки с отличиями, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Четыре стихии» | Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов. |
______ | ||
3 | 1 | Игр. уп. «Что лежит в шкафу?» | Развитие зрительного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. | Рисунок с изображением шкафа и теней в нем, по форме напоминающих игрушки, нарисованные внизу картинки игрушки, простой карандаш. | |
2 | Игра «Бусы» | Развитие внимания, памяти и мышления. | Набор бус, шнурочки. | ||
3 | Игра «Чей это дом?» | Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти. | Картинка с изображением двух домов и двух хозяев, цветные карандаши. | ||
|
| 4 | Игр. уп. «Найди на верхней картинке всё, что нарисовано внизу в квадратиках» | Развитие зрительного внимания, наблюдательности, мышления. | Картинка с изображением вазы с цветами, простой карандаш. |
5 | Игра «Найди различия» | Развитие внимания, памяти и мышления. | Картинки с отличиями, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Игр. уп. «Найди недостающую часть изображения» | Развитие зрительного внимания | Картинка с пустым квадратиком и несколько квадратов с рисунками внизу, простой карандаш. | |
2 | Игр. уп. «Раскрась картинку» | Развитие внимания, памяти | Черно-белая картинка, цветные карандаши. | ||
3 | Игр. уп. «Зашумленные предметы» | Развитие зрительного внимания, зрительно двигательной координации | Картинка с зашумленными предметами, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Дорисуй..» | Развитие внимания, зрительного восприятия, памяти. | Недорисованная картинка, простой карандаш, цветные карандаши. | ||
5 | Лабиринт | Развитие внимания, памяти, мышления. | Картинка с лабиринтом, простой карандаш. | ||
Декабрь | 1 | 1 | Игра «Слушай звуки!» | Развитие слухового внимания, памяти. | Музыкальные инструменты. |
2 | Игра «Найди два одинаковых предмета» | Развитие зрительного внимания, восприятия. | Картинки с изображением различных предметов, простой карандаш. | ||
3 | Игр. уп. «Нанизывание бусинок» | Развитие зрительного внимания, восприятия, мелкой моторики рук. | Набор бус, шнурочки. | ||
4 | Игр. уп. «Срисовывание по клеточкам» | Развитие зрительного и моторно-двигательного внимания, восприятия. | Лист в клетку, нарисованная на нем неоконченная геометрическая фигура, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Назови предмет» | Развитие зрительного, слухового внимания, памяти. | Картинки с изображениями различных предметов. | ||
2 | 1 | Лабиринт | Развитие зрительной памяти, внимания, мышления. | Картинка с лабиринтом. | |
2 | Игра «Найди половинку» | Учить детей узнавать предмет по одному из его изображений, развивать зрительную память, зрительное внимание, мышление. | Наборы парных изображений предметов. | ||
3 | Игра «Узнай по контуру» | Развитие зрительного внимания, зрительной памяти, мышления. | Наборы картинок (предметное и контурное изображение). | ||
| 4 | Игра «Чудесный мешочек» | Развитие внимания, памяти, мышления, учить детей определять на ощупь и называть предметы, находящиеся внутри мешочка. | Мешочек, набор игрушек. | |
5 | Игра «Запомни и найди» | Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, зрительную память, мышление. | Лото или парные картинки. | ||
3 | 1 | Игра «Что изменилось?» | Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, восприятие. | Игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка. | |
2 | Игра «Запомни и найди» | Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, восприятие, мышление. | Лото или парные картинки. | ||
3 | Ирг. уп. «Назови предметы на картинке, сосчитай, запомни их и снова назови». | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления. | Картинка с изображением шести предметов. | ||
| 4 | Игра «Подбери слово» | Развитие зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти, закрепление названий знакомых предметов. | Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией. | |
5 | Игра «Послушай и запомни» | Развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание, восприятие, мышление. | Таблички с названиями предметов по одной теме или по разным. | ||
| 4 | 1 | Игра «Чего не хватает?» | Уточнить представления о предметах, об их частях, учить находить недостающие детали, развивать зрительное внимание, зрительную память и наглядно-действенное мышление. | Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали. |
2 | Игр. уп. «Рассмотри рисунок и запомни» | Развитие зрительной памяти, внимания. | Рисунок с картинками. | ||
3 | Игр. уп. «Рассмотри рисунок, запомни и ответь на вопросы» | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления. | Картинка, простой карандаш. | ||
4 | Игр. уп. «Рассмотри рисунок и запомни» | Развитие зрительной памяти, внимания и мышления. | Картинки, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Послушай и запомни» | Развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить заданную словесную последовательность, развивать внимание, восприятие, мышление. | Таблички с названиями предметов по одной теме или разным. | ||
Январь | 1 | 1 | Игр. уп. «Запомни рисунок и назови» | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания. | Картинки. |
2 | Игр. уп. «Запомни и назови» | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления. | Рисунок с изображением различных животных, простой карандаш. | ||
3 | Игр. уп. «Запомни и ответь на вопросы» | Развитие зрительной и слуховой памяти, внимания, мышления, учить правильно отвечать на вопросы. | Рисунок с изображением различных предметов, простой карандаш. | ||
|
| 4 | Игр. уп. «Запомни и расставь точки» | Развитие зрительной памяти, зрительного восприятия, внимания. | Образцы (таблицы с точками), таблицы, простой карандаш. |
5 | Игр. уп. «Запомни и ответь на вопросы» | Развитие зрительного восприятия, зрительной и слуховой памяти, внимания. | Рисунок с изображением лесных зверюшек, список вопросов. | ||
2 | 1 | Игр. уп. «Послушай, запомни и назови» | Развитие слуховой памяти, слухового внимания, мышления. | Список пар слов. | |
2 | Игра «Подбери слово» | Закрепление названий знакомых предметов, развитие зрительного внимания, зрительной и словесной памяти, мышления. | Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией. | ||
3 | Игра «Найди половинку» | Учить узнавать предмет по одному из его изображений, развивать зрительную память, внимание, мышление. | Наборы парных изображений предметов. | ||
4 | Игра «Что изменилось?» | Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, зрительную память, мышление. | Различные игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка. | ||
5 | Игр. уп. «Послушай, запомни и повтори» | Учить соотносить название предмета, его признак и действие, развивать внимание, зрительную и слуховую память, мышление. | Список слов, обозначающих название предмета, его признак и действие с ним. | ||
3 | 1 | Игра «Послушай и запомни» | Учить умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание, зрительное восприятие, зрительную и слуховую память, мышление. | Таблички с названиями предметов по одной теме или по разным. | |
2 | Игра «Чего не хватает?» | Учить находить недостающие детали, развивать представления о предметах, об их частях, развивать зрительное внимание, память, мышление. | Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали. | ||
|
| 3 | Игра «Узнай по контуру» | Учить узнавать предметы по контурному изображению, развивать зрительное восприятие, зрительную память и внимание. | Наборы парных картинок. |
4 | Игр. уп. «Послушай, запомни и назови» | Учить запоминать пары слов, развивать слуховое внимание и память. | Список пар слов. | ||
5 | Игр. уп. «Послушай, запомни и повтори» | Учить запоминать простые предложения, развивать слуховое внимание и память. | Список предложений. | ||
Февраль | 1 | 1 | Игр. уп. «Запомни и назови» | Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание. | Рисунок с изображением различных животных. |
2 | Игр. уп. «Запомни и перескажи» | Учить детей пересказывать короткие рассказы, развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление. | Два небольших рассказа. | ||
3 | Игр. уп. «Найди на полках такие же горшочки, как и на столе» | Развитие зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | Игр. уп. «Запомни и нарисуй» | Развитие зрительного восприятия, зрительной памяти, внимания. | Рисунок, простой карандаш. | ||
5 | Игр. уп. «Запомни и назови» | Развитие слухового внимания и памяти, мышления. | Список пар слов. | ||
2 | 1 | Игр. уп. «Дорисуй картинки» | Развитие зрительного восприятия, внимания. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игр. уп. «Какой из электроприборов включен в розетку?» | Развитие зрительной памяти, внимания, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Собери картинку» | Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления. | Картинка, разрезанная на несколько частей. | ||
|
| 4 | Игра «Угадай по описанию» | Развитие зрительной и слуховой памяти, слухового внимания, мышления. | Картинки. |
5 | Игра «Чудесный мешочек» | Развитие осязательного восприятия, осязательной памяти, мышления. | Мешочек, различные предметы. | ||
3 | 1 | Игра «Посади огород» | Учить использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей, развивать НДМ, внимание, память. | Набор игрушечных овощей. | |
2 | Игр. уп. «Найди контур корабля» | Учить устанавливать сходство предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Рисунок корабля и его теней, простой карандаш. | ||
3 | Игр. уп. «Найди отличия» | Учить находить различия предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Две картинки, цветные карандаши. | ||
4 | Игр. уп. «Разложи по группам» | Учить классифицировать предметы, развивать внимание, память. | Наборы предметов, картинок. | ||
5 | Игр. уп. «Найди закономерность» | Учить детей находить связи между предметами и явлениями, устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память. | Рисунок с изображением предметов, простой карандаш. | ||
6 | Игр. уп. «Подбери картинки» | Учить детей устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать внимание, память. | Набор картинок. | ||
7 | Лабиринт | Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать внимание, память. | Лабиринт | ||
| 4 | 1 | Работа с сериями картин | Учить понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Серии картин, материал для конструирования, обыгрывания. |
2 | Игра «Найди отличия» | Учить детей устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Две картинки, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Подбери пару» | Учить детей устанавливать сходство между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Проведи линию» | Учить детей классифицировать предметы по группам, называть группу предметов одним словом; развивать внимание, память. | Картинки, простой карандаш. | ||
5 | Игр. уп.«Найди закономерность и дорисуй» | Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, развитие внимания, памяти, зрительного восприятия. | Картинки, цветные карандаши. | ||
6 | Игра «Подбери картинки» | Учить детей устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать внимание, память, восприятие. | Наборы картинок. | ||
7 | Лабиринт | Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать внимание, память. | Лабиринт. | ||
Март | 1 | 1 | Работа с серией картин | Учить понимать и воспроизводить простую последовательность событий, изображенных на картине, развивать внимание, память. | Серии картин, материал для конструирования, обыгрывания. |
2 | Игра «Подбери пару» | Учить устанавливать сходство между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать восприятие, внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Сравни и дорисуй» | Учить детей устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Картинки с предметами, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Проведи линию» | Учить классифицировать предметы по группам, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память. | Рисунок с изображением различных предметов, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Найди ошибку» | Учить устанавливать несложные закономерности между предметами и явлениями, развивать внимание, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Подбери картинки» | Учить устанавливать связь между парами предметов по аналогии, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Наборы картинок. | ||
7 | Игра «Назови номера фигур» | Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Игра «Зверюшки на дорожках» | Учить детей пользоваться заместителями – уметь соотносить картинки с определенными знаками; формировать умение варьировать заместители при выполнении одного и того же задания; развивать внимание, память. | Набор картинок с изображениями животных: цыпленок, петух, собака, еж, гусь, кошка; 10 полосок бумаги с различными значками (круг, квадрат, флажок, овал, плюс). | |
|
| 2 | Игра «Сравни и дорисуй» | Учить устанавливать сходство или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Рисунок с изображением корабля, цветные карандаши. |
3 | Игра «Сравни и дорисуй» | Учить устанавливать сходство или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Рисунок с изображением тигренка, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Четвертый лишний» | Учить детей выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Карточки с предметами. | ||
5 | Игра «Найди ошибку» | Учить устанавливать несложные закономерности между предметами и явлениями, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Рисунок с бусами, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Закончи предложения» | Учить детей рассуждать, и из одного или нескольких суждений делать умозаключения; развивать внимание, память. | Список неоконченных предложений. | ||
7 | Игра «Назови номера фигур» | Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Рисунок с геометрическими фигурами, простой карандаш. | ||
| 3 | 1 | Игра «Что сначала, что потом?» | Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память. | Набор картинок. |
2 | Игра «Сравни предметы по длине» | Учить устанавливать различия между предметами по длине, развивать внимание, зрительное восприятие, память. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Четвертый лишний» | Учить выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать внимание, память. | Набор картинок, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Найди закономерность» | Учить устанавливать несложные закономерности; развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Рисунок с предметами, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Построй умозаключение» | Учить рассуждать логически, строить простые суждения и из них умозаключения; развивать внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
6 | Игра «Найди фрагмент из фигуры» | Учить соотносить предметы по форме и размеру, подбирать детали или фрагменты, подходящие к предложенному образцу; развивать внимание, зрительное восприятие, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Нарисуй по клеточкам» | Учить рисовать по клеточкам половинки фигур в зеркальном отражении, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Рисунок, простой карандаш, бумага в клетку. | ||
| 4 | 1 | Игра «Пирамидки» | Учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Пирамидка, пять карточек с контурным изображением пирамидок, собранных по-разному. |
2 | Игра «Сравни предметы по ширине и высоте» | Учить сравнивать предметы по ширине и высоте, развивать внимание, память, восприятие. | Рисунки, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Сравни и назови» | Учить устанавливать различия предметов по длине, ширине и высоте, развивать внимание, память, восприятие. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Определи признак» | Учить называть признак, объединяющий предметы или противопоставляющий их, развивать внимание, память. | Картинки с предметами. | ||
5 | Игра «Найди закономерность» | Учить устанавливать несложные закономерности, развивать внимание, зрительное восприятие, память. | Рисунки с картинками, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Построй умозаключение» | Учить рассуждать логически, строить суждения и из них умозаключения, развивать внимание, зрительное восприятие, слуховую память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Обведи и раскрась» | Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, учить понимать простые инструкции. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
5 | 1 | Игра «Разложи картинки в свои конверты» | Учить группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), самостоятельно выделять принцип группировки, опираясь на образец; осмысливать и закреплять в слове результат своих действий; развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Конверты с наклеенными или нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы и величины, цвета, подносики. | |
|
| 2 | Игра «Сравни и раскрась» | Учить устанавливать сходства или различие предметов по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, зрительную память. | Рисунок, цветные карандаши. |
3 | Игра «Сравни и соедини линией» | Учить сравнивать по форме предметы и геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Проведи линию» | Учить классифицировать предметы по форме, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Рисунок, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Установи закономерность» | Учить устанавливать простые закономерности, последовательность действий или событий, развивать внимание, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Закончи рассуждения» | Учить рассуждать логически, строить суждения и умозаключения, развивать внимание, память. | Рисунки с картинками, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Отгадай и раскрась» | Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве. | Рисунок, простой карандаш. | ||
Апрель | 1 | 1 | Игра «Сложи квадраты» | Учить составлять целое из разных геометрических фигур, развивать внимание, зрительное восприятие, зрительную память и мышление. | Наборы геометрических фигур. |
|
| 2 | Игра «Сравни предметы и объясни» | Учить устанавливать сходство и различия между предметами по существенным или несущественным признакам; развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память. | Рисунок с различными предметами. |
3 | Игра «Назови признак» | Учить называть признак, противопоставляющий предметы; развивать зрительную память, произвольное внимание, зрительное восприятие. | Картинки, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Найди лишний» | Учить выделять «лишний» по какому-то признаку предмет из группы предметов, называть признак, объединяющий предметы; развивать зрительное восприятие, внимание, зрительную память. | Рисунки с изображением различных предметов, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Придумай рассказ» | Учить устанавливать последовательность действий или событий, составлять небольшой связный рассказ по картинке, развивать зрительное восприятие, память, произвольное внимание. | Серия картинок. | ||
6 | Игра «Закончи предложения», логические задачи | Учить логически рассуждать и решать логические задачи, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. | Картинки, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Раскрась мячики» | Учить соотносить предметы по форме и размеру, развивать зрительное и цветовое восприятие, внимание, память. | Рисунок с мячиками, цветные карандаши. | ||
| 2 | 1 | Игра «Где ошибся художник?» | Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук. | Карты с рисунками, картонные детали этих же картин, фломастеры или карандаши. |
2 | Игра «Сравни и назови» | Учить устанавливать сходство и различия между предметами, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Картинки, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Смысловые пары» | Учить образовывать смысловые пары между предметами, развивать зрительное восприятие, произвольное внимание, память. | Картинки, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Назови обобщающее понятие» | Учить называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Список групп слов. | ||
5 | Игра «Определи верность высказывания» | Учить устанавливать последовательность действий или событий, развивать зрительное внимание, память, зрительное восприятие. | Список высказываний. | ||
6 | Логические задачи | Учить решать логические задачи, развивать внимание, память, зрительное восприятие. | Задачки. | ||
7 | Лабиринт | Учить устанавливать несложные связи и отношения между объектами, расположенными в пространстве, развивать произвольное внимание, память, восприятие. | Лабиринт. | ||
| 3 | 1 | Игра «Сложи узор» | Учить пользоваться предметами-заместителями: располагать реальные предметы на плоскости в соответствии с расположением их заместителей; развивать внимание, память, восприятие. | Мозаика, карточки с полосками. |
|
| 2 | Игра «Отгадай-ка» | Учить описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет, развивать внимание, память. | Набор предметов. |
3 | Игра «Будем пить чай» | Учить классифицировать предметы по разным основаниям; учить рассуждать и находить решения; развивать внимание, память. | Стаканы, чай, сахар, матрица: нарисованные круги, выстроенные в ряд. | ||
4 | Игра «Кто оставил следы на снегу?» | Развитие воображения, зрительного внимания, памяти, мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «У кого хвост длиннее?» | Развитие воображения, внимания, памяти и мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
6 | Игра «Найди каждой шапке и шляпке свое место» | Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти и мышления. | Рисунок, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Кто к кому пойдет в гости?» | Развитие произвольного внимания, памяти, мышления и воображения. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Игра «Что это такое?» | Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, развивать внимание, память, мышление. | Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. | |
2 | Игра «Магазин» | Учить описывать предмет, находить его существенные признаки, находить предмет по описанию, развивать внимание память, мышление. | Игрушки. | ||
3 | Игра «Похож – не похож» | Учить сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, развивать внимание, память, мышление. | Игрушки. | ||
|
| 4 | Игра «Сколько горбов у верблюда?» | Развитие воображения, внимания, памяти и мышления. | Рисунок, цветные карандаши. |
5 | Игра «Сколько стоит букет?» | Развитие воображения, внимания, памяти и мышления. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
6 | Игра «Найди пару» | Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения. | Рисунок, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Нарисуй картинку» | Развитие произвольного внимания, восприятия, памяти и мышления, воображения. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Май | 1 | 1 | Игра «Дети на прогулке» | Учить создавать в воображении образы на основе схематических изображений предметов, развитие внимания, восприятия. | Картинки, на каждой из которых нарисован мальчик, в руке у которого схематически зарисованный предмет. |
2 | Игра «Отвечай поскорее» | Закрепить умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, развивать восприятие, внимание, память, мышление. | Мяч. | ||
3 | Игра «Где лежат фигуры?» | Закрепить умение классифицировать фигуры по цвету и форме, развивать внимание, память, мышление. | Набор геометрических фигур разных цветов, таблица. | ||
4 | Игра «Что изображено на картинке?» | Развивать зрительное внимание, память, воображение. | Картинка с заштрихованным изображением. | ||
5 | Игра «Кто едет в поезде?» | Развивать зрительное внимание, восприятие, память, воображение. | Картинка с изображением поезда и теней пассажиров. | ||
6 | Игра «Найди пару» | Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, памяти. | Картинка с половинками различных предметов. | ||
7 | Игра «Раскрась картинку» | Развитие внимания, памяти, восприятия. | Картинка, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Игра «Волшебные картинки» | Учить создавать образы на основе схематического изображения, развивать внимание, память, мышление, воображение. | Набор из пяти карточек для каждого ребенка (карточка содержит незавершенное схематическое изображение предмета или геометрическую фигуру), простые карандаши. | |
|
| 2 | Игра «Сравни картинки» | Учить сравнивать картинки, выделять общие признаки, развивать внимание, память, мышление. | Домик для трех картинок (из счетных палочек), картинки: собака, пчела, рыбка, курица, аквариум, улей, конура, пирамидка, замок, ключи. |
3 | Игра «Охотник» | Продолжать упражнять в классификации животных, птиц, рыб и т.д.; развивать внимание, память, мышление. | Мел, мяч. | ||
4 | Игра «Кто придет к финишу?» | Развивать внимание, память, мышление, воображение. | Картинка с бегущими спортсменами. | ||
5 | Игра «Чья тень?» | Развивать внимание, память, мышление, воображение. | Картинка с тенью и тремя гномами, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Кто что любит?» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинка с изображением животных и продуктов питания, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Чего не хватает?» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинка с изображением различных предметов, нарисованных не до конца, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Игра «Поможем художнику» | Учить создавать образы на основе схематического изображения, развивать внимание, память, мышление, воображение. | Большой лист бумаги с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши или краски, фломастеры. | |
2 | Игра «Сложи фигуры» | Учить составлять целое из частей, развивать внимание, память, мышление, логику. | Набор геометрических фигур, картинка-образец. | ||
3 | Игра «Дострой» | Развивать пространственные представления, внимание, память, мышление, логику. | Набор геометрических фигур, картинка-образец: елка без верхушки, флажок без древка и т.д. | ||
|
| 4 | Игра «Дорисуй фрукты» | Развивать умение видеть целостный образ предмета, развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинки с изображением недорисованных фруктов, цветные карандаши. |
5 | Игра «Усади зверей за парты» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, простой карандаш. | ||
6 | Игра «Найди подходящие очки» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинка с очками разнообразной формы, простой карандаш. | ||
7 | Игра «Какая свеча быстрее догорит?» | Развитие внимания, памяти, мышления, логики. | Картинка со свечами, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Игра «На что это похоже?» | Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, развивать внимание, память, мышление и воображение. | Набор из 10 карточек с различными фигурками. | |
2 | Игра «Нарисуй вывеску» | Учить классифицировать предметы по разным признакам, развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинки магазинов, парикмахерской, аптеки и т.д., а также набор картинок-вывесок для них, чистые листы для детей, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Наоборот» | Развивать внимание, восприятие, память, быстроту мышления, логику. | Мяч. | ||
4 | Игра «Кто больше знает?» | Учить устанавливать простые закономерности, развивать внимание, память, мышление, логику. | Мяч. | ||
5 | Игра «Веер» | Развивать внимание, память, восприятие, мышление и воображение. | Картинка с изображением нескольких вееров. | ||
6 | Игра «Дорисуй изображение» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка с недорисованным пароходом, цветные карандаши. | ||
7 | Игра «Какого цвета яблоко?» | Развивать внимание, восприятие, память, мышление, логику и воображение. | Картинка с нарисованными на ней лесом, белочкой и ежиком, несущим яблоко, цветные карандаши. |
Перспективы развития:
На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР на следующий год:
-перед выполнением задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.
-перед выполнением задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.
- при выполнении заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.
-при выполнении задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.
-длительность дидактического упражнения не должна превышать 4-5 минут.
-после выполнения дидактического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста
программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...
Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста
На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР
Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 3-5л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и...
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...
«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...
Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...
«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»
Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...