СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Романова Татьяна Михайловна

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. При этом необходимо учитывать тот факт, что преимущественное внимание специалистов дошкольных учреждений к решению задач коррекции речевых нарушений может нанести ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания детей. Личностно-ориентированная модель образования высветила недостаточно разработанные, в науках о человеке, вопросы общения у детей с нарушениями речи, а именно влияние взрослого на формирование возрастных норм общения, на переход к высшим ее формам. Это и послужило актуальностью выбранной темы исследования. 

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izuchenie_form_obshcheniya.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Романова Татьяна Михайловна

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.

        В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. При этом необходимо учитывать тот факт, что преимущественное внимание специалистов дошкольных учреждений к решению задач коррекции речевых нарушений может нанести ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания детей.

        Так, при проведении анализа успеваемости выпускников логопедических групп, наряду с познавательной активностью, достаточным уровнем речевого развития (фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический компонент), педагогами начальной школы был отмечен низкий уровень потребности детей в общении со взрослыми, их низкая социальная активность. Нуждаясь в заботе и внимании, дети не умели вести себя так, чтобы с ними обращались в соответствии с этой потребностью.

        Известно, что потребность людей в совместной деятельности приводит к необходимости  общаться. Общение выступает как органическая часть деятельности. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными в науке объясняется социальной природой человека. Общение является важным фактором и неотъемлемым условием нормального развития человека.

        Психическое развитие ребенка с рождения определяется социальными закономерностями и главным условием психического развития ребёнка является общение со взрослым (Л.С. Выготский).

        Личностно-ориентированная модель образования высветила недостаточно разработанные, в науках о человеке, вопросы общения у детей с нарушениями речи, а именно влияние взрослого на формирование возрастных норм общения, на переход к высшим ее формам. Это и послужило актуальностью выбранной темы исследования.  

        

Для того чтобы понять влияние взрослого на развитие процесса общения у ребенка, мы провели анализ психологической и социальной литературы по проблемам формирования процесса общения. Изучили особенности и последовательность возникновения форм общения со взрослыми у детей дошкольного возраста.

        Ситуативно-личностная форма (от рождения до 3 лет, приблизительно). Отношения младенца с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его органические потребности. Внимание и доброжелательность взрослого вызывают у детей радостные переживания, а положительные переживания повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его жизненные функции. Значение этой формы общения в том, что она помогает ребенку в адаптации к условиям существования посредством взрослых людей.

        Следующая в онтогенезе форма общения – ситуативно-деловая (от 6 месяцев до 3 лет, приблизительно). Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, а общение лишь помогает и обслуживает ведущую деятельность. Ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве взрослого, ему требуется соучастие взрослого и одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сохраняется потребность детей в доброжелательности и внимании, но ведущим мотивом становится деловой. Значение этой формы общения в том, что она приводит к дальнейшему развитию и  качественному преобразованию предметной деятельности детей в игровую; к возникновению и развитию речи.

        Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет, приблизительно). Основное средство этой формы общения – речевые операции, которые позволяют детям выйти за пределы ограниченной ситуации в многогранный окружающий мир. Дети не только используют слово, но и превращают его в объект изучения. Взрослый для ребенка – эрудит, способный разрешить проблемы детей, обеспечить необходимой информацией. Познавательное общение тесно переплетается с игрой – главным видом деятельности  ребенка. В игре дети пытаются отразить внешние аспекты деятельности взрослых, обыгрывают житейские ситуации, используют предметы-заместители. Значение этой формы общения состоит в том, что она помогает детям расширить рамки окружающего мира, приоткрыть взаимосвязь явлений. В этой форме общения мышление получает опору и стимул для дальнейшего развития.

        Внеситуативно-личностная форма общения (время возникновения 6-7 лет). Это высшая для дошкольников форма общения со взрослыми и она служит целям познания социального, а не предметного мира. Живое значение приобретают для ребенка такие детали жизни взрослого, которые позволяют воссоздать в подробностях полный образ человека. Ребенка интересуют социальные взаимоотношения: моральные качества, нормы, профессиональная и личная жизнь взрослых. Для этой формы общения характерно не просто стремление детей к доброжелательности и вниманию взрослого, а к взаимопониманию и сопереживанию с ним. Значение внеситуативно-личностной формы общения в том, что, познавая мир взаимоотношений между людьми, дети учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать контакты.

        Последовательность появления форм общения в онтогенезе неизменна, но связь с возрастом не имеет строгого характера. Постепенно, к концу дошкольного возраста уменьшается количество детей с ситуативно-деловой формой общения и увеличивается доля детей с внеситуативно-личностной формой. Появление высших (внеситуативных) форм не ведет к исчезновению низших (ситуативных).

        Мы предположили, что в силу субъективных и объективных причин, у детей с ОНР ведущие потребности, мотивы и средства общения находятся на более низком уровне развития на протяжении всего дошкольного детства.

        Взяв за основу методику М.И. Лисиной, на базе МДОУ №14 комбинированного вида п.г.т. Росляково, нами был проведен эксперимент, направленный на определение доминирующей формы общения со взрослыми у дошкольников с ОНР.

        В целях достижения результата была поставлена следующая задача: выявить специфику форм общения со взрослыми детей 6-7 лет, посещающих группу для детей с ОНР; выявить уровень развития форм общения со взрослыми детей 6-7 лет, посещающих массовую группу ДОУ, согласно возрастным нормам.

        Поставленная задача предполагала следующие виды работы: диагностика преобладающей формы общения со взрослыми у двух групп детей, воспитанников логопедической группы (10 человек) и воспитанников массовой группы (10 человек), выступающих в качестве контрольной группы; анализ полученных данных; подведение итогов эксперимента.

        Для достижения поставленной задачи, были соблюдены следующие условия: индивидуальная работа с каждым ребенком, участником эксперимента; применение заранее подобранных материалов (книга, игра, список вопросов); оформление протоколов.

        Экспериментатор работал с каждым ребенком отдельно, предлагая ему на выбор – поиграть, почитать или поговорить. После выбора вида деятельности, ребенок выполнял ее. Затем, предлагались два оставшихся вида деятельности, так же на выбор ребенка. Таким образом, ребенок оказывался в каждой из трех опытных ситуациях. Фиксировалось время выполнения ребенком каждого из видов деятельности. Длительность всего эксперимента не превышала 15 минут.

        В протоколе (см. приложение) фиксировался основной объект внимания ребенка в первую минуту опыта, порядок выбора ситуации, уровень комфортности ребенка во время опыта, фиксировались особенности его речевых высказываний и время длительности каждой ситуации. Для обработки результатов исследования в таблицу протокола ставились баллы.

        Обработка результатов исследования проводилась по пяти показателям.

  1. Порядок выбора ситуации. Если ребенок отдавал предпочтение игре, то присваивался 1 балл; если чтению – 2 балла; если беседе – 3 балла.
  2. Основной объект внимания ребенка в первую минуту исследования. Игра – 1 балл, книга – 2 балла, экспериментатор – 3 балла.
  3. Уровень комфортности ребенка – поведение, интерес к деятельности, эмоциональная вовлеченность. Эти показатели также оценивались по трех бальной шкале.
  4. Четвертый показатель вычислялся путем количественной обработки особенностей речевых высказываний, с учетом их числа, темы, уровня информативности, развернутости.
  5. Длительность каждой ситуации.

Обработка результатов велась путем суммирования. Вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка со взрослым в каждой ситуации. Затем выводился общий результат по всем трем ситуациям. Таким образом, каждый ребенок получал три результата соответственно. По количеству баллов выявлялась преобладающая у ребенка форма общения.

При проведении эксперимента использовались вопросы личного характера, которые варьировались в зависимости от конкретной ситуации. (Как у тебя дела? Что ты сегодня делал? С кем ты дружишь? Что ты больше всего любишь делать? У тебя сегодня хорошее настроение?)

Книжка с картинками (рассказ С. Афонькина «Как побороть страх»). Игра или игрушка, требующая практического  действия («Звуковые пластинки»).

        В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты:

Формы общения

Группа детей с ОНР

Массовая группа

Ситуативно-деловая

60%

10%

Внеситуативно-познавательная

30%

40%

Внеситуативно-личностная  

10%

50%

        

Результаты эксперимента показали, что у детей с ОНР, преобладающей формой общения со взрослыми является ситуативно-деловая, что характерно для детей раннего дошкольного возраста (от 6 месяцев до 3 лет). В возрасте 6-7 лет, у детей должны быть сформированы внеситуативные формы общения. Это положение подтверждается данными в психологической литературе и нашим исследованием дошкольников 6-7 лет, посещающих массовую группу ДОУ.

Активный поиск новых вариативных моделей организации помощи детям с нарушениями речи, их экспериментальная апробация позволяет совершенствовать традиционные формы и содержание коррекционной работы в целом.

         Считаем необходимым, уделить особое внимание формированию у детей с нарушениями речи потребности в социальных контактах и развитию навыков эффективного общения с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками).

          Исходя из вышесказанного, нами были определены следующие задачи:

  • воспитывать у детей интерес к окружающим людям, развивать потребность в общении;
  • развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, с ориентацией на метод сопереживания;
  • формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, пантомимика), средствами человеческого общения;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • обучать детей речевым средствам общения.

Для реализации поставленных задач, используя материалы Л.М. Щипициной, Р.В. Овчаровой, Т.А. Ниловой и Л.Е. Белоусовой, мы разработали перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие ребенка, как субъекта общения (см. приложение).

Представленные игры, упражнения, этюды и беседы, можно проводить, как в рамках занятий, так и при организации различных видов деятельности детей. Помимо обучения дошкольников навыкам общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми), все задания направлены на выработку у детей положительных черт характера, определяющих лучшее взаимопонимание в процессе общения. Способствуют развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций), совершенствуют монологическую и диалогическую формы речи. Задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).  

Систематическая коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование личности ребенка, как субъекта общения, помимо всестороннего развития детей, должна убедить их в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства, действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.
  2. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата, 1989.
  3. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Под ред. Е.О. Смирновой. – М., 2001.
  4. Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., Тананенко И.И. Личностное развитие дошкольников на этапе кризиса 7 лет. //Вопросы психологии. – 1999.
  5. Л.М. Щипицына, Р.В. Овчарова Азбука общения /Изд. «Детство-пресс», 1998г.
  6. Л.Е. Белоусова Удивительные истории / Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000г.

Приложение

                                      ПРОТОКОЛ № 5

Исследование преобладающей формы общения дошкольника

 со   взрослыми.                                                                          /М.И.Лисина/

Анисимов Егор, 6 лет                          МДОУ № 14, массовая группа

Дата: 15.09.09                                       Время: 15 ч. 40 мин. – 15 ч. 55 мин.

           Вопросы

            Ответы ребенка

Егор, посмотри, у меня на столе игра и книга. Ты выбери сам, мы поиграем, почитаем или поговорим?

Давайте поговорим, а про что? /улыбается, смущен/

Расскажи мне, как у тебя дела?

Так, все хорошо. Мне новый рюкзак купили и карандаши /смущен/.

Егор, у тебя есть друзья?

/оживляется/

Ну да, Слава из группы и Жора. Он у нас в доме живет, у него папа богатый. Он ему компьютер купил.

Ты тоже хочешь компьютер?

Конечно, там игры как мультики? А у Вас есть дома?

Да. А ты, кроме компьютера, во что любишь играть?

Я уже мало играю. Мне в школу скоро. Иногда только в машины. А вы учительница, да? /улыбается/

Нет, Егор. Слушай, мы с тобой хорошо поболтали. Но теперь надо выбрать, будем мы дальше играть или читать.

Давайте играть. А как?

Видишь, рисунки на пластинке, а стрелку надо поставить на букву, с которой это слово начинается. Смотри, вот «рыба». На какую букву надо поставить стрелку?

На эту /переводит на «р»/.

Молодец, Егор, а как эта буква называется?

/произносит громко звук «р»/

А теперь это слово / лошадь/.

Что-то не хочу больше угадывать.

/морщится/

Не хочешь? Хорошо, давай читать.

Не хочу, /ерзает/ а,  про что?

Мы почитаем и ты узнаешь.

Нет. Мне про «хоббита» нравится. А так, я не люблю.

Ну, хорошо, иди играй.

Ага, я еще потом приду.

                         

           

               

                     Оценка результатов в баллах. / Анисимов Егор /

Ситуативно-деловая форма общения

Внеситуативно-познавательная форма общения

Внеситуативно-личностная форма общения

Игра                    

Чтение

Беседа

Выбор деятельности в первые минуты эксперимента

         0

   

    0

       

 3

Объект внимания ребенка в первые минуты эксперимента

          0

         0

         3

Уровень комфортности ребенка

          3

         2              

          3

Развернутость речевых высказываний

          1

          3                

          3

Длительность опыта

          6

           

          0            

          8

    Итого

         10

           

           5

          20

   Преобладающей является внеситуативно-личностная форма общения.

                                               ПРОТОКОЛ № 9

Исследование преобладающей формы общения дошкольника                              со взрослыми.                                                                               /М.И. Лисина/

Лагерная Ангелина /6 лет/      МДОУ № 14, логопедическая группа

Дата: 18.09.09.                          Время: 16ч.00 мин. – 16ч.15 мин.

Вопросы экспериментатора

Ответы ребенка

Ангелина, посмотри, у меня на столе игра и книга с рассказом. Ты выбери сама, что мы с тобой будем делать: играть, читать или просто поболтаем?

  /молчит, смущена/

Ангелина, ты совсем ничего не хочешь? Ты ведь можешь выбрать что угодно.

 

/молча, указывает рукой на игру/    

Вот видишь, тебе понравилась игра. Ну что, давай поиграем?

   /молча, кивает головой/

Ну, смотри, все очень просто. Видишь рисунки на пластинке? А стрелку надо поставить на букву, с которой изображенное слово начинается. Ну-ка, выбери любую картинку.

/указывает на изображение кошки/

Хорошо, Геля. А кто это?

                Кошка

      А с какой буквы у нас начинается слово кошка?

С этой, /указывает рукой на «к», переводит стрелку/.

Молодец, Геля. Ты, наверное, знаешь все буквы. Еще попробуем?

  /молча, показывает пальцем на следующее изображение – «арбуз» и переводит стрелку на букву «а», отворачивается, держит игру на коленях, в течение трех минут играет одна, шепотом проговаривает слова и буквы/

Геля, может, почитаем книжку, или просто поболтаем, а то мне скучно. Что будем делать?

 /не отрываясь от игры, просит – «почитайте»/

/начинаю читать рассказ С.Афонькина «Как побороть страх»/

 /слушает, вертит игру в руках/

Ну, как, понравился тебе рассказ?

  /кивает, в знак согласия/

Ты,  наверное, и так, ничего не боишься?  

  /кивает/

А может, все-таки чего ни будь, опасаешься?/стараюсь эмоционально расположить ребенка к беседе/

Нет, /улыбается/. Можно, я ее с собой заберу? /показывает на игру/

Хорошо, возьми. Расскажи мне, с кем ты будешь играть,

С Настей  /улыбается,

уходит/.

                 

                    Оценка результатов в баллах. /Лагерная Ангелина/

Ситуативно-деловая форма общения

Внеситуативно-познавательная форма общения

 Внеситуативно-личностная форма общения

Игра                    

Чтение

Беседа

Выбор деятельности в первые минуты эксперимента

3

       0

        0

Объект внимания ребенка в первые минуты эксперимента

          3

         0

         0

Уровень комфортности ребенка

          3

         2              

          1

Развернутость речевых  высказываний

          1

          1                

          0

Длительность опыта

          12

           

          2            

          0

    Итого

           22

         

           

           5

           1

 Преобладающей является ситуативно-деловая форма общения.

Таблица результатов исследования

Дети с ОНР

Формы общения

Дети массовой группы

Формы общения

Сергеев Миша

Ситуативно-деловая

Прокопенко Соня

Внеситуативно-познавательная

Жуков Саша

Ситуативно-деловая

Рязанова Маша

Внеситуативно-личностная

Сироткина Анита

Ситуативно-деловая

Трофимов Егор

Внеситуативно-личностная

Анциферов Дима

Ситуативно-деловая

Петкова Наташа

Внеситуативно-познавательная

Чистяков Алеша

Внеситуативно-познавательная

Анисимов Егор

Внеситуативно-личностная

Чистяков Кирилл

Внеситуативно-познавательная

Гафина Даша

Ситуативно-деловая

Думитрашко Настя

Внеситуативно-личностная

Завьялова Катя

Внеситуативно-личностная

Воробьев Илья

Ситуативно-деловая

Фомичова Аня

Внеситуативно-личностная

Лагерная Ангелина

Ситуативно-деловая

Иваненко Георгий

Внеситуативно-познавательная

Ануфриев Максим

Внеситуативно-познавательная

Иванов Слава

Внеситуативно-познавательная


«Развитие ребенка как субъекта общения»

Перспективное планирование (старший дошкольный возраст)

1 квартал

2 квартал

3 квартал

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1 неделя

Этюд «Улыбка» (Удивительные истории)

Д/и

«Что есть у игрушки?» (Азбука общения)

Упр.

«Кто я?» (Азбука общения)

Беседа

«Семейное фото» (Азбука общения)

Игра

«Чудесные вещи. Автомобиль для папы» 

(Удивительные истории)

Игра

«Чудесные вещи. Робот для мамы»

(Удивительные истории)

Чтение и обсуждение рассказа

 Б.Рисича «Иностранец»

(Азбука общения)

Этюд

«Гномики на озере» (Азбука общения)

2 неделя

Этюд

«Мое настроение» (Удивительные истории)

Упр.

«Спиной друг к другу» (Азбука общения)

Игра

«Ты спроси, а я отвечу» 

(по теме дом. животные)

Игра

«Кто кем был?» (Удивительные истории)

Игра

«Ты спроси, а я отвечу» 

(по теме продукты)

Игра

«Что изменилось?» 

(папин портрет)

Игра

«Что было бы…» (Удивительные истории)

Упр.

«Что не так?»

(Азбука общения)

Беседа

«Дурные привычки» (Азбука общения

3 неделя

Этюд

«Божья коровка» (Удивительные истории)

Экскурсия в овощной магазин (общение с продавцом)

Упр.

«Что не так?»

 (Азбука общения)

Этюд

«Что такое счастье?» (Удивительные истории)

Экскурсия на почту (общение с работником почты)

Этюд

«Теплые слова» (Азбука общения)

Упр.

«Обезьянка»

(Азбука общения)

Игра

«Чудесные вещи. Подводная лодка»

(Удивительные истории)

Игра

«Ты спроси, а я отвечу»

(по теме скоро в школу)

4 неделя

Д/и

«Мой портрет» (Азбука общения)

Беседа

«Как тебя называют?» (Азбука общения)

Мини-конкурс

«Модница» (Азбука общения)

Беседа

«Мы мечтаем» (подарки от Деда Мороза)

Тв. игра «Что делал сначала, что будет делать потом»

 (по теме профессии)

Игра

«Ты спроси, а я отвечу»

(по теме животные хол. стран)

Игра

«Ты спроси, а я отвечу»

(по теме: мой поселок)

Беседа

«Моя мечта» (Азбука общения)

Беседа

«Как вести себя во время разговора» (Азбука общения)


ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА: «ТЫ СПРОСИ, А Я ОТВЕЧУ»

Цели: формировать познавательную активность;

           воспитывать навыки эффективного общения со взрослыми;

           совершенствовать диалогическую форму речи;

           развивать коммуникативные навыки.

Описание.

В зависимости от лексической темы, или события, педагог выбирает любую предметную картинку. (Например: тема «Животные жарких стран – картинка «верблюд»; праздник Новый Год – картинка «Дед Мороз»). Картинку педагог прикрепляет на свою одежду, или на любое место, в зоне видимости детей. Детям предлагается, в течение дня, задавать любые вопросы педагогу об этом предмете, или объекте. Задача педагога, внимательно выслушать вопрос ребенка и ответить на него.  

____________________________________________________________

ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА: «ЧТО ДЕЛАЛ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»

Цели: формировать интерес к повседневной деятельности

           сверстников и взрослых людей;

           формировать представление о настоящем, прошедшем

           и будущем времени;

           развивать связную речь (активизация глагольного словаря);

           развивать творческое воображение.

Описание.

Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека (взрослого, или ребенка), выполняющего какое – либо действие. Например: мальчик рисует, врач слушает пациента; почтальон разносит почту; инспектор ДПС стоит на перекрестке; девочка спешит на автобусную остановку и пр. Дети должны рассказать, что делает человек на картинке, а затем придумать свою версию того, чем занимался человек до этого, и что будет делать потом. Педагог поощряет самые интересные предположения, следит за правильностью оформления высказываний детей.

    ____________________________________________________________      

           

           


 

                                                                                                                                                                                               Учитель-логопед МДОУ д/с № 14  Романова Т.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...

Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми  в...

Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...

Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий

Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...