Методика развития памяти у детей с ТНР.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

    Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-за недостаточности произвольного и непроизвольного запоминания, преоблодании механического запоминания над осмысленным, нарушения процессов сохранения, при отсроченном и моментальном воспроизведении наблюдаются привнесения, замещения и искажения материала. Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более выражены отклонения в развитии других психических процессов (ощущение, память, восприятие, внимание, мышление). Одним из методов развития памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений с учетом их особенностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_zauch.stihov.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Методика заучивания стихотворений для детей с ТНР.

     Одним из способов развития слуховой памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений. В течении месяца планируется одно стихотворение для обязательного заучивания на занятиях по развитию речи. Стихотворения должны быть:

  • небольшими по объему;
  • доступны ребенку по лексике и содержанию, близки по опыту;
  • стихотворное произведение должно содержать парные рифмовки, простые и звучные формы.                                                                                                                                           Для младших дошкольников  рекомендуется использовать стихи в доступном двусложном размере(ямб, хорей),  старшим дошкольникам предлагаются произведения, написанные дактилем, анапестом и амфибрахием.

При подборе стихотворений, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

На занятиях решается ряд взаимосвязанных задач:

  • Вызвать интерес к стихотворению и желание его знать,
  • Помочь понять содержание стихотворения в целом и отдельных трудных слов,
  • Обеспечить запоминание стихотворения,
  • Научить выразительному чтению стихотворение перед слушателями,
  • Воспитывать любовь к поэзии.                                                                                                  В структуре занятия выделяют следующие этапы:

Вводная беседа для подготовки к восприятию стихотворения. В процессе беседы возможно использование предметов, картинок, игрушек, близких по теме стихотворения.

      Основная часть, которая начинается с выразительного чтения воспитателем стихотворения (желательно наизусть). Для развития понимания у детей содержания стихотворения, проводится словарная работа, а так же используются такие приемы, как показ игрушек, картинок и иллюстраций, инсценировка. Применение вспомогательных движений рук, дирижирование и выразительные интонации помогут детям почувствовать ритмическую структуру стихотворения. Затем воспитатель повторно читает стихотворение с установкой на запоминание, проводит беседу о стихотворении, о форме его чтения. Далее воспитатель еще раз читает стихотворение и предлагает детям рассказать его. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Воспитатель предлагает повторить стихотворение детям индивидуально (не хором). По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои разъяснения по поводу чтения.

       Заключительная часть. Занятие заканчивается наиболее ярким исполнением. Можно внести игрушку, которой дети прочитают это стихотворение.

   Следует учесть, что нормально развивающимся дошкольникам достаточно 8-10 повторений для запоминания стихотворения из 1-2 строф. Дети с ТНР не в состоянии запомнить такое стихотворение на одном занятии, поэтому эту работу нужно повторять в ходе индивидуальных занятий, на прогулках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития

Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития    Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР)  является одной и...

Мнемоника, как одна из методик развития памяти у дошкольников

Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрите...

Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.

Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...

Тема самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет» •

Тема  самообразования«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»...

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас

Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...

Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.

В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...