Работа по лексической теме "Домашние животные" в старшей группе детей с нарушением речи
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Данный материал поможет логопедом в работе над указанной лексической темой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_domashnie_zhivotnye.doc596.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Домашние животные»,

старшая группа детей с нарушением речи.

  1. План - конспект занятия  «Домашние животные».
  2. Работа с родителями по теме «Домашние животные».

Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цели:

     Образовательная: Расширить и углубить представления детей о домашних животных, об их внешнем виде, повадках и поведении, раскрыть их значение для человека. Познакомить с профессиями людей, которые ухаживают за животными.  Развивать грамматический строй речи, обогащать лексический словарь.  

     Коррекционно – развивающая:  Развивать внимание, мышление, память, восприятие.

     Воспитательная: Воспитывать  любовь и бережное отношение к животным.  

Словарь

      Существительные: животные: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок, кот, кошка, котёнок, собака, пёс, щенок, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, свинья, кабан, поросёнок; грива, вымя, копыта, лапы, ноги, усы, рога, хвост, морда; хозяин, свинарка, доярка, конюх; хлев, будка, конура, конюшня.

  Глаголы: мычать, блеять, мекать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, ухаживать, пастись, сторожить.

  Прилагательные: домашние, полезные, умный, пушистый, верный, рогатый – безрогий, сильный – слабый, большой – маленький, трусливый – смелый.

Грамматика: 

  1. Образование  притяжательных  прилагательных.
  2. Согласование существительных с числительными, наречиями «один - много», местоимениями.
  3. Предложно – падежное управление (В. п., Р. п.)
  4. Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и существительных со степенью преувеличения.
  5. Согласование существительных с глаголами и прилагательными.
  6. Изменение существительных по падежам.

Ход занятия:

     1. Беседа о домашних животных.(по иллюстрациям)

- Назвать маму, папу, детёныша.

- Где живут (коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура, будка, дом), как кричат (мяукает, лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет)

   - Составьте предложение:

мяу – мяу, хрю – хрю – кошка, мяукает, а свинья хрюкает

и т. д.

    2. Артикуляционная гимнастика

«Корова жуёт жвачку» - имитировать жевание.

«Лошадь фыркает» - вибрация губ.

«Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

«Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.  

    3. Дидактическое упражнение «Кем был – кем будет?» (по иллюстрациям)

Составить предложение про щенка со словом «будет»; про корову со словом «была» и т. д.

    4. Дидактическое упражнение «Лилипуты - великаны»

Кот – котик – котище

Собака – собачка – собачище

Лошадь – лошадка – лошадище

Корова – коровка – коровище

Свинья – свинка – свинище

Баран – баранчик – баранище

Козёл – козлик – козлище

      5. Дидактическое упражнение «Чьи, чьё, чей?» (по иллюстрациям)

     

  1. Дидактическое упражнение «Один - много»

Один котёнок лакает молоко. – Много котят лакают молоко.

Один телёнок мычит. - …..

Один щенок бежит. - …

Один козлёнок скачет. - …

Один поросёнок ест. - …

Один ягнёнок жуёт - …

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово»

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем слово «кот» менять.

У норы добычу ждёт,.

Притаившись серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от … (кота),

А теперь и за версту

Не приблизится к … (коту).

Крыса старая, и та,

Видя грозного … (кота),

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с … (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о … (коте).

8. Дидактическое упражнение «Кто что делает?» (составление предложений)

     9. Профессии людей (доярка, конюх, свинарка, пастух, ветеринар)

    10. «Нелепицы», «4-й лишний», «Чего не хватает?».

    11. Итог. Что запомнилось вам  особенно?

                                           

   

СЛОВАРЬ

   

   Существительные: животные: корова, бык, телёнок, коза, козёл, козлёнок, кот, кошка, котёнок, собака, пёс, щенок, баран, овца, ягнёнок, конь, лошадь, жеребёнок, свинья, кабан, поросёнок; грива, вымя, копыта, лапы, ноги, усы, рога, хвост, морда; хозяин, свинарка, доярка, конюх; хлев, будка, конура, конюшня.

  Глаголы: мычать, блеять, мекать, ржать, мяукать, лаять, хрюкать, рычать, ухаживать, пастись, сторожить.

  Прилагательные: домашние, полезные, умный, пушистый, верный, рогатый – безрогий, сильный – слабый, большой – маленький, трусливый – смелый.

   

ПОИГРАЙТЕ  В  ИГРЫ

  1. Посчитай – ка

Посчитать до 5

 котов

собак

лошадей

коров

  1. Сравни – ка

Сравните двух животных, чем они похожи и чем отличаются

кошка и собака

корова и лошадь

коза и корова

           

  1. Моё любимое домашнее животное

Вместе с ребёнком составьте рассказ о его любимом домашнем животном.

Запишите его рассказ.

  1. Кто кем будет?

Щенок будет … (собакой)

Котёнок будет…

Жеребёнок будет…

Ягнёнок будет …

Козлёнок будет …

Телёнок будет …

Поросёнок будет …

  1. Отгадай – ка

Стоит гора,  спереди – вилы,

А сзади – метла.  

                                                   (корова)

С бородой родится –

Никто не дивится.

                                                        (козёл)

Пашет землю трактор без колёс.

Для него горючее – овёс.

                                                         (конь)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завиты рога.

                                             (баран)

Пятак есть,

А ничего не купить.

                                                  (свинья)

Выучите вместе с ребёнком

Пальчиковая гимнастика

Довольна корова своими телятами,                            разгибать поочерёдно

Овечка довольна своими ягнятами,                             пальчики из кулачка,

Кошка довольна своими котятами,                               начиная с большого.

Кем же довольна свинья? Поросятами!

Довольна коза своими козлятами,

А я довольна (доволен) своими ребятами!                                       указательные                                             жесты

                                                                                                      на себя и на детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оформление стенда для родителей по лексическим темам (группа детей с нарушением речи)

Данный материал поможет логопеду совместно с родителями закрепить лексическую тему...

Конспект подгруппового занятия по развитию звукопроизношения у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (заиканием) на тему: «Жужжалочка и Шипелочка».

Данное подгрупповое занятие способствует совершенствованию навыков правильного произношения и дифференциации  звуков  Ш и Ж. Закреплению навыков плавной, синхронизированной речи с движениями...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».

Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.              2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи

Конспект занятия по формированию экспрессивной речи в познавательной деятельности «Поможем Волчонку» для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи...

Рабочая программа группы компенсирующей направленности для детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) 2020-2021 уч.г.

Рабочая программагруппы компенсирующей направленностидля детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)2020-2021 уч.г....

ЗАКРЕПЛЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА ПРИМЕРЕ АВТОРСКОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ЗДОРОВЕЙКА»

В статье раскрыта эффективность использования учителем-логопедом дидактических игр в работе по изучению лексических тем старшими дошкольниками, имеющими тяжелые нарушения речи, а также описано содержа...