Проектная деятельность "Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей подготовительной группы "Капитошки""
проект (подготовительная группа)
Проектная деятельность.Срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 12.15 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение государственного бюджетного общеобразователь-
ного учреждение Самарской области средней образовательной школы пос.
Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области
детского сада "Журавушка"
Проектная деятельность "Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей подготовительной группы
"Капитошки""
реализация проекта 1 год.
Разработали: Щеглова Людмила Викторовна
Устинова Елена Михайловна
п.Ленинский, 2022-2023 г.
Направленность проекта: программа ориентирована на детей 6 - 7 лет без специальной подготовки и рассчитана на один год.
Наполняемость группы: 22 ребенка
Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, учитывая основную нагрузку.
проект поможет более полно усвоить познавательное развитие и познавательно-исследовательскую деятельность и правильно подготовить ребенка к школе.
Итогом реализации проекта является демонстрация своих знаний, умений, навыков своим сверстникам, родителям, выставляя свои работы.
Способы проверки:
- педагогическое наблюдение
- анализ детских работ
- работы по образцу
Актуальность проекта:
Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для
старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить
развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.
Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.
Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и кисти рук
Цель проекта: создание социальной ситуации для подготовки руки ребёнка к письму
Задачи:
- создать условия для развития мелкой моторики рук, координацию движений.
- создать условия для развития зрительного и слухового восприятия.
- создать условия для формирования у детей навыка графического письма
- создать условия для продолжения формировать умения ориентироваться на листе в клетку.
- создать условия для закрепления понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «диагональ».
- Воспитывать старательность, аккуратность и уверенность в своих умениях.
Вначале учебного года проводим обследование мелкой моторик руки каждого ребенка.
Система обследования включает в себя знакомые упражнения и ряд дополнительных, направленных на влияние готовности к обучению руки к письму.
Прогнозируемый результат:
- укрепление мышечного тонуса кисти рук;
- развитие чёткого движения и координации рук ребёнка;
- снижение утомляемости и повышение работоспособности.
Формы обучения:
- Индивидуальные
- Подгрупповые
- Групповые
Формы работы:
- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.
Методы работы с детьми.
-Словесные.
-Наглядные.
-Практические
Календарно-тематическое планирование
проекта «Рисуем по клеточкам»
№ | Тема | Цель: | Содержание | |
Сентябрь | ||||
1 | «Веселые клеточки» стр. 5 (Т.С.) | Создание социального условия для продолжения формирования правильного захвата карандаша. формируя умения ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы). | «Развитие графических умений» ведущей руки у детей. | |
2 | «Палочка» з.28 с.12 (Т.С.) | Создать социальное условия для формирования мелкой моторики пальцев. Обеспечивая подвижность каждого пальца обеих рук | Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики». Игровое упражнение «Привет». Попади карандашом в точку | |
3 | «Геометрическая фигура» з.38 с.15 | Создать условия для развития точности и координации движений рук, развивая графическую моторику. | Пальчиковая гимнастика «фигурки». Графический диктант «дома бывают разными». | |
4 | «Геометрическая фигура» з. 94 с. 26 | |||
Октябрь | ||||
5 | «Дуга» з. 112, с 30 | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, формировать графические навыки. Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры. | Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога». Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом. Графический диктант «Дуга» | |
6 | «Дуга» з. 121, с 31 | |||
7 | «Дуга» з. 130, с 33 | |||
8 | «Предметная фигура» з. 144, с 37 | Создать условие для развития координации движений пальцев рук; Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры. | Д/ игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи). Пальчиковая гимнастика «Капуста». Работа с трафаретом. «Обведи овощи», «Выдели овощи разными фигурами» | |
9 | «Предметная фигура» з. 145, с 37 | |||
Ноябрь | ||||
10 | «Угадай-ка» з.175, с.47 | Создать условия для развития умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать. | рисуем в тетради геометрическую фигуру, часть какого предлагается подумать и решить, что это может быть, нарисовать (вещь, животное, явление природы и т. п.). | |
11 | «Угадай-ка» з.179, с.48 | |||
12 | «Медведь» с.7 (В.Т.) | Создать условия для совершения графического умения и навыка в развитии точности и координации движения рук с речи. | Самомассаж трехгранными карандашами. Пальчиковая гимнастика «Мишка». Графический диктант «Медведь в лесу». | |
13 | «Листья деревьев» с.8 (В.Т.) | Создать условия для развития координации движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле. | Игровое упражнение «Листочки». Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья». Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками». | |
Декабрь | ||||
14 | Зимние забавы | Создать условия для продолжения развития мелкой моторики пальцев. Развивать пространственное воображение. Развивать ориентировку на листе бумаги в клетку. | Самомассаж пальцев карандашом. Игра-лабиринт «Прокати снежный ком» Графический диктант «Снежная горка». | |
15 | «Поезд» с.12 (В.Т.) | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, формируя умелости рук. | Пальчиковая гимнастика «Паровоз». Графический диктант «поезд». Игровое упражнение с карандашом «паровоз» (скольжение по карандашу влево- в право). | |
16 | «Лиса» с.22 (В.Т.) | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев. Упражнять в координации движений с речью. Повышение зрительной функции глаза – прослеживающей функции глаза. | Пальчиковая гимнастика «Животные». Графический диктант «Животные». | |
17 | «Слон» с.27 (В.Т.) | |||
Январь | ||||
1-я, 2-я неделя | Продолжать развивать мелкую моторику пальцев. | Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий. | ||
18 | «Гриб» с. 104 (В.Т.) | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев. Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки. | Пальчиковая игра «Грибы» Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды» | |
19 | «Дерево» с. 109 (В.Т.) | Создать условие для развития мелкой моторик пальцев. Развивать навыки пространственной ориентации у детей. | «Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º. «Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево». | |
Февраль | ||||
20 | «Цветы» с.111 (В.Т.) | Создать условия для продолжения совершенствовать скорость и точность движений. Продолжая формировать умелость руки. Продолжать развивать зрительно-моторную координацию. | Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы». | |
21 | «Репа» с.120 (В.Т.) | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, развивая подвижность суставов указательного пальца ведущей руки. | Пальчиковая игра «овощи» Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем урожай» | |
22 | «Самолет» с. 123 (В.Т.) | Создать условия для совершенствования зрительно-моторной координации и ориентировки в микро пространстве – развитие зрительной памяти. Способствовать развитию зрительного восприятия. | Игровое упражнение «Транспорт». Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога». Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом. Игровое упражнение с карандашом «Летит самолет». | |
Март | ||||
23 | «Автомобиль» с. 125 (В.Т.) | Создать условия для совершенствования графических умений (способ удерживания карандаша, ручки). Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук. Развитие пространственного воображения | Игровое упражнение «Пешеходный переход». Игровое упражнение «Светофор» Игровое упражнение «Дорисуй узор». Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать». | |
24 | «Грузовик» с. 125 (В.Т.) | |||
25 | «Пароход» с. 124 (В.Т.) | Создать условия для развития мелкой моторики пальцев. Продолжая формировать графические навыки. Развивая зрительные обследовательские умения: прослеживая контур любой фигуры. | Пальчиковая гимнастика «водный транспорт» Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук. | |
26 | «Лодка» с. 127 (В.Т.) | |||
Апрель | ||||
27 | «Ракета» с. 128 (В.Т.) | создать условия для развития точности и координации движений рук, развивая графическую моторику рук. | Пальчиковая гимнастика «Ножницы». Графический диктант «Ракета». Игровое упражнение «Привет». | |
28 | «Робот» с. 129 (В.Т.) | |||
29 | «Телефон» с. 136 (В.Т) | Продолжать создавать условия для развития точности и координации движения рук. Развивая графическую моторику. | Пальчиковая гимнастика «Ножницы». Графический диктант «Часы бывают разными». Игровое упражнение «Привет». | |
30 | «Телевизор» с. 137 (В.Т.) | |||
Май | ||||
31 | «Зонт» с. 138 (В.Т.) | Создать условия для продолжения над развитием мелкой моторики, координации движений, продолжая развивать ориентировку в пространстве на листе бумаги в клетку. Совершенствовать внимание, память. | Пальчиковая гимнастика «Зонтики». «Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках). Графический диктант «А вот и зонтики»; «Ключик» | |
32 | «Бабочки» с. 10 (В.Т.) | |||
Пальчиковая гимнастика «Бабочка». Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках). Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу». | ||||
3-я, 4-я неделя | Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе овладение навыка письма. | Определение уровня навыка письма в школе | ||
Итого: | 33 |
Работа с родителями
Тема | Цель | Срок |
Консультация «Некоторые приемы развития мелкой моторики, подготовки руки к письму» | Продолжать пополнять педагогические знания для подготовки к школе через использование ряда упражнений | Сентябрь -Октябрь |
Обучающий семинар практикум с детьми «Умные пальчики» | Познакомить с пальчиковой гимнастикой, играми, правилами штриховки, с необходимыми для письма гигиеническими правилами | Декабрь-Январь |
Консультация, развитие мелкой моторики рук» | Пояснить, что проблемы с координацией движений, мелкой моторикой необходимо решить до поступления в школу | Февраль-Март |
Занятие для родителей «Развитие графических навыков» | Заострить внимание на необходимости развития ребенка еще до поступления в школу | Апрель-Май |
Программа проекта разработана на основании литературы:
- Т.С. Голубина « Чему научит клеточка»;
- В.Т.Голубь «Графические диктанты» Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ТЦ Сфера, М.2006;
- Рахманова Е.М. "Графические диктанты" М. Издание "Литера", 2005
-Голубина Т . С . Чему научит клеточка Методическое пособие для
подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей . –
Мозаика - Синтез , 2001 .
- Безруких М . М . , Ефимова С . П . Упражнения для занятий с детьми ,
имеющими трудности при обучении письму . - Тула: Арктоус , 1997
- Безруких М . М . Обучение письму : Книга для учителя. – М;
Просвещение , 1997 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...
Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...
«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».
.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...
Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.
В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...
"Развитие мелкой моторики через графический диктант при подготовки к письму детей 6 - 7 лет"
Как подготовить руку ребенка к письму?Какие методы и приемы использовать при развитии графо - моторных навыков....
План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...
«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»
Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...
- Мне нравится (2)