Работа психолога в ДОУ с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ
методическая разработка

Елена Геннадьевна Долотова

Создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, обеспечивающих целостное и  всестороннее развитие личности дошкольника, а т.ж. выстраивание системы психолого- педагогического сопровождения семей воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_ovz.docx29.63 КБ

Предварительный просмотр:

Работа психолога в ДОУ с семьями,

воспитывающими ребенка  с ОВЗ

Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников.

Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системно образующее ядро каждой.

Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.Основные цели  и задачи работы по организации взаимодействия детского сада с семьями,  воспитывающими детей  с ОВЗ

Система  психолого-педагогического сопровождения включает следующие направления работы: психологическое изучение, консультирование и психокоррекцию.

Диагностическая и консультативная и психокоррекционная  работа с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ, предполагает системный подход, включающий определение основных целей, задач, принципов изучения семьи ребенка с ОВЗ.

Основная цель:

создание в ДОУ необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями, воспитывающими ребенка с ОВЗ, обеспечивающих целостное и  всестороннее развитие личности дошкольника, а т.ж. выстраивание системы психолого- педагогического сопровождения семей воспитанников.

Задачи работы:

1.Оказание квалифицированной поддержки родителям (законным представителям), воспитывающих детей с ОВЗ.

2.Установление ответственных взаимозависимых отношений с семьями воспитанников с ОВЗ.

3. Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки семьям воспитанников.

4.Активизация и обогащение педагогических умений родителей в сфере воспитания, обучения и развития детей с ОВЗ.

5.Оказание квалифицированной психолого - педагогической помощи семьям воспитанников в вопросах воспитания, образования, развития детей с ОВЗ.

2.Этапы формирования взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

1.«ЗНАКОМСТВО» педагогов и родителей

-знакомство с ДОУ, педагогами, с организацией воспитательно-образовательного пространства в учреждении, определение состава родительской общественности, особенностей воспитанников с ОВЗ.

2.«ВХОЖДЕНИЕ» педагогов и родителей

-включение всех субъектов взаимодействия в педагогическую деятельность.

-привлечение родных к учебно-образовательному, коррекционно-развивающему процессу в образовательном учреждении.

3.«СОТРУДНИЧЕСТВО» педагогов и родителей

-активное общение, соучастие, взаимное дополнение родителей с воспитателями и специалистами ДОУ в организации образовательного пространства.

-формирование увлечения родителей процессом воспитания, образования и развития ребенка с ОВЗ.

4.«СОТВОРЧЕСТВО» педагогов и родителей

-активная деятельность, креативность в работе ДОУ и семьи в вопросах организации  работы с детьми.

-раскрытие перед членами семьи возможности личностного поиска творческих подходов к обучению малыша и личного участия в исследовании его возможностей.

3.Система психолого – педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ

1.Исследование семьи: изучение особенностей  функционирования семьи, выявление ее скрытых ресурсов, сбор информации о ее социальном окружении, изучение  потребностей родителей и ребенка и пр.;

2.Установление контакта, работа на преодоление реакций психологических защит, мотивирование на сотрудничество;

3.Оценка путей оказание психолого-педагогической помощи;

4.Выбор направлений работы в зависимости от результатов диагностики;

5.Работа специалистов по оказанию психолого–педагогической помощи семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;

6.Анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями.

4.Экспресс-диагностики семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Схема экспресс-диагностики семьи имеет три раздела.

  • Первый раздел включает общие сведения о семье.
  • Второй позволяет изучить психологические особенности ребенка и

детско-родительские отношения.

  • Третий направлен на определение психологического типа родителей и избранной ими модели воспитания в семье.

Первый раздел. Сведения о семье:

Сведения о семье могут быть получены из документации о ребенке, в процессе беседы с родителями, а также в результате наблюдения.

1. ФИО ребенка с ОВЗ (указать дату рождения)

Состав семьи: полная, неполная, родители в разводе,  другие лица,  есть ли в семье другие инвалиды (указать кто, если есть).

2. Социально-культурный уровень членов семьи:

 Образование (указать профиль полученного образования), кем работает (указать должность), работающие члены семьи:

 3.Оформлена ли инвалидность на ребенка, кто является опекуном ребенка с ОВЗ:

4. Особенности общения по наблюдению во время консультации:

4.2. Отношения в семье (с точки зрения каждого из родителей).

Второй раздел. Оценка личностных особенностей детей и детско-родительских отношений.

Данные для второго и третьего разделов могут быть получены только экспериментальным путем. В зависимости от поставленных задач и практического опыта психолога перечень и число методик может меняться. Ниже приводятся примерные характеристики, которые могут быть получены

по результатам исследования диагностическим комплексом методик.

1.Рисуночные тесты: определяется характер внутрисемейной атмосферы (доброжелательная, недоброжелательная, отчужденная, враждебная); дается оценка отношений и контактов ребенка с окружающими (оптимальные, недостаточные, фрустрирующие, симбиотические и др.).

2.Методика «Два дома» (И. Вандвик и П. Экбланд): определяются приоритеты ребенка в отношениях с близкими и значимыми лицами (в красном домике со мной будут жить …;в другом домике останутся ...).

3.Методика «Лесенка для ребенка» (В.В. Ткачёва): определяются предпочтения в социальных контактах ребенка.

4.САТ — Детский апперцептивный тест (Л. Беллак) определяются особенности межличностных отношений ребенка со значимыми близкими (родителями, сестрами, братьями и др.).

Третий раздел. Определение структуры семьи, психологического типа родителей, особенностей внутрисемейных отношений, преобладающей модели воспитания в семье.

1.Анкета «Психологический тип родителя» (В.В. Ткачёва): определяется психологический тип родителя (невротичный, авторитарный, психосоматичный).

2.Социограмма «Моя семья» (В.В. Ткачёва): определяются динамика развития семьи, изменения в ее структуре, связанные с рождением ребенка с ОВЗ.

3.Опросник родительского отношения — ОРО (А.Я. Варга и В.В. Столин): определяется характер родительского отношения к ребенку (принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарна гиперсоциализация, маленький неудачник).

Психологическое заключение по результатам диагностики традиционно пишется в свободной форме.

В первой части заключения кратко отражаются общие сведения о семье конкретного ребенка, излагаются жалобы, опасения и потребности родителей.

Вторая часть отражает собственно результаты психологического изучения семьи, которые включают основные характеристики, определяющие внутрисемейную атмосферу.

В третьей части заключения по результатам психологического изучения устанавливается коррекция родительских отношений к ребенку.

5.Формы и  методы работы с родителями с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

1. Информационно – аналитические формы работы  на первом этапе включают в себя -  выявление интересов, потребностей, запросов родителей. Уровня их педагогической грамотности, далее установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Используются следующие Методы работы:

  • Социологические опросы
  • Тесты;
  • Анкетирование
  • Почтовый ящик
  • Информационные карнизы и пр.

2. Познавательные формы работы:

- познакомить родителей с возрастными и  психофизиологическими особенностями  детей дошкольного возраста с ОВЗ;

- познакомить с основами и принципами методов воспитания и обучения, организацией предметно–развивающего пространства для ребенка в семье;

- формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей.

В процессе очень эффективно использовать такие методы работы как:  конференции, «круглый стол»;

  • педагогическая гостиная;
  • семинары – практикумы, мастер – классы, тренинги;
  • педагогические журналы;
  • игры с педагогическим содержанием;
  • педагогическая библиотека для родителей.

3. Наглядно информационные формы работы: - ознакомление родителей с дошкольным учреждением;

- особенностями работы ДОУ;

- особенностями воспитания детей с ОВЗ;

- с педагогами ДОУ;

- преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ.

Для решения этих задач используются следующие методы:

  • тематические выставки;
  • выставки детских работ;
  • выставки совместных работ детей и родителей;
  • информационные проспекты для родителей;
  • открытые просмотры различных видов деятельности детей в ДОУ,

видеоролики о жизни ДОУ;

  • выпуск газет, организация мини – библиотек по основным проблемам семейной педагогики.

5.Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ

1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в своих силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

5. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации

внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).

Заключение

Психологическая поддержка является важным звеном в системе психолого - педагогической помощи родителям детей с ОВЗ. Основная цель психологической поддержки – повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала. Огромную роль в эффективности психологической поддержки родителей играет создание разнообразных форм группового взаимодействия родителей и детей.

Таким образом, можно отметить, что важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка с ограниченными возможностями является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — СПб., 2000. —528с.

2.Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство / А.Л. Венгер. — М., 2002. —160с.

3.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. завед. —М., 2001. — 192 с.

4.Левченко И.Ю., Ткачёва В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: методическое пособие. — М., 2008 — 239 с.

5.Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь, 2005. –190с.

6.Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей : пособ. по практ. психологии / Т.Д. Марцинковская. —М., 1997. — 176с.

7.Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: хрестоматия. — СПб., 2007. — 400 с.

8.Психолого-педагогическая диагностика / Под ред.И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М., 2003. — 320с.

9.Психолого-педагогическая диагностика развития лиц сограниченными возможностями здоровья: Учеб. для студ. Учреждений  высш. проф. обр. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — 6 изд. перераб. и доп. — М., 2011. — 336 с.

10.Ткачёва В.В. Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В. Ткачёва. —М., 2004. — 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения

В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего  возраста  к условиям  дошкольного  образовательного учреждения  в зависимос

Выступление в рамках работы бесплатного консультативного пункта для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста на дому «Теоритические   аспекты адаптации детей  раннего ...

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста.

План работы консультативного пункта Педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста....

Современные аспекты работы психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ

Факт появления в семье ребенка с ОВЗ может по-разному восприниматься родителями. Из опыта работы можно наблюдать, что одни родители опекают  ребенка, предугадывают его малейшие желания, выполняют...

Консультация "Организация взаимодействия педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением когнитивных функций".

В работе педагога - психолога особое значение имеет взаимодействие с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка с ЗПР. Именно семья является ближ...