Проект "Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики" 2021-2022уч. г.
проект по развитию речи (старшая группа)
Долгосрочный проект разработан воспитателями и логопедом для детей старшей группы с тяжёлыми нарушениями речи. В проекте прописанаы: цель, задачи, актуальность, новизна, игры используемые в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_gotovyy_2021-22gg.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по физическому направлению развития детей»
МБДОУ № 15 «Ромашка»
ПРИНЯТО На заседании педагогического совета Протокол №___________ от «_____»_________________2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ№ 15«Ромашка» ____________________ Е. А.Топоева Приказ № __ от «__»__________2022 г. |
Проект
"Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики"
Разработали и реализовали:
Воспитатели:
Агеева Светлана Валентиновна
Андрюшина Людмила Михайловна
Высшей квалификационной категории
Учитель – логопед:
Стрелковская Ольга Николаевна
Высшей квалификационной категории
Г. Шарыпово
2021 – 2022 уч.г.
«Истоки способностей и дарований детей –
на кончиках пальцев.
От них идут тончайшие ручейки,
которые питают источник
творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок.»
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта
На современном этапе развития дошкольного образования перед ДОУ стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. Одним из важных и необходимых условий для реализации этой задачи является формирование и совершенствование речи детей, в различных ее формах используя различные инновационные методы и приемы. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое актуальное значение.
Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Развитие мелкой моторики положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребёнка. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение в развитии всех психических процессов.
На основании вышеизложенного определена проблема, которая заключается в выборе и поиске педагогических мероприятий, направленных на поиск нетрадиционных методов активизации мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Участники проекта: дети старшей группы №5, воспитатель, учитель – логопед, родители воспитанников.
Срок реализации: сентябрь 2021г. – май 2022г. .
Тип проекта: информационный, социально-личностный, практико-ориентированный.
Вид проекта: групповой.
Объектом является мелкая моторика детей старшего дошкольного возраста и стимуляция развития речи.
Предмет: процесс формирования мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и стимуляции развития речи.
Цель: Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное развитие мелкой моторики кистей рук.
задачи:
- изучить состояние сформированности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста и развитие речи, провести анализ полученных данных;
- разработать систему, направленную на формирование мелкой моторики у старших дошкольников ;
- создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;
- познакомить родителей с элементами массажа и игровыми упражнениями по развитию мелкой моторики рук;
- развивать мелкую моторику способствующую развитию речи у детей и высших свойств сознания.
Сроки и Этапы; I этап Подготовительный:
I. Подготовительный этап (сентябрь)
Постановка цели, задач.
- Аналитико-диагностический этап.
- Подбор и изучение методической литературы, систематизация материала.
В разработку проекта входят:
- составление перспективного плана по развитию мелкой моторики;
- Подборка консультаций для родителей.
- Картотека для родителей “Таланты детей находятся на кончиках пальцев”, “Пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга)” и др.
- Подборка игр и материала для работы с детьми.
- Подборка материалов для обучения родителей различным видам коррекционной работы с детьми.
- Разработать основные направления работы с детьми в образовательной деятельности и в свободное время.
II Этап основной, внедрение проекта (октябрь – апрель)
Реализацию проекта составили методы проводимой работы, которые определялись в соответствии с целью и задачами:
1. Обработка экспериментальных данных;
2. Интерпретационные методы (анализа результатов экспериментальной работы, позволившей установить уровень сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи);
3. Взаимодействие со специалистами ( психолог);
4. Создание развивающей среды: сбор материалов, изготовление игр по развитию мелкой моторики;
5. Составление перспективного плана по развитию мелкой моторики;
6. Разработка картотеки пальчиковых игр;
- сюжетные пальчиковые упражнения;
- кинезиологические упражнения
- пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой;
- пальчиковые кинезиологические упражнения (гимнастика мозга);
- театр в руке.
7. разработка картотеки массажных упражнений с использованием нетрадиционной методики для стимуляции речи у детей.
8. Подбор рисунков «Рисуем обеими руками»
9. Опрос родителей – анкета “В какие игры вы играете дома с ребёнком?”
10.. Консультация – практикум “Значение мелкой моторики в развитии речи детей дошкольного возраста”
11.. “Устный журнал” с выступлением учителя - логопеда по теме “Играя пальчиками, развиваем речь!”
III. Итоговый этап (май)
Конференция с родителями по обмену опытом семейного речевого воспитания.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в том, чтобы задачи реализовались при использовании нетрадиционных форм и методов и активном участи родителей (лиц, их заменяющих) воспитанников.
Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей
Реализация проекта предполагается с сентября по май и будет включать три этапа.
I.Аналитико-диагностический который будет включать следующие задачи:
- Определить уровень компетентности родителей по вопросам стимуляции мелкой моторики кистей рук.
- Познакомить родителей с проблемами развития мелкой моторики кистей рук с целью повышения речевого развития.
Решение задач подготовительного этапа предполагает следующие мероприятия: разработать опросник для родителей по изучению понимания значимости, степени осведомленности о развитии мелкой мускулатуры кистей рук, потребности в знаниях и умениях по решению этих проблем.
Предложить заполнить опросник каждой семье, проанализировать полученные результаты. Провести диагностику уровня развития детей, включающую в себя обследование мелкой моторики, артикуляционного аппарата, звукопроизношения, фонематического восприятия. Подобрать, изучить литературу по вопросам развития мелкой мускулатуры кистей рук, систематизировать материал.
II.Основной этап реализует следующие задачи:
- Познакомить родителей с проблемами мелкой моторики с целью повышения их мотивационной готовности к речевой работе с детьми.
- Создать комплекс упражнений, заданий, разминок, дидактических материалов, способствующих усвоению игровых упражнений по мелкой моторике кистей рук;
- Внедрить разработанные требования и направления к проведению пальчиковых игр в работе с детьми и обеспечить его психолого-педагогическое сопровождение.
Этап предполагает актуализацию в сознании родителей воспитанников своей роли в воспитании и обучении детей. Методами этой работы будут подгрупповые и индивидуальные игры, консультации, беседы, практикумы, тренинги проводимые педагогами – специалистами ДОУ.
Он включает подбор книги, материалов консультаций, специальных памяток в библиотеку для родителей, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, приобретение и изготовление дидактических, настольно – печатных игр для развития мелкой моторики. Родители смогут взять книги, памятки, разработки, игры домой во временное пользование, а некоторые наиболее востребованные материалы можно тиражировать с помощью родителей.
Собранный методический и практический материал по проблеме развития мелкой моторики дошкольников предполагается презентовать родителям с помощью таких форм, как выпуск цветных рекламных проспектов, проведение обучающих семинаров, мастер – классов, практикумов.
В процессе занятий с детьми необходимо анализировать трудности, с которыми они сталкиваются при освоении материала.
Требования к проведению пальчиковых игр
1. Для повышения эффективности воздействия при выполнении различных упражнений необходимо задействовать все пальцы руки.
2. Для повышения коэффициента полезного действия упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти; использовались изолированные движения каждого пальца.
3. Подбор упражнений с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей.
4. Наличие познавательной направленности текстов к упражнениям.
Показателями эффективности проекта будут считаться:
1. Развитая мелкая моторика рук у детей
2. Уменьшения количества детей с низким уровнем речевого развития путем овладения пальчиковыми играми и развитием мелкой моторики.
3.Повышения уровня компетентности родителей в применении пальчиковых игр.
Распространение результатов
Опыт внедрения проекта может быть интересен другим дошкольным образовательным учреждениям, так как все они сталкиваются с проблемой ежегодного увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. В связи с этим перед специалистами детских садов встает задача создание оптимальных психолого – педагогических условий для усвоения пальчиковых игр и упражнений. Одним из решений данной проблемы становится организация единого образовательного пространства для воспитанников, которое учитывается в ДОУ и семье.
В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения речи, по развитию мелкой моторики увеличится объём и темп движений пальцев рук, исчезнет двигательная неловкость, улучшится переключаемость движений пальцев рук. Дети научатся свободно выполнять сложные манипуляции с предметами, правильно держать карандаш. У дошкольников улучшится речь, память, мышление, воображение.
Вывод: умелые пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Планирование.
Месяц, неделя | Лексическая тема | мероприятие | |
Сентябрь | Исследование | ||
ОКТЯБРЬ | |||
1-я неделя | «Осень. Признаки осени. Деревья осенью» |
| |
2-я неделя | «Огород. Овощи» |
| |
3-я неделя | «Сад. Фрукты» |
| |
4-я неделя | «Лес. Грибы и лесные ягоды» |
| |
НОЯБРЬ | |||
1-я неделя | «Одежда» Звук [а], буква Аа |
| |
2-я неделя | «Обувь» Звук [у], буква Уу |
| |
3-я неделя | «Игрушки» Звук [о], буква Оо |
| |
4-я неделя | «Посуда» Звук [и], буква Ии |
| |
5 я неделя | «Детский сад. Профессии» |
| |
ДЕКАБРЬ | |||
1-я неделя | «Зима. Зимующие птицы» Звук [т], буква Тт |
| |
2-я неделя | «Домашние животные зимой» |
| |
3-я неделя | «Дикие животные зимой» Звук [п], буква Пп |
| |
4-я неделя | «Новый год» Звук [ы], буква Ыы |
| |
ЯНВАРЬ | |||
2-я неделя | «Мебель» Звук [н], буква Нн |
| |
3-я неделя | «Грузовой и пассажирский транспорт» Звук [э], буква Ээ |
| |
4-я неделя | «Профессии на транспорте» Звук [м], буква Мм |
| |
ФЕВРАЛЬ | |||
1-я неделя | «Стройка. Профессии строителей» |
| |
2-я неделя | «Ателье. Закройщица» Звук [к], буква Кк |
| |
3-я неделя | Человек. Части тела |
| |
4-я неделя | «Наша армия» Звук [б], буква Бб |
| |
МАРТ | |||
1-я неделя | «Весна. Приметы весны. Мамин праздник» Звук [д], буква Дд |
| |
2-я неделя | «Комнатные растения» Звук [г], буква Гг |
| |
3-я неделя
| «Пресноводные и аквариумные рыбы» |
| |
4-я неделя | «Наш город» Звук [ф], буква Фф |
| |
АПРЕЛЬ | |||
1-я неделя | «Весенние работы на селе» «откуда хлеб пришёл» Звук [в], буква Вв |
| |
2-я неделя | «Космос» |
| |
3-я неделя | «Почта» Звук [с], буква Сс |
открытку). | |
4-я неделя. | Безопасность [х], буква Хх |
| |
МАЙ | |||
1-я неделя | 9 Мая |
| |
2-я неделя | «Правила дорожного движения» Звук [з], буква Зз |
| |
3-я неделя | «Лето. Насекомые» Звук [ш], буква Шш |
| |
4-я неделя | «Лето. Цветы на лугу» Звук [ж], буква Жж |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи".
Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.Задачи:1.Передать опыт работы по развитию мелкой моторики нетр...
Статья по теме: « Квиллинг- нетрадиционный метод развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
ручной труд с детьми имеющими ОНР...
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики дошкольников
Развитие мелкой моторики как эффективный способ подготовки руки дошкольника к письму....
Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у детей 5-6 лет с нарушениями речи
Использование нестрандартных изделий для развития тонких движений пальцев рук у детей с нарушениями речи 5-6 лет....
Мастер-класс для родителей детей старшей группы «Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики. Криотерапия – что это такое?»
Мастер-класс для родителей детей старшей группы«Использование нетрадиционных методов развития мелкой моторики.Криотерапия – что это такое?»...
Проект «Развитие речи у старших дошкольников через нетрадиционные методы развития мелкой моторики»
Развитие и коррекция речи детей, посещающих ДОУ, через нетрадиционное развитие мелкой моторики кистей рук....
отчёт проекта "Развитие речи у старших дошкольников через через нетрадиционные методы развития мелкой моторики рук"
Проект был разработан воспитателями группы в сооавторстве с учителем - логопедом. В отчёте представлены используемые методы в работе с детьми....