Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов
у детей 3-5л с ЗПР
Пояснительная записка
Дошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей. Именно в этот период формируются те качества, навыки и умения ребенка, которые служат основой его нормального физического и психического развития, а также служат базисом для его дальнейшего развития и школьного обучения.
К сожалению, в настоящее время у многих детей дошкольного возраста наблюдаются отклонения в здоровье, психомоторном и психическом развитии. Наиболее частым проявлением этого является задержка психического развития (ЗПР). Подобные нарушения характеризуются отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, высших психических функций, двигательной сферы, снижением у ребенка знаний и представлений об окружающем мире. В ряде исследований (Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Е.М. Мастюкова, И.И. Мамайчук, Е.А. Екжанова и др.), посвященных изучению особенностей развития детей с ЗПР (особенно церебрально-органического генеза), отмечаются специфические особенности развития, которые затрудняют формирование психических процессов. Среди таких особенностей можно выделить:
- специфические особенности гностических процессов (замедление приема и переработки сенсорной информации) и нарушение зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве;
- специфические особенности психомоторного развития (импульсивность, эмоциональная неустойчивость, повышенная утомляемость и истощаемость);
- нарушение сенсорного восприятия и координации в пространстве затрудняет узнавание предметов и соединение отдельных частей предмета в единое целое, отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;
- отставание в моторном развитии из-за нарушений мышечного тонуса, несформированности техники движений, нарушения регуляции произвольных движений;
- снижение объема кратковременной и долговременной памяти, зрительного и слухового внимания, моторной памяти;
- специфические особенности произвольной сферы (трудности сосредоточения, переключения внимания, удержания задания, работы по образцу и инструкции);
- снижение мотивации деятельности.
Именно поэтому работа по формированию психических процессов является одной из важнейших задач коррекционно-образовательной работы с детьми с ЗПР, так как психические процессы являются важной составляющей при знакомстве ребенка с окружающим его миром. Именно поэтому и была разработана данная психокоррекционная программа по формированию высших психических функций. При формировании ВПФ по данной программе была поставлена следующая цель и решались следующие задачи.
Цель: Развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).
Задачи:
1. Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.
2. Развитие осязательного и зрительного восприятия.
3. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
4. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Развитие воображения и повышение познавательного интереса.
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие зрительно-двигательной координации;
8. Формирование оптико-пространственного восприятия.
Форма работы: индивидуальная.
При составлении данной психокоррекционной программы учитывались следующие принципы:
1)Принцип единства диагностики и коррекции.
2)Принцип коррекции «снизу – вверх».
3)Принцип системности развития психической деятельности.
4)Деятельностный принцип коррекции.
Данная психокоррекционнаяч программа проводится в три этапа:
-подготовительный,
-основной,
-заключительный.
На подготовительном этапе решаются следующие задачи:
-изучить теоретическую литературу по проблеме.
- подобрать методики для проведения изучения психических процессов у детей с ЗПР.
-изучить уровень развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
-разработать систему коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
На основном этапе апробируется система коррекционно-педагогической работы по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР. И решаются следующие задачи:
1. Развитие сенсорного, слухового, моторно-двигательного внимания.
2. Развитие осязательного и зрительного восприятия.
3. Развитие зрительной, слуховой и моторной памяти.
4. Развитие наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
5. Развитие воображения и повышение познавательного интереса.
6. Развитие мелкой моторики;
7. Развитие зрительно-двигательной координации;
8. Формирование оптико-пространственного восприятия.
На заключительном этапе проводится повторное диагностическое обследование с целью выявить уровень сформированности психических процессов у детей 3-5л с ЗПР.
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов состоит из трех блоков:
1) Специально организованные коррекционные занятия по развитию психических процессов.
2) Комплекс дидактических игр и упражнений по формированию психических процессов, используемых воспитателями на общеразвивающих занятиях и в свободной деятельности.
В первый блок вошел комплекс занятий (32 занятия), включающий в себя игры и упражнения на формирование психических процессов. Занятия проводились один раз в неделю. Продолжительность одного занятия от 15 до 20 минут. Форма работы: индивидуальная. Все игры и упражнения подобраны так, чтобы формировать у детей психические процессы. Занятия проводились в первой половине дня в 900. Каждое занятие состоит из вводной части, основной и заключительной части. При проведении занятий учитывались возрастные и индивидуальные возможности детей, рекомендации к организации рабочего места Л.А.Григорян и Б.К.Тупоногова: мебель была подобрана по росту и размерам детей; общая освещенность рабочего места составляла 1000 Лк.
В связи с тем, что у наших детей среди сопутствующих диагнозов наблюдаются нарушения зрения (гиперметропический астигматизм, ангиопатия сетчатки и др.), то при подборе графических заданий учитывались следующие требования к проведению занятий:
-допустимая продолжительность непрерывной зрительной нагрузки при проведении занятия должна составлять не более 10 минут.
-при организации занятия необходима частая смена видов деятельности.
-иллюстрационный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
-после проведения занятий необходимо провести зрительную гимнастику.
Месяц | № занятия | № игры, упражнения | Структура занятия | Цель | Оборудование |
Октябрь | 1 | 1 | Игра «Шарики» | Учить дифференцировать основные цвета спектра, учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти, учить осуществлять выбор по цвету, отвлекаясь от других свойств предмета, развивать внимание, память, мышление, восприятие. | Демонстрационный набор шаров разного цвета и наборы шаров для каждого ребенка. |
2 | Игра «Почтовый ящик» | Учить различать форму на ощупь, соотносить плоскостную и объемную формы; учить при тактильном восприятии пользоваться методом проб, развивать восприятие, внимание, память. | Почтовый ящик – коробка с различным количеством прорезей различной конфигурации (круг, квадрат и т.п.), объемные фигурки, которые проталкиваются в отверстие. | ||
3 | Игра «Домик для зайки» | Учить классифицировать предметы по форме и цвету, развивать внимание, восприятие, память. | Домики для зверей, двери к домикам разной формы и цвета. | ||
| 2 | 1 | Игра «Шарики» (услож. вариант) | Продолжать учить дифференцировать основные цвета спектра, учить осуществлять выбор этих цветов непосредственно по образцу и по памяти, учить осуществлять выбор по цвету, отвлекаясь от других свойств предмета, развивать восприятие, внимание, память. | Демонстрационный набор шаров разного цвета и набор шаров для каждого ребенка. |
2 | Игра «Дай такой» | Учить выбирать форму по образцу, отвлекаясь от других признаков, развивать восприятие, внимание, память. | Набор конструктора. | ||
3 | Игра «Флажки» | Продолжать учить классифицировать основные цвета спектра, выделять цвет (по образцу и по памяти), отвлекаясь от других свойств предмета и с учетом этих свойств, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Набор флажков для каждого ребенка. | ||
3 | 1 | Игра «Пирамиды» | Учить осуществлять выбор цвета, совершенствовать внимание, развивать зрительное восприятие, память. | Пирамидки с колечками одинакового цвета, карточки с накладными колечками, коробка или корзинка. | |
2 | Игра «Волшебные фломастеры» | Развивать восприятие, внимание, правильное дыхание. | Набор воздушных фломастеров, чистый лист. | ||
3 | Игра «Длинное-короткое» | Формировать восприятие различных качеств величины, в данном случае длины, совершенствование навыков сравнения путем наложения. | Разные по длине капроновые и атласные ленты разных цветов, картонные полоски, игрушки. | ||
4 | 1 | Игра «Гномики» | Развитие зрительного и цветового восприятия, внимания, памяти, мелкой моторики пальцев рук. | Карточки с рисунком, фломастеры или цветные карандаши. | |
2 | Лото «Цвет и форма» | Закрепить знания о геометрических формах, формах предметов и основных цветах спектра, развивать внимание, восприятие, память, мышление и воображение. | Карточки с геометрическими фигурами, картинки. | ||
|
| 3 | Игра «Широкое-узкое» | Формирование представления о таком свойстве величины, как ширина, совершенствование приема сравнения предметов, развитие внимания, памяти. | Широкие и узкие ленты, игрушки, картонные полоски. |
Ноябрь | 1 | 1 | Игра «Что желтое, зеленое, синее, красное?» | Учить различать основные цвета спектра, распределять картинки по соответствующим группам, опираясь на признаки цвета, развивать внимание, память, мышление. | Картинки с изображением различных предметов, имеющих ярко выраженный цвет размером 10x10, карточки цветов 10x4. |
2 | Игра «Поиграй-ка» | Учить выделять различную форму, соотносить цвета, развивать внимание, восприятие, память. | Картонные карты, полностью окрашенные в различные цвета, имеющие посередине изображения животных, которых нужно закрыть квадратиком соответствующего цвета; карты, имеющие изображения животных на фоне различных геометрических фигур, которые необходимо накрыть соответствующей геометрической формой. | ||
3 | Игра «Высокое-низкое» | Формировать восприятие такого качества величины, как высота, совершенствовать навыки сравнения, развивать внимание, память. | Картонные домики. | ||
2 | 1 | Игра «Цветные картинки» | Учить подбирать к предметам заместители по цвету, развивать восприятие, внимание, память. | Десять карточек, разделенных пополам и окрашенных в два цвета, десять цветных картинок. | |
|
| 2 | Игра «Собери бусы» | Закрепить названия цветов, геометрических фигур, развивать зрительное восприятие формы, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук. | Набор бус, карты с рисунком, фломастеры или цветные карандаши. |
3 | Игра «Шарик и кубик» | Учить воспринимать пространственные отношения по горизонтали (справа-слева), развивать внимание, восприятие, память. | Шарик и кубик, демонстрационные карточки с изображением геометрических фигур. | ||
3 | 1 | Игра «Комната» | Учить понимать план-схему, закреплять ориентировку в пространстве помещений, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Мебель (игрушки), план-схема, комната (коробка с обозначенными окнами и дверью). | |
2 | Игра «Кукла Маша купила мебель» | Продолжать учить ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать зрительное восприятие, внимание, память и мышление. | Макет кукольной комнаты (большая коробка с вырезанными окнами и дверью), кукольная мебель, вырезанные из картона геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, обозначающий кукольную комнату, где в соответствующих местах отмечены окна и двери. | ||
3 | Игра «Волшебные фломастеры» | Развивать зрительное восприятие, правильное дыхание, внимание. | Набор воздушных фломастеров, лист бумаги. | ||
4 | 1 | Игра «Что там? Кто там?» | Учить воспринимать пространственные отношения по вертикали (вверху-внизу), по горизонтали (справа-слева), развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Предметы или игрушки, лист бумаги с изображенными на нием предметами или игрушками. | |
|
| 2 | Лабиринт «Как пройти к зайке?» | Учить ориентироваться в пространстве по схеме, развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | Лист бумаги с изображением леса и разветвленных дорожек с ориентирами, простой карандаш. |
3 | Игра «Что внизу? Что наверху?» | Продолжать учить ориентироваться в пространстве листа бумаги, развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Листы бумаги с картинками, маленькие карточки с картинками. | ||
Декабрь | 1 | 1 | Игра «Аквариум» | Закрепить количественный счет, знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, память, внимание, мелкую моторику пальцев рук. | Карточки с аквариумом, фломастеры или цветные карандаши. |
2 | Лабиринт | Развивать зрительное восприятие, логическое мышление и внимание. | Карточка с лабиринтом, карандаш. | ||
3 | Игра «Узнай по контуру» | Учить узнавать предметы по контурному изображению, развивать внимание, память. | Наборы парных картинок (предметное и контурное изображение). | ||
2 | 1 | Игра «Треугольная мозаика» | Продолжать развивать зрительное восприятие цвета, умение ориентироваться на листе бумаги, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. | Карточки с треугольной мозаикой, картонные аналоги разных цветов. | |
2 | Игра «Найди половинку» | Учить узнавать предметы по одному из его изображений, развивать внимание, память, мышление. | Наборы парных изображений предметов. | ||
3 | Игра «Запомни и найди» | Учить узнавать одинаковые изображения, запоминать их и соотносить мысленно; закреплять названия предметов, развивать внимание, память. | Лото или парные картинки. | ||
3 | 1 | Игра «Что изменилось?» | Учить запоминать предметы и их изображения, расположение предметов, картинок в пространстве, развивать внимание, память, мышление. | Различные игрушки, предметы, картинки по темам, ширма, салфетка. | |
|
| 2 | Игра «Подбери слово» | Закрепить названия знакомых предметов, развивать зрительное внимание, зрительную и словесную память. | Карточки с изображением различных предметов и их названиями, разделенные пополам ломаной линией. |
3 | Игра «Обведи фигуры, не отрывая карандаш от бумаги» | Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. | Рисунки, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Найди закономерность» | Развивать внимание, зрительную память, мышление, мелкую моторику. | Рисунки, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Игра «Чудесный мешочек» | Развивать слуховое внимание, память, осязательное восприятие. | Мешочек, игрушки. | |
2 | Игра «Найди и перечисли все предметы» | Развивать зрительное внимание, память, мышление. | Рисунок с наложенными друг на друга предметами. | ||
3 | Игра «Найди такой же самолет» | Развивать внимание, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Найди на верхней картинке все, что нарисовано внизу в квадратиках» | Развивать зрительное внимание, память, мышление, логику. | Рисунок с предметами. | ||
Январь | 2 | 1 | Игра «Чего не хватает?» | Уточнять представления о предметах, об их частях, учить находить недостающие детали, развивать зрительное внимание, память. | Сборно-разборные игрушки, картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали. |
2 | Игра «Сколько нарисовано автомобилей?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди и сосчитай всех зайчиков в лесу?» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Кто спрятался на рисунке?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Игра «Прятки с игрушками» | Развивать способность удерживать в памяти определенную цель – искать конкретную игрушку, развивать внимание, память. | 3-4 (5-7) новых, незнакомых игрушек. | |
2 | Лабиринт «Помоги черепахе добраться до пальмы» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Лабиринт, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Сколько машин спряталось на рисунке?» | Развивать зрительное внимание, восприятие, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
|
| 4 | Лабиринт «Солнечная дорога» | Развивать зрительное внимание, память, мышление. | Лабиринт, простой карандаш. |
5 | Игра «Дорисуй» | Развивать внимание, память, мелкую моторику пальцев рук. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Игра «Найди на рисунке всех ежиков» | Развивать зри тельную и слуховую память, внимание, мелкую моторику. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Мой сад» | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, восприятие. | Рисунок сада. | ||
3 | Игра «Найди и сосчитай» | Развивать зрительную память, внимание, зрительное восприятие, закрепить количественный счет. | Рисунки белочек и ежиков, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Найди отличия» | Развивать зрительную память, внимание, зрительное восприятие, мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Февраль | 1 | 1 | Игра «Найди отличия» | Развивать зрительную память, внимание, мышление. | Картинки. |
2 | Игра «Запомни и назови» | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление. | Рисунок, лист бумаги. | ||
3 | Игра «Скажи, кто спрятался?» | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление. | Рисунок, лист бумаги. | ||
4 | Игра «Рассмотри и назови» | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление. | Рисунок, лист бумаги. | ||
2 | 1 | Игра «Запомни фигуры и обведи» | Развивать зрительную память, внимание, восприятие. | Рисунок, простой карандаш. | |
2 | Игра «Найди лишний предмет» | Развивать зрительную память, внимание, восприятие. | Рисунок с предметами. | ||
3 | Игра «Найди отличия» | Развивать зрительную память, зрительное внимание, мышление. | Рисунок зимних забав. | ||
4 | Игра «Что изменилось?» | Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание, мышление. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Игра «Что добавил художник?» | Развивать зрительную память, внимание, мышление. | Рисунок. | |
2 | Игра «Волшебные картинки» | Развивать зрительную и слуховую память, внимание, мышление, логику. | Рисунок, список вопросов. | ||
3 | Игра «Запомни рисунки» | Развивать зрительную память, внимание, мышление. | Рисунок. | ||
4 | Игра «Необычное стихотворение» | Развивать зрительную и слуховую память, учить анализировать стихотворение, развивать внимание, мышление. | Рисунок, стихотворение. | ||
| 4 | 1 | Игра «Волшебные слова» | Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление. | Список пар слов. |
2 | Игра «Повтори не ошибись» | Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление. | Список слов, обозначающих название предмета, признак предмета и действие с предметом. | ||
3 | Игра «Волшебное предложение» | Развивать слуховую память, слуховое внимание, мышление. | Список предложений. | ||
4 | Игра «Найди различия» | Развивать зрительную память, зрительное восприятие, внимание, мышление. | Набор картинок. | ||
Март | 1 | 1 | Игра «Найди всех бабочек и сосчитай» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память. | Рисунок, цветные карандаши. |
2 | Игра «Найди на целой картинке фрагменты изображения» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Найди различия» | Развивать восприятие, внимание, память, мышление. | Пара картинок с отличиями. | ||
4 | Игра «Дорисуй» | Развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление, воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Игра «Раскрась геометрические фигуры» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Дорисуй» | Развивать зрительное внимание, восприятие, память, мышление, воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Раскрась картинки» | Развивать зрительное внимание, память, мышление. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Кто спрятался на рисунке?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление, воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Найди, кто спрятался здесь?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление, воображение. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Лабиринт «Помоги бабочке добраться до цветка» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление. | Лабиринт, простой карандаш. | |
2 | Игра «Раскрась домики» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
|
| 3 | Игра «Дорисуй» | Развивать зрительное внимание, память, мышление, мелкую моторику рук. | Рисунок, цветные карандаши. |
4 | Игра «Кто придет на день рожденья?» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, простой карандаш. | ||
5 | Игра «Найди отличия» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Набор картинок с отличиями. | ||
4 | 1 | Игра «Найди половинку», «Раскрась картинки» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, простой карандаш, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Кто что любит?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, простой карандаш. | ||
3 | Игра «Какая свеча быстрее догорит?», «Очки» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «В чем отличия?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Соедини линией предметы, одинаковые по цвету и по форме» | Развивать внимание, память, мышление, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
Апрель | 1 | 1 | Игра «Сравни предметы» | Учить устанавливать сходство или различие между предметами по существенным или несущественным признакам, развивать внимание, память. | Картинки, цветные карандаши. |
2 | Игра «У кого что?» | Учить устанавливать различия между предметами по существенным или несущественным признакам. | Картинки, цветные карандаши. | ||
3 | Лабиринт «Свитер» | Развивать внимание, память, мышление. | Картинка, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Раскрась вазы» | Развивать зрительное и цветовое восприятие, внимание, память, мышление. | Картинка, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Проведи линию» | Учить классифицировать предметы по какому-либо признаку, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память. | Рисунок, простой карандаш. | ||
2 | 1 | Игра «Найди лишний предмет» | Учить выделять лишний по какому-либо признаку предмет из группы предметов, называть группу предметов обобщающим словом, развивать внимание, память, логику. | Рисунки, простой карандаш. | |
|
| 2 | Игра «Противоположности» | Учить называть признак, противопоставляющий предметы друг другу, развивать внимание, память, логику. | Картинки. |
3 | Игра «Найди закономерность» | Учить устанавливать связи между предметами и явлениями, развивать внимание, память, логику. | Рисунки, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Прогулка в лесу» | Учить устанавливать последовательность действий или событий, развивать внимание, память, логику. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Рыбалка» | Учить составлять связный рассказ по картине, развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинки, простой карандаш. | ||
3 | 1 | Игра «Подбери картинки» | Учить из одного или нескольких суждений делать заключения, развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинки, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Закончи предложения» | Учить из одного или нескольких суждений делать заключения, развивать внимание, память, мышление, логику. | Картинки, список предложений. | ||
3 | Игра «Что сначала, что потом?» | Учить располагать картинки в порядке развития сюжета, развивать внимание, восприятие, память, мышление, логику. | Набор картинок. | ||
4 | Игра «Где ошибся художник?» | Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, память, мелкую моторику пальцев рук. | Карты с рисунками, фломастеры или цветные карандаши. | ||
5 | Лабиринт «Найди дорогу к подарку» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику. | Лабиринт, простой карандаш. | ||
4 | 1 | Игра «Дорисуй изображение» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Найди фрагмент рисунка» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Рисунок, цветные карандаши. | ||
|
| 3 | Игра «Кто оставил следы на снегу?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. |
4 | Игра «У кого хвост длинней?» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши | ||
5 | Игра «Кто едет в поезде?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
Май | 1 | 1 | Игра «Поможем художнику» | Учить создавать образы на основе схематического изображения предмета, развивать внимание, память, мышление и воображение. | Лист бумаги с нарисованным на нем схематическим изображением человека, цветные карандаши, краски, фломастеры. |
2 | Игра «Сколько горбов у верблюда?» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Что изображено на картинке?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Кто первым придет к финишу?» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Усади зверей за парты» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
2 | 1 | Игра «Что это такое?» | Учить создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов, развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение. | Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч. | |
2 | Игра «Дом или пароход?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Слоненок» | Развивать внимание, память, мышление, логику, воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
4 | Лабиринт «Лягушонок» | Развивать внимание, восприятие, память, мышление и логику, воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Дорисуй изображение» | Развивать внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
3 | 1 | Игра «На что это похоже?» | Учить создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов, развивать внимание, память, мышление и воображение. | Набор из 10 карточек с различными фигурками. | |
|
| 2 | Игра «Нарисуй не отрываясь» | Развивать зрительное внимание, зрительно-двигательную координацию, память, воображение. | Картинка, цветные карандаши. |
3 | Лабиринт «Помоги гусенице добраться до яблока» | Развивать внимание, память, мышление, логику и воображение. | Лабиринт, простой карандаш. | ||
4 | Игра «Сколько котов сидят на заборе?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
5 | Игра «Рассели человечков по домикам» | Развивать зрительное восприятие, восприятие формы, внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
4 | 1 | Игра «Чья тень?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, воображение. | Картинка, цветные карандаши. | |
2 | Игра «Какое у кошек настроение?» | Развивать внимание, память, воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
3 | Игра «Что перепутал художник?» | Развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение. | Картинка, цветные карандаши. | ||
4 | Игра «Кто где живет?» | Закрепить знания о животных, птицах, рыбах, развивать зрительное внимание, память, мышление. | Карточки с картинками жилищ и животных, птиц, рыб. | ||
5 | Лабиринт «Поиграй с медвежонком», «Куда спешит ежик?» | Развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, логику и воображение. | Лабиринт, простой карандаш. |
Перспективы развития:
На следующий год я планирую продолжать работу по данному направлению. И в связи с тем, что в наших группах появились дети с другими диагнозами, обучающиеся у нас инклюзивно, я планирую включить их в данную систему работы. Поэтому мною были разработаны методические рекомендации для воспитателей, родителей и специалистов по формированию психических процессов у детей 3-5л с ЗПР на следующий год:
-перед выполнением задания у детей необходимо сформировать положительное эмоциональное отношение к деятельности.
-перед выполнением задания необходимо провести пальчиковую гимнастику и дидактические игры для активизации внимания.
- при выполнении заданий необходимо следить за тем, чтобы дети соблюдали правильную позу, сидя за столами, положение рук, правильный захват карандаша.
-при выполнении задания необходимо следить за правильным движением руки, кисти и пальцев.
-длительность дидактического упражнения не должна превышать 4-5 минут.
-после выполнения дидактического упражнения необходимо провести физминутку, дыхательную гимнастику и релаксационное упражнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие психических процессов детей дошкольного возраста
программа расчитана на детей 6-7 лет на развитие памяти, мышления, внимания, снятие гиперактивности...
Программа по развитию психических процессов «Развивай-ка» для детей младшего дошкольного возраста
На четвертом году жизни в число главных направлений психического развития, требующих внимания и психологического воздействия, входят: дальнейшее развитие продуктивного целеполагания; становления образ...
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 5-6л с ЗПР
Психокоррекционная программа по формированию психических процессову детей 5-6л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом для психомоторного и психического развития детей...
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПР
Психокоррекционная программа по формированию психических процессов у детей 6-7л с ЗПРПояснительная запискаДошкольный возраст является важнейшим периодом...
«Особенности работы по формированию психических процессов с детьми с задержкой психического развития»
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в д...
Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...
«Формирование психических процессов у детей с нарушением речи»
Анализ теоретических основ обучения детей с нормальным и отклоняющимся развитием позволяет сделать вывод о том, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с псих...