Использование компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему

Лескина Ирина Николаевна

Статья о использовании компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_razvivayushchie_igry_v_korrektsionno.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад №74

 Красносельского района

 г. Санкт-Петербурга

учитель-логопед Лескина И. Н.

Использование компьютерных игр

 в коррекционно-развивающей работе

 учителя-логопеда с детьми

   Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему коррекционно-развивающей работы с детьми.

   С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.

   Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

   Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.

   В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?

  • Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
  • Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка.

3. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.

4. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.

5. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

  • Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

1.  Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации и сравнения. 

2.  Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

3.  Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

4.  Во время работы с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.

5.  Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

6.  Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

7. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.

   Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

   Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. Пока не всем семьям, но и не в каждом детском саду или школе есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации образовательного процесса. Но все же в интересах наших детей, какие только препятствия мы не преодолеваем. Многие игры так же, как и компьютеры, можно купить в специализированных магазинах.

   Так как мне приходится работать с детьми 5-7 лет, то и компьютерные игры подбираются с учетом возраста и речевого дефекта. В своей работе с детьми я использую такие игры: «Алик - скоро в школу», «Поиграем с Тигрой», «Учимся анализировать», «Незнайкина грамота» и другие ниже перечисленные. Кроме общеразвивающих игр существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом («Мой весёлый букварик», «Баба-Яга учится читать», «Почитай-ка» и др).

   Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо знать ее цели и содержание. А так как развивающих компьютерных программ много и каждая программа имеет ряд игр - встала необходимость составить каталог с аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать при планировании коррекционной работы с ребенком.

№ п/п.

Разделы

Компьютерные игры

Речевое развитие

1.

Лексика

  1. Игра «Мир животных».

     Серия «Поиграйка».

  1. Игра «Баба-Яга. Поди туда, не знаю куда…»
  2. Игра «Лунтик. Подготовка к школе».
  3. Логопедическая программа «Игры для Тигры».
  4. Игра «Артур на работу с родителями».
  5. Игра «Незнайкина грамота».
  6. Игра «Маша и медведь. Развивающие задания для малышей».
  7. Игра «Баба-Яга учится читать».

2.

Грамматический строй речи

  1. Игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

3.

Фонетико-фонематическая сторона речи

  1. Логопедическая программа «Игры для Тигры».
  2. Игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Грамота

  1. Игра «Супердетки. Учим буквы».
  2. Игра «Баба-Яга учится читать».
  3. Игра «Лёлик готовится к школе».
  4. Игра «Мой весёлый букварик».
  5. Игра «Маша и медведь. Подготовка к школе».
  6. Игра «Лунтик. Подготовка к школе».
  7. Игра «Учим буквы и цифры».

Серия «Несерьёзные уроки».

  1. Игра «Алик. Скоро в школу».

4.

Связная речь

  1. Игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно».

Развитие неречевых психических процессов

1.

Внимание

  1. Игра «Шиворот-навыворот: что здесь не так?»
  2. Игра «Супердетки. Тренировка внимания».
  3. Игра «Маша и медведь. Развивающие задания для малышей».

2.

Память

  1. «Супердетки. Тренировка памяти».
  2. Игра «Развиваем память. Секретная операция домовёнка Бу».

Серия «Поиграйка».

3.

Мышление

  1. Игра «Супердетки. Развиваем мышление».
  2. Игра «Учимся мыслить логически».

Серия «Несерьёзные уроки».

  1. Сборник игр «Учимся мыслить логически».

Серия «Несерьёзные уроки».

  1. Сборник игр «Учимся анализировать».

Серия «Несерьёзные уроки».

  1. Сборник игр «Учимся думать».

Серия «Несерьёзные уроки».

  1. Игра «Домовёнок Бу в парке аттракционов».

Серия «Поиграйка».

  1. Игра «Улица Сезам. Давай учиться!»
  2. Игра «Домик для Чебурашки. Логика».

4.

Воображение

  1. Игра «Шиворот-навыворот: что здесь не так?»

   

   Данные игры способствуют формированию произвольности, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря, закреплению цвета, формы, величины, цифр, букв и др.

   Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи

Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед  должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

"Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста"

                      Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов        ...

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда

Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...