Коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции на занятиях продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование
рабочая программа по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 368»
________С. В. Арсентьева
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №368»
Коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции на занятиях продуктивными видами деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование)
Разработчики:
воспитатель И.А.Белянинова
С. А. Белоус
г. Нижний Новгород
Введение
Признание психологами и педагогами особого значения дошкольного детства для личностного становления определяет основные направления воспитательно-образовательного процесса с детьми этого возраста: индивидуализированный и дифференцированный подход к каждому ребенку, создание необходимых условий для всестороннего развития, учет индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников, оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.
Данные специальной психологии свидетельствуют о том, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является задержка психическою развития (ЗПР). Долгое время количество исследований в этой области было ограничено, т.к. существовало мнение о невозможности диагностирования ЗПР в раннем и дошкольном детстве. Такое положение шло в разрез с одним из центральных принципов дефектологии о необходимости ранней коррекционно-педагогической помощи аномальному ребенку. Позитивные изменения в этом направлении наметились с появлением работ, посвященных изучению специфики познавательной деятельности дошкольников с ЗПР (Борякова Н.Ю.. 1983; Коробейников И.Д.. 1980; Лутонян Н.Г., 1977: Слепович К.С.. 1989; Ульенкова У.В.. 1970. 1978: Цыпина Н.Л., 1975 и др.).
Развитие саморегуляции - одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно - в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста - произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Психическая саморегуляция - самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.
Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания.
Исследование саморегуляции познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития (ЗПР) связано с решением одной из фундаментальных проблем специальной психологии и педагогики - развитием у детей с различными отклонениями в психическом развитии способности к регуляции собственного поведения, к преодолению трудностей в различных видах деятельности, то есть с раскрытием психологических условий формирования ребенка как активного субъекта собственной деятельности и поведения.
Исследования детей с ЗПР так или иначе затрагивали регуляторную сферу. В работах, посвященных изучению познавательной деятельности у детей с ЗПР, саморегуляция рассматривалась либо в контексте изучения других психических функций и процессов (Т.В. Егорова, И.А. Коробейников, В.И. Лубовский, Н.Г. Лутонян, Н.А. Менчинская, Л.И. Переслени, Н.Г. Поддубная, В.Л. Подобед, П.Б. Шошин и др.), либо в отдельном ее проявлении как функции самоконтроля (Е.Б. Аксенова, Ю.Б. Максименко, У.В. Ульенкова и др.). Исследователи отмечали инфантильные черты личности детей с ЗПР, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, недостаточное целеполагание, повышенную внушаемость и уход от ответственности, неадекватную самооценку, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации (Н.Л. Белопольская, С.А. Домиш-кевич, А.И. Красило, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, Е.И. Липкина, Т.В. Пускаева, Е.С. Слепович, У.В. Ульенкова и др.). Вместе с тем, проблема формирования саморегуляции познавательной деятельности у детей с ЗПР младшего школьного возраста до сих пор остается малоизученной.
В исследованиях В.С.Мухиной (1981) высказывается мысль о том, что продуктивная изобразительная деятельность детей не только выражает определенные результаты их психического развития, но и сама обеспечивает это развитие, приводя к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Т.Н.Доронова (1975), изучая действия контроля в процессе изображения у старших дошкольников, приходит к выводу, что эта деятельность способствует эффективному становлению у детей как наиболее простых действий контроля (по результату изображения и за способом действия), так и более сложных его форм (предваряющий контроль). Подтверждение наших предположений о значимости продуктивной деятельности для становления у детей дошкольного возраста регулятивных способностей мы находим в психологических работах Е.И.Игнатьева (1959), В.И.Кириенко (1948), Б.А.Сазонтьева (1952) и других, а также в педагогических исследованиях Л.Н.Давидчук (3976). Г.С.Комаровой (1976) и других.
Вопросы по саморегуляции в изобразительной деятельности старших дошкольников с ЗПР и путей педагогического влияния на эту сферу психики ребенка в условиях специально организованной педагогической деятельности требуют специального изучения.
Проблема специфических особенностей становления и тем более целенаправленного формирования саморегуляции в продуктивных видах деятельности и в изобразительной деятельности у старших дошкольников детей с ЗПР является малоизученной. Значительная практическая ценность этой проблемы и дефицит научных исследований по ней позволяют определить выбранную тему "Формирование изобразительной деятельности в процессе развития саморегуляции детей дошкольного возраста с ЗПР" как актуальную и социально значимую.
В соответствии с целью, предметом в работе ставятся и решаются следующие задачи: разработать и апробировать комплекс занятий для дошкольников с ЗПР 6-7 лет средствами изобразительной деятельности.
Тема: "Формирование саморегуляции на занятиях по ИЗО деятельности (лепка, аппликация, конструирование, ручной труд, рисование).
Цель: Формирование саморегуляции учено-познавательной деятельности старших дошкольников как личностной способности средствами изобразительной деятельности в условиях групповых занятий.
Изобразительная деятельность является одним из продуктивных видов деятельности и имеет моделирующий характер. Она отражает уровень интеллектуального и эмоционального развития детей. Значительный вклад в ее формирование вносят восприятия, памяти, внимания. Большое значение имеет уровень развития пространственных представлений, тонкой моторики и зрительно-моторной координации. На занятии по ИЗО деятельности решаются не только традиционные задачи по формированию изобразительных умений и навыков, но и специфические задачи по коррекции и развитию эмоциональной и познавательной сферы ребенка. Большое значение ИЗО деятельность имеет для формирования навыков планирования. Проводятся специальные коррекционные занятия, на которых детей учат с помощью карточек-заместителей наглядно составлять план предстоящей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, а затем поэтапно ее выполнять и сравнивать полученный результат с запланированным. Таким образом, ИЗО деятельность можно рассматривать не только как один из любимых детьми видов дошкольной деятельности, но и как инструмент коррекции и развития.
Вся работа проводится по четырем основным этапам.
1 этап направлен на формирование у детей с ЗПР действий самоконтроля в процессе принятия задания и создания у них положительной мотивации (6 занятий).
2 этап коррекционной программы способствует формированию у детей действий самоконтроля в процессе развития навыков предварительного планирования (12 занятий).
3 этап способствует формированию использования схемы ориентировочной основы действия (5 занятий).
4 этап. Данный этап подчинен формированию у дошкольников оценочного компонента саморегуляции (учить детей оценивать результат деятельности по схеме и проговаривать это) (4 занятия).
Задачи:
- развивать художественно-творческие способности;
- формировать потребность и умение доводить начатое до конца;
- развивать навыки сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности;
- совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно - двигательную координацию;
- развивать произвольное внимание;
- воспитывать в процессе совместной деятельности чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
- развивать умение находить нестандартные решения творческих задач;
- развивать эмоционально - чувственную сферу детей.
Методические рекомендации.
Изобразительная деятельность дошкольников как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. Педагог должен создавать для этого все условия: он, прежде всего, должен обеспечить эмоциональное, образное восприятие действительности, формировать эстетические чувства и представления, развивать образное мышление и воображение, учить детей способам создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Успех успешного проведения занятия зависит от того, какие методы и
приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
В занятиях рекомендуется использовать методы и приемы такие как:
информационно – рецептивный (рассматривание; наблюдение; экскурсии, образец воспитателя; показ воспитателя); словесный (использование образцов педагога, беседы, рассказы); репродуктивный (прием повтора, выполнение формообразующих движений рукой) и др.
Занятия проводятся: рисование, лепка – 1 раз в неделю; аппликация, конструирование, ручной труд – 1 раз в две недели.
Литература:
Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения: Сб. научных трудов НИИ дефектологии АПН СССР/ Под. ред. Т.А. Власовой. М., 1981.
Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.,1991.
Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития // Дефектология . 1991. № 5.
Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности детей с задержкой психического развития: Монография. Н.Новгород, 2010.
Лиштван В. З. Конструирование. М. ., 1981.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конструирование, ручной труд, рисование.
Работы детей по различным тематическим проектам....
Конструирование, ручной труд, рисование.
laquo;Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский....
тематический план работы по развитию продуктивных видов деятельности(лепка, рисование) в младшей группе
тематический план сентябрь-май...
конспект занятия по продуктивному виду деятельности лепка
конспект занятия...
План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) Тема: «Красная шапочка несет бабушке гостинцы»
Цель: Обобщить и закрепить умение детей лепить фигуру человека.Задачи:1.Образовательные: Продолжать учить детей лепить фигуру человека, соблюдать пропорции2.Развивающие: Развивать эстетический вкус, ж...
План-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе. Тема: «Сказочные животные»
Планк-конспект организации и проведения занятия по продуктивным видам деятельности (Лепка) в старшей группе Тема: "Сказочные животные"...