Мнемоника, как одна из методик развития памяти у дошкольников
консультация по развитию речи на тему
Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Есть такая наука, как мнемоника. Она включает в себя специальные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти с помощью искусственных ассоциаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemonika_kak_odna_iz_metodik_razvitiya_pamyati_u_doshkolnikov.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Мнемоника, как одна из методик
развития памяти у дошкольников
Природа щедро наградила человека, широко открыв для него окна в окружающий мир. У нас есть зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Есть и память, которая тоже жизненно важна. К сожалению, с возрастом она многих подводит. О том, как важна память, люди знали давно. Не случайно древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех муз - покровительниц наук и искусств. Действительно, память нужна ученому и художнику, старику и ребенку. Это основа всего, что мы знаем и умеем, все наши навыки и жизненный опыт. Без нее окружающий мир превратился бы в обрывки ничем не связанных явлений.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Приемы запоминания и припоминания ребенок не изобретает сам, их организует взрослый. Объем запоминаемого будет зависеть от состояния зрительного и слухового восприятия и внимания. Поэтому с раннего возраста необходимо развивать у детей эти способности и речь, чтобы способствовать развитию всех видов памяти.
Есть такая наука, как мнемоника. Она включает в себя специальные приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти с помощью искусственных ассоциаций.
Мнемоника включает в себя такие приёмы развития памяти, как
эйдотехника - специальный прием для запоминания с опорой на образ.
Мнемотехника – специальные искусственные приемы для запоминания.
К мнемотехнике относятся:
-крокирование – рисуночное письмо (кроки – рисунки).
-мнемотаблица– специальный прием для запоминания информации с использованием сюжета, трансформации, логических или ассоциативных цепочек.
-трансформация– специальный прием для запоминания с помощью превращения одних образов в другие.
Подобные приемы широко использовались в дореволюционных методиках и давали хорошие результаты при обучении детей, так как:
∙запоминается лучше то, что хорошо представлено;
∙то, что хорошо осознано;
∙то, с чем мы действуем, производим определенные операции;
∙то, что удалось связать, увязать, привязать (связка – основа мнемотехники);
∙запоминание информации происходит лучше в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлена.
Эйдотехника используется достаточно редко в детском саду. Детям предлагают для заучивания стихотворения после его первого прочтения сначала мысленно нарисовать целостную картину. Затем просят их изобразить это на листе бумаги. Например:
Наша елка велика,
Наша елка высока.
Выше папы,
Выше мамы.
Достает до потолка.
А на ней игрушки,
Бусы да хлопушки.
Е. Ильина.
Рисунок у таких детей, как правило, цветной, со множеством деталей, в отличие от схематичных или символических рисунков, используемых в мнемотехнике и символическом моделировании. Безусловно, при первом опыте использования данной технологии лучше взять небольшое по объему стихотворение описательного характера.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. В дошкольной педагогике мнемотехнику называют по-разному: Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Чаще всего мнемотехнику воспитатели применяют на занятиях по развитию речи при пересказывании или составлении рассказа. Дети на таких занятиях уверенны в своих способностях, не боятся пересказывать. В рамках занятия можно попросить пересказать не только наиболее активных детей, но и среднеактивных и даже малоактивных. Это происходит из-за того, что среднее время, которое ребёнок затрачивает на пересказ, значительно сокращается за счёт пауз для обдумывания дальнейших фраз. Среднеактивные и малоактивные дети, прослушав несколько раз данное произведение, рассказанное более активными ребятами, не боятся и сами пересказать рассказ или сказку.
Основные требования для составления картинно – графического плана или пиктограмм:
- картинно-графический план должен последовательно отражать содержание произведения;
- графические изображения должны быть легкоузнаваемыми;
- пиктограмма должна усиливать характерные черты изображаемого предмета;
- общее количество картинок к одной сказке или рассказу не должно превышать 6 или 8 для детей дошкольного возраста.
Опора на картинку или пиктограмму способствует активизации у ребёнка зрительного и слухового внимания, способствует лучшему осмыслению текста, помогает точнее воспроизводить последовательность событий, делает высказывания малыша более выразительными, эмоциональными, информативными и даже формирует навык контроля и самоконтроля за построением высказываний.
Не нужно иметь способностей к рисованию, чтобы нарисовать картинно – графический план рассказа. Все образы рисуются схематично или даже можно использовать разные геометрические фигуры. Главное, чтобы малыши запомнили, что, например, круг – это колобок, овал – это зайчик, прямоугольник – это волк.
Лучше всего, если сами дети предлагают, что конкретно необходимо нарисовать для данной картинки и как это изобразить. Мыслительная деятельность детей в данной ситуации проходит через эмоциональное отношение к действиям героя или к самому герою литературного произведения. В этом случае, нет необходимости специально запоминать, какая геометрическая фигура или схематическое изображение соответствует данному герою произведения. Всё запоминается как бы само собой.
Воспитатель на глазах у детей рисует на демонстрационной доске картинно – графический план произведения, а дети говорят, что необходимо нарисовать.
Далее воспитатель читает произведение ещё раз, показывая на готовом картинно – графическом плане соответствующие картинки. Первыми пересказывают произведение, глядя на картинно – графический план, самые активные дети. Остальные слушают пересказ, следя за планом, нарисованном на демонстрационной доске. Далее пересказывают литературное произведение среднеактивные, а затем и малоактивные дети.
Также мнемотехника очень эффективна при разучивании стихотворений. Мнемотаблицы помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть.
Опорную табличку также можно сделать совместно с ребенком.
Преимущества:
1. зрительные образы хорошо запоминаются.
2. дети любят рисовать, поэтому работа не будет напрягать.
3. ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются межполушарные связи.
Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую таблицу надо сделать взрослому.
Последовательность работы с мнемотаблицей:
1. Рассмотреть с ребенком, что нарисовано на таблице. Какая сказка здесь спряталась? Обратить внимание на особенности героев, которые вы изобразили.
2. Предложить ребенку пересказать историю с опорой на картинки (образы). Взрослому, в случае затруднений, необходимо помочь ребёнку.
3. Мнемотаблицы следующих сказок рисуют вместе с ребенком, чтобы он видел, как вы это делаете и учился. Опоры в таблицах – главные герои и последовательность их действий.
Также мнемотаблицы можно использовать в играх:
1. восстанавливать последовательность картинок по памяти;
2. смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
3. определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;
4. найти лишнюю картинку;
5. найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
6. «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы) ;
7. игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Дети сами быстро учатся создавать таблицы для запоминания. Использовать мнемотаблицы можно с детьми младшего возраста. Они помогут активизировать непроизвольную память и развивать визуальное мышление. Научив детей использовать, а потом и самостоятельно их создавать, мы решаем много проблем.
Основные способы составления и запоминания развивающих мнемотаблиц:
- сюжетный способ /составление сюжета подряд или в определенном порядке/;
- способ логических связок /целое – часть, поиск закономерностей, логические примеры/;
- способ трансформации /превращение символов/;
- цветовые мнемотаблицы /используются цветовые ассоциации/;
- тематические мнемотаблицы /заложена информация на определенную тему/;
- информационные /любая информация:01,02, и т. д./
Чтобы ребёнку было легко работать с мнемотаблицами необходимо взрослым «расшифровать» этапы работы с ними:
∙Рассмотреть мнемотаблицу;
∙Назвать все изображенные в мнемотаблице символы, знаки, цифры, буквы;
∙Расшифровать все символы;
∙Определить, почему здесь находятся те или иные буквы или (и) цифры;
∙Найти «ключ» к запоминанию (определить способ запоминания:
- логические или ассоциативные цепочки
- зашифрованные примеры или понятия
- метод трансформации и т.д.
∙Дать возможность запомнить мнемотаблицу зрительно в течение 3-х секунд;
∙Воспроизвести мнемотаблицу.
Среди основных методов мнемотехники одним из наиболее интересных является методассоциативных цепочек.
Ассоциация – соединение, возникшее в опыте человека, закономерная связь между двумя содержаниями сознания, ощущениями, мыслями, чувствами.
Ассоциация может быть :
По форме: треугольник – крыша, круг – солнце, овал – дыня и т. д.;
По цвету: зеленый – огурец, красный - помидор, желтый – цыпленок и т.д.;
По первому звуку: арбуз – аквариум; рука – рыба, заяц – забор и т.д.;
Ассоциация на действие: птица летит – самолет летит, снег идет – человек идет и т. д.;
Ассоциация на качество: котенок пушистый – облако пушистое, ёж колючий - кактус колючий и т.д.;
Преимущество цветовых мнемотаблиц, в которых используются цветовые ассоциации, в том, что их можно использовать для работы с детьми начиная с двухлетнего возраста. Ассоциацию на цвет дети легко запоминают и безошибочно воспроизводят материал, заложенный в мнемотаблицу.
Не менее эффективным в работе с детьми, является такой метод мнемотехники как - крокирование.
Крокирование – рисуночное письмо. С помощью этого метода у детей развивается логическое мышление, фантазия, воображение, образная и зрительная память. Кроме того, крокирование способствует обогащению словарного запаса и развитию кругозора. Помогает запоминать стихи, фразы, тексты, расширять сферу общения.
Крокировать можно:
∙Отдельные слова (в младших и средних группах):трава, солнце, дом, снеговик
∙Понятия (в старших и подготовительных группах):радость, любовь, дружба
Загадки, пословицы, поговорки, стихи, причем изображать символы можно схематично или в виде рисунка, в зависимости от возраста ребенка.
Таким образом, актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемоника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование мнемотехники в работе с детьми 4-7 лет как одного из способов развития памяти, мышления, воображения, внимания, а именно, запоминание песен на музыкальных занятиях в ДОУ »
У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увели...
Учебно-методическое пособие . Развитие памяти у дошкольников.
Значение памяти для человека очень велико. Развитие памяти заключается в качественных изменениях процессов памяти и в трансформации содержания фиксируемого материала. Это очень важно для детей, и в по...
Мастер-класс«Коллекция пуговиц как одна из форм развития познавательных процессов дошкольников».
В рамках данного мастер-класса педагоги получат методические рекомендации по организации игровой деятельности с использованием пуговиц....
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
Методика развития памяти у детей с ТНР.
Память у детей формируется в процессе деятельности, однако у детей с ТНР, она отличается своеобразием. Несовершенства процессов памяти отмечаются в запоминании, сохранении и во...
ПЕСОЧНАЯ АРТ-ТЕРАПИЯ как одна из методик развития детей дошкольного возраста
Песочная терапия, может стать отличным помощником в организации воспитательного процесса. Причём она не требует какого - то дорогостоящего оборудования - ящик для песка, игрушки и сам песок....
Семинар-практикум для родителей (законных представителей) «Речевое развитие как одно из направлений развития и образования дошкольников»
Цель семинара - повышение компетентности родителей (законных представителей) по развитию речи дошкольников.Задачи семинара:обсудить содержание образовательной области «Речевое развитие» ре...