Статья "Кинезиологические упражнения в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога, логопеда
статья по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, особенно речь.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности. С этой целью в своей работе мы применяем кинезиологические упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА, ЛОГОПЕДА
О.А. Шабаршина, учитель-дефектолог
Филиал № 5 ГКУЗ СО «Специализированный дом ребенка»
г. Серов
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных, речевых, творческих возможностей человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать высшие психические функции, особенно речь.
Работая с детьми, имеющими нарушения речи важно развивать сенсорный и чувственный опыт, формировать эмоциональное, позитивное отношение к образовательной деятельности. С этой целью в своей работе мы применяем кинезиологические упражнения.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Кинезилогические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронную работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс обучения чтению и письму. Кинезиологические упражнения позволяют активизировать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении. Применение таких упражнений позволяет совершенствовать общую, мелкую и речевую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев руки оказывают стимулирующее влияние на развитие речи [3].
Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:
- растяжки;
- дыхательные упражнения;
- глазодвигательные упражнения;
- телесные упражнения;
- упражнения для развития мелкой моторики;
- упражнения на релаксацию;
- массаж.
Все указанные виды кинезиологических упражнений широко используются в коррекционно-развивающей работе педагогов и повышают её эффективность. Активное применение таких упражнений дефектологами в своей практической деятельности обосновывается исследованиями отечественных учёных (Е. М. Мастюковой, Е. И. Исениной, И. П. Павловым, М. М. Кольцовой, Л. В. Фоминой и др.); которые установили, что:
а) движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребёнка;
б) функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие руки способствует развитию речи;
в) развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях и тем самым способствует развитию мышления;
г) около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, которая расположена рядом с проекцией речевой моторной зоны и поэтому движения пальцев рук стимулируют созревание ЦНС, что проявляется в ускоренном развитии речи ребёнка.
При нормальном речевом развитии ребёнок овладевает звуковой системой языка одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений кистей и пальцев рук. Нарушения в овладении звуковой системой языка у детей с речевой патологией неврологического генеза тесно связаны с недостаточностью их двигательной системы в целом. Нарушения развития функций удержания головы, сидения, прямостояния ограничивают возможность формирования и совершенствования функций дыхания, голосообразования. Ограниченная подвижность органов артикуляции задерживает постнатальное анатомическое развитие периферического речевого аппарата. Несформированность функций рук отрицательно влияет на развитие всей речевой системы и утяжеляет картину её нарушений. Нарушения речевого и двигательного развития – распространённые отклонения у детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих дефектологические и логопедические занятия. Моторная дизартрия, алалия, заикание, афазия тесно связаны с нарушением мелкой моторики рук – недостаточной координацией пальцев, замедленным темпом и неловкостью движений, трудностями переключения с одной двигательной операции на другую [2].
В связи с этим проблема преодоления недоразвития моторной сферы у детей с речевой патологией является одной из важнейших задач для педагогов специальных учреждений.
Развитие и коррекция двигательной сферы детей с речевой патологией осуществляются с учётом результатов неврологического и логопедического обследования, возрастных и физических возможностей ребёнка, что позволяет конкретизировать выбор специальных упражнений и целенаправленно осуществлять логопедическую помощь.
Коррекционная работа организуется комплексно с включением специалистов разных профилей: педагогов, психологов, медицинских работников, а также родителей.
Среди всех кинезиологических упражнений более доступными и эффективными для развития различных психических функций являются пальчиковые игры. Развитие движений рук включает в себя:
а) развитие хватания: ребёнок учится захватывать предмет кулаком, двумя руками, щепотью (тремя пальцами: указательным, средним и большим), большим и указательным;
б) развитие соотносящихся действий: ребёнок учится использовать движения при совмещении двух предметов или две части одного предмета (сборка и разборка пирамидки, матрёшки и т. д.);
в) подражание движениям рук: этот навык лежит в основе формирования многих полезных ручных действий;
г) развитие движений кистей и пальцев рук: ребёнок учится выполнять кистями и пальцами рук самые разнообразные движения, которые готовят кинестетическую основу для более сложных двигательных операций как бытового характера, так и учебного.
Сначала мы с воспитанниками разучиваем упражнения, отрабатывая технику, затем ребёнок выполняет упражнения самостоятельно, с постепенным наращиванием темпа и времени. Можно проговаривать команды вслух или про себя. Например, кинезиологическое упражнение «Кошка», способствующее развитию мелкой моторики. Автор А. Л. Сиротюк: последовательно меняем два положения руки: кулак, ладонь (выполняем сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
Развитию ручной моторики способствует также и массаж, который может проводить педагог, так и сам ребёнок – самомассаж.
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются дефектологом с участием других специалистов.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
В работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья мы используем массажи рефлексогенных зон (кистей, аурикул, волосистой части головы), сегментарно-рефлекторный и точечный. Массаж можно выполнять с применением специальных приспособлений (логопедических зондов, шпателя, вибромассажёра и др.), а также включаем элементы самомассажа.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Самомассаж является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который выполняет взрослый. Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, что способствует и нормализации мышечного тонуса этих мышц [1].
В практической деятельности учителя-дефектолога, логопеда использование приёмов самомассажа является полезным в связи с тем, что:
а) самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально – что позволяет целенаправленно организовать деятельность самого ребёнка и формировать произвольное внимание и самоконтроль за собственной деятельностью;
б) самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в режимные моменты – это способствует автоматизации формирования кинестетических механизмов анализа и синтеза и создаёт основу для осуществления правильной организации двигательных операций;
в) самомассаж может быть включён в коррекционно-развивающую деятельность, что позволяет активизировать деятельность самого ребёнка на занятии и более качественно подготовить кинестетические механизмы для артикуляционной гимнастики.
Систематическое использование кинезиологических упражнений в работе учителя-дефектолога и логопеда позволяет не только осуществлять коррекцию нарушенных функций у ребёнка, но и укреплять его соматическое здоровье, что создаёт основу для нормализации его психоэмоционального состояния, которое влияет на работоспособность и поведение ребёнка, а также сокращает сроки коррекционной работы.
Литература
1. Белая Н. А., Петров И. Б. Лечебный оздоровительный массаж. – М.: Т – ОКО, 1994
2. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте: Метод замещающего онтогенеза. – М.: Академия, 2002
3. Сиротюк, А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/08/picture-83780.jpg)
«Содержание коррекционно - развивающей работы учителя - дефектолога с детьми, имеющими ограниченные возможности в реализации проекта «Детский театр» с использованием авторского дидактического пособия "Волшебный фетр"
Наше учреждение работает по Интегративной развивающей образовательной программе «Найди себя» под редакцией А.И.Бурениной и Л.И. Колунтаевой. Разработка экспериментальной программы «Н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/18/picture-449172-1400427223.jpg)
Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы)
Использование современного игрового оборудования «Дусима» в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога (из опыта работы).Отличительной особенностью современного детского сада является создани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/21/picture-430656-1400646023.jpg)
Коррекционно-развивающая программа сопровождения учителем-дефектологом детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями развития (ТНР и ЗПР) на 2017-2018 учебный год.
В наш время инклюзии постоянно приходится искать новые возможности для обучения и воспитания детей с ОВЗ.Данная программа поможет учителям-дефектологам составить свои календарно-тематические планы,ори...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-1306930-1611160459.jpg)
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""
Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/24/picture-612561-1427184742.jpg)
Использование приёмов сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога и логопеда
Цель, методы и приемы работы...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/12/picture-1277512-1602508756.jpg)
Предметно-развивающая среда в работе учителя-дефектолога, как фактор успешной коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими задержку психического развития.
Информационный материал для учителей-дефектологов ДОУ....