Рабочая программа факультативных занятий по речевому развитию для старшего дошкольного возраста «ЛОГОЗАВРИЯ»
рабочая программа (старшая группа) по теме

Муковнина Юлия Александровна

Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Постановка нарушенных звуков часто затруднена, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logozavriya.docx146.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

«ЛОГОЗАВРИЯ»

Рабочая программа

факультативных занятий

 по речевому развитию

 для старшего дошкольного возраста

Белово 2015

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60 «Теремок» комбинированного вида города Белово»

 

Принята:                                                                Утверждаю:

на педагогическом совете МБДОУ                     заведующий МБДОУ детского

детского сада №60 города Белово                       сада №60 города Белово

Протокол№_______                                           ___________________________

«____»____________20______г.                                             Т.П. Сулейманова

   Приказ№_______                                                                 «____»____________20______г.                                                                                                                                                                                                             

«ЛОГОЗАВРИЯ»

Рабочая программа

факультативных занятий

 по речевому развитию

 для старшего дошкольного возраста

Содержание

Пояснительная записка                                                                                          4

Учебно - тематический план                                                                                  7                                                                                

Содержание  программы                                                                                         8

Список литературы                                                                                                11

Пояснительная записка

Хорошая речь - важное условие всестороннего и полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее  речь, тем легче ему выразить свои мысли, тем шире возможности познания окружающего мира, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются. Речевые нарушения оказывают отрицательное воздействие на успешное обучение в школе, так как письменная речь формируется на основе устной.

В последние годы резко возрос процент детей с дизартрическими расстройствами речи. Ведущим дефектом при дизартрии являются нарушения звукопроизношения и просодики речи, т.е. интонационно-выразительная окраска речи (страдает голос, голосовые модуляции по высоте, силе, ослаблен речевой выдох). Причина этих расстройств - в недостаточной иннервацией речевого аппарата. Она проявляется в нарушении мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры, парезах или параличах мышц артикуляционного аппарата, патологических двигательных проявлениях мышц речевого аппарата, а также в недостаточной сформированности произвольных, координированных движений органов артикуляции.
       Дети с дизартрией с трудом овладевают звуковым анализом. Постановка нарушенных звуков часто затруднена, поставленные звуки долго не автоматизируются в самостоятельной речи ребенка. Специфика речевого развития и некритичное отношение детей с дизартрией к своей речи обуславливает необходимость поиска более эффективных путей коррекции данного речевого дефекта. 

Использование приёмов самомассажа при коррекции звукопроизношения, помогает в работе логопеда, заинтересовывает детей, так как проводится в игровой форме, подготавливает речевой аппарат ребёнка и развивает речь.

Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная, зрительно моторная координация). В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, простота, доступность, возможность использования приемов массажа в различной обстановке и в любое время, способствуют переходу ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это – гарантия успеха  коррекционной и развивающей работы.

Дети обучаются приемам самомассажа под руководством воспитателей и логопеда. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу - сидя на стульчиках. Обучая детей самомассажу, взрослый показывает каждый прием на себе и комментирует его.

Длительность одного сеанса самомассажа для детей старшего дошкольного возраста  составляет 7-10 мин. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов. Причем они могут варьироваться в течение дня. Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт.

Дети выполняют массажный прием самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме (произведения Моцарта). Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно-проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

Процедура самомассажа проводится, как правило, в игровой форме по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

Создание программы обоснованно отсутствием методического обеспечения занятий по самомассажу и актуальностью проблемы - нарушения речи детей дошкольного возраста.

Цель:    нормализация тонуса мышц органов артикуляционной моторики.

Задачи:

  • Использовать самомассаж в системе работы по коррекции звукопроизношения.
  • Повышать у детей интерес к логопедическим занятиям.
  • дать детям представление об органах артикуляции.

Программа адресована детям старшей логопедической группы.

1 раздел программы - Подготовительный: август - сентябрь 2015 года. Направлен

  • Обследование состояния артикуляционного аппарата.
  • Подбор комплекса самомассажа.
  • Создание плана работы с детьми.

Цель: освоение педагогами основных приёмов самомассажа, включение детей в целенаправленный логопедический процесс.

2 раздел программы - практический:  октябрь 2015 года -  март 2016 года. Направлен:

  •  Разучивание и использование детьми игр и игровых упражнений самомассажа.
  •  Презентация факультатива для педагогов города Белово.

Цель: обучение,  использование и совершенствование  приёмов самомассажа.

3 раздел программы - заключительный:  апрель 2016 года.

Направлен: на обобщение опыта работы, создание картотеки игр и игровых упражнений самомассажа и показ открытого занятия педагогам ДОУ с использованием самомассажа.

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми:

  •  Организационный момент;
  •  Художественное слово;
  •  Показ способов действий, словесное объяснение;
  •  Сеанс  самомассажа;
  •  Педагогическая оценка.

Ожидаемый результат

  • Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной моторики;
  • Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.

Учебно - тематический план

Раздел/Тема

Всего часов

Формы диагностики

1

Подготовительный.

1.1

Обследование состояния артикуляционного аппарата.

1.2

Подбор комплекса самомассажа.

1.3

Создание плана работы с детьми.

 

2

Практический.

Вторник, Четверг.

2.1

Самомассаж мышц головы и шеи.

Вторник

2.2

Самомассаж мышц лица.

Вторник

2.3

Самомассаж мышц рук.

Четверг

3

Заключительный.

3.1

Открытое занятие.

3.2

Создание картотеки игр и игровых упражнений самомассажа

3.3

Обобщение опыта работы

Всего

Содержание программы

Раздел 1 Освоение педагогами основных приёмов самомассажа, включение детей в целенаправленный логопедический процесс.

1.1 Обследование состояния артикуляционного аппарата.

1.2 Подбор комплекса самомассажа.

1.3 Создание плана работы с детьми.

Раздел 2 Обучение,  использование и совершенствование  приёмов самомассажа.

2.1  Самомассаж мышц головы и шеи

 2.1.1 «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

2.1.2 «Наденем шапочку». Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.

2. 2 Самомассаж мышц лица

2.2.1 «Рисуем дорожки». Движение пальцев от середины лба к вискам.

2.2.2 «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам. «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.

2.2.3 «Пальцевый душ по лбу». Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.

2.2.4  «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.

2.2.5 «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта .

2.2.6 «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

2.2.7 «Погладим подбородок». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.

2.2.8 «Расческа». Поглаживание губ зубами.

2.2.9  «Молоточек». Постукивание губ зубами.

2.2.10 «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу. 

2.2.11 «Нарисуем кружочки». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.

2.2.12  «Пальцевый душ». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.

Комплекс «Озорные мишки»

Самомассаж лица «Озорные мишки»

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_203935.jpg

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре, пять, и шесть, и семь.      

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать « круги на щеках. Делать 1 мин.

А теперь по кругу щечки

Дружно разотрем: так забывчивым мишуткам      

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_204050.jpg

Память разовьем.

Раз, два, три - скажу четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щечек

Нужно делать всем!

Теми же двумя пальцами « рисовать» круги на подбородке, считая до 30. Потом - круги на лбу, также считая до30. Делать по 1 разу.

На подбородке круг черчу:

 Мишке я помочь хочу

 Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.                                                          

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_204312.jpg

Раз, два, три - скажу четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Чтобы думали получше

Озорные мишки,

Мы погладим лобики

Плюшевым плутишкам.

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,                                              

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_205014.jpg

Мы волшебные очки

Нарисуем поскорей.

Раз, два, три - скажу четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж такой

Нужно делать всем!

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Точка 1

Мы подушечками пальцев                                    

В точки попадем:                                                                    

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_205418.jpg

Так курносому мишутке                                        

Носик разомнем.                                                    

Раз, два, три - скажу четыре,

Точка 2

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Точка 3

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три-скажу четыре,

Пять и шесть, и семь.

Точка 4

Не забудь: массаж для носа

Нужно делать всем!

Нужно делать всем!

В точки попадем:

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать  по 10 раз.

Мишка, мишка, рот открой!                                              

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\САМОМАССАЖ\Озорные мишки\Scan_20151109_205528.jpg

И налево двинь щекой…

Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой…

Откинуться назад на спинку стула, сделать длительный вдох и выдох. Руки свободно опущены вдоль туловища.

Ох, устали наши мишки,

Тихо в ряд сидят.

Знают польза от массажа

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии»- АСТ. Астрель, Москва ВКТ Владимир, 2007 г. 
  2. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж» —  М.: Издат. центр «Академия», 2005 г.
  3. Картушина М. Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие» — М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
  4. Краузе Е.Н. «Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста» —  СПб.: КОРОНА принт;  М.: Бином Пресс, 2005 г.
  5. Новиковская О.А «Весёлая зарядка для язычка» —  М.: АСТ, СПб.: Сова, 2010 г.
  6. Поваляева М. А. «Полный справочник. Настольная книга логопеда» — М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста

Презентация программы по ОБЖ "Безопасность и здоровый образ жизни для детей старшего дошкольного возраста"...

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

Рабочая программа групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Я все смогу!»

Программа направлено на преодоление у детей неуверенности в собственных силах, боязни ошибочных шагов, снижение тревожности через повышение уровня развития познавательных и творческих способнос...

Рабочая программа по английскому языку для старшего дошкольного возраста

Настоящая программа предназначена для детей старшей и подготовительной групп детского сада. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется ...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Рабочая программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет ОО «Речевое развитие».Тема: «Формирование связной речи, грамматического строя в старшей группе № 17 «Сказка»».

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, ...

Рабочая программа в группе комбинированной направленности старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год

Целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психически...