Организация занятий через театрализованную деятельность, развитие мелкой моторики и фольклорные формы.
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему

Силантьева Наталья Владимировна

 Такие занятия способствуют эмоциональному воспитанию детей раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация занятий через театрализованную деятельность, развитие мелкой моторики (пальчиковую гимнастику) и фольклорные формы, как метод, способствующий эмоциональному воспитанию детей раннего возраста (с 1года до 2 лет).

                                                                                                                                                         Давно известно, что эмоции, как и другие мотивационные состояния, влияют на восприятие. Радостный ребёнок воспринимает мир с оптимизмом. Тот, кто страдает, грустит, интерпретирует замечания других как критические. Эмоции влияют на память, мышление и воображение. Эффект «суженого зрения» восприятия имеет свой аналог в познавательной сфере. Испуганному ребёнку трудно оценить альтернативные решения, у разгневанного появляются лишь «сердитые» мнения. В состоянии повышенного интереса или возбуждения отдельные дети бывают настолько увлечены, что не способны к обучению и деятельности. Эмоции или комплексы эмоций, которые испытывает человек в определенное время, влияют на обучение. Когда ребёнок реально заинтересован, то имеет желание всё изучить глубоко. Чувствуя отвращение к обучению, пытается его избежать.                                                                                                                                          Ранний возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как ранний возраст.

В педагогике раннего возраста имеется много методов и приемов воздействия на детей, выбор которых зависит от конкретной ситуации. Но следует помнить, что методические приемы дают результат в тех случаях, если воспитатель применяет их системно, учитывает общие тенденции психического развития детей, закономерности формируемой деятельности, если педагог хорошо знает и чувствует каждого ребенка.

На 2-м году жизни формируются наиболее интенсивно следующие линии развития - понимание речи взрослого и развитие активной речи; сенсорное развитие; развитие игры и действий с предметами; развитие движений; развитие навыков самостоятельности, естественно, что такое разделение условно, так как каждая линия развития формируется в связи со всеми остальными.

Конечно же, современные системы воспитания шагают в ногу с прогрессом. Но практикой доказано, что малыши, а особенно находящиеся в домах ребёнка в первые свои годы нуждаются в теплоте и ласке. Благодаря использованию театрализованной деятельности, пальчиковой гимнастики и фольклору у детей раннего возраста значительно снижаются психозащитные реакции:                                                                                                                                               активный протест (враждебность, плач, высокое нервно-психическое напряжение, агрессивность, гнев);                                                                                                                                                пассивный протест (пассивное поведение, избегание контактов, уход в себя, слабый или тихий плач, депрессивное настроение, плохой аппетит и сон);                                                               тревожность и неуверенность в себе (малыш пассивен, но предпочитает приближаться к взрослым; преобладает тревожность и настороженность; тики).                                                                                                                                                                                                                                                              

Во-первых- пальчиковая гимнастика.                                                                                         Нарушения моторики вызывают у детей затруднения в овладении программным материалом, недовольство собой, нежелание заниматься. В невропатологии уже давно имеются наблюдения, подтверждающие тесную связь функций речи и руки. Ведь около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне подтверждают вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Безусловно, что всё это ценно, но самое ценное в пальчиковой гимнастики – общение. У ребёнка и взрослого устанавливается тесный телесный контакт (взгляд «глаза в глаза», воспитатель сажает ребёнка на колени, перебирает его пальчики).

Во-вторых – театрализованные игры.

Она является одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в раннем возрасте. Игра (манипулятивная, процессуальная) - ведущий вид деятельности детей этого возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, развитием коммуникативных качеств личности, инициативности и т.д.

Совместная театрально-игровая деятельность - уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: ребенок, педагог. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку произведений (потешек, стихов или сказок). В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль (дополнять отдельные слова героев). Таким образом, основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к совместной игровой деятельности.  

В- третьих- малые народные фольклорные формы.

Гармоничному развитию личности ребенка находящегося в доме ребёнка (с отклонениями в развитии) способствует активное применение фольклора. Народное искусство особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и образов. Такой яркий и выразительный материал, как фольклор, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для работы с детьми раннего возраста. Малые формы устного народного творчества- это игра, а всё, что сопровождается игрой, легко воспринимается, быстро и прочно усваивается ребенком. В процессе игры ребенку дается максимальная возможность усвоения различных знаний, поэтому при включении в работу фольклорных игр сравнительно легче добиться от детей усвоения материала.

Фольклор помогает решать и ещё одну проблему- материнскую депривацию, ведь в раннем возрасте ребенок особенно нуждается в тепле и внимании взрослых. Дети тянутся к взрослым, которые с ними занимаются, играют. У них возникают эмоционально-деловые связи со взрослыми. Дети быстро перенимают характер отношения к ним взрослого (внимание, ласку, сочувствие) и сами начинают проявлять к нему и к другим детям такое же отношение. Дети чутко прислушиваются к оценке их деятельности воспитателем и ориентируются на нее. Это очень перспективная линия развития, следует включать потешки, пестушки и прибаутки во все занятия:

1. Двигательная активность.  

Второй год жизни- период прямохождения. Оно обеспечивает ребенку широкую ориентацию в пространстве, постоянный приток необходимой для его развития новой информации. Поэтому особое внимание уделяется развитию движения, обучению навыкам ходьбы. И тут на помощь приходит фольклор, ведь большинство произведений устного народного творчества как раз и создавалось с целью развития двигательной активности малыша. Малыш учится ходить, делает первые, еще неуверенные шажки. Обязательно надо подбодрить его. Для этого народ и придумал немало стишков.

2. Сенсорное развитие.

Овладение ходьбой, меняет весь облик ребёнка и способствует быстрому сенсорному развитию. Усвоение сенсорных эталонов (восприятия формы, величины и цвета) - длительный и сложный процесс. Ознакомление с этими свойствами составляет основное содержание сенсорного воспитания детей раннего возраста. И это естественно, так как именно форма, величина и цвет имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. От правильного восприятия формы, величины, цвета зависит и формирование способностей ко многим видам творческой деятельности. Богатые возможности для сенсорного воспитания и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок раннего возраста приобретает умение действовать на основе различения формы, величины овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию проявлениях, а языком фольклора до сознания ребенка можно донести самые сложные истины. Фольклор не позволяет «скатиться» к обыденности, не допускает обыденности восприятия, а именно это очень важно в обучении сенсорике. Сенсорика- это внимание, однако нужно помнить, что внимание ребенка еще носит непроизвольный характер. Малыша в этом возрасте нельзя заставить быть внимательным, но заинтересовать его можно. Фольклор создаёт своеобразную атмосферу эмоционального общения. А эмоциональное общение является стержнем, основным содержанием взаимоотношения взрослого и ребенка во время занятия. Дети трепетно откликаются на поэтику фольклора. И это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям легко осуществляется в формах увлекательных, доступных малышу.

3. Развитие игры (конструктивная деятельность).                                                                                               Могучим средством воспитания детей раннего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры, поэтому конструктивная деятельность непосредственно развивает способности ребенка, в особенности его ручные движения. Конструктивная деятельность для ребенка раннего возраста - настоящая работа, она тяжела, особенно если дети не умеют ходить. Всё это объяснимо, ведь не ходячие дети не видят объекты целиком. Поэтому вовремя этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей исподволь воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, воспитатель побуждает их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Конструктивные игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиям и переживаниям. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания. Поэтому на занятиях успешно использует фольклор. Употребление пестушек, потешек связано с использованием ласковой интонации, тактильных прикосновений. Они удовлетворяют потребность детей во впечатлениях и помогают в интересной игровой форме решать поставленные задачи!

4. Речь.                                                                                                                                                             Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. В произведениях малых форм устного народного творчества, поэзии пестования или как её ещё, называют, материнской поэзии закреплены многообразные приемы воспитания. Вызванные к жизни «едва ли не исключительно педагогическими надобностями», а может быть именно поэтому, произведения материнской поэзии являются высокохудожественными поэтическими творениями. На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям. Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. Народный фольклор называют также народной дидактикой. Формы народного фольклора настолько разнообразны и выразительны, что позволяет воспитателю быстро найти эмоциональный контакт с ребенком и построить свою работу по преодолению отклонений в развитии речи на ярком и интересном для ребенка материале. Простота и лаконичность народного фольклора помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи преодоления ЗРР. Малые фольклорные формы созданы на материале, который хорошо известен детям раннего возраста, близок их пониманию, конкретен. Он легко запоминается и способствует развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка и речи.

В чём же уникальность малых форм фольклора:

1. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

2. Развивают фонематический слух.

3. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению. По меткому определению К.Д. Ушинского, малые формы фольклора помогают «выломать язык ребенка на русский лад».

4. Помогают усвоению мелодики и грамматики языка.

5. Развивают двигательную активность малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности.

6. Удовлетворяют потребность малыша в эмоциональном и тактильном (прикосновения, поглаживания) контакте с взрослыми.

7. Помогают увеличить запас слов.                                                                                                                    8. Развитию разговорную речь.

9. Формируем интонационную выразительность речи.

10. Обеспечивают интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны.                                                                                    5. Развитие навыков самостоятельности.                                                                                                    Фольклор является именно тем связующем звеном, которое можно использовать в работе над всеми линиями развития. Поэтому необходимо как можно шире использовать его в воспитании детей. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала во время самостоятельной деятельности более глубоко воздействует на чувства ребенка. Ласковое обращение к ребенку - «пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка. Одевая на прогулку детей, воспитатель приговаривает потешки. Во время умывания, чтобы сделать эту процедуру приятной, воспитатель не забывает и народную прибаутку. Во время купания в ванной, обливая малыша водой, педагог приговаривает: «С гуся - вода, с младенца – худоба». Так вот с помощью фольклора осуществляются те эмоционально-тактильные контакты, которых так недостает детям! С помощью малого народного фольклора можно решить не только проблемы развития и воспитания детей, но и многие проблемы депривации.                                                                                                                  С помощью театрализованной деятельности и малого народного фольклора можно решить не только проблемы развития, но и проблемы эмоционального воспитания детей раннего возраста.

Литература:                                                                                                                                                                                        1. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова - Славская. - М.: 1981.                                                                                                                                                                                              2. Авдеева Н.Н. Развитие личности на ранних этапах детства / Н.Н. Авдеева, М.Г. Елагина, С.Ю. Мещерякова. - М., 1990                                                                                                                                                                                           3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 448 с.                             4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Раннее детство / Л. С Выготский. - М.: Педагогика, 1984.                                                                                                                                                                                                                            5.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?/ Ю.Б Гиппенрейтер. - М.: Масс Медиа, 1995.                            6. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 1999                                                                                                                             7. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / / Лисина М.И. Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. - М., 1980.                                                                                                                                                                                 8. Мухина В.С. Детская психология/ В.С Мухина. - М., 1985.                                                                                             9. Обухова Л.Ф. Детская психология/ Л.Ф Обухова. - М., 1995.                                                                      10.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б Эльконин - М.:Просвещение, 1978.                                                   11. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б Эльконин. - М.: Просвещение, 1978.                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей детей на музыкальных занятиях через театрализованную деятельность.

использование театрализованных игр на музыкальных занятиях поможет педагогам решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художес...

"Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"

Статья "Организация предметно-пространственной среды для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста"...

Проект: Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшей группы "Веселые ладошки"

Актуальность моей работы заключается в том, что совместная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, ...

Проект "Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики" 2021-2022уч. г.

Долгосрочный проект разработан воспитателями и логопедом  для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.  В проекте прописанаы: цель, задачи, актуальность,  новизна, игры использ...

Проект «Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики»

Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное  развитие мелкой моторики кистей рук....

отчёт проекта "Развитие речи у старших дошкольников через через нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук"

Проект был разработан  воспитателями группы в сооавторстве  с учителем  - логопедом. В отчёте представлены используемые методы в работе с детьми....