Проект: Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшей группы "Веселые ладошки"
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
veselye_ladoshki.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Веселоярский детский сад "Сказка"
Проект: Организация работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей младшей групп
«Веселые ладошки».
Автор: воспитатель
Чупина Валентина Викторовна
2021г
Целевые группы:
Контингент: дети, воспитатель, родители.
Возраст детей: младшая группа (3 – 4 года)
Срок реализации: ноябрь-май
Место проведения: групповая комната детского сада, дома
Время проведения: во второй половине дня.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно – игровой, творческий.
Форма организации: практикум, мастер – класс.
Введение
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. Чтобы родители стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого свои функции обучения, воспитания и развития ребенка, но они могут научиться взаимодействовать друг с другом. Ребенку необходимо умело и вовремя оказать помощь. Положительные результаты достигаются только в сотрудничестве воспитателя и членов семей воспитанников.
Как заинтересовать родителей в совместной работе и сделать их активными участниками воспитательного процесса?
В своей работе с родителями я буду использовать такую форму взаимодействия, как практикумы и мастер-классы. Несомненными плюсами этой формы является общение родителей и детей в совместной практической деятельности.
Актуальность
Одним из важных направлений своей деятельности считаю развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Уровень развития мелкой моторики рук – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка общую и мелкую моторику. Просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры. Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но можно организовать развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода и для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Из бесед с родителями и анализа анкет выяснилось, что многие слышали о том, что мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, а как ее развивать они не задумывались. Не все знают, какие игры и пособия представляют ценность на данном этапе развития малышей. Проанализировав ситуацию, я пришла к выводу о необходимости проведения работы с родителями на данную тему. Актуальность моей работы заключается в том, что совместная и систематическая работа по развитию мелкой моторики рук во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.
Задачи для воспитателя:
- создать оптимальные условия для взаимодействия детей и взрослых в совместной деятельности;
- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики у детей с помощью подручных средств в домашних условиях;
- поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями;
- привлекать родителей к совместной работе с педагогом.
Задачи воспитателя для детей:
- развивать мелкую моторику рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.
Задачи для родителей:
- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;
- организовывать развивающие игры при помощи обычных предметов домашнего обихода.
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития мелкой моторики;
- родители станут активными участниками проекта;
- родители будут использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики в домашних условиях;
- положительные отзывы родителей и педагогов.
Дети:
- спокойно относятся к тому, что видят родителей в детском саду;
- проявляют интерес к совместной деятельности со взрослыми;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей, проведение опросов с целью выявления их компетентности.
- Консультации, практикумы «Развивающие занятия для малышей», мастер – класс «Рисование цветной манкой», памятки, папки-передвижки для родительского уголка.
- Активное участие родителей в выставках с использованием приобретенных навыков, мастер – класс «Ветка мимозы», проведенный родителем с детьми.
- Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей
Подготовительный этап.
- анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их знаний по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- выбор темы, постановка целей и задач;
- разработка практикумов и мастер - класса;
- подбор и изготовление пособий и игр по теме;
- оформление практических рекомендаций для родителей ,буклет
Основной этап.
Перспективный план проектной деятельности.
Месяц | Тема | Задачи |
Ноябрь | Анкетирование родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников» | Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в дошкольном возрасте |
Декабрь | Семинар-практикум «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» | Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях |
Консультация «Рисуем на манке» | Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка | |
Январь | Консультация для родителей «Пальчиками играем – стихи повторяем» | Познакомить родителей с методикой пальчиковых игр |
Февраль | Изготовление папки-передвижки «Ум ребенка на кончиках пальцев» | Показать родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и интеллектуального развития |
Март | Выставка творческих детско-родительских работ «Наши с мамой руки» | Совместная творческая деятельность родитель-ребенок |
Апрель | Отчетный показ варежкого театра по сказке «Колобок» | Показать родителям достижения детей в творческой театральной деятельности |
Май | Посещение родителями НОД. | Вовлечение родителей в образовательный процесс, обучать их приемам взаимодействия с детьми |
Практикум для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста в домашних условиях».
№ 1. Развивающие занятия для малышей 3 лет.
Развитие общей и мелкой моторики в раннем возрасте.
.Форма организации: практикум.
Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в домашних условиях.
Задачи:
- создать оптимальные условия для взаимодействия между детьми и взрослыми в совместной деятельности;
- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики у детей;
- поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями.
- обогатить опыт у родителей в развитии детей через совместную деятельность.
- привлекать родителей к совместной работе с педагогом, участвовать в организации и проведении мероприятий;
Ожидаемые результаты:
-повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития общей и мелкой моторики;
- родители стали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.
- повышение активности родителей в совместной работе с педагогом, непосредственное участие в организации и проведении мероприятий.
Подготовительная работа:
- анкетирование и индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их знаний по данной теме;
- анализ анкет и бесед с родителями;
- подбор и изготовление пособий и игр по теме;
- оформление практических рекомендаций для родителей, памятки;
- приглашение родителей на практикум.
Материал и оборудование: колокольчик, колючие бигуди, большая мягкая игрушка Медведь, корзинка с шишками и ведерки по количеству детей, дидактическая игрушка Свинка (2 штуки, фасоль, карточки для счета до 3, коробочка с перышками, обручи по количеству детей, контейнеры, тазики с манкой, маленькие ведерки, лопатки, ситечки, силиконовые рыбки и другие мелкие предметы, влажные салфетки, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о развивающих занятиях для малышей, а развитием детей необходимо начинать заниматься уже с раннего возраста. Поговорим мы о развитии общей и мелкой моторики рук детей раннего возраста. Я покажу и расскажу, как провожу игровые упражнения по развитию общей и мелкой моторики в группе и, которые вы можете взять себе на вооружение для занятий дома. Если проделанная работа нами в детском саду не будет подкрепляться вами дома – результат мы не скоро увидим.
Организационный этап.
Приветствие:
Предмет: погремушка – колокольчик.
Описание: дети звонят в колокольчик и передают по кругу, пока колокольчик не вернется к воспитателю.
К нам Наталья пришла
Колокольчик принесла
Позвонила, позвонила
И Милане отдала.
Практическая часть.
1. Разминка «Ёжик».
Предмет: колючие бигуди.
Описание: Дети выполняют движения согласно тексту, делая массаж ладошек и пальчиков бигудями.
Вышел дождик из – за тучки
Кап-кап-кап / 2р.
Вымыл ёжику колючки
Вот так, вот так.
Ёжик наш и чист, и сыт,
И в кроватке сладко спит.
А наш ежонок проснулся,
Очень сладко потянулся
И ребяткам улыбнулся.
Решил поиграть.
Спрятался за спинкой, на голове, на плече,
На животике, на коленках.
И сели все вместе послушать про Мишку.
2. Стихотворение «Мишка косолапый»
Предмет: игрушка медведь.
Описание: рассматриваем, трогаем, гладим. Походили как медвежата, повторили стих.
Загадка:
Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? (Медведь.)
Воспитатель берет медведя со стула.
- Давайте рассмотрим медведя, какой он?
(Она большой, неуклюжий, мохнатый, в коричневой шубке)
Воспитатель рассказывает стихотворение про медведя, а дети ходят как медведь.
- Проводится игра «Собери шишки».
Предметы: корзинка с шишками и ведерки по количеству детей.
Цель: Развивать у детей крупную моторику, выполнять действия, называемые взрослым. Обогащать двигательный опыт детей. Развивать внимание, координацию движений.
Мишка по лесу шагал
Мишка шишки собирал.
Вдруг споткнулся Мишка!
И рассыпал шишки!
Вы, ребята, помогите
Мишке шишки соберите!
После игры ведерки поставили возле Медведя, который вернулся на стульчик. Садимся в кружок на полу.
3. Из контейнера появляется свинка.
Предметы: дидактическая игрушка «свинка» - плассм. бутылка, обшитая под игрушку, носик отвинчиваем и кормим. Коробочка с фасолью (с чем угодно). Счетные карточки (1,2,3, размером А4)
- Кто это к нам сегодня пришел? Свинка. И коробочку с собой принесла.
Что это в твоей коробочке? А там вкусные полезные продукты. (что угодно).
Давайте посчитаем. (дети показывают на пальчиках).
1,2,3.
- Пошла наша свинка по дорожке (счет).
- Сколько ты сегодня будешь кушать? 1,2,3.
Дети по очереди кормят свинку, дают по 3 штуки. Для быстроты игры появляется вторая свинка и передается по кругу, с другой стороны.
Все убирается в контейнер, и вынимается другая коробочка.
- Свинка очень довольна, её накормили и за это она нам оставила вот такую коробочку.
Это что за коробочка такая? А там перышки. Разного цвета. Берите себе по одному. Давайте подуем на перышко.
4. Дыхательное упражнение «Подуем на перышко».
Цель: развитие плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Воспитатель сообщает детям, что из манной крупы не только варят вкусную и полезную кашу, но с ней можно и поиграть.
Только нужно соблюдать правила:
Не разбрасывать крупу!
Не класть крупу в рот!
Не вдыхать крупу носом!
Не тереть глаза руками!
Не обсыпать друг друга крупой!
5. Игры с манкой.
Предметы: контейнеры, тазики с манкой, маленькие ведерки, лопатки, ситечки, силиконовые рыбки и другие мелкие предметы. Манка насыпана в контейнеры, тазики. Можно в коробки.
Описание: Сначала ручками играют - трогают, щекочут, гладят крупу. Берут немного крупы в кулачок и крепко сжимают и высыпают ее из кулачка.
- Здравствуй, здравствуй,
Крупа- крупица,
Будем мы с тобой играть,
Но не будем обижать!
- Ребята, мы подружились с крупой. Давайте поиграем с ней.
Можно поискать предметы в манке. Насыпать лопаткой в ведерки, сыпать через воронку.
После игры убрать рассыпанную крупу с родителями, вытереть ручки влажными салфетками.
6. Разминка с обручем.
Предмет: обручи по количеству детей.
Описание: дети действуют по тексту, играют и расслабляются.
Поехали на машине (сидя в обруче).
Нажимаем на педаль: тормоз – газ/3 р. (носочки вверх – вниз)
Поехали.
Машина разогналась (стучат пятками о пол). Убираем в сторону обруч.
Сели на велосипед. (лежа на спине крутим педали).
Побежали букашечки (по ногам).
Жуки машут крылышками.
И бабушкино варенье такое вкусненькое (руки на живот) о- о – о.
Расслабиться под музыку. 1 -1,5 мин.
Рефлексия.
-Финальная игра «Карусели».
В кругу вместе с родителями.
Воспитатель: Наша встреча подошла к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти к нам. Думаю, что теперь каждый из вас сможет найти, чем занять своего ребёнка дома. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка.
Открывайте мир вместе с ребёнком! До следующей встречи!
№ 2. Развивающие занятия для малышей от 1,5 г. до 3 лет.
Развитие общей и мелкой моторики в раннем возрасте.
Автор: воспитатель Липатникова Наталья Алексеевна.
Цель: создание условий для формирования компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста в условиях семьи.
Задачи:
- создать оптимальные условия для взаимодействия между детьми и взрослыми в совместной деятельности;
- познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие общей и мелкой моторики рук у детей;
- поддерживать и развивать интерес малышей к совместным игровым действиям с родителями.
- обогатить опыт у родителей в развитии детей через совместную деятельность.
- привлекать родителей к совместной работе с педагогом, участвовать в организации и проведении мероприятий;
Материал и оборудование: карандаши с гранями, набор шумовых баночек, набор для показа, как красить манку, готовая крашеная манка 5 цветов, рисунки на картонной основе для поделок (12 шт., клей ПВА и розеточки, кисточки, тряпочки, тарелочки под манку, подносы, влажные салфетки, дидактическая игра с прищепками, дидактическая игра с пуговицами, планшеты из фетра, наборы для игры с манкой, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия.
Организационный этап.
- Приветствие:
Описание: все стоят в кругу и повторяют движения за воспитателем.
Я здороваюсь везде
Дома и на улице,
Даже здравствуй говорю
Я соседней курице.
Здравствуй солнце золотое!
Здравствуй небо голубое!
Здравствуй маленький дубок!
Здравствуй в поле ветерок!
Здравствуй утро!
Здравствуй день!
Мне здороваться не лень.
Практическая часть.
Приглашаю детей и взрослых за столы.
- Массаж «Покатали карандаши между ладошками».
Цель: сделать массаж ладошек и пальчиков.
- Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки испекли оладушки».
Цель: формировать положительный настрой на работу, активизировать движения пальцев.
- К нам в детский сад почтальон доставил посылку. Давайте посмотрим, что внутри?
Из посылки достаю коробку.
- Какая красивая коробка. Интересно, что внутри? (потрясти). Давайте посмотрим.
Достаю баночку, предлагаю послушать, как звучит. У каждой баночки есть пара по звучанию. (цвет на крышке тоже подсказка). Предлагаю взрослым вместе с детьми найти парные баночки по звучанию.
- Дидактическая игра «Шумовые баночки».
Цель: восприятие и дифференциация шумовых различий.
Материалы: шумовые баночки с различными наполнителями (горох, гречка, сахар, чай и т. д., цвета – указатели на крышках.
Убирается коробка с баночками в сторону. Достаю из посылки мешочек. Предлагаю одному ребенку достать и показать всем, что внутри. Там знакомая детям игра с прищепками. Дети учат взрослых, как играть.
- Дидактическая игра с прищепками.
Цель: учить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, воспитывать усидчивость, обогащать сенсорный опыт детей.
Оборудование: шаблоны предметов. Прищепки по цвету и по размеру (есть маленькие).
Убирается игра в сторону. Достаю из посылки жестяную коробку. Потрясти. Обратить внимание, как звучит. Предположить, что там? (слышно, что много предметов). Предложить одной маме открыть и показать, что в ней. Проводится игра с пуговицами.
- Дидактическая игра с пуговицами. Найди такую же.
Цель: развивать тактильное восприятие, зрительно – моторную координацию, точность движений и внимание. Выбирать только определенные предметы.
Оборудование: пуговицы (бабочки, рыбки, транспорт, игрушки и др., подносы.
- Музыкальная разминка «У жирафа пятна, пятна»
Описание: Под музыку дети выполняют движения по тексту.
Достается из посылки большая папка с планшетами, сделанные мною для детей.
- Пособие «Планшеты из фетра».
Многофункциональность использования этих планшетов позволяет решать в игровой форме множество обучающих и развивающих задач:
- развивать мелкую моторику;
- сенсорное восприятие;
- воздействовать на тактильные ощущения;
- развивать логику, память, зрительное восприятие;
- изучать и закреплять цвет, счет;
- формировать усидчивость;
- развивать речевую активность;
- осваивать различные застежки.
Планшеты используются в индивидуальной работе с детьми.
Рефлексия.
-Финальная игра «Карусели».
В кругу вместе с родителями.
Воспитатель: Для детей раннего возраста важен процесс, а не результат, поэтому, если он не хочет заниматься тем, что вы ему предлагаете, не настаивайте, смените вид деятельности, а потом вернитесь опять к предыдущему заданию, либо совсем прекратите занятие и перенесите его на другое время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Буклет содержит рекомендации по развитию мелкой моторики у детей, приведены игровые упражнения и предметы развивающие пальчики деток,А, также имеется список полезной логопедической литературы для роди...
Опыт работы с родителями по развитию мелкой моторики рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста
laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»...
Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями
Перспективный план работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей средней группы с тяжелыми речевыми нарушениями...
Консультация для родителей: "Значение развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами ру...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста"
Актуальность темыФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноцен...
Консультация для родителей дошкольников «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности....
План работы с родителями по развитию мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших п...