консультация для педагогов ДОО
консультация по коррекционной педагогике ( группа) на тему
В консультации приведены примерные сетки занимательных дел по звуковой культуре речи, которые помогут воспитателям составить свои с учетом нарушений речи детей в каждой возрастной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_po_zkr_i_obucheniyu_gramote.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад №119»
Консультация для воспитателей
«Формирование ЗКР у детей
дошкольного возраста в ДОУ»
Составитель:
Старший воспитатель Г.Н.Иващенко
Февраль 2015г.
Цель: оказание помощи педагогам ДОУ в планировании работы по развитию звуковой культуры речи у детей на различных возрастных периодах.
Задачи:
-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
- обеспечение предметно-развивающей среды в группах
Материал:
Методическая литература по данной теме, аудиозаписи, магнитофон, сетка занимательных дел по ЗКР.
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями.
Ежедневное проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, индивидуальная работа по ЗКР отражается в календарном планировании и может помочь детям в правильном произношении звуков в собственной речи.
Цель у всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей.
На основании проверки планов во всех возрастных группах, проанализировано, и сделаны выводы о том, что воспитателям необходима консультация по работе с детьми по ЗКР. Работа по ЗКР в детском саду проводится, но не систематически, а иногда и планируется не совсем грамотно. Не все воспитатели самостоятельно могут составить сетку занимательных дел по ЗКР и правильно определить, каких детей необходимо взять для индивидуальной работы.
Для воспитателей предлагаю сетку занимательных дел по ЗКР с подбором игр и упражнений, соответственно возрасту детей (в электронном варианте) на самостоятельный выбор педагога в каждой возрастной группе и специальную литературу на самостоятельное изучение.
Так как воспитатели групп имеют возможность использовать в работе ИКТ, предлагаю специальный материал Е. Железновой, который поможет интересно провести такие занимательные дела, особенно для малышей. Так же в помощь воспитателям предлагаю разработать специальную карту речевого развития на каждый возраст детей.
Напомню, что задания по звуковой культуре речи рекомендовано проводить ежедневно (утром и вечером) индивидуально по 5-7 минут, контролируя и корректируя правильность выполнения.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
-слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Артикуляционная гимнастика является зарядкой для артикуляционных мышц. При выполнении зарядки для языка у ребенка вырабатываются полноценные движения речевых органов, необходимые для правильного произношения звуков.
Выполняя артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 5-10 минут, Вы поможете своим детям укрепить мышцы речевого аппарата.
Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону
и малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимо
обращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.
Первая младшая группа
Сетка занятий по ЗКР (1 младшая группа)
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Звукоподражательные игры | Пальчиковая игра |
Вторник | Пальчиковая игра | Упражнение на дыхание |
Среда | Упражнение на дыхание | Игра на развитие слуха |
Четверг | Упражнение на развитие слуха | Звукоподражательные игры |
Пятница | Звукоподражательные игры | Пальчиковая игра |
В первой младшей группе необходимо направить работу воспитателя с детьми на звукоподражательные игры, проводить различные упражнения на дыхание для формирования правильной воздушной струи, на развитие неречевого и речевого слуха, игры на развитие ручной моторики (проведение пальчиковой гимнастики). Данная систематическая работа поможет малышам подготовить свой речевой аппарат для дальнейшего формирования более сложных звуков, которые формируются в речи детей позднее.
Вторая младшая группа
Сетка занятий по ЗКР (2 младшая группа)
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Звукоподражательные игры | Артикуляционные упражнения |
Вторник | Пальчиковая игра | Игра на развитие слуха |
Среда | Игра на дыхание | Звукоподражательные игры |
Четверг | Артикуляционные упражнения | Пальчиковая игра |
Пятница | Игра на развитие слуха | Упражнение на дыхание |
Во второй младшей группе работа продолжается по всем направлениям: звукоподражательные игры, пальчиковые игры, игры на дыхание, упражнения на развитие слуха и необходимо добавить проведение общих артикуляционных упражнений.
Средняя группа
Сетка занятий по ЗКР (средняя группа)
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Артикуляционная гимнастика для звука «С» | Упражнение на развитие силы и высоты голоса |
Вторник | Игровое упражнение на развитие слуха | Дифференциация свистящих звуков «с» - «ц» |
Среда | Артикуляционная гимнастика для звука «З» | Игра на развитие моторики рук |
Четверг | Игра на развитие темпа \ ритма речи | Дифференциация свистящих звуков «с» - «з» |
Пятница | Артикуляционная гимнастика для звука «Ц» | Игра на развитие фонематического слуха |
В средней группе расширяются задачи по развитию фонетико-фонематической стороны речи. Дети учатся произносить свистящие звуки: с, з (и мягкие их фонемы), ц. Необходимо автоматизировать их в речи и научить дифференцировать на слух. Так же необходимо продолжать работу по формированию слуха, темпа, ритма, силы и высоты голоса, речи и продолжать развивать моторику рук.
Старшая группа.
Сетка занятий по ЗКР (старшая группа)
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков | Игра на развитие фонематического слуха |
Вторник | Дифференциация звуков «с» -«ш» | Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков (с;з) |
Среда | Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков | Упражнения на темп и ритм речи |
Четверг | Дифференциация звуков «з» - «ж» | Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков(с;з;ц) |
Пятница | Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков | Упражнение на развитие силы и высоты голоса |
В старшей группе продолжается работа по освоению фонетической стороны речи с целью развития у детей способности ориентироваться в звуковой системе языка, постепенно постигая её закономерности.
Это предполагает умение детьми проводить звуковой анализ слов; дифференциацию слов по их качественной характеристике (гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие); сравнение слов по звучанию; подбор слов на заданный звук; вычленение словесного ударения; овладение графической записью слогового деления. При этом вводятся условно-символические модели, обозначающие звуковую структуру слов.
Подготовительная к школе группа.
Сетка занятий по ЗКР (подготовительная к школе группа)
Дни недели | Утро | Вечер |
Понедельник | Артикуляционная гимнастика (шипящие) | Артикуляционная гимнастика (соноры) |
Вторник | Артикуляционная гимнастика (соноры) | Упражнение на развитие фонематического слуха |
Среда | Дифференциация шипящих (ш – ж) | Артикуляционная гимнастика (соноры) |
Четверг | Артикуляционная гимнастика (соноры) | Дифференциация сонорных звуков |
Пятница | Дифференциация шипящих (ш – щ) | Упражнения на развитие интонационной выразительности речи |
В подготовительной к школе группе у детей в речи формируются сложные сонорные звуки л, р и мягкие их пары. Так же проводится работа по автоматизации и дифференциации всех звуков речи. Продолжается работа по развитию интонационной стороны речи, на развитие фонематического слуха.
Таким образом, создание оптимальных условий для речевого развития в ДОУ обеспечивает непрерывность педагогического воздействия, успех в овладении детьми звуками родного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....
Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи
Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...