«Взаимодействие с родителями в рамках внедрения ИКТ»
статья по коррекционной педагогике на тему
Современная концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в понимании того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты, в частности дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Этой концепции соответствуют такие формы отношений между семьей и дошкольным учреждением как сотрудничество и взаимодействие, которые позволяют стать детскому саду открытой системой, где родители вовлечены в образовательный процесс.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации (компьютерное оборудование, мультимедийные средства, аудио и многое другое).
Профессиональная проблема: как наладить взаимодействие с семьей, используя новые формы взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_roditelyami_v_ramkah_vnedreniya_ikt.docx | 304.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие с родителями в рамках внедрения ИКТ»
Введение
Особую актуальность в современных условиях имеет педагогическое просвещение родителей дошкольников. Закон Российской Федерации «Об образовании» в пункте 1 статьи 18 закрепляет, что родители являются первыми педагогами и обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте. Но без помощи квалифицированных специалистов реализовать свою роль «первых педагогов для своих детей» мамам и папам будет проблематично.
Современная концепция взаимодействия семьи и дошкольного учреждения заключается в понимании того, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты, в частности дошкольное учреждение, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Этой концепции соответствуют такие формы отношений между семьей и дошкольным учреждением как сотрудничество и взаимодействие, которые позволяют стать детскому саду открытой системой, где родители вовлечены в образовательный процесс.
Беда многих современных семей – отстранённость от педагогического процесса ДОУ, причины которой, прежде всего, в недостаточности элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Значимость использования разнообразных форм работы с родителями трудно переоценить. Особенно это важно в логопедической группе, так как помощь семьи в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у близких родственников есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе непосредственного общения.
Новые современные возможности помогают в работе не только с детьми, но и с их родителями. Ведь одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность, использование ИКТ позволяет сделать работу более успешной.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации (компьютерное оборудование, мультимедийные средства, аудио и многое другое).
Профессиональная проблема: как наладить взаимодействие с семьей, используя новые формы взаимодействия.
Задачи:
- интегрировать информационно – коммуникативные технологии в процесс взаимодействия детского сада и семьи;
- повышение информационно – коммуникативной компетенции всех участников проекта;
- создание информационно – коммуникативной службы в ДОУ;
- формировать у педагогов и родителей потребность в использовании информационно – коммуникативных технологий, с целью оптимизации взаимодействия;
- создать условия для использования информационно–коммуникативных технологий для взаимодействия детского сада с семьей;
- развивать демократический стиль управления ДОУ;
- реализация механизма и форм публичной отчетности;
- повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе — это одно из современных направлений в дошкольном образовании. Средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Преимущества их использования во взаимодействии с семьями дошкольников очевидны и заключаются в следующем:
- минимизация времени доступа родителей к информации;
- возможность воспитателя продемонстрировать любые документы, фотоматериалы;
- обеспечение индивидуального подхода к родителям воспитанников;
- оптимальное сочетание индивидуальной работы с родителями и групповой;
- рост объема информации;
- оперативное получение информации родителями;
- обеспечение диалога воспитателя и родителей группы;
- оптимизация взаимодействия педагога с семьей.
Электронная почта. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию
- о методах сбережения здоровья детей и их безопасности;
- о правилах поведения ребенка в семье и в обществе;
- советы по обучению и воспитанию дошкольников;
- получение информации о группе;
- расписание занятий;
- о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях и фотоотчеты с мероприятий.
Современные родители мало стали обращать внимание на информационные папки-передвижки в группах, редко замечают объявления, пока воспитатель не обратит их внимание.
Несмотря на свою занятость, проверить электронную почту всегда найдется время.
Такой вид общения может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера.
Таким образом, родитель может как можно больше узнать о том месте и о тех людях, которые проводят с его ребенком большую часть дня.
Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности.
Мультимедийная презентация. Цель - в наглядной, доступной и запоминающейся форме познакомить родителей с некоторыми логопедическими терминами, дать понятие об основных направлениях коррекционной работы.
Для того чтобы детский сад стал источником информации о ребёнке, развитии детско-родительских отношений, о новых формах совместной познавательной и коммуникативной деятельности в триаде «ребёнок – родитель – педагог».
Использование презентаций важно:
- для повышения эффективности образовательных занятий с детьми;
- педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
- при отчете о проектной деятельности;
- при показе родителям мероприятия, развлечения;
- для создания фото-коллажей и комментариев к ним;
- для викторин, загадок, конкурсов, заданий, как для родителей, так и для детей.
Презентация может стать своеобразным планом занятия или мероприятия, его логической структурой, т.е. может быть использована на любом этапе занятия.
Медиатека. Информация может храниться не только в книгах, но и на дисках, USB-флеш-накопителях. Молодым родителям (особенно папам) будет интереснее познакомиться с актуальными вопросами по воспитанию детей используя медиапособия, а также образовательные порталы и сайты в Интернете. Наша задача - создание таких мультимедиапособий, знакомство родителей с адресами порталов.
Информационный стенд. Обновление материала информационного стенда происходит регулярно, в зависимости от рубрики: еженедельно или раз в месяц.
Рубрика «Игротека» знакомит родителей с упражнениями и заданиями, направленными:
- на расширение словарного запаса дошкольника;
- закрепление навыков составления связного рассказа по плану и самостоятельно;
- воспитание навыков словообразования;
- закрепление правильного употребления грамматических категорий.
Все домашние задания выполняются родителями вместе с детьми и построены с учётом следующих требований:
- упражнения должны учитывать принцип ведущей деятельности (игры);
- закреплять изученный на занятиях материал;
- должны предваряться подробными инструкциями;
- родители должны понимать и цель каждого упражнения;
- задания по новому материалу не включаются.
Для удобства работы мы постепенно перешли на использование карточек с заданиями, в которых сконцентрирован материал по текущей лексической теме. Информационный лист еженедельно обновляется, так как лексическая тема меняется каждую неделю.
Рубрика «Советы логопеда», «Советы воспитателя» содержит конкретные рекомендации:
- как выявить уровень развития речи ребёнка
- как правильно заниматься с детьми (во время занятий нужно стараться быть терпеливыми, спокойными, обязательно хвалить ребёнка, создавать положительную мотивацию к занятиям и т.д.);
- как относиться к речевым ошибкам и исправлять их;
- как развивать мелкую моторику рук.
Мы рассказываем о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости.
Рубрика «Тематические консультации» включает в себя справочные материалы врачей-специалистов: отоларинголога, невропатолога, психоневролога, ортодонта, которые были разработаны на основе публикаций в журналах.
Рубрика «Артикуляционная гимнастика» предлагает рекомендации по развитию артикуляционной моторики, с рисунками и описаниями упражнений, материалом о том, как познакомить ребенка с органами артикуляции и т.д.
Информационные буклеты - «Шпаргалка для родителей». Буклеты для родителей – прекрасное средство информирования о достижениях в науке и практике воспитания дошкольников (в том числе о достижениях конкретного учреждения), также презентации (освещение) родителями собственных семейных ресурсов в развитии личности ребёнка.
В приложении А показаны слайды презентации на тему «Использование информационно- коммуникационных технологий в работе с родителями».
Планируем освоить интересную форму взаимодействия с родителями как дистанционное собрание через Skype (систему видеоконференции) или в сообществе группы детского сада в социальной сети, которое педагог сможет овладеть и организовать.
К празднику «День пожилого человека» была подготовлена презентация «Будем старость уважать», слайды которой приведены на рисунках 1-3.
Для презентации были использованы фотографии, подобрано музыкальное сопровождение, небольшой видеоролик.
Выполнена презентация в программе Windows Movie Maker[1], которая позволяет создавать, монтировать свои фильмы и демонстрировать их прямо на персональном компьютере или на мультимедийной системе. Кроме этого данная программа позволяет пользователю демонстрировать свой опыт работы через Интернет и передавать по электронной почте (рисунок 1).
Рисунок 1 – Запуск программы Windows Movie Maker
В презентации были использованы приемы: вставки рисунка, вставка видеоролика, аудио-трека, наложение различных эффектов на выбранный объект, видеопереходы. Что делает нашу презентацию очень интересной, познавательной для взрослых и детей. Наша презентация отражает принцип привлекательности, сочетает анимированные слайды, звука, графики надолго привлекают внимание, возможность моделирования с помощью комьпьютера таких жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно показать или увидеть в повседневной жизни. На рисунках 1-3 показаны фрагменты нашей работы.
Рисунок 1 – Титульный слайд
Рисунок 2 – Совет Ветеранов 11 квартала
Рисунок 3 – Танец для ветеранов
Заключение
В условиях развития современного общества все еще немногие педагоги используют разнообразные формы работы с родителями дошкольной группы с использованием ИКТ (сотовая связь, сайты ДОУ, общение с родителями по электронной почте, использование личной веб-страницы). Данные формы работы используются с целью решения актуальных проблем развития детей при взаимодействии воспитывающих взрослых.
Мы увидели следующие результаты работы:
- Применение ИКТ- технологий позволило более эффективно включить родителей в воспитательно-образовательный процесс, т.е. сделать их партнерами.
- Родители проявляют большую активность и заинтересованность в успешности детей.
- Выросла посещаемость на мероприятиях для родителей.
- Родители и педагоги стали более раскрепощенными в общении.
- Родители стали активнее интересоваться вопросами воспитания и образования дошкольников.
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что информационно-коммуникационные технологии, используемые педагогами нашего ДОУ, способствуют повышению качества образовательного процесса, выводят его на новый уровень, способствуют развитию детского сада как института социализации.
Список литературы
- Инструктивно – методическое письмо Минобразования РФ № 753/23 -16 «Об информатизации дошкольного образования в России».
- Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ.М, ТЦ Сфера 2004г.
- Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
- Моторин В. "Воспитательные возможности компьютерных игр". Дошкольное воспитание, 2000 г., № 11
- http://www.maam.ru/detskijsad/ikt-v-rabote-s-roditeljami.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/01/18/ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-v-dou
- http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/3108-ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-ofitsialnyj-sajt-dou.html
[1] Windows Movie Maker — программа для создания/редактирования видео. Включается в состав клиентских версий Microsoft Windows, начиная с Windows ME и заканчиваяWindows Server 2008. Обновлённая версия программы включена в Windows XP, Windows XP Media Center Edition и Windows Vista. После выпуска Vista работа над программой была прекращена. В качестве замены для неё предлагается Киностудия Windows, входящая в состав бесплатного загружаемого программного пакета основных компонентов Windows Live с сайта Microsoft..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Взаимодействие с родителями в рамках кружковой работы".
В презентации раскрыты разные формы работы в рамках кружковой работы....
«Взаимодействие с родителями в рамках организации театрализованной деятельности в детском саду»
В материале представлен опыт работы с родителями средней группы детского сада по развитию диалогической речи через театральную деятельность и организацию соответствующей среды....
Презентация "Взаимодействие с родителями в рамках ФГОС ДО"
Презентация представляет новый взгляд на взаимодействие ДОУ и семьи....
Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.
Взаимодействие с родителями...
Проектная деятельность учителя-логопеда, как форма взаимодействия с родителями в условиях внедрения ФГОС
Технология проектирования - нетрадиционная форма работы, учитывающая тесное сотрудничество с родителями....
«Взаимодействие с родителями в рамках детско-родительского клуба «Первоклассные родители»
Взаимодействие между участниками воспитательно-образовательного процесса, обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей все это можно осуществить в рамках деятельности детско-родител...