"Перспективы работы педагога по инклюзивному воспитанию детей в рамках ФГОС"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду.
Мы воспитатели 2 младшей группы Деньщикова И.Г. и Бутенко Н.Н.
В последнее время всё более открыто стали говорить об инклюзивном образовании.
Детям с «особыми возможностями» нужны не столько специально для них созданные условия, сколько возможность реализоваться в среде «обычных» сверстников — такова идея иклюзивного образования.
Наиболее благоприятный период интеграции инклюзии - дошкольное детство
Так сложилось, что в этом году к нам в группу поступила Настенька –глухонемая девочка. Каждый день она приезжает из станицы Расшеватской к нам в детския сад – в нашу группу. Здесь перед вами наше семейное древо. Это наши малыши – наши дети, и среди них она, наше солнышко. Она ничем не отличается от своих сверстников, такая же жизнерадостная, активная, весёлая. Девочка солнышко, так мы её назвали потому что на её лице всегда улыбка – яркая задорная.
Ещё до её поступления, узнав о том, что к нам поступает «необычный» ребёнок мы проанализировали статистику по проблеме инклюзивного образования детей ОВЗ, и пришли к выводу о том, что многие отказываются от таких детей. Мотивируют это тем, что остро нуждаются в юридической, финансовой и методической помощи.
Размышляя о том, как отнесутся к появлению такого ребёнка у нас в группе взрослые и дети, мы предварительно провели анкетирование среди родителей, в котором им было предложено ответить на несколько вопросов
Результаты были разными!!!
- 20% родителей считают, что в детском саду детям с ОВЗ будет некомфортно по социологическим и психологическим причинам,
- 10% считают, что уровень успеваемости таких детей в детском саду снизится.
- 70% считают, что совместное пребывание обычных детей и детей ОВЗ полезно.
- По некоторым критериям ответы не полностью соответствовали поставленным вопросам, это говорит о том, что родители не владеют информацией об инклюзивном образовании.
Планируя свою дальнейшую работу на этот учебный год, мы решили подготовить папку – ширму и консультацию для родителей по инклюзивному образованию.
Помимо консультативной информации разместили элементарные символы азбуки жестов для более удобного общения родителей между собой, чтобы приходящие (глухонемые) родители не чувствовали себя не комфортно.
Зайдя к нам в приёмную Вы, наверное, обратили на них внимание.
Нарушение слуха – одно из наиболее сложных нарушений в развитии. Поэтому с момента обнаружения у ребенка недостатков слуха он должен быть включен в коррекционно-развивающий процесс, важнейшей линией которого становится развитие речевого общения с родителями, членами семьи, сверстниками.
Но наши родители, и мама, и папа - оба глухонемые. Настя с рождения не слышала от них слов, звуков, вообще речи. Этим наша задача усложнена! Родители ждут результатов, причём хотят их очень быстро. Уже сейчас по прошествии минимального количества времени их интересует: «Заговорил ли их ребёнок или нет?» Но Настя пока молчит. ПОКА…
У Насти есть слуховой аппарат, это одно из важнейших условий пребывания такого ребёнка в детском саду
Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того, как взрослые организуют предметно-игровую среду, подберут и расположат игрушки. В нашей группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием
Мы постоянно помним, что в группе находится ребенок с нарушенным слухом, который должен всегда видеть лицо воспитателя, даже в тех случаях, когда мы ходит по группе, организуем воспитательный процесс с детьми, играем с ними и т.п. Поэтому Настеньку мы посадили за первый стол, спиной к окну. С этого места хорошо видны лица большинства детей, воспитателя, всех кто приходит к нам в группу.
Необходимо требовать от ребенка с нарушением слуха, чтобы он всегда смотрел на говорящего: и на воспитателя, и на детей. Важно следить за тем, чтобы Настя быстро отыскивала говорящего и быстро переводила взгляд с одного говорящего на другого. Это должно стать осознанной необходимостью для неё. В будущем, когда Настенька заговорит будет полезно почаще контролировать её в разных формах: «Повтори, что я сказала; что рассказала Аня; » и т.п.
Анализируя программу для детей нашего возраста размышляя о том, каким должен быть дидактический и игровой материал, мы постарались создать для детей предметно - развивающую среду, с учётом их возрастных особенностей, и с учётом особенностей нашей Настеньки.
В нашей группе Насте уделяется особое внимание. Именно на ранней стадии дошкольного возраста легче всего научить говорить, с Настей можно успеть до школы освоить много звуков, слов, первых предложений, получить первоначальные представления об окружающем, первые ответы на свои «почему».
Для начала мы планируем ввести в мир звуков, научить различать,
когда есть звук, а когда его нет.
Делается это с помощью с помощью индивидуального слухового аппарата, который установлен у Насти.
Слуховым ощущениям планируем обучать её средствами и формами игры.
Раннее детство – период, благоприятный для развития слухового восприятия, необходимо создавать условия для экспериментирования ребенка со звуками. Желательно для глухого ребенка подбирать звучащие игрушки, позволяющие им различать звуки и тренировать слуховое восприятие.
Для этого в нашей группе создана музыкальная пирамида с различными звучащими, гремящими игрушками. Для развития слуха: приобрели игрушки, издающие различные звуки, ищем, друг друга или предмет по звуку, по описанию места, где он спрятан. Для развития музыкального слуха играем в музыкальные инструменты. В группе имеются различные озвученные игрушки, например, музыкальный молоточек, погремушки, детские телефоны, колокольчики, звучащие бутылочки. Игры и специальные занятия с этими игрушками, такие как: «До-ре-ми», «Узнай бубенчик», «Угадай, на какой трубе играем», «Слушай внимательно» развивают у Насти и детей умение прислушиваться.
В помещениях, где играют и занимаются дети, мы разместили звучащие колокольчики, до которых дети могут дотронуться, чтобы привлечь к себе внимание окружающих. Упражнения подобного вида расширяют и активизируют детей к познанию способов и средств общения.
Сказки играют важную роль в мире ребенка. Слушая сказку или рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они знакомятся с различными моделями поведения и их последствиями (идет накопление базы опыта). Дети стремятся воспользоваться примерами положительных героев в борьбе со своими страхами и проблемами, сказки вселяют в ребенка надежду, что очень важно.
Не стоит забывать и об эмоциональном аспекте сказки, а также, о пополнении словарного запаса ребенка, развитии речи и многом другом, что дает старая добрая сказка.
Также для развития речевых способностей: используем куклы - малютки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим от их имени, обыгрываем сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребёнок особенно интересуется, добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно для окружающих, отвечая на вопросы.
Введение игрового устройства по типу театральной ширмы, позволяет Насте устанавливать контакт с другими детьми, вести диалоги, обращаться за помощью к взрослым.
Обучение детей умениям узнавать предметы по их характерным признакам играет важную роль в процессе формирования самостоятельной ориентировки ребенка в окружающей среде. Чем больше органов чувств участвует в процессе ознакомления с окружающим миром, тем успешнее идет развитие ребенка
Для этого мы создали красочный сенсорный уголок, где каждый ребенок может выбрать интересную игру; разложить цветы, кубы, флажки по цвету.
Здесь имеется много материалов, работа с которыми развивает мелкую моторику. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Чем больше мелких движений освоил ребенок, тем больше связей установилось в его мозге и тем больше активизирован отдел мозга, отвечающий за речь.
Воспроизведение первых звуков подготавливает речевой аппарат, а частые занятия на мелкую моторику рук “подталкивают” речевые центры к активной речи. И в результате развития речи через игру на мелкую моторику, кругозор, внимание, ребеночек говорит свое первое “мама”, ну или “папа”, смотря кому повезет:)
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления с различными свойствами предметов мы используем дидактические и настольные игры, также мы обзавелись разнообразными тематическими вкладышами собрать пазлы по величине, разложить шарики, собрать пирамидку, прокатить бусинки по лабиринту.
Также можно поиграть с великолепной игрой «Развивающий центр», которая состоит из пирамидок, колокольчиков, рамок-вкладышей, матрёшек, разноцветных шариков и горки для них, лабиринтов.
Тренировка сенсорных функций важна для дошкольников, это когда ребенок взаимодействует с предметом на основе включения в процесс познания нескольких сенсорных функций.
Узнавание предметов на осязание позволяет не только успешно опознавать объекты, но и учит пониманию роли слуха и осязания как важного средства контактов с предметным миром. Для этого используются игрушки из дерева, гвозди - перевертыши, цилиндры-вкладыши, игрушки-вкладыши, шумовые коробки, цветные цилиндры, дидактический стол для развития мелкой моторики и сенсорики.
Игрушка Гвозди-перевертыши состоит из столика-основы, с четырьмя ножками (две снизу и две сверху), "гвоздей" и молоточка.
Все детали игрушки имеют округлые края и сделаны из дерева. Столик имеет отверстия, куда плотно вставлены гвоздики - цилиндрики Гвозди попарно окрашены в основные цвета.
Надо заколотить молоточком гвозди, затем перевернуть столик и проделать операцию заново. Гвозди-перевертыши - игра не только увлекательная, но и очень полезная. Она развивает координацию движений и мышечную ловкость, снимает агрессию и избыточную активность.
Игрушки – вкладыши – это специальные деревянные наборы, в которые можно вставлять вкладыши разной величины, их особенностью является округлая ручка для держания.
Благодаря упражнениям с этим дидактическим материалом ребенок узнает, как предмет и полость могут соответствовать и не соответствовать друг другу даже при сходной форме.
Помимо этого игра позволяет развить мелкую моторику малыша, важную для освоения письма, и подготовить его руку к удержанию ручки и карандаша во время дальнейших занятий.
Шумовые коробочки Комплект предназначен для развития слуховой памяти, умения различать и дифференцировать шумы. Материал состоит из двух ящиков, в каждом из которых находится по шесть деревянных цилиндрических коробочек с красными или синими крышками, заполненных различными материалами, издающими шумы в результате встряхивания. «Шумы» из ящика с красной крышкой аналогичны «шумам» из коробки с синей крышкой.
Для развития мелкой моторики руки и для ознакомления с различными свойствами предметов мы используем следующие дидактические игры и пособия: «Сделай бусы»; «Подарки из прищепок»; «Перенеси воду»; «Рисование «на песке»»; «Водяная мельница»; «Шнуровки»;
Прищепки в ведре.
Вам потребуется: пластиковое детское ведерко с бельевыми прищепками. Ведро можно заменить вырезанными из картона фигурами. Предложите малышу вынуть прищепки из ведерка оду за другой, взяв каждую тремя пальцами, и прицепить их за край ведра. Можно закреплять прищепки на фигуры из картона: нарядить ёлку. сделать ёжику колючки и т.д.
Сними прищепки
Вам потребуется: бельевые прищепки. Прикрепите к одежде малыша прищепки. Ребенку придется из разных положений ухватить каждую прищепку, чтобы снять ее.
Открыто - закрыто
Вам потребуется: несколько разных по форме баночек, бутылок с закрытыми крышками. Предложите малышу открыть. а затем закрыть емкости. Можно усложнить игру, перемешав крышки
Разложим по цвету
Вам потребуется: бусины 2-х цветов, 2 мисочки или коробочки для них
Высыпьте в миску бусины 2-х цветов и предложите малышу разложить бусины по цветам - в одну миску один цвет, в другую - другой. Обыграть можно любым способом, например "Кукла любит клубнику, а мишка - крыжовник"
«Коробочка с тканями»
Небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
«Волшебный мешочек»
Игрушки: мешочек с 8-10 знакомыми ребенку предметами (например, расческа, свисток, шнурок и т.п.). Завяжите малышу глаза или попросите закрыть их; пусть ребенок вытащит из мешочка один предмет и попробует определить его на ощупь; после того, как ребенку удастся определить все вещи, находящиеся в мешочке, можно заменить их на другие, постепенно повышая уровень сложности в зависимости от возраста и успеха малыша;
Игры с бисером
Бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.
Следите, чтобы ребенок брал бусины тремя пальцами. Не забывайте о безопасности - не оставляйте малыша одного!
Помимо перечисленных групп материалов в среде есть зона работы с водой, материалы которой развивают практические навыки (переливания, зачерпывания, вылавливания, вытирания и т.п.) – в разделе «мелкая моторика» мы уже говорили о том, какое значение имеет развитие практических навыков ребёнка для развития его доверия миру, уверенности в себе, независимости, успешности. Ношение тазов, ведер, кувшинов с водой укрепляют силу рук, побуждают координировать тело в пространстве, ведь малышу так хочется донести налитое, не облившись. Выжимание мокрых тряпок, переливание воды резиновой грушей, поролоновой губкой из тазика в тазик – все эти упражнения – прямая подготовка руки к письму. «Почему?»- спросите Вы. Почерк напрямую зависит от мышечной силы кисти руки и основных писательных пальцев, а деятельность, предлагаемая в этих упражнениях – это прямые «тренажёры» для тренировки мышечной силы.
Ценность этой зоны, помимо всего прочего, определяется её терапевтическим эффектом - в ней представлено много материалов, подразумевающих работу с водой.
Также мы обзавелись разнообразными тематическими вкладышами и другими пособиями для решения задач сенсорного воспитания. /Подобрать пазл по величине, разложить шарики, собрать пирамидку, прокатить бусинки по лабиринту./
Также можно поиграть с великолепной игрой «Развивающий центр», которая состоит из пирамидок, колокольчиков, рамок-вкладышей, матрёшек, разноцветных шариков и горки для них, лабиринтов.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок и Настя в их числе имели возможность одновременно с познанием окружающей действительности заняться любимым делом. Развивающие уголки расположены так, чтобы каждый из детей могли свободно подойти, найти себе занятие по душе.
При создании развивающей среды, мы большое внимание уделили оздоровлению всех наших воспитанников. Дети обязательно должны двигаться, поэтому в группе имеются большие мячи, резиновые животные, машины, которые помогают тренировать мышцы и вестибулярный аппарат В группе имеется физкультурный уголок с достаточным количеством пособий, выполненных своими руками. Это «Дорожки здоровья» для профилактики плоскостопия и совершенствования навыков ходьбы, яблоки для перешагивания, ленточки, погремушки для общеразвивающих упражнений с предметами, мячи разных размеров, цветов, с различной поверхностью для обогащения сенсорного опыта и массажного эффекта, разноцветные кегли для ходьбы змейкой и ориентиров для игр. Все эти пособия очень хорошо используется детьми в подвижных играх.
Дети с нарушениями слуха часто имеют сопутствующие заболевания и вторичные отклонения. Это может проявляться в частых простудных заболеваниях, общей ослабленности организма, быстрой утомляемости, отставании развития основных физических качеств: мышечной силы, быстроты, гибкости, выносливости. В отличие от здоровых детей, глухие и слабослышащие труднее и дольше осваивают новые движения, испытывая трудности в точности и согласованности действий, ограниченная речь, неспособность к адекватному восприятию и воображению, свойственные этим детям, требуют особого подхода при подборе, организации и проведении подвижных игр для них.
Продуманная, хорошо организованная подвижная игра создает благоприятные условия для речевого общения детей:
- расширяет диапазон двигательных возможностей,
- обогащает словарный запас,
- развивает психические качества,
- приучает ребенка к осознанному поведению,
- стимулирует инициативу и самостоятельность,
- корректирует нарушения психомоторики.
Учитывая вышеперечисленные особенности, мы подобрали такие игры как: «Догони мяч»; «Через речку»; «Самолёты»; «Догони меня»; «В воротики»; «Обезьянка»; «Зайка серенький сидит»; «Где звенит»; «Поезд» и т. д.
Глухие дети играют не менее охотно, чем их слышащие сверстники. Игры доставляют глухим детям большое удовольствие, обогащают их в умственном, нравственном и других отношениях.
Однако наряду с этим игры глухих детей имеют ряд особенностей, отличающих их от игр слышащих детей.
Игры глухих детей, как и игры слышащих, отражают реальную действительность. Однако они несколько беднее по содержанию. Это связано с тем, что восприятие мира глухими детьми осуществляется в условиях ограниченного речевого общения.
Сюжетно-ролевая игра появляется у глухих детей дошкольного возраста только в случае прямого обучения их игровой деятельности.
Без специального обучения умению играть игры глухих детей развиваются медленно и носят в основном процессуальный характер.
Поэтому поступившего в детский сад глухого ребенка необходимо учить играть.
- Сначала нужно вызвать у него интерес к игре, желание играть и создать привычку играть.
Для этого, прежде всего, необходимо выделить в режиме дня четко фиксированное время для игр и обеспечить ребёнку возможность играть в это время. Ребёнок должен привыкнуть к тому, что всегда в одно и то же определенное время, например, после полдника, он может играть. Он должен знать время игры так же четко, как время своей еды.
- Вторым условием является выделение детям такого места, где бы они могли - спокойно играть, не мешая ни взрослым, ни друг другу.
- Третье условие — обеспечение детей достаточным количеством необходимых для их игр и соответствующих их возрасту игрушек.
Так, в группе имеются куклы, одежда для них, мебель, соответствующая размерам кукол, посуда, игрушки, изображающие животных (резиновые, пластмассовые), автомобили разных размеров, пирамидки, матрешки, набор крупного строительного материала (кубы, бруски, цилиндры, кирпичики), настольный строительный материал, мячи, тележки, каталки, коляски, корзинки. Игрушки должны быть крупными, яркими, привлекательными.
Игрушки должны быть аккуратно и красиво расположены, чтобы привлекать к себе внимание детей и вызывать у них желание пользоваться ими. Неряшливые, разбросанные кое-как игрушки не могут заинтересовать детей. Игрушки должны быть разложены так, чтобы малышам было удобно ими пользоваться, чтобы они сами могли брать их для игры и, поиграв, класть на место. Трехлетние малыши еще не могут и не должны самостоятельно убирать в игровых уголках. Однако обучение детей умению поддерживать уже установленный порядок - это первый шаг на пути к привитию им желания и умения трудиться.
- И, наконец, четвертое условие, необходимое для того, чтобы у глухих детей появился интерес к играм и желание играть, — это обучение играм.
Работая с трёхлетними детьми, надо привлекать их внимание к окружающему, знакомить со свойствами игрушек, с возможностью разнообразного использования их, длительно играть с ними. Нужно обучать детей с ОВЗ умению правильно пользоваться игрушками, действовать с ними, подражая педагогу. При этом следует начинать с обучения детей умению выполнять сопряженные с воспитателем действия, развивая этим способность детей к подражанию. Для этого воспитатель берет две одинаковые игрушки. Оставив у себя одну из них, другую дает ребенку. Действуя с игрушкой, находящейся у него в руках, воспитатель предлагает ребенку одновременно производить такое же действие с другой игрушкой.
Сюжетно-ролевые игры уточняют и углубляют представления детей с ОВЗ об окружающем, расширяют их знания. В игре создаются такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе детей. И с помощью которых можно обогащать их знания, речевой запас и расширять значения слов. В ходе этих игр ребенок познает мир.
При специальном обучении игровая деятельность глухих детей принципиально меняется:
- в их играх находит отражение все больший круг впечатлений;
- сюжеты игр и игровые действия детей заметно усложняются; от простого отображения предметных действий дети переходят к изображению взаимоотношений людей, их чувств;
- в играх появляется разнообразное использование предметов, которые получает многообразное значение;
- все более существенную роль в играх выполняет речь;
- в процессе игр обогащается словарь детей, возникает потребность в общении, реализуемая в ходе игры; повышается роль слова в регуляции игровых действий.
Мы стараемся сделать так, чтобы Настеньке и всем другим детям у нас было: уютно, интересно и радостно. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором хорошо и малышам и взрослым.
Опыт работы нашей группы свидетельствует: многое можно сделать, если только захотеть!
Такая организация предметно-пространственной развивающей среды кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка с ОВЗ и способствует его благоприятному развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, зан...
Интегрирование современных форм работы педагогов дошкольных образовательных организаций в рамках социального партнерства.
Проект " Навигатор здоровья"Создание единого образовательного пространства: «Детский сад - физкультурно-оздоровительные комплексы – семья», подготовка детей дошкольного воз...
Выступление на МО "Первые шаги" с темой : "Организация работы с родителями в ДОУ в рамках ФГОС ДО "
Организация работы с родителями в ДОУ в рамках ФГОС ДОАктивные формы работы...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ С РОДИТЕЛЯМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
С прекрасным настроением и позитивными эмоциями я хочу познакомить вас со своим докладом «Нетрадиционные формы работы с родителями в условиях реализации федерального государственного образовател...
Семинар-практикум для педагогов "Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС"
Семинар-практикум для педагогов "Инклюзивное образование в ДОО в рамках ФГОС"...
Сообщение из опыта работы на педсовете «Экологическое воспитание в рамках ФГОС ДО»
ЦЕЛЬ: рассмотреть проблему экологического образования, как одно из приоритетных направлений дошкольной педагогики и возможности реализации данной темы в дошкольных образовательных организац...
Система работы педагога - психолога в ДОУ в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Данная презентация рассказывает о направлениях работы педагога-психолога ДОУ в рамках психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса согласно ФГС ДО...