Работа по лексической теме "Домашние животные" в старшей группе детей с нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме
Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_tema_domashnie_zhivotnye.doc | 596.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Домашние животные»,
старшая группа детей с нарушением речи.
- План - конспект занятия «Домашние животные».
- Работа с родителями по теме «Домашние животные».
Тема: «Домашние животные и их детёныши»
Цели:
Образовательная: Расширить и углубить представления детей о домашних животных, об их внешнем виде, повадках и поведении, раскрыть их значение для человека. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за животными. Развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь.
Коррекционно – развивающая: Развивать внимание, мышление, память, восприятие.
Воспитательная: Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Словарь
Существительные: животные: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок, кот, кошка, котёнок, собака, пёс, щенок, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, свинья, кабан, поросёнок; грива, вымя, копыта, лапы, ноги, усы, рога, хвост, морда; хозяин, свинарка, доярка, конюх; хлев, будка, конура, конюшня.
Глаголы: мычать, блеять, мекать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, ухаживать, пастись, сторожить.
Прилагательные: домашние, полезные, умный, пушистый, верный, рогатый – безрогий, сильный – слабый, большой – маленький, трусливый – смелый.
Грамматика:
- Образование притяжательных прилагательных.
- Согласование существительных с числительными, наречиями «один - много», местоимениями.
- Предложно – падежное управление (В. п., Р. п.)
- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и существительных со степенью преувеличения.
- Согласование существительных с глаголами и прилагательными.
- Изменение существительных по падежам.
Ход занятия:
1. Беседа о домашних животных.(по иллюстрациям)
- Назвать маму, папу, детёныша.
- Где живут (коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура, будка, дом), как кричат (мяукает, лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет)
- Составьте предложение:
мяу – мяу, хрю – хрю – кошка, мяукает, а свинья хрюкает
и т. д.
2. Артикуляционная гимнастика
«Корова жуёт жвачку» - имитировать жевание.
«Лошадь фыркает» - вибрация губ.
«Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.
«Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.
3. Дидактическое упражнение «Кем был – кем будет?» (по иллюстрациям)
Составить предложение про щенка со словом «будет»; про корову со словом «была» и т. д.
4. Дидактическое упражнение «Лилипуты - великаны»
Кот – котик – котище
Собака – собачка – собачище
Лошадь – лошадка – лошадище
Корова – коровка – коровище
Свинья – свинка – свинище
Баран – баранчик – баранище
Козёл – козлик – козлище
5. Дидактическое упражнение «Чьи, чьё, чей?» (по иллюстрациям)
- Дидактическое упражнение «Один - много»
Один котёнок лакает молоко. – Много котят лакают молоко.
Один телёнок мычит. - …..
Один щенок бежит. - …
Один козлёнок скачет. - …
Один поросёнок ест. - …
Один ягнёнок жуёт - …
- Дидактическое упражнение «Измени слово»
1, 2, 3, 4, 5 –
Будем слово «кот» менять.
У норы добычу ждёт,.
Притаившись серый … (кот).
Мышь осталась без хвоста,
Убегая от … (кота),
А теперь и за версту
Не приблизится к … (коту).
Крыса старая, и та,
Видя грозного … (кота),
Убежит скорей под дом,
Чтоб не встретиться с … (котом).
Там дрожит и в темноте
Вспоминает о … (коте).
8. Дидактическое упражнение «Кто что делает?» (составление предложений)
9. Профессии людей (доярка, конюх, свинарка, пастух, ветеринар)
10. «Нелепицы», «4-й лишний», «Чего не хватает?».
11. Итог. Что запомнилось вам особенно?
СЛОВАРЬ
Существительные: животные: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок, кот, кошка, котёнок, собака, пёс, щенок, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, свинья, кабан, поросёнок; грива, вымя, копыта, лапы, ноги, усы, рога, хвост, морда; хозяин, свинарка, доярка, конюх; хлев, будка, конура, конюшня.
Глаголы: мычать, блеять, мекать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, ухаживать, пастись, сторожить.
Прилагательные: домашние, полезные, умный, пушистый, верный, рогатый – безрогий, сильный – слабый, большой – маленький, трусливый – смелый.
ПОИГРАЙТЕ В ИГРЫ
- Посчитай – ка
Посчитать до 5
котов
собак
лошадей
коров
- Сравни – ка
Сравните двух животных, чем они похожи и чем отличаются
кошка и собака
корова и лошадь
коза и корова
- Моё любимое домашнее животное
Вместе с ребёнком составьте рассказ о его любимом домашнем животном.
Запишите его рассказ.
- Кто кем будет?
Щенок будет … (собакой)
Котёнок будет…
Жеребёнок будет…
Ягнёнок будет …
Козлёнок будет …
Телёнок будет …
Поросёнок будет …
- Отгадай – ка
Стоит гора, спереди – вилы,
А сзади – метла.
(корова)
С бородой родится –
Никто не дивится.
(козёл)
Пашет землю трактор без колёс.
Для него горючее – овёс.
(конь)
Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завиты рога.
(баран)
Пятак есть,
А ничего не купить.
(свинья)
Выучите вместе с ребёнком
Пальчиковая гимнастика
Довольна корова своими телятами, разгибать поочерёдно
Овечка довольна своими ягнятами, пальчики из кулачка,
Кошка довольна своими котятами, начиная с большого.
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна (доволен) своими ребятами! указательные жесты
на себя и на детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление стенда для родителей по лексическим темам (группа детей с нарушением речи)
Данный материал поможет логопеду совместно с родителями закрепить лексическую тему...
Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».
Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации звуков Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».
Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме. 2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...
Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.
Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....
ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗДОРОВЕЙКА»
В статье раскрыта эффективность использования учителем-логопедом дидактических игр в работе по изучению лексических тем старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, а также описано содержа...