Проект "Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ"
проект по коррекционной педагогике ( группа) на тему
Представлен пилотный проет по организации сопровождения детей с ОВЗ в логопедическом детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_soprovozhdenie_detey_s_ovz.docx | 60.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Тема проекта: "Сопровождение детей с ОВЗ специалистами ДОУ".
Проект разработала:
Иванова Т.Н педагог-психолог
Красноярск 2015
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 2-ой младшей группы, средних, старших, подготовительных групп логопедического детского сада.
Время реализации проекта: сентябрь 2015- май 2016г.
Актуальность: Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.
Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.
Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) отмечается, что:
- у дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;
- имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;
Наличие общего недоразвития у детей приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.
Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость, и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной.
Поэтому основным специалистом, который осуществляет коррекцию речевых нарушений, является логопед, именно он намечает план коррекции речи, дает необходимые рекомендации специалистам, работающим в ДОУ и родителям. Но для большей эффективности коррекционной работы, к процессу подключается педагог – психолог, т.к. при задержке и недоразвитие речи, наблюдается значительное снижение познавательной деятельности, логических и мыслительных операций. Наблюдается ряд особых эмоциональных особенностей: плаксивость, раздражительность, быстрая утомляемость и отвлекаемость и т.д., что ведет к снижению эффективности коррекционных мероприятий. Следует так же отметить, что вместе с детьми с ТНР, в стенах ДОУ находятся дети, у которых наряду с речевыми нарушениями, имеются сопутствующие нарушения, осложняющие коррекционно-развивающий процесс, например расстройства аутистического спектра, нарушения интеллекта легкой и средней степени тяжести, грубые нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения.
Поэтому необходимым условием реализации ФГОС [4] в настоящее время становится интегративный подход к коррекционно-образовательному процессу. Важно, чтобы специалисты ДОУ ориентировались не только на диагностику и развивающие занятия с детьми, но и на тесное сотрудничество с педагогическим коллективом и родителями.
В связи с этим, а нашем дошкольном учреждении активно совершенствуется система комплексного сопровождения ребенка, которая позволяет осуществлять обмен опытом среди специалистов ДОУ (воспитателей, логопедов, психологов), а также вовлекать родителей в коррекционно-образовательный процесс. Таким опытом стала организация комплексных занятий нескольких специалистов.
В процессе разработки данных занятий, мы пришли к выводу, что основным критерием для организации коррекционно-развивающего занятия будет являться речевой дефект и дефект звукопроизношения.
В ходе занятия, на материале лексической темы, предусмотренной программой ДОУ, логопед отрабатывает речевой материал и контролирует звукопроизношение детей, а психолог работает в это время над развитием познавательной и эмоционально-волевой сферы. Таким образом, два специалиста одновременно работают с детьми, плавно сменяя друг друга. В некоторых занятиях, воспитателю или другим педагогам отводится место для проработки своего блока заданий, что позволяет расширить границы взаимодействия, решить воспитательные задачи или задачи поставленные дефектологом, работником по физической подготовке и т.д.
Цель проекта- разработка и реализация комплексных занятий специалистами ДОУ, с целью осуществления комплексного и эффективного сопровождения детей с ОВЗ.
Задачи:
-анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
- разработка эффективной системы взаимодействия между специалистами ДОУ;
- разработка комплексных совместных занятий.
Ожидаемые результаты:
- интеграция в образовательный процесс детей, которым не доступна групповая и подгрупповая форма работы
- осуществление обмена опытом между специалистами ДОУ,
- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап.
- Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.
- Разработка тематического плана проведения занятий с детьми на 2015-16гг.
2. Основной этап.
- Реализация занятий с детьми. (Приложение 1).
3. Заключительный этап.
- Анализ результатов деятельности по проекту;
- Диагностика уровня развития познавательной деятельности детей;
- Обсуждение результатов реализации проекта на итоговом собрании;
- Планирование работы на следующий год.
Приложение 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Конспект комплексного игрового занятия в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме «Обувь».
«Туфелька для Бабы-Яги»
Авторы-составители:
Плотникова Татьяна Николаевна, учитель-логопед;
Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;
Абдина Тарина Владиславовна, воспитатель.
Красноярск 2015
Цель: Закрепить представление детей об обуви, ее назначении, деталях, материалах, из которых она сделана.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «обувь»;
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование в речи относительные и качественные прилагательные).
- Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей обуви.
- Закреплять умение аккуратно наклеивать.
- Вызывать желание дополнять композицию соответствующими деталями.
- Развивать умение работать в паре.
- Формировать положительную мотивацию на участие в занятии.
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей на различное музыкальное сопровождение.
- Снятие психофизической нагрузки.
Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, мышление, чувство ритма, мелкой моторики, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать у детей навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим; воспитывать бережное отношение к обуви.
Оборудование: Костюм Бабы-Яги, костюм «Обувного мастера», ТСО, «следы Бабы-Яги», воздушный шарик, детская туфелька, табличка «Обувная мастерская», табличка «Обувной магазин», модель сапога с частями, клей ПВА, предметные картинки обуви.
В роли Бабы-Яги – педагог-психолог, обувной мастер – воспитатель.
Ход занятия:
- Оргмомент.
Логопед обращает внимание детей на следы, оставленные на полу.
Логопед: Ребята, посмотрите, что это у нас на полу?
Дети: Следы.
Логопед: Интересно, чьи это следы?
Дети: Варианты ответов.
Логопед: Может быть, пойдем по этим следам и узнаем, чьи они?
Дети: Да.
Дети проходят по следам и встречают Бабу-Ягу (звучит музыка).
Баба-Яга: А что это вы здесь все собрались? Да еще и натоптали?
II.Работа по теме.
Логопед: Баба-Яга, это не наши следы. Ребята, посмотрите на свои ноги, что у вас на ногах?
Дети: Варианты ответов.
Логопед: Что это, одним словом?
Дети: Обувь.
Игра «Веселый шарик».
Логопед: Шарик ты передавай, громко обувь называй.
Дети называют обувь.
Логопед: Наша обувь, какая?
Дети: Чистая, красивая.
Логопед: Тогда, кто же оставил следы?
Дети: Баба-Яга.
Баба-Яга: Все вы знаете, все вы замечаете.
У Бабы-Яги вываливается детская туфелька.
Логопед: Что это у тебя, Баба-Яга?
Баба-Яга: Прошлась я по вашему детскому саду, вижу, лежит никому не нужная туфелька. Такая красивая! Хочу себе такую! Заберу и не отдам!
Логопед: Ребята, а Баба-Яга красиво поступила? Можно брать чужие вещи?
Дети: Варианты ответов.
Баба-Яга: Но мои туфли совсем старые, рваные, а эта такая красивая, новая!
Логопед: Ребята, поможем Бабе-Яге? Где ремонтируют обувь?
Дети: В обувной мастерской.
Логопед: Отправляемся в обувную мастерскую.
Отработка слоговой структуры слов.
Дети шагают и хором проговаривают:
Дети: В обувной мастерской чинят обувь день-деньской.
Дети проходят к столам, садятся на стульчики.
Мастер: Здравствуйте, дети. Я обувной мастер. У меня очень много работы и я не успеваю все делать. Поможете мне?
Дети: Да.
Называние частей обуви.
Мастер: Нужно отремонтировать сапоги. Но сначала, мы повторим части обуви.
Дети: У сапога есть носок, пятка, каблук, подошва, молния, голенище.
Мастер: Приготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика.
Посчитаем в первый раз, сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки, для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки для нашей Валентинки,
А вот это валенки для малышки Галеньки.
Выполнение аппликации.
Мастер: Ребята, вы молодцы! Спасибо за помощь.
Логопед: Что ты сделал, Миша? Что сделала Даша? Что сделал Егор?
Дети: Я приклеил подошву. Я приклеил каблук. Я приклеила пятку.
Баба- Яга: Молодцы, ребята! Но и я кое- что умею.
Физминутка: «Заколдованные башмачки».
Баба-Яга: Сейчас мы все встанем в круг. Буду колдовать! Сделаю ваши башмачки веселыми, грустными и злыми. Как танцуют веселые башмачки? Как грустные? А как злые? Молодцы! Сейчас внимательно послушайте музыку и угадайте какие у нас башмачки!
Дети танцуют под разное эмоционально окрашенное музыкальное сопровождение.
Логопед: Баба-яга, отдаешь туфельку детям?
Баба-Яга: Отдам, но мне нужна новая обувь.
Логопед: Ребята, а где можно приобрести новую обувь?
Дети: В обувном магазине.
Дети садятся на стульчики перед мольбертом. На мольберте предметные картинки обуви. Вывеска «Обувной магазин».
Согласование существительных с качественными и относительными прилагательными в предложениях.
Логопед: Ребята, какая обувь продается в магазине? Для женщин? Для мужчин? Для детей? Для дома? Для улицы?
Дети: Варианты ответов. В магазине продается женская обувь. В магазине продается мужская обувь и т.д.
Логопед: Обувь из кожи, какая? Из замши? Из лаковой кожи? Из резины?
Баба-Яга: Молодцы, ребята! Все мне рассказали, показали. Обязательно куплю в магазине новые туфли. А эту туфельку возвращаю детям. А теперь мне пора возвращаться в волшебный лес на своей метле.
Метла моя сломалась, лететь отказывается. Помогите метлу завести.
Дыхательная гимнастика Ветерок.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Баба-Яга: Спасибо дети, моя метла зара
Баба-Яга улетает.
III. Итог занятия.
Логопед: Ребята, вам понравилось? Вы молодцы? Будем еще Бабу-Ягу в гости ждать? Похлопаем друг другу.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Конспект комплексного игрового занятия в средней логопедической группе.
«Пропали игрушки»
Авторы-составители:
Зырянова Татьяна Владимирована, учитель-логопед;
Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог.
Красноярск 2015
Цель: учить детей договариваться друг с другом.
Задачи:
- Развивать речевую активность детей.
- Упражнять в практическом употреблении притяжательных прилагательных.
- Расширять словарный запас по теме «Игрушки».
- Учить детей составлять описательные рассказы.
- Формировать умение работать в паре.
- Формировать положительную мотивацию на участие в НОД.
- Формировать навыки саморегуляции и самоконтроля.
- Формировать навык взаимодействия.
Предварительная работа:
В начале недели дети получили задание принести в детский сад свою любимую игрушку. Для принесенных игрушек в игровой комнате отведено специальное место. В течение недели с игрушками проведены игры «Чего не стало», «Волшебный мешочек», «Магазин игрушек». Педагоги учили детей делиться своими игрушками.
Оборудование: игрушки по количеству детей, мешок, ноутбук, аудиозапись с песней Е. Железновой «Автобус», записка Дюдюки, круги из картона по количеству детей, фигуры для украшения , клей, схема описания игрушки.
Ход занятия:
- Организационный момент «Пропали игрушки».
Логопед обращает внимание детей на отсутствие игрушек, принесенных ребятами из дома.
Логопед: Ребята, посмотрите, наши игрушки пропали, а вместо них лежит записка.
Читает вслух.
Логопед: Кто написал записку (показывает картинку)?
Дети: Дюдюка!
Логопед: Что мы будем делать?
Дети: высказывают свои предложения.
Логопед: Давайте попробуем с ней договориться. Поедем к Дюдюке на волшебном автобусе.
Дети рассаживаются на заранее поставленные стульчики в виде автобуса. Звучит музыка Е. Железновой. Дети выполняют движения по ходу песни.
Логопед: Вот мы и приехали. Здесь живет Дюдюка.
Дети и логопед заходят в спальню, там сидит Дюдюка с мешком игрушек.
Логопед: Ребята, поздоровайтесь. Давайте вежливо попросим вернуть у Дюдюки наши игрушки.
Дети: Верни наши игрушки, пожалуйста!
Дюдюка: Просите вы дружно, но игрушки я вам не отдам, сначала посмотрю, умеете ли вы также дружно выполнять задания и помогать друг другу.
Дюдюка приглашает детей сесть за столы.
Дюдюка: Перед вами лежат мячи и фигурки. Чтобы мячи были красивыми, нужно украсить их фигурками. Главное условие - мячи должны получиться одинаковыми! Для этого вы должны ДОГОВОРИТЬСЯ между собой, какие мячи у вас получатся, где будут находиться фигурки. Сначала разложите фигурки.
Дети раскладывают фигурки.
Дюдюка: Теперь возьмите в руки клей и приклейте фигурки на мячи.
Логопед: Теперь, Дюдюка, отдавай наши игрушки!
Дюдюка: Очень жаль расставаться с вашими игрушками, я их даже рассмотреть не успела.
Логопед: Дюдюка, ты обещала вернуть игрушки, а слово свое нужно держать.
Дюдюка отдает игрушки логопеду.
Логопед: Спасибо. Мы обещаем тебе игрушки наши показать и все про них рассказать.
Логопед: Ребята, давайте вернемся в группу, сядем на стульчики.
Дети рассаживаются по местам. Логопед достает игрушку из мешка и ставит ее на стол.
Логоп: Чья машина?
Дети: Ванина!
Логоп: Чей мишка?
Дети: Сашин! и т.д.
Логопед: Ребята, давайте расскажем Дюдюке про свои игрушки с помощью нашей схемы-подсказки.
Заслушивается рассказ одного или двухдетей.
Физминутка:
Логопед: Вокруг себя покрутитесь,
В игрушки превратитесь.
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
Раз, два, три - мячик отдохни.
Вот веселая юла, быстро кружится она,
Раз, два, три - юла отдохни.
Вот милашка, кукла-неваляшка,
Раз, два, три - неваляшка отдохни.
Дети садятся за стульчики и слушают рассказ одного ребенка.
Логопед: Занятие подходит к концу, остальные ребята расскажут свои рассказы Дюдюке позже, а сейчас ей пора уходить.
Дюдюка: До свидания, ребята!
Дети: До свидания!
Логопед: Ребята, вы молодцы, смогли и с Дюдюкой договориться и друг с другом. Давайте поставим свои игрушки на место. Помните, что игрушками нужно делиться и играть дружно, не ссориться!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Коррекционно – образовательная деятельность комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях ДОУ.
«Зимушка-зима».
Авторы-составители:
Тихоновцева Оксана Генадьевна, логопед;
Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;
Войтехович Татьяна Александровна, воспитатель.
Красноярск 2015
Тема: Согласование числительных с существительными и прилагательными по лексической теме «Зима. Зимние забавы» с использованием психологических приемов по снятию эмоциональной и физической нагрузки.
Коррекционно-образовательные цели:
уточнение и расширение представлений о зиме, о зимних играх. Обобщение и активизация словарного запаса по теме. Развитие и формирование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными и прилагательными, формирование математических представлений, закрепление знаний о геометрических фигурах.
Коррекционно-развивающие цели:
развитие речевого дыхания. Развитие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики, координации речи с движением. Развитие произвольности и самоконтроля. Развитие навыков межличностного общения.
Коррекционно-воспитательные цели:
формирование положительной установки детей на участие в занятии. Воспитание навыков взаимодействия, самостоятельности, доброжелательного отношения к сверстникам и к окружающим.
Оборудование: фланелеграф, сюжетная картина «Зима. Зимние забавы», предметно-сюжетные картинки отдельных фрагментов сюжетной картины «Зима. Зимние забавы», набор разных по форме и цвету геометрических фигур, снежинки, мешочек для снежинок, закрытые конвертики с предметными изображениями зимы внутри, магнитофонная запись звучания вьюги.
Предварительная работа: Игра «Скажи какой, какая, какое, какие». Разучивание физ.минутки, разучивание стихотворения о снеговике.
ХОД:
1. Орг.момент:
Уч.-логопед:- Посмотрите, что появилось в нашей группе (на доске, на предметах мебели прикреплены снежинки). Наверное, ночью была вьюга, и снежинки залетели через окно. А что такое вьюга? (ответы детей) Попробуем изобразить вьюгу. Нам поможет звук [Ш]. Проведение дыхательной гимнастики с движением рук над головой.
2. – А кто знает, когда бывает вьюга, в какое время года? (зимой). Когда наступает зима? А что вы можете рассказать о зиме? Помогу нам картинки. Из них мы выберем картинки о зиме (дети поочередно подходят к доске, выбирают картинку из различных картинок времен года картинки о зиме и прикрепляют на фланелеграф).
3. Звучит магнитофонная запись звучания вьюги и входит педагог-психолог в образе Зимы.
- Это я наслала на вас вьюгу и рассыпала свои снежинки. Вы узнали, кто я? Кто может рассказать об мне, какая я бываю?
Уч.-логопед: Зимушка-зима, ты надень свою красивую снежную корону на голову каждого, и дети о тебе расскажут.
Зима поочередно надевает на голову ребенка корону, дети подбирают слова-признаки (зима холодная, снежная, злющая, долгая и.д.)
Уч.-логопед: Ребята, нам надо отдать красивые снежинки Зиме, а то что с ними случится? (они растают) Мы сейчас их посчитаем и в мешочек сложим. Снежинки блестят, значит они какие? (блестящие), поэтому мы будем считать их, называя с этим словом.
Дети снимают снежинки и кладут в мешочек для Зимы, считая: одна блестящая снежинка, две блестящих снежинки и т.д.
4.Уч.-логопед: Ребята, а что может делать снег? Если о снеге говорят, что он искрящийся, значит он что делает? (искрится), падающий…, тающий…, скрипящий…, хрустящий…, замерзающий…, идущий… .
5. Проведение психогимнастики «Какие разные снежинки» с использованием различного музыкального ритма.
Цель: снятие психофизической нагрузки, определение эмоционального состояния музыкального сопровождения.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
( Дети поднимают руки вверх, кружатся. )
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
(Разбегаются по группе, выполняя танцевальные движения. )
Встанем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
(Встают в тесный круг)
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
(Разбегаются. Взмахивают руками вверх, вниз, в стороны.)
Педагог-психолог: Ребята, как могут падать снежинки? Варианты ответов детей. Сейчас вы все вместе будем снежинками. Вам нужно будет внимательно послушать музыку и показать как падают снежинки.
6. Уч.-логопед: - Во что можно играть зимой? Ответы детей.
Зима нам приготовила загадочные конвертики с рисунками о зиме. Их нельзя раскрывать, но нарисованные картинки нужно посчитать. Как же это сделать? (дети предлагают посмотреть на свет, чтоб картинка просвечивалась) Ответы детей: на моей картинке три елочки и пять снежинок и т.д. Зима хвалит детей.
7. Чтение ребенком заранее приготовленной загадкой о снеговике.
Что за нелепый человек пробрался в двадцать первый век.
Морковный нос, в руках метла. Боится солнца и тепла.
8. Воспитатели в группе предлагают на столе выбрать из предложенных разноцветных геометрических фигур, те которые необходимы для создания снеговика. Приглашается 3-4 ребенка.
Воспитатели: - Сколько снежков понадобилось для снеговика. Ведется коллективный счет: один снежок, два снежка и т.д.
9. Речь с движением «Снежок».
Раз, два, три, четыре. Мы снежок с тобой лепили.
Очень круглый, очень гладкий. Но совсем, совсем несладкий.
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним.
И сломаем.
10. Итог. Поощрения.
Педагог-психолог: Ой, как много нового я сегодня узнала о зиме. Все вы были молодцы и поэтому хочу вам вручить подарок-снежинки (каждому ребенку дается по конфете). Вот, много нового узнала, подарки подарила, теперь можно и прощаться. До свидания ребята!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Интегрированное занятие
(совместно с логопедом, психологом, воспитателем, музыкальным руководителем)
Деревенские посиделки
Авторы-составители:
Борисова Н.Б., учитель-логопед
Иванова Т.Н., педагог-психолог
Белясова И.Ю., воспитатель
Белова С.Ф., музыкальный руководитель
Красноярск 2016
Цель: Систематизировать знания детей о народных традициях, фольклоре.
Задачи:
- Ознакомление с традиционными обычаями деревенских посиделок, с предметами крестьянского быта.
- Обогащение и расширение словарного запаса детей.
- Создание доброжелательной, эмоционально-насыщенной атмосферы совместного творчества детей и взрослых.
- Развитие памяти, внимания, логического мышления, речи через малые фольклорные жанры.
- Формирование положительной мотивации на участие в занятии.
- Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
- Воспитание любви детей к устному народному творчеству.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Под тихую музыку Баба подметает ковер.
Хозяюшка (воспитатель): Сорока-белобока принесла мне на хвосте новость, что идёт ко мне много гостей со всех волостей. Наведу в доме чистоту, да буду гостей ждать. Гостям я всегда рада, да только кто же меня решил навестить?
Звучит русская народная музыка. Входят дети.
Хозяюшка (воспитатель): Здравствуйте, красные девицы! Здравствуйте, добрые молодцы! Проходите, гости к нам! Рады мы всегда гостям! (Низкий поклон Хозяйки)
Логопед:
Хозяева встречают,
Поклоном отвечают.
Приглашают в дом гостей,
Чтобы было веселей.
Логопед: Давайте ребята встанем в круг и поздороваемся.
– Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Мы рады, вам очень! Мы рады Лизе, Даше, Алёше, Саше, Полине и т.д.
А теперь и пальчики поздороваются:
Я здороваюсь везде –
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Хозяюшка: Ребята! Я очень рада вас видеть у себя дома. Сегодня у нас будет праздник большой, праздник радостный. По старинному обычаю он посиделками называется. Проходите в избу, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посидим рядком, поговорим ладком. Посмотрите, ребята, сколько в моей избе интересных старинных вещей, назовите их. (Бабушкин сундучок).
- Посмотрите, что хранится в сундучке? (Ответы детей) Это рушник. Его расшивала моя бабушка. Ему уже сто лет.
- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
В избе – изба, на избе труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ,
А тушить не идет! (Печка)
Логопед: Для чего людям нужна печь?
Дети: Готовить еду, подогревать, греться на печи.
Хозяюшка: Да, самое большое место в избе занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи.
У хозяев гордость – печь! Поведу о ней я речь!
Все готовится в печи - и хлеба, и калачи,
Каши и картошка и баранья ножка!
Хозяюшка: Раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых. И сам помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть помощник, зовут его Кузя. А показывается он только хорошим и добрым людям.
– А вы хорошие? Добрые? Дружные ребята?
Дети: Да!
Хозяюшка: Давайте позовем домовенка Кузю.
Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!
Домовой не выходит.
Логопед: Давайте позвеним в колокольчик.
Выходит домовой Кузя.
Домовой Кузя (психолог): Здравствуйте, ребята, вы меня звали?
Дети: Да!
Домовой Кузя: А я к вам пришел не один, а с моими друзьями. Отгадайте загадку:
Рано, рано по утру
Нам кричит ку-ка-ре-ку
Кто это? (Петушок)
Петушок (ребенок): Здравствуйте, ребята, какие вы нарядные, красивые. У вас праздник? А какой? (Посиделки) А вы знаете потешки про меня?
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь?
Деточкам спать не даешь?
Логопед: Ребята, петушок какой?
Дети: Красивый, разноцветный, гордый, смелый, нарядный.
Логопед: А из какой сказки петушок?
Дети: Из сказки «Заюшкина избушка».
Логопед: Кому петушок помог в сказке?
Дети: Зайчику!
Логопед: Каким был петушок?
Дети: Смелым, отважным.
Петушок: Молодцы, ребята, все-то вы умеете, все знаете. Хорошо мне с вами, но меня курочки ждут. До свидания.
Логопед: Ой, ребята, слышу кто-то идет. Угадайте по первым звукам названий картинок, кто это?
Дети: Коза!
Входит коза (ребенок)
Логопед: Давайте козе расскажем потешку:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Глазками хлоп-хлоп,
Ножками топ-топ.
(Дети рассказывают хором).
Логопед: Ребята, а что любит коза есть?
Дети: Капусту.
Логопед: А давайте мы козе приготовим салат из капусты.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Логопед: Ребята, коза забыла, из какой она сказки, давайте соберем картинки из частей и поможем козе вспоминать из какой она сказки
Дети: Теремок, Репка, Волк и 7 козлят. Колобок.
Логопед: Так из какой сказки коза?
Дети: Волк и семеро козлят.
Коза: Молодцы, ребята, помогли мне вспомнить сказку. А мне пора домой, ждут меня козлятушки-ребятушки.
Хозяюшка: Отгадайте следующую загадку:
Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
Логопед: Если мы ласково назовем кошку (кошечка, кисонька), то она придет к нам в гости.
Баба вносит кошку в корзине.
Логопед: Придумайте кошке кличку.
Логопед: Как она кричит?
Дети: Мяу-мяу.
Логопед: Как мурлыкает?
Дети: Мур-мур.
Логопед: Как шипит?
Дети: Ш-ш-ш.
Логопед: Кошка какая?
Дети: Красивая, рыжая, добрая, замечательная, радостная.
Логопед: Что любит делать кошка?
Дети: Мышей ловить, царапаться, лакать молоко, спать, бегать, играть, мурлыкать.
Логопед: Давайте кошке поможем лакать молоко.
Артикуляционная гимнастика «Кошка лакает молоко»
Логопед: Ребята, расскажите кошке потешку:
Кисонька-Мурысонька, где была? - На мельнице.
Кисонька-Мурысонька, что там делала? - Муку молола.
Кисонька-Мурысонька, что из муки пекла? - Прянички.
Кисонька-Мурысонька, с кем ела? - Одна.
Не ешь одна! Не ешь одна!
Хозяюшка: Молодцы, ребята! Наша киска захотела спать. Давайте ее уложим в корзинку и споем ей колыбельную песенку. Когда вы были маленькими, вам мама тоже пела колыбельную песенку.
Звучит музыка "Спи, моя радость, усни".
Спи, моя радость, усни!
В доме погасли огни;
Пчелки затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Домовой Кузя: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Мы с ними живем дружно и заботимся друг о друге. А сейчас, делу – время, а потехе – час! Давайте поиграем.
Под музыкальное сопровождения дети встают в круг.
А теперь в круг вставайте,
Дружно поиграйте!
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик,
Раз-туда, два-сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз- присели, два- привстали.
Сели, встали,
Сели, встали,
Руки кверху все подняли,
А потом пустились вскачь,
Словно мой веселый мяч.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!
Быстро сделать все успели и на место тихо сели.
Логопед: Ну, что ж, Кузя! Все ребята – молодцы! Все ребята – удальцы!
Хозяюшка: Кузя, а что ты такой грустный?
Домовой Кузя: На печке краска облупилась. Думаю, как же мне её обновить.
Хозяюшка :Да ты не расстраивайся. Мы тебе поможем украсить печку и будет она как новая. Поможем, ребята?
Дети: Да!
Работа детей - дети за столами расписывают печки.
Домовой Кузя: Спасибо, ребята, за заботу! А мне уже пора идти, устал я. Но сначала вызовем ветер, чтобы мне домой добраться.
Дыхательная гимнастика ветерок.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Домовой Кузя: Молодцы ребята! А чтобы вы меня не забывали и в гости приглашали, подарю вам в книжный уголок книжки с русскими народными потешками, песенками и загадками. До свидания!
Логопед:
Посидели мы на славу,
Говорили от души.
На обед давно пора,
Приглашаю вас, друзья!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Конспект комплексного игрового занятия во второй младшей логопедической группе для детей с ОНР
«Мишкины игрушки».
Авторы-составители:
Мартынова Е.И, учитель-логопед;
Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;
Федосенко Е.В, воспитатель.
Красноярск 2015
Цель: расширение активного словаря по лексической теме «Игрушки».
Задачи:
- Закрепление ранее изученного материала по теме «Игрушки».
- Формирование положительной мотивации на участие в занятии.
- Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
- Формирование навыков взаимодействия на занятии, аккуратности.
Оборудование: игрушки (4-5 шт), аудиозапись звуков природы; коробка; рисунок торта;
Карандаши; 3 картинки с изображением игрушек, 3 картинки с изображением фруктов или овощей, свеча, колокольчик.
Ход занятия:
- Организационный момент «Путешествие в лес».
Псих: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости в волшебный лес. А на чем можно поехать?
Дети: На машине!
Псих: В машину мы все не поместимся. Я предлагаю поехать на паровозе. Давайте все встанем и построимся друг за другом как настоящий паровозик. Машинист держит руль и идет первым. (Даем в руки Ф. в руки руль).
Псих: (под звон колокольчика ) Поезд останавливается. Выходим из вагона (дети делают шаг в сторону). Ребята вокруг вас волшебный лес. В лесу много разных звуков, давайте послушаем (включается запись с пением птиц)
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок1: Птицы поют.
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок2: Птицы поют.
Включается следующая аудиозапись- журчание воды.
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок3:Вода журчит.
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок4: Вода журчит.
Включается следующая аудиозапись- шелест листвы.
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок5: Листья шумят.
Псих: Что ты (имя ребенка) слышишь?
Ребенок6: Листья шумят.
Логоп: Посмотрите, кто нас встречает?
Дети: Мишка!
Психолог подходит с игрушкой мишки к каждому ребенку и ребенок здоровается с игрушкой, Ф., после того как он поздоровался с мишкой, предлагается отдельное задание, совместно с воспитателем, за столом.
- Упражнение «Я подарю мишке».
Логоп: У мишки сегодня праздник- День Рождения. А у нас есть для него подарки. (Логопед показывает детям коробку с игрушками).
Логоп: Какой подарок мы подарим? Доставайте и называйте: «Что это?». Свой ответ начинайте со слова «Это».
Логопед показывает детям по очереди игрушки: матрешка, барабан, кубики, мяч, кукла.
Логоп: Как назовем эти предметы?
Дети: Игрушки!
- Физминутка
Псих: Мишка предлагает вам поиграть. Встаем в круг. Повторяйте за мной.
«Мишка»
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Наклонился назад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба).
Повторяется 2 раза. В это время Ф. тоже участвует в проведении физминутки, если ребенок отказывается выполнять задания, то воспитатель садиться с ним за стол и дает задание.
Псих: Садитесь ребятки по местам.
- Упражнение «Торт для мишки».
Воспит: Посмотрите, у нас есть торт для мишки. Но чего на нем не хватает?
Дети: Свечки.
Воспит: Возьмите карандаш и нарисуйте на торте свечки-палочки, как я. (Воспитатель показывает пример на доске).
- Упражнение «Игрушки-не игрушки».
Логоп: Посмотрите, какие еще подарки подарили мишке.
Логопед показывает картинки подарков и узнает у детей относятся или они к игрушкам или нет.
Логопед: Очень понравились мишке игрушки-подарки!
- Упражнение «Свечка».
Псих: Посмотрите, что у меня есть- свечка для мишкиного торта, а на ней горит настоящий огонек. Когда зазвонит колокольчик мы дружно подуем на свечку и окажемся снова в детском саду.
Тс-с-с, слушаем.
Звонит колокольчик.
- Подведение итогов занятия.
Логоп: Ну вот и вернулись мы с вами в наш детский сад. Где мы сегодня с вами были?
Дети: В волшебном лесу.
Логоп: Кого встретили?
Дети: Мишку!
Логоп: Какой праздник был у мишки?
Дети: День Рождения!
Логоп: Что мы ему дарили?
Дети: Игрушки (перечисляют).
Логоп: Вы сегодня были внимательными, хорошо справились со всеми заданиями. Давайте себе похлопаем!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 322 компенсирующего вида»
---------------------------------------------------------------------------
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова 31, тел. 246-47-79
Конспект комплексного игрового занятия во второй младшей логопедической группе для детей с ОНР
«Части тела и лица».
Авторы-составители:
Мартынова Е.И, учитель-логопед;
Иванова Татьяна Николаевна, педагог-психолог;
Шестакова Г.Н, воспитатель.
Красноярск 2015
Цель: развитие навыков ориентировки в схеме собственного тела.
Задачи:
- Расширить пассивный и активный номинативный словарь по лексической теме;
- Формировать навыки употребления существительных в форме Р. И Д. п.ед. числа;
- Учить сопряжено проговаривать предложения из 2-4 слов;
- Создавать положительный эмоциональный фон занятия;
- Формировать навыки выполнения 2х-ступенчатой инструкции. Развивать навыки саморегуляции;
- Формировать навык определения различных эмоциональных состояний по мимическим движениям;
- Формировать умение различать гендерную принадлежность у детей 3-4 лет.
Оборудование: Ростовые куклы, картинки игрушек с недостающими частями тела, части тел игрушек, скотч, тетради по количеству детей, карандаши, демонстрационная картинка пупса, игрушки: машинка 2, конструктор, солдат, самолет, танк, фигурки, посудка, фен, кукла, пупс, мягкая игрушка, компьютер, колонки, CD диск, музыкальные записи.
Ход занятия:
1. организационный момент:
Подвижная игра с элементами логоритмики – «Это я»
Логоп: ребята, к нам пришли сегодня гости, девочка Таня и мальчик Ваня. Они очень веселые и любят играть, давайте с ними поиграем.
П.И. «Это Я»
Это глазки. Вот. Вот. | Показать указательным пальцем сначала левый глаз, потом- правый. |
Это ушки. Вот. Вот. | Взяться сначала за мочку левого уха, потом- правого. |
Это нос, это рот. | Левой рукой показать рот, правой- нос. |
Там спина. Тут живот. | Левую ладошку положить на спину, правую- на живот. |
Это ручки. Хлоп-хлоп. | Показать обе руки, потом сделать два хлопка. |
Это ножки. Топ-топ. | Положить ладони на бедра, потом два раза топнуть одной и другой ногой. |
Ой, устали, вытрем лоб. | Правой ладонью провести по лбу. |
2. игра «Чего не хватает»
Логоп: - Наши гости нарисовали рисунки, но чего-то на них не хватает. Давайте внимательно рассмотрим:
Заяц без уха, Буратино, без носа, колобок без улыбки (доклеиваем недостающую деталь).
Чего не хватает у зайца? У зайца не хватает (нет) уха.
Чего не хватает у Буратино? У Буратино не хватает носа.
Чего не хватает у колобка? У колобка не хватает рта (улыбки).
3. мимическая гимнастика. Упражнение «Эмоции»
Псих: сейчас с вами будем изображать разных сказочных героев.
Поднимите вверх брови и удивитесь, как удивляется Незнайка.
Сморщите нос - изобразите Бабу-Ягу. Какое у нее выражение лица? – злое, страшное.
А теперь изобразите добрую фею, улыбнитесь.
- Феечки полетели, полетели и за столы сели.
4. пальчиковая гимнастика с мячиками.
Логоп: - ребята, Таня и Ваня принесли вам мячики, чтобы мы размяли наши пальчики:
Мячик я держу в ладошке,
Я сожму его немножко.
Буду мячик я катать,
Раз, два, три, четыре, пять.
5. работа в тетради:
Восп: Кого вы видите на рисунке у себя в тетрадях?
-это пупс.
Где у пупса живот?
Где у пупса ноги?
Где у пупса руки?
Где у пупса голова?
Чего нет на голове у пупса? - Волос!
Вот сейчас мы их и нарисуем.
(рисование коротких прямых вертикальных линий)
(встаем)
6. игра – «Раздадим игрушки детям»
Таня зовет девочек, Ваня – мальчиков. Сходятся.
Псих: - Таня и Ваня перепутали свои игрушки. Давайте раздадим игрушки для девочек Тане, а игрушки для мальчиков – Ване
(дети берут игрушки и отдают куклам).
- я отдал машинку Ване.
- я отдала куклу Тане.
И т.д.
7. итог занятия:
Воспит: - а теперь ребята, поиграем с нашими друзьями. По очереди назовем те части тела, которые покажут Таня или Ваня.
Логоп: - молодцы ребята, Тане и Ване понравилось с вами играть. Вы хорошо справились со всеми заданиями.
Псих: давайте друг – другу улыбнемся и похлопаем себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие продуктивной деятельности детей через взаимодействие специалиста по изобразительной деятельности и воспитателя".
Рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия. Порой дети начинают рисовать раньше, чем говорить. Поэтому важно поддержать ребенка в самом начале его творческого пути и произнести перв...
"Школа молодого специалиста", организационные проекты мероприятий для молодых специалистов ДОУ
Организационные проеты мероприятий для молодых специалистов ДОУ, для преодоления возникших затруднений в педагогической деятельности и социальной аддаптации начинающих педагогов в коллективе ДОО...
"Использование ИКТ в работе специалистов ДОУ с детьми ОВЗ" - консультация для специалистов ДОУ.
Использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, возможность представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонс...
Конспект ООД во второй группе раннего возраста дошкольного учреждения для открытого показа на конкурсе молодых специалистов «Молодые специалисты – 2017». «Ёлочки для зайчонка».
Конспект ООД конкретного игрового занятия, с использование персонажей сказки....
шаблон графика сопровождения детей с ОВЗ специалистами ДОУ
Шаблон удобно использовать для оформления информации об индивидуальной работе специалистов с детьми ОВЗ....
Проектная деятельность по творчеству А.С.Пушкину». Тип проекта: информационный, познавательный, творческий. Участники проекта :дети, воспитатели, родители, специалисты ДОУ
Расширять знания детей о детстве и юности А.С.Пушкина...
Из опыта работы: проект "Я красиво говорю" (совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда"
Совместная деятельность родителей. детей, педагогов и специалиста - учителя-логопеда:формирование коммуникативных отношений в процессе общения, развитие сенсорного, слухового, зрительного воспри...