Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие». Тема: «Птицы - наши друзья»
план-конспект занятия по окружающему миру
Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы» Задачи: - расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни. - развивать умение анализировать, устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения - воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мир, окружающий ребенка, - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе, направление «Познавательное развитие».
Тема: «Птицы - наши друзья»
Цель: развивать познавательную активность по теме: «Птицы»
Задачи:
- расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения
-воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.
Предварительная работа:
Экологический проект «Птичка невеличка»: наблюдение за птицами на прогулке, рассматривание иллюстраций о птицах, чтение художественной литературы о пернатых, загадывание загадок, беседы, слушание музыкальных произведений, изготовление птиц из природного и бросового материала в самостоятельной деятельности, посещение музея, работа с энциклопедией.
Оборудование:
Конверт с диском, презентация «Перелетные и неперелетные птицы»; иллюстрации птиц, аудиозапись «Пение птиц», живая картина «Солнце и снежинка», чучело птицы.
Виды детской деятельности:
коммуникативная, игровая, продуктивная
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, утром, когда я шла в детский сад на нашей кормушке я увидела конверт, давайте прочитаем кому это письмо.
Читает: - «Самым любознательным».
Воспитатель: – Может это не нам письмо адресовано? Кого называют любознательными?
Любознательные – это значит какие?
(дети высказывают предположения). Смотрите, а конверт весь потрепанный и неизвестно сохранилось ли там письмо. Давайте посмотрим, что внутри? Что это? (показывает диск), (ответы детей)
Воспитатель: – Какое необычное письмо, как мы его прочтем? (ответы детей)
Воспитатель – А где на каком экране мы сможем увидеть, какая информация содержится на этом диске (ответы детей, в том числе –«…игровом зале».)–
Дети идут в игровую комнату.
Включается диск, на экране появляется текст: «У нас в лесу переполох, путаница! Помогите нам! Птицы перепутали времена года и все остались в лесу».
– От кого же это письмо, как вы думаете? (ответы детей)
Воспитатель: - Посмотрим дальше, может мы, там узнаем ответ?
На экране появляется схема.
Воспитатель: Дети как вы думаете, что здесь изображено?
(Ответы детей)
Воспитатель: Правильно это игра « помоги птицам». У нас на картине солнце и снежинка и изображение разнообразных птиц. Нужно разделить птиц на две группы, возле солнца – перелётные птицы, возле снежинки – зимующие. Предлагаю разделиться на две группы.
В ходе работы педагог следит за тем, как дети умеют договариваться между собой. После выполнения работы предлагается подгруппам проверить работы друг друга.
Воспитатель: Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите. (Запись Вивальди «Времена года»).
Воспитатель: А как вы думаете, дети, почему в лесу так стало тихо.
Дети: потому что птицы улетели в теплые края. (Презентация)
Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают на юг.
Дети: перелетные.
1.Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длиннокрылый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
Аист – крупная птица. Общая длина её достигает 120см, длина крыла – 63,5см. Вес взрослого аиста около 4кг. Всё оперение белое, кроме маховых, кроющих и длинных плечевых перьев – они чёрные. Аист питается лягушками и мелкой рыбёшкой, ест ящериц, слизняков, змей, различных насекомых. Вместо песни – громкое щёлканье клювом (при этом голова запрокинута).
2.Угадайте, что за птичка:
Темненькая невеличка,
Беленькая с живота
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Клюв у ласточки очень короткий и широкий, узкие и очень длинные крылья, короткие лапки не пригодные для продвижения по земле, хвост как будто разрезанный пополам. Ласточки – прекрасные летуны, большую часть своей жизни они проводят в воздухе. Питаются ласточки на лету, ловят мелких мух, комаров, мошек, маленьких жучков. Если посмотреть на то, как летает птица в воздухе – можно определить погоду.
3.Всех прилётных черней.
Чистит пашню от червей.
Прыг да скок по полю вскачь,
А зовётся птица … (Грач)
Тело грача 46см в длину, чёрное с синим металлическим блеском. Клюв более тонкий, чем у вороны, и у взрослых птиц с основанием и белой кожей вокруг клюва. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Увидеть грача можно на полях, полезащитных полосах, а также в больших городах.
4.На шесте – дворец,
Во дворце – певец… (скворец).
Скворец – короткохвостая, блестяще-чёрная птица, осенью и зимой в частых белых крапинках. Бегающая птица. Песня состоит из свистов, скрипов, подражаний другим птицам и различным шумам. Питается различной животной и растительной пищей. Скворец очень полезная птица. Истребляет различных огородных гусениц, двукрылых насекомых и их личинок.
Воспитатель: Ребята, но не все птицы улетают на юг. Некоторые остаются у нас зимовать. Как их называют?
Дети: зимующие.
Воспитатель: А как пережить птичкам, которые остаются им холодно и они не всегда могут отыскать себе корм. Мы можем помочь птицам и как? Давайте сейчас с вами отгадаем загадки и узнаем этих птиц.
1. Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут её. (…Сорока)
Сорока – неперелётная всеядная птица. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу – насекомых, слизней, пауков и мокриц – сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
2. Непоседа, невеличка, жёлтая почти вся птичка, любит сало и пшеничку. Кто узнал её. (Синичка)
Летом синицы питаются только насекомыми. Зимой насекомые прячутся, и птичкам приходится плохо, зимой они прилетают к нашим домам за помощью. Они будут клевать всё, что дадите: зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки мяса, несолёного сала.
3.Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать, с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Снегирь чуть крупнее воробья, очень плотного сложения, сверху голубовато-серая с чёрным шапочка, подбородком, крыльями и хвостом, белыми надхвостьем и полосой на крыле, щёки и грудь у самцов красные или красно-розовые.
4.Чёрная как вар: кричит «Кар-р»! (Ворона)
Вороны очень умны. Фигура у вороны довольно неуклюжая. Ест ворона всё. Падаль, мыши, птички и их яйца, всякого рода черви и жуки, слизняки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог – всё ей годится. В природе ворона безусловно полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.
5.Чик - чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй не робей! Кто это? (Воробей).
Воробей – бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт – всеядная птица.
Физкультминутка:
Ой, летали птички,
Птички – невелички
Все летали, все летали
Крыльями махали
На дорожку сели,
Зернышки поели
Клюю, клюю, клюю …
Как я зернышки люблю.
Демонстрация картины птицы.
Воспитатель демонстрирует картины птицы. Дети встают вокруг картины .
Воспитатель: Назовите, пожалуйста, части тела птиц. Покажите.
Дети: Туловище, голова, хвост, клюв.
- Чем покрыто тело птицы?
Дети: Тело птицы покрыто перьями.
Воспитатель: У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как они их различают?
Дети: По оперению, внешнему виду, величине.
Воспитатель: А сейчас мы нарисуем наших пернатых друзей у кормушки.
Дети садятся за столы и рисуют под руководством воспитателя кормушки с птицами.
Воспитатель. Ребята, какие вы все молодцы. А теперь давайте повесим ваши работы на выставку в садике. Пусть другие ребята и родители посмотрят и тоже изготовят кормушки.
Пояснительная записка к сценарию интегрированной НОД
«Птицы – наши друзья».
Подготовительная группа.
Сценарий непосредственной образовательной деятельности составлен в соответствии с основной общеобразовательной программой «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, парциальной программы Н. А. Рыжовой «Экологическое образование в детском саду», с учетом Федеральных государственных требований к общеобразовательной программе ДОУ.
В процессе НОД осуществляется интеграция следующих образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
Представленный конспект является авторской разработкой, построенной в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (НОД была построена на основе экологического проекта и предыдущих совместных действий воспитателя и детей).
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес).
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям).
Цель образовательной деятельности:
Развивать познавательную активность по теме «Птицы».
Задачи:
- расширить и систематизировать представления детей о зимующих и перелётных птицах, роли человека в их жизни.
- развивать умение анализировать, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения
-воспитывать доброе, заботливое отношение к живой природе.
Занятие построено в проектном режиме.
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы:
• Наглядный метод (музыкальные вставки, презентация слайдов, картинки с изображением птиц, посещение школьного музея, рассматривание чучела птицы)
• Наглядно-практический метод (моделирование ситуации – что было бы, если бы)
• Прием эмоциональной заинтересованности (письмо из леса)
• Игровой прием (игра-физминутка)
По содержанию занятие является интегрированным, так как части занятия объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через такие образовательные области:
• познание (рассказ воспитателя, экскурсия в школьный музей);
• социализация (игра «Солнце и снежинка»);
• здоровье (физминутка);
• художественное творчество (рисование «Птицы у кормушки»).
На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к занятию через интригующую проблемную ситуацию (птицы перепутали времена года).
Применение наглядного материала позволило заинтересовать и привлечь внимание детей. На протяжении всего занятия у детей поддерживалась мотивация. Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых моментов и активными помощниками во время занятия. Это позволяет сохранить у детей положительный эмоциональный настрой.
В процессе непосредственно образовательной деятельности, дети научились различать и правильно называть птиц, среду их обитания. У детей сформировалось стремление беречь и помогать птицам в трудное время.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе ОО « Познавательное развитие»: Тема: Государственные символы России
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 61 « ФЛАЖОК». Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеОО « П...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе (математика +познавательное развитие) Тема: «Путешествие в Цветочный город»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе( математика+познавательное развитие+речевое развитие )...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию. Тема: “Необычный мяч”
Познакомить детей с тем откуда произошел мяч....
План - конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «В гостях у художника»
Цель: Поддержать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять знания о цветах основных и производных, тёплых и холодных, порядке расположения цветов в спектре. Закрепить знания и уме...
План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»
План конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по «Познавательному развитию»(формирование элементарных математических представлений)по теме «В с...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по "Познавательному развитию"на тему "В гостях у Аристотеля"
Дети по своей природе исследователи. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познать его. Бумага- это самый доступн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Твоя безопасность»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию Тема: «Твоя безопасность»...