Методика развития памяти у детей с ТНР.
материал по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и воспроизведении. Из-за недостаточности произвольного и непроизвольного запоминания, преоблодании механического запоминания над осмысленным, нарушения процессов сохранения, при отсроченном и моментальном воспроизведении наблюдаются привнесения, замещения и искажения материала. Чем больше выражено недоразвитие речи, тем более выражены отклонения в развитии других психических процессов (ощущение, память, восприятие, внимание, мышление). Одним из методов развития памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений с учетом их особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_zauch.stihov.docx | 16.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика заучивания стихотворений для детей с ТНР.
Одним из способов развития слуховой памяти у детей с ТНР, является заучивание стихотворений. В течении месяца планируется одно стихотворение для обязательного заучивания на занятиях по развитию речи. Стихотворения должны быть:
- небольшими по объему;
- доступны ребенку по лексике и содержанию, близки по опыту;
- стихотворное произведение должно содержать парные рифмовки, простые и звучные формы. Для младших дошкольников рекомендуется использовать стихи в доступном двусложном размере(ямб, хорей), старшим дошкольникам предлагаются произведения, написанные дактилем, анапестом и амфибрахием.
При подборе стихотворений, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.
На занятиях решается ряд взаимосвязанных задач:
- Вызвать интерес к стихотворению и желание его знать,
- Помочь понять содержание стихотворения в целом и отдельных трудных слов,
- Обеспечить запоминание стихотворения,
- Научить выразительному чтению стихотворение перед слушателями,
- Воспитывать любовь к поэзии. В структуре занятия выделяют следующие этапы:
Вводная беседа для подготовки к восприятию стихотворения. В процессе беседы возможно использование предметов, картинок, игрушек, близких по теме стихотворения.
Основная часть, которая начинается с выразительного чтения воспитателем стихотворения (желательно наизусть). Для развития понимания у детей содержания стихотворения, проводится словарная работа, а так же используются такие приемы, как показ игрушек, картинок и иллюстраций, инсценировка. Применение вспомогательных движений рук, дирижирование и выразительные интонации помогут детям почувствовать ритмическую структуру стихотворения. Затем воспитатель повторно читает стихотворение с установкой на запоминание, проводит беседу о стихотворении, о форме его чтения. Далее воспитатель еще раз читает стихотворение и предлагает детям рассказать его. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Воспитатель предлагает повторить стихотворение детям индивидуально (не хором). По ходу чтения воспитатель подсказывает текст, допускает договаривание строки детьми с места, повторяет свои разъяснения по поводу чтения.
Заключительная часть. Занятие заканчивается наиболее ярким исполнением. Можно внести игрушку, которой дети прочитают это стихотворение.
Следует учесть, что нормально развивающимся дошкольникам достаточно 8-10 повторений для запоминания стихотворения из 1-2 строф. Дети с ТНР не в состоянии запомнить такое стихотворение на одном занятии, поэтому эту работу нужно повторять в ходе индивидуальных занятий, на прогулках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития
Особенности развития памяти у детей с задержкой психического развития Проблема воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) является одной и...
Мнемоника, как одна из методик развития памяти у дошкольников
Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрите...
Развитие памяти у детей, игры и упражнения, еда для памяти.
Для того чтобы развивать память у ребёнка необходимо совсем немного: несколько свободных минут родителя в день, а также описание игр и упражнений...
Тема самообразования «Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет» •
Тема самообразования«Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей 4-5 лет»...
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОНСКОГО;Картотека игр на развитие памяти у детей старшего дош.возрас
Буклет РАЗВИВАЕМ ПАМЯТЬ С ПОМОЩЬЮ «МНЕМОТЕХНИКИ»;Буклет УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ; Буклет УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РАЗНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ П.П. БЛОН...
Развитие памяти у детей дошкольного возраста. Рекомендации родителям дошкольника по развитию зрительной памяти.
В дошкольном возрасте важное значение имеет развитие памяти ребенка. С ее помощью ребенок овладевает наиболее совершенными способами общения с окружающими, у него развиваются функции мышления. Развити...
Применение методики «Эйдетика» как средство развития памяти у детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...