Использование компьютерных игр в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми.
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Статья о использовании компьютерных игр в работе учителя-логопеда с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuternye_razvivayushchie_igry_v_korrektsionno.docx | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад №74
Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
учитель-логопед Лескина И. Н.
Использование компьютерных игр
в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда с детьми
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему коррекционно-развивающей работы с детьми.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Существует множество речевых нарушений и способов их коррекции, но в работе учителя-логопеда всегда найдется место для использования компьютерных программ, что позволит повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения.
В чем же польза от компьютерных игр и почему их нельзя заменить просто дидактическими или сюжетными играми?
- Компьютерные технологии избавляют как педагога, так и ребенка от тяжелой рутинной работы.
- Кроме того, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:
1. Подбирать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.
2. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить меру трудности, характер задания, адекватные возможностям самого «сложного» ребенка.
3. Формировать у ребенка процесс осмысливания собственных произносительных навыков.
4. Сложное программное обеспечение имеет чрезвычайно простое управление.
5. Многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие. С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.
- Занятие на компьютере и для самого ребенка создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:
1. Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, моделирования, классификации и сравнения.
2. Появляется возможность освоить детьми модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.
3. Ребенок учиться говорить правильно, стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.
4. Во время работы с использованием компьютерной программы у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно.
5. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
6. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.
7. У ребенка повышается мотивация в трудной для него работе над произношением. Он учится с самого начала оценивать свои достижения в речи, сопоставлять свое произношение с эталоном.
Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.
Компьютер — это действительно будущее. За последнее время компьютерный рынок пополнился многообразными развивающими играми для детей. На сегодняшний день они стали доступными для покупателя. Пока не всем семьям, но и не в каждом детском саду или школе есть компьютеры, но видна тенденция компьютеризации образовательного процесса. Но все же в интересах наших детей, какие только препятствия мы не преодолеваем. Многие игры так же, как и компьютеры, можно купить в специализированных магазинах.
Так как мне приходится работать с детьми 5-7 лет, то и компьютерные игры подбираются с учетом возраста и речевого дефекта. В своей работе с детьми я использую такие игры: «Алик - скоро в школу», «Поиграем с Тигрой», «Учимся анализировать», «Незнайкина грамота» и другие ниже перечисленные. Кроме общеразвивающих игр существуют и специальные игры для обучения детей чтению, русскому языку. Ценность этих игр в том, что они в более наглядной форме представляют содержание данных предметов, что и позволяет детям легко и быстро овладеть этим материалом («Мой весёлый букварик», «Баба-Яга учится читать», «Почитай-ка» и др).
Но надо заметить, что к компьютерным играм надо подходить разумно, избирательно и, конечно, творчески. Большая часть игр направлена на развитие таких психических процессов, как памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления, развития зрительно-моторной координации. А, как известно, что данные психические процессы являются психологической базой для развития речи и поэтому эти игры с успехом можно применять в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Прежде, чем предложить игру детям, необходимо хорошо знать ее цели и содержание. А так как развивающих компьютерных программ много и каждая программа имеет ряд игр - встала необходимость составить каталог с аннотациями игр, чтобы было удобно их использовать при планировании коррекционной работы с ребенком.
№ п/п. | Разделы | Компьютерные игры |
Речевое развитие | ||
1. | Лексика |
Серия «Поиграйка».
|
2. | Грамматический строй речи |
|
3. | Фонетико-фонематическая сторона речи |
|
Грамота |
Серия «Несерьёзные уроки».
| |
4. | Связная речь |
|
Развитие неречевых психических процессов | ||
1. | Внимание |
|
2. | Память |
Серия «Поиграйка». |
3. | Мышление |
Серия «Несерьёзные уроки».
Серия «Несерьёзные уроки».
Серия «Несерьёзные уроки».
Серия «Несерьёзные уроки».
Серия «Поиграйка».
|
4. | Воображение |
|
Данные игры способствуют формированию произвольности, познавательной мотивации, развитию у детей зрительной, слуховой памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, способствуют активизации словаря, закреплению цвета, формы, величины, цифр, букв и др.
Развитие этих качеств особенно важно для шестилетних детей, так как именно они во многом и обеспечивают психологическую готовность ребенка к школьному обучению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.
Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...
Использование игровых приёмов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи
Работая с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, учитель-логопед должен использовать весь арсенал доступных таким детям методов и приёмов. Важно, чтобы каждое занятие было для детей не только ...
Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.
Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....
Выступление на районном методическом объединении учителей-логопедов 2020 год. "Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС"
Алгоритм работы учителя –логопеда ДОУ с детьми с ОВЗ в свете реализации ФГОС...
"Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста"
Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов ...
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Консультация для учителей-логопедов Использование игровой квест-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда...
Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»
Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...