Фогрмы работы над лексической темой "Зима"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Лексико-грамматические занятия в средней и старшей группе по теме «Зима». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_logoportal_2.odt | 62.36 КБ |
zima_konspekt.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы работы над лексической темой "Зима» с детьми с ОНР в средней группе»
Тема: «Зима»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Программные задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
1.Обогащать и активизировать предметный словарь и словарь признаков по лексической теме «Зима».
2.Учить называть характерные особенности изменений живой и неживой природы.
3.Развивать умение отвечать на вопросы простым предложением.
Образовательная область «Познавательное развитие»:
1.Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.
2.Развивать внимание, память, мышление, речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
Образовательная область «Физическое развитие»:
Развивать физиологическое и речевое дыхание, общую моторику и мелкую моторику кистей рук.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
Оборудование: презентация по теме «Зима», снежинки, снежки, силуэты зайчиков, клей, шерсть.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», беседы о зиме, рассматривание иллюстраций.
Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя в кругу, сидя на стульях за столами.
Ход организованной образовательной деятельности
1.Открытый вход в деятельность
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту. А через ротик выдохните все огорчения.
А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго утра.
(Дети садятся на стульчики).
2.Работа по теме. Расширение имеющихся знаний
(На экране телевизора картинка с изображением зимы. Слайд №1).
- Мы с вами дышали теплым воздухом, почему вдруг повеяло холодом? (Потому что наступила зима).
- Правильно, сейчас зима. Белая, волшебная, необычная. Почему необычная, вы сможете сказать сами, прослушав стихотворение:
Отличается зима
От весны и лета.
Очень снежная она,
Вся в снега одета.
Реки скованы все льдом. (Слайд №2)
И в узорах стекла, (Слайд №3)
Иней на ветвях висит, (Слайд №4)
Вьюга дует в окна.
Небо серое с утра,
Падают снежинки. (Слайд №5)
Спят деревья и кусты,
Кормят птиц рябинки. (Слайд №6)
Звери в дуплах и норах
Спрятались от стужи. (Слайд №7)
А детишкам для забав
Снег пушистый нужен. (Слайд №8)
Слепят вмиг снеговика -
И кататься с горки. (Слайд №9)
Шуба, шапка и штаны -
Все в ледовой корке!
Лишь зимою Новый год (Слайд №10)
С елкою приходит.
Новогодний хоровод
Весело заводит.
3Д/и «Признаки зимы»
- Назовите, что бывает зимой?
- На улице холодно.
- На землю падает снег.
- Речка покрылась льдом.
- Зайчик стал белым.
- Дети лепят снеговика и катаются с горки.
- Люди встречают Новый год.
- Молодцы, много признаков зимы назвали.
4.Дыхательные упражнения.
- Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
«Подул зимний ветерок, полетел снежок. Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».
Представьте, что вы холодный ветерок, и вы можете подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть?
- Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем, дуем на снежинку. А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).
5.Д/и «Зимние слова»
- На улице нападало много снега. Ребята, посмотрите, какие снежки я сегодня нашла на улице. (Раздает каждому ребенку по снежку). Эти снежки можно слепить в большой снежный ком, если вы назовете зимние слова. Берите снежки, называйте слово и лепите комок. (Снежинка, снеговик, санки, елка, горка, Снегурочка).
- Много слов вы назвали, большой комок получился.
6.Динамическая пауза
- А для того, чтобы нам не замерзнуть зимой, нужно сделать упражнения:
Не боимся мы метели, (грозят пальчиком)
Рукавички мы надели. (вращают кистями рук).
Ногами мы потопаем.
Руками мы похлопаем.
Побегаем кругом
И сядем, отдохнем. (Дети садятся на стульчики).
7.Задание «Утеплим зайчику шубку»
- Зимой очень холодно не только людям, но и животным в лесу.
- Кого вы видите на картинках?
- Летом зайчик был серым, а зимой стал белым. Давайте поможем зайчикам и утеплим им шубки, чтобы они не боялись никакого мороза. Шерсть у зайчиков будет теплая и густая.
8.Открытый выход из деятельности
- Молодцы, ребята, мы сегодня замечательно поговорили о зиме, выполнили все задания. А сейчас подойдите к воспитателю, она хочет прочитать вам интересную зимнюю сказку.
Предварительный просмотр:
Конспект
НОД по образовательной области
«Речевое развитие»
Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Составила:
учитель-логопед
Бикмаева А.Н.
Возрастная группа: старшая группа.
Тема: «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Цель: Формирование лексико-грамматического строя и связной речи у дошкольников с ОНР по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Программные задачи:
- Обогащать и активизировать словарь по лексической теме «Зима»;
- Обобщать и систематизировать знания о зимних изменениях в природе.
- Продолжать учить подбирать определения к заданному слову.
- Упражнять в согласовании существительных с прилагательными.
- Закреплять умение отвечать на поставленные вопросы полным предложением.
- Закреплять навыки классификации предметов.
- Закреплять умение подбирать слова с заданным звуком.
- Развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление.
- Развивать общую моторику, координацию речи с движениями.
- Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.
- Воспитывать у детей чувство прекрасного.
Оборудование: презентация к занятию (картина «Зима», картинки к игре «Доскажи словечко», «Четвертый лишний»), елка, игрушки для украшения елки, фонограмма.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за природными изменениями в природе, чтение художественной литературы по теме «Зима», рассматривание иллюстраций и беседы о зиме.
Способ организации детей: сидя на стульях полукругом, стоя у елки, стоя в кругу.
Ход НОД:
1. Открытый вход в деятельность
(дети стоят в кругу)
Логопед предлагает улыбнуться друг другу и поздороваться.
2. Вводно - организационный
Загадка о зиме:
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, -
Значит, к нам пришла … (Зима)
3. Мотивация на деятельность
- Сегодня мы отправимся в гости к Зимушке-Зиме. (Логопед приглашает детей сесть на стульчики).
- На чем можно к ней добраться?
На санях к тебе летели
Мы сквозь вьюги и метели
Через речку перебрались
У Зимы мы оказались!
- Вот мы и в гостях у Зимушки. (На экране изображение зимних пейзажей).
- Сегодня я предлагаю вам рассказать о том, что вы уже знаете о зиме, выполнить задания и узнать много нового и интересного.
4. Расширение имеющихся знаний
Беседа с детьми:
- После, какого времени года наступает зима?
- Назовите зимние месяцы.
- Как мы узнаем, что наступила зима?
- Какая зимой погода?
- Как меняется продолжительность дня и ночи?
- Что появилось на реках и прудах с наступлением зимы?
- Как изменилась жизнь животных с приходом зимы?
- Зимой птиц стало больше или меньше? Почему?
- Как зимой одеваются люди?
- Вы уже многое знаете о зиме. Скажите, а вам нравится зима?
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели снежинки, да не простые, а с заданиями.
Игра «Какая зима»
Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима?
(предполагаемы ответы детей: зима холодная, зима снежная, зима морозная, зима суровая, зима долгожданная и т.д.)
- Молодцы, вы назвали много «зимних» слов.
Игра «Доскажи словечко»
Есть слова похожие,
Как родственники схожие,
Они живут одной семьей,
Поиграть хотят с тобой.
(По ходу чтения стихотворения дети договаривают слова, на экране появляются соответствующие картинки)
Тихо, тихо, как во сне падает на землю ... (снег) (щелчок).
С неба все скользят пушинки - серебристые... (снежинки) (щелчок).
На поселки, на лужок все снижается... (снежок) (щелчок).
Вот веселье для ребят - все сильнее... (снегопад) (щелчок).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в ... (снежки) (щелчок).
Словно в белый пуховик нарядился... (снеговик) (щелчок).
Рядом снежная фигурка - это девочка - ... (снегурка) (щелчок).
На снегу-то, посмотри – с красной грудкой... (снегири) (щелчок).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег) (щелчок).
- Какие слова вы добавляли?
(Дети отвечают, на экране появляются картинки: снегурка, снежки, снежинки, снегири, снеговик).
- На какое слово похожи все эти слова?
- Да, все эти слова объединяет слово «снег». (картинка на экране).
- Что - то холодно мне стало. Пора нам подвигаться и погреться.
5. Динамическая пауза
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки (хлопки)
Рукавички мы наденем (имитация движений)
Не боимся мы метели (повороты головы в стороны)
Ножки тоже мы погреем (растирание ног)
Мы потопаем скорее (топают ногами)
И еще погреем ножки,
Мы попрыгаем немножко. (прыжки)
Мы с морозом подружились (обнять себя руками)
Как снежинки закружились. (повороты на месте)
6 Знакомство с новым материалом
Игра «Четвертый лишний»
Вот еще одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать?
- На экране появились картинки, подумайте, какая из них лишняя и расскажите почему.
1) санки, коньки, велосипед, лыжи
2) валенки, сапоги, ботинки, босоножки
3) синица, ласточка, снегирь, сорока.
- Каких еще зимующих птиц вы знаете?
- Как живется птицам зимой?
- Как люди могут помочь птицам?
А теперь я предлагаю вам поиграть со снежинкой в игру «Что можно делать зимой»
(дети встают в кругу)
- Зимой мы очень любим гулять. Расскажите, что можно делать зимой.
(дети передают снежинку по кругу и составляют предложения по образцу логопеда. Зимой можно любоваться природой. Зимой можно играть в снежки. Зимой можно лепить снеговика. Зимой можно строить крепость. Зимой можно кататься на санках. Зимой можно кататься на коньках. Зимой можно кататься на лыжах. Зимой можно кататься с горки на ледянке. Зимой можно играть в хоккей. Зимой можно рассматривать узоры на стекле. Зимой можно наряжать елку.)
7. Практическая деятельность
- Почему зимой люди наряжают елки?
- Совсем скоро наступит Новый год. Сегодня мы с вами тоже будем наряжать елку.
- Мы много говорили о снеге. Скажите, какой первый звук вы слышите в слове «снег»?
- Елку мы нарядим шариками с картинками, в названии, которых есть звук «С».
(дети подходят к столу, где находится елка и елочные украшения. Каждый выбирает игрушку со звуком «С», называет слово и вешает игрушку на елку).
8. Открытый выход из деятельности
- Какая красота. Вам нравится?
- Расскажите, что вам сегодня понравилось на занятии?
- Вы все сегодня очень постарались. Молодцы!
- Я думаю, мы поставим нашу нарядную елочку в группе, и она будет создавать нам праздничное настроение.
Самоанализ НОД по теме «Здравствуй, Зимушка-Зима»
Занятие проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста с речевым заключением ОНР 3 уровень. В процессе НОД решались следующие задачи:
Дети сидели на стульчиках полукругом, перемещались по кабинету, выполняли коллективную работу стоя у елки. Использовались словесные, игровые приемы, направленные на привлечение и сосредоточение внимания; вопросы поискового характера, на сообразительность и логическое мышление (игры «Четвертый лишний», «Что можно делать зимой»). Игры «Какая зима» и «Доскажи словечко» закрепили знания по лексико-грамматическому строю речи. Игра «Нарядим елочку» способствовала развитию фонематического слуха.
Динамическая пауза внесла разрядку, смену действий, что активизировало детей на дальнейшую работу.
Дети были заинтересованы в работе и старались правильно отвечать на вопросы, делали выводы, дополняли ответ товарища, проявляли дружеское, доброжелательное отношение к сверстникам.
В заключительной части НОД был подведен итог и дана положительная оценка деятельности, что имело психо-эмоциональную направленность.
Поставленные задачи в ходе НОД были решены, но с учетом тяжелых речевых нарушений у детей, необходимо продолжать совершенствовать грамматический строй, связную речь и пополнять словарный запас.
В ходе НОД использовались игровые, информационно-коммуникационная технологии, технология по развитию лексико-грамматической стороны речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по лексической теме "Домашние животные" в старшей группе детей с нарушением речи
Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой...
Планирование работы по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе, с использованием приёма мнемотехники
Планирование для учителей-логопедов по лексической теме "Осень" в старшей логопедической группе (1год обучения). Планирование соствлено с использованием приёма мнемотехники....
Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.
Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...
Картотека для работы по лексическим темам.
В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика....
Перспективный комплексно-тематический план работы по лексическим темам в старшей группе
Это помощь специалистам дошкольных учреждений в организации проведения воспитательно-образовательного процесса с детьми разных с таршей группы,что способствует целенаправленному системному...
Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему «Дикие животные»
Проект здоровьесберегающие технологии в дошкольной логопедической работе на лексическую тему«Дикие животные"Содержание1.Мимические упражнения2.Дыхательные упражнения3. Артикуляционные упражнения4...
Карточки для индивидуальной работы по лексическим темам.
Карточки - набор заданий по лексическим темам. В помощь воспитателю при индивидуальной или подгрупповой работе с детьми....