СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
опыты и эксперименты по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. При этом необходимо учитывать тот факт, что преимущественное внимание специалистов дошкольных учреждений к решению задач коррекции речевых нарушений может нанести ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания детей. Личностно-ориентированная модель образования высветила недостаточно разработанные, в науках о человеке, вопросы общения у детей с нарушениями речи, а именно влияние взрослого на формирование возрастных норм общения, на переход к высшим ее формам. Это и послужило актуальностью выбранной темы исследования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_form_obshcheniya.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
Романова Татьяна Михайловна
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОРМ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный словарный запас, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения комбинированного вида играют важную роль в развитии, обучении и воспитании детей с ОНР, в коррекции первичных и вторичных нарушений, в подготовке к школьному обучению. При этом необходимо учитывать тот факт, что преимущественное внимание специалистов дошкольных учреждений к решению задач коррекции речевых нарушений может нанести ущерб задачам индивидуально-личностного развития и воспитания детей.
Так, при проведении анализа успеваемости выпускников логопедических групп, наряду с познавательной активностью, достаточным уровнем речевого развития (фонетико-фонематические процессы, лексико-грамматический компонент), педагогами начальной школы был отмечен низкий уровень потребности детей в общении со взрослыми, их низкая социальная активность. Нуждаясь в заботе и внимании, дети не умели вести себя так, чтобы с ними обращались в соответствии с этой потребностью.
Известно, что потребность людей в совместной деятельности приводит к необходимости общаться. Общение выступает как органическая часть деятельности. Во всех видах деятельности общение обеспечивает ее планирование и контроль. Потребность во взаимодействии с себе подобными в науке объясняется социальной природой человека. Общение является важным фактором и неотъемлемым условием нормального развития человека.
Психическое развитие ребенка с рождения определяется социальными закономерностями и главным условием психического развития ребёнка является общение со взрослым (Л.С. Выготский).
Личностно-ориентированная модель образования высветила недостаточно разработанные, в науках о человеке, вопросы общения у детей с нарушениями речи, а именно влияние взрослого на формирование возрастных норм общения, на переход к высшим ее формам. Это и послужило актуальностью выбранной темы исследования.
Для того чтобы понять влияние взрослого на развитие процесса общения у ребенка, мы провели анализ психологической и социальной литературы по проблемам формирования процесса общения. Изучили особенности и последовательность возникновения форм общения со взрослыми у детей дошкольного возраста.
Ситуативно-личностная форма (от рождения до 3 лет, приблизительно). Отношения младенца с окружающим миром опосредованы взаимоотношениями с близкими взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворяют его органические потребности. Внимание и доброжелательность взрослого вызывают у детей радостные переживания, а положительные переживания повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его жизненные функции. Значение этой формы общения в том, что она помогает ребенку в адаптации к условиям существования посредством взрослых людей.
Следующая в онтогенезе форма общения – ситуативно-деловая (от 6 месяцев до 3 лет, приблизительно). Ведущей становится предметно-манипулятивная деятельность, а общение лишь помогает и обслуживает ведущую деятельность. Ребенок начинает испытывать потребность в сотрудничестве взрослого, ему требуется соучастие взрослого и одновременная практическая деятельность рядом с ним. Сохраняется потребность детей в доброжелательности и внимании, но ведущим мотивом становится деловой. Значение этой формы общения в том, что она приводит к дальнейшему развитию и качественному преобразованию предметной деятельности детей в игровую; к возникновению и развитию речи.
Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет, приблизительно). Основное средство этой формы общения – речевые операции, которые позволяют детям выйти за пределы ограниченной ситуации в многогранный окружающий мир. Дети не только используют слово, но и превращают его в объект изучения. Взрослый для ребенка – эрудит, способный разрешить проблемы детей, обеспечить необходимой информацией. Познавательное общение тесно переплетается с игрой – главным видом деятельности ребенка. В игре дети пытаются отразить внешние аспекты деятельности взрослых, обыгрывают житейские ситуации, используют предметы-заместители. Значение этой формы общения состоит в том, что она помогает детям расширить рамки окружающего мира, приоткрыть взаимосвязь явлений. В этой форме общения мышление получает опору и стимул для дальнейшего развития.
Внеситуативно-личностная форма общения (время возникновения 6-7 лет). Это высшая для дошкольников форма общения со взрослыми и она служит целям познания социального, а не предметного мира. Живое значение приобретают для ребенка такие детали жизни взрослого, которые позволяют воссоздать в подробностях полный образ человека. Ребенка интересуют социальные взаимоотношения: моральные качества, нормы, профессиональная и личная жизнь взрослых. Для этой формы общения характерно не просто стремление детей к доброжелательности и вниманию взрослого, а к взаимопониманию и сопереживанию с ним. Значение внеситуативно-личностной формы общения в том, что, познавая мир взаимоотношений между людьми, дети учатся ориентироваться в социальной сфере, устанавливать контакты.
Последовательность появления форм общения в онтогенезе неизменна, но связь с возрастом не имеет строгого характера. Постепенно, к концу дошкольного возраста уменьшается количество детей с ситуативно-деловой формой общения и увеличивается доля детей с внеситуативно-личностной формой. Появление высших (внеситуативных) форм не ведет к исчезновению низших (ситуативных).
Мы предположили, что в силу субъективных и объективных причин, у детей с ОНР ведущие потребности, мотивы и средства общения находятся на более низком уровне развития на протяжении всего дошкольного детства.
Взяв за основу методику М.И. Лисиной, на базе МДОУ №14 комбинированного вида п.г.т. Росляково, нами был проведен эксперимент, направленный на определение доминирующей формы общения со взрослыми у дошкольников с ОНР.
В целях достижения результата была поставлена следующая задача: выявить специфику форм общения со взрослыми детей 6-7 лет, посещающих группу для детей с ОНР; выявить уровень развития форм общения со взрослыми детей 6-7 лет, посещающих массовую группу ДОУ, согласно возрастным нормам.
Поставленная задача предполагала следующие виды работы: диагностика преобладающей формы общения со взрослыми у двух групп детей, воспитанников логопедической группы (10 человек) и воспитанников массовой группы (10 человек), выступающих в качестве контрольной группы; анализ полученных данных; подведение итогов эксперимента.
Для достижения поставленной задачи, были соблюдены следующие условия: индивидуальная работа с каждым ребенком, участником эксперимента; применение заранее подобранных материалов (книга, игра, список вопросов); оформление протоколов.
Экспериментатор работал с каждым ребенком отдельно, предлагая ему на выбор – поиграть, почитать или поговорить. После выбора вида деятельности, ребенок выполнял ее. Затем, предлагались два оставшихся вида деятельности, так же на выбор ребенка. Таким образом, ребенок оказывался в каждой из трех опытных ситуациях. Фиксировалось время выполнения ребенком каждого из видов деятельности. Длительность всего эксперимента не превышала 15 минут.
В протоколе (см. приложение) фиксировался основной объект внимания ребенка в первую минуту опыта, порядок выбора ситуации, уровень комфортности ребенка во время опыта, фиксировались особенности его речевых высказываний и время длительности каждой ситуации. Для обработки результатов исследования в таблицу протокола ставились баллы.
Обработка результатов исследования проводилась по пяти показателям.
- Порядок выбора ситуации. Если ребенок отдавал предпочтение игре, то присваивался 1 балл; если чтению – 2 балла; если беседе – 3 балла.
- Основной объект внимания ребенка в первую минуту исследования. Игра – 1 балл, книга – 2 балла, экспериментатор – 3 балла.
- Уровень комфортности ребенка – поведение, интерес к деятельности, эмоциональная вовлеченность. Эти показатели также оценивались по трех бальной шкале.
- Четвертый показатель вычислялся путем количественной обработки особенностей речевых высказываний, с учетом их числа, темы, уровня информативности, развернутости.
- Длительность каждой ситуации.
Обработка результатов велась путем суммирования. Вычислялось общее количество баллов, которое соответствовало определенному уровню общения ребенка со взрослым в каждой ситуации. Затем выводился общий результат по всем трем ситуациям. Таким образом, каждый ребенок получал три результата соответственно. По количеству баллов выявлялась преобладающая у ребенка форма общения.
При проведении эксперимента использовались вопросы личного характера, которые варьировались в зависимости от конкретной ситуации. (Как у тебя дела? Что ты сегодня делал? С кем ты дружишь? Что ты больше всего любишь делать? У тебя сегодня хорошее настроение?)
Книжка с картинками (рассказ С. Афонькина «Как побороть страх»). Игра или игрушка, требующая практического действия («Звуковые пластинки»).
В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты:
Формы общения | Группа детей с ОНР | Массовая группа |
Ситуативно-деловая | 60% | 10% |
Внеситуативно-познавательная | 30% | 40% |
Внеситуативно-личностная | 10% | 50% |
Результаты эксперимента показали, что у детей с ОНР, преобладающей формой общения со взрослыми является ситуативно-деловая, что характерно для детей раннего дошкольного возраста (от 6 месяцев до 3 лет). В возрасте 6-7 лет, у детей должны быть сформированы внеситуативные формы общения. Это положение подтверждается данными в психологической литературе и нашим исследованием дошкольников 6-7 лет, посещающих массовую группу ДОУ.
Активный поиск новых вариативных моделей организации помощи детям с нарушениями речи, их экспериментальная апробация позволяет совершенствовать традиционные формы и содержание коррекционной работы в целом.
Считаем необходимым, уделить особое внимание формированию у детей с нарушениями речи потребности в социальных контактах и развитию навыков эффективного общения с окружающими людьми (педагогами, родителями, сверстниками).
Исходя из вышесказанного, нами были определены следующие задачи:
- воспитывать у детей интерес к окружающим людям, развивать потребность в общении;
- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми, с ориентацией на метод сопереживания;
- формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимика, жесты, пантомимика), средствами человеческого общения;
- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
- обучать детей речевым средствам общения.
Для реализации поставленных задач, используя материалы Л.М. Щипициной, Р.В. Овчаровой, Т.А. Ниловой и Л.Е. Белоусовой, мы разработали перспективное планирование коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие ребенка, как субъекта общения (см. приложение).
Представленные игры, упражнения, этюды и беседы, можно проводить, как в рамках занятий, так и при организации различных видов деятельности детей. Помимо обучения дошкольников навыкам общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми), все задания направлены на выработку у детей положительных черт характера, определяющих лучшее взаимопонимание в процессе общения. Способствуют развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций), совершенствуют монологическую и диалогическую формы речи. Задания рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Систематическая коррекционно-развивающая работа, направленная на формирование личности ребенка, как субъекта общения, помимо всестороннего развития детей, должна убедить их в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства, действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение – являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.
ЛИТЕРАТУРА.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.
- Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. – Алма-Ата, 1989.
- Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет./ Под ред. Е.О. Смирновой. – М., 2001.
- Ермолаева Т.В., Мещерякова С.Ю., Тананенко И.И. Личностное развитие дошкольников на этапе кризиса 7 лет. //Вопросы психологии. – 1999.
- Л.М. Щипицына, Р.В. Овчарова Азбука общения /Изд. «Детство-пресс», 1998г.
- Л.Е. Белоусова Удивительные истории / Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2000г.
Приложение
ПРОТОКОЛ № 5
Исследование преобладающей формы общения дошкольника
со взрослыми. /М.И.Лисина/
Анисимов Егор, 6 лет МДОУ № 14, массовая группа
Дата: 15.09.09 Время: 15 ч. 40 мин. – 15 ч. 55 мин.
Вопросы | Ответы ребенка |
Егор, посмотри, у меня на столе игра и книга. Ты выбери сам, мы поиграем, почитаем или поговорим? | Давайте поговорим, а про что? /улыбается, смущен/ |
Расскажи мне, как у тебя дела? | Так, все хорошо. Мне новый рюкзак купили и карандаши /смущен/. |
Егор, у тебя есть друзья? | /оживляется/ Ну да, Слава из группы и Жора. Он у нас в доме живет, у него папа богатый. Он ему компьютер купил. |
Ты тоже хочешь компьютер? | Конечно, там игры как мультики? А у Вас есть дома? |
Да. А ты, кроме компьютера, во что любишь играть? | Я уже мало играю. Мне в школу скоро. Иногда только в машины. А вы учительница, да? /улыбается/ |
Нет, Егор. Слушай, мы с тобой хорошо поболтали. Но теперь надо выбрать, будем мы дальше играть или читать. | Давайте играть. А как? |
Видишь, рисунки на пластинке, а стрелку надо поставить на букву, с которой это слово начинается. Смотри, вот «рыба». На какую букву надо поставить стрелку? | На эту /переводит на «р»/. |
Молодец, Егор, а как эта буква называется? | /произносит громко звук «р»/ |
А теперь это слово / лошадь/. | Что-то не хочу больше угадывать. /морщится/ |
Не хочешь? Хорошо, давай читать. | Не хочу, /ерзает/ а, про что? |
Мы почитаем и ты узнаешь. | Нет. Мне про «хоббита» нравится. А так, я не люблю. |
Ну, хорошо, иди играй. | Ага, я еще потом приду. |
Оценка результатов в баллах. / Анисимов Егор /
Ситуативно-деловая форма общения | Внеситуативно-познавательная форма общения | Внеситуативно-личностная форма общения | |
Игра | Чтение | Беседа | |
Выбор деятельности в первые минуты эксперимента | 0 |
0 |
3 |
Объект внимания ребенка в первые минуты эксперимента | 0 | 0 | 3 |
Уровень комфортности ребенка | 3 | 2 | 3 |
Развернутость речевых высказываний | 1 | 3 | 3 |
Длительность опыта | 6
| 0 | 8 |
Итого | 10
| 5 | 20 |
Преобладающей является внеситуативно-личностная форма общения.
ПРОТОКОЛ № 9
Исследование преобладающей формы общения дошкольника со взрослыми. /М.И. Лисина/
Лагерная Ангелина /6 лет/ МДОУ № 14, логопедическая группа
Дата: 18.09.09. Время: 16ч.00 мин. – 16ч.15 мин.
Вопросы экспериментатора | Ответы ребенка |
Ангелина, посмотри, у меня на столе игра и книга с рассказом. Ты выбери сама, что мы с тобой будем делать: играть, читать или просто поболтаем? | /молчит, смущена/ |
Ангелина, ты совсем ничего не хочешь? Ты ведь можешь выбрать что угодно. |
/молча, указывает рукой на игру/ |
Вот видишь, тебе понравилась игра. Ну что, давай поиграем? | /молча, кивает головой/ |
Ну, смотри, все очень просто. Видишь рисунки на пластинке? А стрелку надо поставить на букву, с которой изображенное слово начинается. Ну-ка, выбери любую картинку. | /указывает на изображение кошки/ |
Хорошо, Геля. А кто это? | Кошка |
А с какой буквы у нас начинается слово кошка? | С этой, /указывает рукой на «к», переводит стрелку/. |
Молодец, Геля. Ты, наверное, знаешь все буквы. Еще попробуем? | /молча, показывает пальцем на следующее изображение – «арбуз» и переводит стрелку на букву «а», отворачивается, держит игру на коленях, в течение трех минут играет одна, шепотом проговаривает слова и буквы/ |
Геля, может, почитаем книжку, или просто поболтаем, а то мне скучно. Что будем делать? | /не отрываясь от игры, просит – «почитайте»/ |
/начинаю читать рассказ С.Афонькина «Как побороть страх»/ | /слушает, вертит игру в руках/ |
Ну, как, понравился тебе рассказ? | /кивает, в знак согласия/ |
Ты, наверное, и так, ничего не боишься? | /кивает/ |
А может, все-таки чего ни будь, опасаешься?/стараюсь эмоционально расположить ребенка к беседе/ | Нет, /улыбается/. Можно, я ее с собой заберу? /показывает на игру/ |
Хорошо, возьми. Расскажи мне, с кем ты будешь играть, | С Настей /улыбается, уходит/. |
Оценка результатов в баллах. /Лагерная Ангелина/
Ситуативно-деловая форма общения | Внеситуативно-познавательная форма общения | Внеситуативно-личностная форма общения | |
Игра | Чтение | Беседа | |
Выбор деятельности в первые минуты эксперимента | 3 | 0 | 0 |
Объект внимания ребенка в первые минуты эксперимента | 3 | 0 | 0 |
Уровень комфортности ребенка | 3 | 2 | 1 |
Развернутость речевых высказываний | 1 | 1 | 0 |
Длительность опыта | 12
| 2 | 0 |
Итого | 22
| 5 | 1 |
Преобладающей является ситуативно-деловая форма общения.
Таблица результатов исследования
Дети с ОНР | Формы общения | Дети массовой группы | Формы общения |
Сергеев Миша | Ситуативно-деловая | Прокопенко Соня | Внеситуативно-познавательная |
Жуков Саша | Ситуативно-деловая | Рязанова Маша | Внеситуативно-личностная |
Сироткина Анита | Ситуативно-деловая | Трофимов Егор | Внеситуативно-личностная |
Анциферов Дима | Ситуативно-деловая | Петкова Наташа | Внеситуативно-познавательная |
Чистяков Алеша | Внеситуативно-познавательная | Анисимов Егор | Внеситуативно-личностная |
Чистяков Кирилл | Внеситуативно-познавательная | Гафина Даша | Ситуативно-деловая |
Думитрашко Настя | Внеситуативно-личностная | Завьялова Катя | Внеситуативно-личностная |
Воробьев Илья | Ситуативно-деловая | Фомичова Аня | Внеситуативно-личностная |
Лагерная Ангелина | Ситуативно-деловая | Иваненко Георгий | Внеситуативно-познавательная |
Ануфриев Максим | Внеситуативно-познавательная | Иванов Слава | Внеситуативно-познавательная |
«Развитие ребенка как субъекта общения»
Перспективное планирование (старший дошкольный возраст)
1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | |||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | |
1 неделя | Этюд «Улыбка» (Удивительные истории) | Д/и «Что есть у игрушки?» (Азбука общения) | Упр. «Кто я?» (Азбука общения) | Беседа «Семейное фото» (Азбука общения) | Игра «Чудесные вещи. Автомобиль для папы» (Удивительные истории) | Игра «Чудесные вещи. Робот для мамы» (Удивительные истории) | Чтение и обсуждение рассказа Б.Рисича «Иностранец» (Азбука общения) | Этюд «Гномики на озере» (Азбука общения) | |
2 неделя | Этюд «Мое настроение» (Удивительные истории) | Упр. «Спиной друг к другу» (Азбука общения) | Игра «Ты спроси, а я отвечу» (по теме дом. животные) | Игра «Кто кем был?» (Удивительные истории) | Игра «Ты спроси, а я отвечу» (по теме продукты) | Игра «Что изменилось?» (папин портрет) | Игра «Что было бы…» (Удивительные истории) | Упр. «Что не так?» (Азбука общения) | Беседа «Дурные привычки» (Азбука общения |
3 неделя | Этюд «Божья коровка» (Удивительные истории) | Экскурсия в овощной магазин (общение с продавцом) | Упр. «Что не так?» (Азбука общения) | Этюд «Что такое счастье?» (Удивительные истории) | Экскурсия на почту (общение с работником почты) | Этюд «Теплые слова» (Азбука общения) | Упр. «Обезьянка» (Азбука общения) | Игра «Чудесные вещи. Подводная лодка» (Удивительные истории) | Игра «Ты спроси, а я отвечу» (по теме скоро в школу) |
4 неделя | Д/и «Мой портрет» (Азбука общения) | Беседа «Как тебя называют?» (Азбука общения) | Мини-конкурс «Модница» (Азбука общения) | Беседа «Мы мечтаем» (подарки от Деда Мороза) | Тв. игра «Что делал сначала, что будет делать потом» (по теме профессии) | Игра «Ты спроси, а я отвечу» (по теме животные хол. стран) | Игра «Ты спроси, а я отвечу» (по теме: мой поселок) | Беседа «Моя мечта» (Азбука общения) | Беседа «Как вести себя во время разговора» (Азбука общения) |
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА: «ТЫ СПРОСИ, А Я ОТВЕЧУ»
Цели: формировать познавательную активность;
воспитывать навыки эффективного общения со взрослыми;
совершенствовать диалогическую форму речи;
развивать коммуникативные навыки.
Описание.
В зависимости от лексической темы, или события, педагог выбирает любую предметную картинку. (Например: тема «Животные жарких стран – картинка «верблюд»; праздник Новый Год – картинка «Дед Мороз»). Картинку педагог прикрепляет на свою одежду, или на любое место, в зоне видимости детей. Детям предлагается, в течение дня, задавать любые вопросы педагогу об этом предмете, или объекте. Задача педагога, внимательно выслушать вопрос ребенка и ответить на него.
____________________________________________________________
ТВОРЧЕСКАЯ ИГРА: «ЧТО ДЕЛАЛ, ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ»
Цели: формировать интерес к повседневной деятельности
сверстников и взрослых людей;
формировать представление о настоящем, прошедшем
и будущем времени;
развивать связную речь (активизация глагольного словаря);
развивать творческое воображение.
Описание.
Педагог предлагает детям рассмотреть картинку с изображением человека (взрослого, или ребенка), выполняющего какое – либо действие. Например: мальчик рисует, врач слушает пациента; почтальон разносит почту; инспектор ДПС стоит на перекрестке; девочка спешит на автобусную остановку и пр. Дети должны рассказать, что делает человек на картинке, а затем придумать свою версию того, чем занимался человек до этого, и что будет делать потом. Педагог поощряет самые интересные предположения, следит за правильностью оформления высказываний детей.
____________________________________________________________
Учитель-логопед МДОУ д/с № 14 Романова Т.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
Формирование навыков связного высказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи при изучении сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»
Творческий проект в старшей логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи на материале сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»В материале прописана актуальность, описание проекта, прилагается к...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...
Воспитание навыков культуры общения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В данной статье приводится актуальность проблемы воспитания культуры общения у дошкольников с ОНР и даны конкретные рекомендации воспитателям логопдических групп по организации работы с детьми в...
Презентация опыта работы." Проблемная ситуация как средмтво формированиу у старших дошкольников с общим недоразвитием речи представлений о форме и величине.
Здесь кратко представлен опыт работы по данной теме....
Системно-деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Сообщение на тему"Системно- деятельностный подход в формировании слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"...
Статья на тему: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий
Тема: «Изучение фонематической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством экспериментальных заданий...