Картотека для работы по лексическим темам.
картотека по логопедии на тему

Заякина Ольга Александровна

В данной картотеке для каждой лексической темы представлены: лексические единицы, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика и мимическая гимнастика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Физкультминутка «Ботинки».

  • Координация речи с движением, закрепление названий деталей обуви, работа над темпом речи и силой голоса.

Два шнурка,

Дети «держат в руках за кончики два шнурка».

Носок,

Ставят ногу на носок, руки на поясе.

Подошва,

Ставят ногу на всю подошву, немного ударяя ногой об пол.

Каблучок

Ставят ногу на пятку.

И язычок.

Показывают местоположение язычка у ботинок.

Два ботинка мы завяжем,

Имитируют завязывание шнурков.

Рот закроем на крючок.

Подносят палец ко рту (не дотрагиваясь до него), «закрывают ротик».

Будем тихо мы ходить,

Чтобы маму не будить.

Медленно ходят на носочках, произнося слова медленно, тихим голосом.

С папой мы ушли гулять,

Чтобы маме не мешать.

Маршируют, произнося слова голосом нормальной громкости.

Пальчиковая гимнастика «Две подружки, две портняжки».

  • Развитие мелкой моторики, расширение глагольного словаря путем усвоения понимания действий, выраженных приставочными глаголами.

Две подружки, две портняжки

Показать два пальчика, сначала на левой, затем на правой руке.

Взяли в руки по катушке:

Сжать пальцы в кулачки.

Кукле сшили сарафан,

Деду вышили кафтан,

Бабушке зашит жакет,

Больше дырочек в нем нет,

Дядюшке из юбки новой

Перешит жилет лиловый.

А девчонкам и мальчишкам

Перешито по штанишкам.

Дети разжимают или загибают пальцы.

Лексическая тема: «Ателье».

ЧАСТИ РЕЧИ

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Существительные

одежда (комбинезон, плащ, пальто, куртка, платье, брюки,  рубашка, кофта, футболка, шорты, майка, трусы, свитер, сарафан, носки, гольфы), обувь (галоши, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, босоножки, сандалии, тапки), части одежды (рукав, манжет, воротник, пуговицы, петельки, карман), части обуви (каблук, шнурок, носок, язычок, пятка, подошва, стелька); профессии (швея, сапожник); материалы (мех, шерсть, кожа, шелк);

пиджак, жилет; головные уборы (берет, кепка, шапка, шляпа, панама); материалы (драп, ситец, атлас, шелк, трикотаж, джинс, парусина, вельвет, замша), закройщица,

Глаголы

носить, надевать, обувать, застегнуть – расстегнуть; пристегнуть - отстегнуть; завязать - развязать, стирать, сушить, гладить, мять; чистить;

Прилагательные

теплый, удобный, нарядный, резиновый, кожаный, летняя, зимняя, нижняя, верхняя, домашняя, праздничная, повседневная, мужская, женская, детская, спортивная;

модный, зимняя, летняя, демисезонная, форменная.

Дыхательная гимнастика.

Шитье на швейных машинах.

И.п.: 1 – правой рукой «крутим ручку швейной машины» (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина); 3 – правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины» (вдох); 4 – на выдохе произносить: «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 3 – 4 раза.

Застегиваем молнию на куртке.

И.п.: о.с. 1 – правой рукой застегивать куртку (вдох); 2 – на выдохе произносить: «В-ж-ж-ж-и-и-и-к!». Повторить 3 – 4 раза.

Стираем белье.

И.п.: о.с. 1 – потереть кулачки друг о друга (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Трем-трем-трем!». Повторить 3 – 4 раза.

Отжимаем белье.

И.п.: о.с. 1 – прижать кулачки друг к другу и с усилием вращать ими (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Жмем-жмем-жмем!». Повторить 3 – 4 раза.

Гладим белье.

И.п.: о.с. 1 – скользить правой ладонью по левой ладони (вдох); 2 – на выдохе произносить: «Пш-ш-ш-ш!». Повторить 3 – 4 раза.

Художественный материал

Голубые варежки.

Баю-баю-баюшки,

Голубые варежки.

Мама шила, вышивала,

Где с трудом, а где легко.

Крепкой ниткой пришивала

Настенькино имечко.

Баю-баю-баюшки,

Именные варежки.

 

                                 А. Прокофьев.

Наперсток.

Вышивает, шьет иголка – шьет, шьет.

Пальцу больно,

Пальцу колко – ой, ой!

А наперсток в тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг! Прыг! Прыг!

Говорит иголке:

 - Шей! Шей! Шей!

А колоться ты не смей, смей, смей!

                              М. Кульская.

Мимическая гимнастика.

Одежда.

Показать: различные эмоции: радость, удивление, восхищение и печаль. Показать: вы радуетесь покупке новой одежды, удивляетесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы; печалитесь, нечаянно порвав одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам

Отличная картотека для практикующих логопедов. Пальчиковая гимнастика по всем лексическим темам. Могут даже использовать те, которые работают по Нищевой....

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

Методическое пособие: «Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года».

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Лексические темы : Осень, Зима, Весна, Лето...

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

Материал содержит систематизированные в соответствии с лексической темой пальчиковые игры....

Требования к календарно-тематическому плану работы группы на примере плана работы по лексической теме "Овощи" в средней (диагностической) группе для детей с ЗПР.

Планирование работы группыВажным условием эффективности деятельности воспитателя группы является планирование. Календарно-тематическое планирование - это своеобразная цепочка последовательных дей...

Еженедельный план воспитательно-образовательной работы по лексической теме. средняя группа №5 Тема: Посуда.

Еженедельный план воспитательно-образовательной работы по лексической теме.     Группа: средняя  группа №5Тема: Посуда.          ...


 

Комментарии

Устинова Евгения Александровна

Ольга Александровна, спасибо большое за систематизацию материала! Очень нужная картотека!

Заякина Ольга Александровна

Евгения Александровна, я рада, что Вам пригодился этот материал!