Проектная деятельность "Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей подготовительной группы "Капитошки""
проект (подготовительная группа)

Щеглова Людмила Викторовна

Проектная деятельность.Срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx12.15 КБ

Предварительный просмотр:

структурное подразделение государственного бюджетного общеобразователь-

ного учреждение Самарской области средней образовательной школы пос.

Ленинский муниципального района Красноармейский Самарской области

детского сада "Журавушка"

Проектная деятельность "Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей подготовительной  группы

"Капитошки""

реализация проекта 1 год.

Разработали: Щеглова Людмила Викторовна

Устинова Елена Михайловна

п.Ленинский, 2022-2023 г.

Направленность проекта: программа ориентирована на детей 6 - 7 лет без специальной подготовки и рассчитана на один год.

Наполняемость группы: 22 ребенка

Режим занятий: 1 раз в неделю по 30 минут, учитывая основную нагрузку.

проект поможет более полно усвоить познавательное развитие и познавательно-исследовательскую деятельность и правильно подготовить ребенка к школе.

Итогом реализации проекта является демонстрация своих знаний, умений, навыков своим сверстникам, родителям, выставляя свои работы.

Способы проверки:

- педагогическое наблюдение        

- анализ детских работ

- работы по образцу

Актуальность проекта: 

Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Родителей и педагогов всегда волнует вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? В этом возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение к нему. Поэтому в старшем дошкольном возрасте детям предлагаются такие занятия, как рисование по клеточкам, штриховка цветными карандашами изображения в раскраске, пальчиковая гимнастика, работа в рабочей тетради для

старших дошкольников. Практический материал поможет более полно обеспечить

развитие ребенка в дошкольном возрасте и правильно подготовить его к школе.

Графические диктанты для дошкольников хорошо помогают родителям и педагогам планомерно подготовить ребенка к школе и предотвратить такие типичные трудности в обучении, как неразвитость орфографической зоркости, неусидчивость и рассеянность. Занятия с графическими диктантами развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость.

Рисование по клеточкам – очень увлекательное и полезное занятие для детей. Это игровой способ развития у малыша пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости. Выполняя задания, ребенок расширит кругозор, увеличит словарный запас, научится ориентироваться в тетради, познакомится с разными способами изображения предметов. Работа требует внимания, усидчивости и сосредоточенности. Во время занятия обязательно проводятся пальчиковые игры и упражнения для расслабления глаз и кисти рук

Цель проекта: создание социальной ситуации для подготовки руки ребёнка к письму

Задачи:

- создать условия для развития мелкой моторики рук, координацию движений.

- создать условия для развития зрительного и слухового восприятия.

- создать условия для формирования у детей навыка графического письма

- создать условия для продолжения формировать умения ориентироваться на листе в клетку.

- создать условия для закрепления понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз», «диагональ».

- Воспитывать старательность, аккуратность и уверенность в своих умениях.

Вначале учебного года проводим обследование мелкой моторик руки каждого ребенка.

Система обследования включает в себя знакомые упражнения и ряд дополнительных, направленных на влияние готовности к обучению руки к письму.

Прогнозируемый результат:

- укрепление мышечного тонуса кисти рук;

- развитие чёткого движения и координации рук ребёнка;

- снижение утомляемости и повышение работоспособности.

Формы обучения:

- Индивидуальные

- Подгрупповые

- Групповые

Формы работы:

- игровые, показ способа действия, объяснение, совет, указание, контроль.

Методы работы с детьми.

-Словесные.

-Наглядные.

-Практические

Календарно-тематическое планирование

проекта «Рисуем по клеточкам»

Тема

Цель:

Содержание

Сентябрь

1

«Веселые клеточки» стр. 5 (Т.С.)

Создание социального условия для продолжения формирования правильного захвата карандаша. формируя умения ориентироваться в тетради (обложка, листы, страницы).

«Развитие графических умений» ведущей руки у детей.

2

«Палочка» з.28 с.12 (Т.С.)

Создать социальное условия для формирования мелкой моторики пальцев.

Обеспечивая подвижность каждого пальца обеих рук

Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

Игровое упражнение «Привет». Попади карандашом в точку

3

«Геометрическая фигура» з.38 с.15

Создать условия для развития точности и координации движений рук, развивая графическую моторику.

Пальчиковая гимнастика «фигурки».

Графический диктант «дома бывают разными».

4

«Геометрическая фигура» з. 94 с. 26

Октябрь

5

«Дуга» з. 112, с 30

Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, формировать графические навыки.

Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры.

Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога».

Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом.

Графический диктант «Дуга»

6

«Дуга» з. 121, с 31

7

«Дуга» з. 130, с 33

8

«Предметная фигура» з. 144, с 37

Создать условие для развития координации движений пальцев рук;

Развивать зрительные обследовательские умения: прослеживать контур любой фигуры.

Д/ игра «Чудесный мешочек» (выбрать только овощи).

Пальчиковая гимнастика «Капуста».

Работа с трафаретом. «Обведи овощи»,

«Выдели овощи разными фигурами»

9

«Предметная фигура» з. 145, с 37

Ноябрь

10

«Угадай-ка» з.175, с.47

Создать условия для развития умственных способностей, умения рассуждать, делать выводы, фантазировать.

рисуем в тетради геометрическую фигуру, часть какого предлагается подумать и решить, что это может быть, нарисовать (вещь, животное, явление природы и т. п.).

11

«Угадай-ка» з.179, с.48

12

«Медведь» с.7 (В.Т.)

Создать условия для совершения графического  умения и навыка в развитии точности и координации движения рук с речи.

Самомассаж трехгранными карандашами.

Пальчиковая гимнастика «Мишка».

Графический диктант «Медведь в лесу».

13

«Листья деревьев» с.8 (В.Т.)

Создать условия для развития координации движений, графические навыки, умение видеть отдельный элемент на заштрихованном поле.

Игровое упражнение «Листочки».

Игровое упражнение «Штриховка. Осенние листья».

Игра с карандашом «Удержи карандаш разными пальчиками».

Декабрь

14

Зимние забавы

Создать условия для продолжения развития мелкой моторики пальцев.

Развивать пространственное воображение.

Развивать ориентировку на листе бумаги в клетку.

Самомассаж пальцев карандашом.

Игра-лабиринт «Прокати снежный ком»

Графический диктант «Снежная горка».

15

«Поезд» с.12 (В.Т.)

Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, формируя умелости рук.

Пальчиковая гимнастика «Паровоз».

Графический диктант «поезд».

Игровое упражнение с карандашом «паровоз» (скольжение по карандашу влево- в право).

16

«Лиса» с.22 (В.Т.)

Создать условия для развития мелкой  моторики пальцев.

Упражнять в координации движений с речью.

Повышение зрительной функции глаза – прослеживающей функции глаза.

Пальчиковая гимнастика «Животные».

Графический диктант «Животные».

17

«Слон» с.27 (В.Т.)

Январь

1-я, 2-я неделя

Продолжать развивать мелкую моторику пальцев.

Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе занятий.

18

«Гриб» с. 104 (В.Т.)

Создать условия для развития мелкой  моторики пальцев.

Развитие подвижности суставов указательного пальца ведущей руки.

Пальчиковая игра «Грибы»

Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем ягоды»

19

«Дерево» с. 109 (В.Т.)

Создать условие для развития мелкой моторик  пальцев.

Развивать навыки пространственной ориентации у детей.

«Составь узор» - работа с магнитным конструктором под углом 45º.

«Большие и маленькие деревья» - выкладывание из палочек деревьев разной высоты. Игровое упражнение с карандашом «Посадим дерево».

Февраль

20

«Цветы» с.111 (В.Т.)

Создать условия для продолжения совершенствовать скорость и точность движений.

Продолжая формировать умелость руки.

Продолжать развивать зрительно-моторную координацию.

Игровые упражнения с карандашом «Распустились цветы».

21

«Репа» с.120 (В.Т.)

Создать условия для развития мелкой моторики пальцев, развивая подвижность суставов указательного пальца ведущей руки.

Пальчиковая игра «овощи»

Самомассаж пальцев рук. Игровое упражнение с карандашом «Собираем урожай»

22

«Самолет» с. 123 (В.Т.)

Создать условия для совершенствования зрительно-моторной координации и ориентировки в микро пространстве – развитие зрительной памяти.

Способствовать развитию зрительного восприятия.

Игровое упражнение «Транспорт».

Игровые упражнения «Волшебник Штрих», «Дорога».

Самомассаж пальцев рук трехгранным карандашом.

Игровое упражнение с карандашом «Летит самолет».

Март

23

«Автомобиль» с. 125 (В.Т.)

Создать условия для совершенствования графических умений (способ удерживания карандаша, ручки).

Обеспечивать подвижность каждого пальца обеих рук.

Развитие пространственного воображения

Игровое упражнение «Пешеходный переход».

 Игровое упражнение «Светофор»

Игровое упражнение «Дорисуй узор».

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик», «Обвести транспорт по трафарету, вырезать».

24

«Грузовик» с. 125 (В.Т.)

25

«Пароход» с. 124 (В.Т.)

Создать условия для развития мелкой моторики пальцев.

Продолжая формировать графические навыки.

Развивая зрительные обследовательские умения: прослеживая контур любой фигуры.

Пальчиковая гимнастика «водный транспорт»

Массаж ребристым карандашом ладоней и пальцев рук.

26

«Лодка» с. 127 (В.Т.)

Апрель

27

«Ракета» с. 128 (В.Т.)

создать условия для развития точности и координации движений рук, развивая графическую моторику рук.

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

Графический диктант «Ракета».

Игровое упражнение «Привет».

28

«Робот» с. 129 (В.Т.)

29

«Телефон» с. 136 (В.Т)

Продолжать создавать условия для развития точности и координации движения рук.

Развивая графическую моторику.

Пальчиковая гимнастика «Ножницы».

Графический диктант «Часы бывают разными».

 Игровое упражнение «Привет».

30

«Телевизор» с. 137 (В.Т.)

Май

31

«Зонт» с. 138 (В.Т.)

Создать условия для продолжения над развитием мелкой моторики, координации движений, продолжая развивать ориентировку в пространстве на листе бумаги в клетку.

Совершенствовать внимание, память.

Пальчиковая гимнастика «Зонтики».

«Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках).

Графический диктант «А вот и зонтики»; «Ключик»

32

«Бабочки» с. 10 (В.Т.)

Пальчиковая гимнастика «Бабочка».

Быстро – медленно» («ходьба» пальцами в пластиковых крышках).

Графический диктант «А вот беззаботные бабочки порхают на лугу».

3-я, 4-я неделя

Мониторинг: определение уровня развития мелкой моторики на данном этапе овладение навыка письма.

Определение уровня навыка

письма в школе

Итого:

33

Работа с родителями

Тема

Цель

Срок

Консультация «Некоторые

приемы развития мелкой

моторики, подготовки руки к письму»

Продолжать пополнять педагогические

знания для подготовки к школе через

использование ряда упражнений

Сентябрь -Октябрь

Обучающий семинар  практикум с детьми «Умные пальчики»

Познакомить с пальчиковой  гимнастикой, играми, правилами штриховки, с необходимыми для письма гигиеническими правилами

Декабрь-Январь

Консультация, развитие

мелкой моторики рук»

Пояснить, что проблемы с координацией движений, мелкой моторикой необходимо решить до поступления в школу

Февраль-Март

Занятие для родителей «Развитие графических

навыков»

Заострить внимание на необходимости

развития ребенка еще до поступления

в школу

Апрель-Май

Программа проекта разработана на основании литературы:

- Т.С. Голубина « Чему научит клеточка»;

- В.Т.Голубь «Графические диктанты» Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. ТЦ Сфера, М.2006;

- Рахманова Е.М. "Графические диктанты" М. Издание "Литера", 2005

-Голубина Т . С . Чему научит клеточка Методическое пособие для

подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей . –

Мозаика - Синтез , 2001 .

- Безруких М . М . , Ефимова С . П . Упражнения для занятий с детьми ,

имеющими трудности при обучении письму . - Тула: Арктоус , 1997

- Безруких М . М . Обучение письму : Книга для учителя. – М;

Просвещение , 1997 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».

.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...

Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.

В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...

"Развитие мелкой моторики через графический диктант при подготовки к письму детей 6 - 7 лет"

Как подготовить руку ребенка к письму?Какие методы и приемы использовать при развитии графо - моторных навыков....

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

«Развитие мелкой моторики через графические диктанты при подготовке руки к письму детей 5-6 лет»

 Работа по клеточкам и графические диктанты – это универсальный помощник в развитии внимания, памяти, усидчивости детей дошкольного возраста. Эта деятельность позволяет в игров...