Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе с детьми
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме

Булгурян Егисапет Амазасповна

Многолетний опыт работы подсказывает, что при отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков  у большинства  детей  речевые проблемы осложняются патохарактерологическим  развитием личности. Стойкость результатов в работе с детьми достигается только при наличии единого коррекционно-развивающего пространства с сетью интегративных связей между педагогами и специалистами. Комплексный подход позволяет оптимизации  в решении данной проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vzaimodeystvie_spetsialistov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Взаимодействие специалистов ДОУ

в коррекционно-развивающей

работе с детьми»

 Руководитель РМО

учитель-логопед, педагог-психолог

       МБДОУ ЦРР детского сада

№ 2  «Солнышко»

   Булгурян Е. А.

   С. Чалтырь.

        2015 г.

Взаимодействие специалистов ДОУ

 в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Гуманизация воспитания детей дошкольного возраста предполагает широкое включение их в деятельное общение со взрослыми и сверстниками, сотрудничество и содружество в реальных живых контактах.

Личностно-ориентированное общение является средой развития личности ребенка.

Общение – одна из главных ценностей человеческого бытия. Правильная, полноценная речь создает условия для проявления эмоциональности, содержательности различных форм общения, которые доставляют ребенку радость. Гуманистическая педагогика выдвигает задачу формирования у детей высокой культуры общения, которая зависит от уровня развития речи.

А. В. Запорожец , признавая уникальность дошкольного детства, выдвинул положение об амплификации процесса развития личности ребенка, т. е. максимального его обогащения в целях эффективного воспитания.

Формирующие на этом этапе психофизические свойства и качества имеют непреходящее значение для общего его развития . личностно- ориентированная дидактика одним из принципов называет создание коммуникативных условий для развития активности детей. Речь выполняет важные социальные функции, помогая ребенку войти  в социум, понять его и быть понятым им .

Насущными проблемами современной коррекционной педагогики являются:

-сохранение физического и психического здоровья детей с нарушениями речи;

-нормализация двигательной активности и профилактика гиподинамии;

-коррекция недостатков просодической, выразительной, эмоциональной стороны речи;

-успешная социализация детей с дефектами речи.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание у них зачастую поверхностное , ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, порезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

При отсутствии своевременной помощи со стороны родителей, педагогов, медиков у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижается память и работоспособность.

Многолетний опыт работы убедительно доказывает, что стойкость результатов достигается только при наличии единого коррекционно- образовательного пространства с сетью интегративных связей.

Комплексный подход педагогов к данной проблеме, использование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивает интегративные связи между специалистами, работающими с детьми , имеющими речевые нарушения.

Цель их совместной работы: развитие психофизических возможностей, выразительной связной речи, эмоционально- личностной сферы, артикуляционного аппарата, голоса, просодической стороны речи; сенсомоторных возможностей.

Коррекционно-развивающая деятельность ДОУ представляет собой целостную систему, включающую диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень речевого, интеллектуального и психического развития ребенка. содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития и обеспечивает интеграцию познавательного, экологического, речевого , художественно-эстетического развития ребенка, что обеспечивается гибким применением различных методов и средств, включающих, помимо традиционных, и нетрадиционные технологии работы с детьми: кукло-терапия и сказкотерапия и кинесиологию мозга, психогимнастику кинезотерапии, артикуляционную, пальчиковую и дыхательную гимнастики, точечный массаж, релаксацию, физио-, фито-, аромо-, хромо-, музыкотерапию, логоритмику, арттерапию и др.

Организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы специалистов является логопед. Под его руководством проходят психолого-медико-педагогические консилиумы, совместно с коллегами составляется блочный интегрированный календарно-тематический план, происходит логопедизация режимных моментов и занятий, овладение детьми навыками словообразования и словоизменения, что помогает личностному росту ребенка, формированию уверенного поведения, чувства достоинства, адаптации в обществе сверстников, взрослых, а, в дальнейшем ,успешному обучению в школе.

Рассмотрим миссию каждого специалиста в этом блоке работы ДОУ.

Так, воспитатели закрепляют приобретенные знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя логопедические цели, содержание, технологии в повседневную жизнь детей, благоприятный микроклимат в коллективе детского сада и дома, что способствует коррекции нарушенных функций, включению компенсаторных и развитию потенциальных возможностей ребенка.

Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребенка музыкотерапевтических произведений, прослушивание которых способствует нормализации процессов в организме ребенка, созданию музыкального фона в процессе различных видов деятельности, снятию поведенческих и организационных проблем, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, память, мыслительные процессы.

 На логоритмических занятиях совершенствуется общая и мелкая моторика, выразительность мимики, пластика движений, постановка дыхания, голоса, просодическая сторона речи.

Руководитель ИЗО студии осуществляет развитие у детей мелкой моторики рук, глазомера, выразительной и содержательной стороны речи, планирующей функции изодеятельности, ориентировки в пространстве. Знакомя детей с изобразительным искусством, педагог использует различные методы арттерапии.

Изобразительная деятельность играет большую роль в психическом развитии ребенка, особенно в развитии его эмоционально-чувственной сферы. Известно, что существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью, поэтому на занятиях изо большое внимание уделяется развитию точности, плавности, гибкости движений при выполнении различных заданий. Технические навыки детей обеспечивают коррекционную направленность, т. к. они способствуют развитию не только мелкой моторики руки , планирующей функции речи, но и ориентировки в пространстве.

Занятия, проводимые инструктором по физкультуре  и плаванию, способствуют оздоровлению детского организма, постановке диафрагмально-речевого дыхания, совершенствованию координации основных видов движений, мелкой моторики рук, артикуляционной моторики, формированию положительных личностных качеств, в поведении ребенка: общительности, умения рассчитывать свои силы, воспитанию самоконтроля, , смелости, решительности, настойчивости, отзывчивости, чувства товарищества и др.

Все специалисты осуществляют работу с родителями, разъясняя им особенности коррекционно-развивающего направления деятельности ДОУ, обучая их специальным навыкам и умениям в его осуществлении с детьми в домашних условиях.

Содержание и способы взаимодействия специалистов координирует заведующий ДОУ, его заместитель по УВР. Приоритетными формами объединения усилий всех специалистов в коррекционно-развивающей работе выступают: педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико-психолого-педагогичческие консилиумы, деловые игры, круглые столы, просмотр и анализ открытых занятий и др.

Создание единой , сплоченной команды помогает обеспечивать интегративное коррекционно-развивающее образовательное пространство, преемственность между специалистами, что стимулирует логопедизации режимных моментов и содержание других занятий, проникновение коррекционно-развивающей работы в повседневную жизнь. Благодаря этому взаимодействию существенно повышается уровень речевого и общего развития детей.

Разработанная модель взаимодействия специалистов имеет большие потенциальные возможности и способствует эффективным , качественным изменениям в речевом развитии детей , в профессиональной подготовке педагогов, влияет на повышение компетентности родителей в области коррекционной педагогики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель взаимодействия специалистов в лечебно-коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Создание и апробация модели взаимодействия специалистов: тифлопедагога, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, медсестры-ортоптистки и инструктора по физической культуре в пр...

Система взаимодействия специалистов в коррекционо-развивающей работе для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями (в нашем случае, ребенком с ЗПР), а так же функциональны...

Статья: " Взаимодействие специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими разные формы ДЦП."

Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойноеместо в ...

Педагогический проект: «Взаимодействие специалистов детского сада в работе с детьми с ОВЗ»

Доказано, что полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно - психического здоровья и социализации детей, успешного становл...

Консультация для педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия специалистов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.

quot;Театрализованные игры  в коррекционной работе , как  фактор  укрепления здоровья  и средство раскрытия творческого потенциала ребенка."...