Организация работы педагога-психолога в соответствии с требованиями ФГОС ДО
статья на тему
Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
barysheva_e.m._2.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Барышева Е.М.
Организация работы педагога-психолога
в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Психология (в греческом языке «душа и слово») – это академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике людей и животных. Психолог – специалист в области психологии, занимающийся научным изучением психики человека. Задача психолога состоит в том, чтобы помочь исследовать ситуацию на эмоциональном уровне, лучше узнать свои актуальные потребности, осознать не эффективные «паттерны» своего поведения, выйти из замкнутого круга повторяющихся ошибок, а затем предпринимать шаги по изменению своей жизни.
Основной целью работы педагога-психолога является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, содействие гармоничному развитию детей в условиях компенсирующего ДОО.
Для достижения поставленной цели работа педагога-психолога строится на следующих направлениях.
- Психологическое просвещение — это повышение психологической культуры педагогов и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам. Осуществляется в следующих формах: лекции; тематические выставки психологической литературы; беседы; семинары; родительские клубы; оформление информационного пространства ДОО (наглядная информация для родителей, памятки, мини-библиотеки и пр.).
- Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая совместная работа педагога-психолога, педагогов и воспитателей.
-По предупреждению возможных социально-психологических и психологических проблем.
-По созданию благоприятного эмоционально-психологического климата. По выявлению детей группы риска (по различным основаниям).
-Сопровождающая работа педагога-психолога в период адаптации (индивидуальная психолого-педагогическая помощь, развивающие игры, способствующие сплочению детей и др.).
-Создание условий для полноценного психического развития ребенка. Реализация программы И.В. Тюрлик «Шаг к общению» (развитие общения у детей) в условиях сенсорной комнаты.
-Формирование у педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах ребенка и собственного развития.
- Психологическая диагностика — психолого-педагогическое изучение индивидуальных особенностей личности с целью: выявления причин возникновения проблем в обучении и развитии; психолого-педагогическое изучение личности ребенка.
Психологическое обследование каждого ребенка проводится: при поступлении в детский сад; при переходе на новый возрастной этап; в процессе подготовки детей к школе.
Диагностическое обследование. В своей деятельности педагог-психолог использует обширный диагностический материал, с помощью которого определяется уровень психического развития ребенка, соответствие его возрастным нормам. Привожу перечень параметров, по которым целесообразно диагностировать дошкольников.
Младший возраст (3-4 года): понимание речи; активная речь; сенсорное развитие; игра; общие движения; культурно-гигиенические навыки; конструирование (развитие пространственных представлений); рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.); поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
Средний возраст (4-5 лет): слуховое восприятие (различение неречевых шумов); зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений); пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов); уровень развития и гармоничность общих движений; мелкая моторика (в самообслуживании, рисовании и т. д.); связная речь (умение выразить свою мысль); развитие мышления; анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.; игра — уровень игры, преобладающий вид общения; социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старший возраст (5-6 лет): слуховое внимание; зрительно-пространственный гнозис; зрительно-пространственный праксис; общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения; развитие графической деятельности; латеральные предпочтения; мыслительная деятельность; игровая деятельность; анализ продуктов деятельности; коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет): зрительно-моторная координация; ритмическое чувство; переключение движений; рядограммы (последовательность времен года, дней недели); звуковой анализ слов; умение определять состав числа; выделение 4-го лишнего, простые аналогии; составление сюжетного рассказа по серии картин; понимание логико-грамматических конструкций; установление причинно- следственных связей; ориентировка на листе бумаги.
Данный вид работы осуществляется в форме плановой диагностики (2 раза в год) или диагностики по запросу администрации, педагогов и родителей и рассматривается как важный подготовительный этап индивидуального и группового консультирования, психолого-педагогического консилиума, педсовета.
- Психологическая коррекция — систематическая целенаправленная работа психолога с детьми, отнесенными к категории группы риска по тем или иным основаниям, и направленная на специфическую помощь этим детям.
В условиях ДОО педагог-психолог самостоятельно имеет право работать только с детьми, отклонения в поведении которых не являются следствием поражения ЦНС или психического заболевания.
Коррекционная работа осуществляется в форме индивидуальных и групповых занятий по коррекции и развитию, а также в форме тематических психологических тренингов, разработанных для детей, имеющих сходные поведенческие проблемы.
Направленность развивающей и сопровождающей работы зависит от результатов, полученных в ходе обследования детей. Педагог-психолог, исходя из конкретных потребностей, определяет основную тему занятий. Например, по результатам наблюдений психолог отметил, что во время игр дети старшей группы мало используют фразы, чаще это отдельные сокращенные слова, жесты или действия, порой агрессивные. Следовательно, определяется актуальная тема тренингов: "Развитие коммуникативных способностей через формирование диалогической речи".
В детском саду используется значительное количество программ по развитию как интеллектуальной, так и эмоциональной сферы. Для развития интеллектуальных способностей подбираются соответственно возрасту дидактические игры, проводятся викторины, досуги.
- Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обратившимся взрослым и детям в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, связанных с собственными особенностями, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений.
Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.
Для работы психологической службы в ДОО оборудован уютный кабинет педагога-психолога, который разделен на несколько зон:
-зона для первичного приема и консультативной работы
-зона диагностической работы
-зона коррекционно-развивающей работы -зона игровой терапии
-зона релаксации и снятия эмоционального напряжения -личная (рабочая) зона психолога.
Кабинет оборудован современным диагностическим и игровым оборудованием (стол для игр с водой, оборудование для песочной терапии и т.д.).
Для эффективной психолого-педагогической работы в учреждении действует сенсорная комната, которая является комнатой психологической разгрузки и релаксации для детей и взрослых. В сенсорной комнате, говоря языком детей, происходят настоящие чудеса, не похожие ни на что. И хозяйка там - волшебница. А если говорить на языке специалистов, это сенсорная комната, т.е. особым образом организованная среда, наполненная различного рода стимуляторами (зрительных и слуховых анализаторов, осязания, вестибулярного аппарата) активизирующими мозг. Предназначена сенсорная комната для решения следующих задач:
-Обучение на основе сенсорной стимуляции.
-Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.
-Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
-Создание положительного эмоционального фона у взрослых и детей.
Занятия в сенсорной комнате проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально. В атмосфере медленно плывущего света, под успокаивающую музыку малыш словно попадает в сказку. Сочетание музыки, цвета, тактильных ощущений уже через 10-15 минут приводит в состояние релаксации (расслабления), безопасности и комфорта, что способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности.
А еще сенсорная комната стимулирует чувствительность, развивает зрительно- моторную координацию, восприятие, внимание, положительные эмоциональные реакции, воображение и, конечно, уравновешивает психику ребенка.
Сенсорная комната - это удивительное место, где все обволакивает, переливается, успокаивает. Основное ее назначение - создание гармоничного состояния, радости, спокойствия, и, как следствие, укрепление иммунитета у взрослых и детей.
Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение психологического здоровья.
Список литературы
1. Практический психолог в детском саду / А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. - М., 2011.
2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. - М., 2006.
3. Широкова Г.А. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программы и технологии, используемые в развивающей работе педагога-психолога в соответствии с ФГОС.
Материал содержит схему развивающей работы педагога-психолога с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС....
Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Выступление "Применение игровых технологий в образовательном процессе во 2 мл. группе"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года)
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Белый медвежонок» разработана в соответствии с Федеральным государственн...
Всероссийский конкурс "Доутесса" Блиц-олимпиада: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО"
Всероссийский конкурс "Доутесса" Блиц-олимпиада: "Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями в соответствии с требованиями ФГОС ДО"...
Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС
Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС»....
Организация РППС группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Характеристика группы позволяет познакомиться с центрами и оснащением группы....
Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС».
Аналитическая справка по результатам контроля на тему «Организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС»....