Интегративный подход в телесно-ориентированной терапии
статья по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Постоева Людмила Дмитриевна

В статье описан интегративный подход в телесно-ориентированной терапии. Мир каждого ребёнка полон чувств и движений. "Поскольку, внешне наблюдаемое движение всегда есть результат, проявление внутреннего движения, внутренней жизненности, то отсутствие внутриличностной целостности всегда, так или иначе, проявляется в движениях. Отсюда неисчерпаемый потенциал движения, как диагностического и коррекционно-развивающего средства", - писал Т.С.Леви. Поэтому выполнение танцевальных упражнений очень значимо и для детей, и для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ «Родничок»

Статья

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ

Л.Д. Постоева, педагог-психолог,  

Л.А. Мартыненко, учитель-логопед

г.Бородино, Красноярский край

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

В ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ  

           Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость во всесторонней и тщательной проработке организационно-содержательных аспектов психолого-логопедической помощи детям. Традиционная образовательная деятельность необходима, но она основывается на тренировочных упражнениях, которые быстро утомляют дошкольников, особенно тех у которых нарушена не только звуковая, но и смысловая сторона речи. У таких детей часто наблюдается неумение слушать и слышать, неумение согласовывать свои действия с действиями других, отсутствие самоконтроля, проблемы, связанные с наличием вторичных отклонений в развитии психических процессов. Поэтому изучив научно-методическую литературу, оценив острую потребность современной практики, увидели актуальность интегрированного подхода в деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда. Комплексный и системный подход к решению проблем, связанных с речевыми нарушениями у детей является основой для взаимодействия данных специалистов. Психологическая образовательная деятельность с детьми в расписании выделена как особая форма работы, поэтому согласно  письму  Министерства образования РФ от 14.03 2000г. №65/23-16 «проведение интегрированных занятий наиболее целесообразно. Такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной  нагрузки»[1].

           В 2007 году на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Родничок» г.Бородино Красноярского края разработали курс интегрированной коррекционно-развивающей образовательной деятельности для детей 5 лет «Город Цветов», который входит в психолого-логопедическую программу для детей 3-6 лет «Играй, слушай, познавай», рекомендованной Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях. При разработке данного курса рассматривали специфические особенности детского взаимодействия, телесных контактов: дети, имеющие речевые нарушения, часто агрессивны, резки в движениях, эмоционально неустойчивы. По нашему мнению, целенаправленная организация деятельности сотрудничества детей во время образовательной деятельности позволяет педагогам нормализовать эмоциональное состояние каждого ребёнка. А проведение системной организованной образовательной деятельности с использованием оборудования сенсорной комнаты и танцевальных упражнений способствует формированию коммуникативных навыков.  

           В форме увлекательных, образных, доступных для понимания ребёнком игр и упражнений, входящих в курс «Город Цветов» корригируются сенсорные процессы (ощущение, восприятие, представление). А так как с пяти лет воображение является  ведущей функцией для дошкольника, то активизировать этот процесс удивительными созданиями природы – цветами, их разнообразием, яркостью, красочностью, загадочностью приемлемо для детей этого возраста. «Мир, который окружает ребёнка, - «это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой», говорил В.А.Сухомлинский. Погружаясь в этот мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность»[2].

          В образовательной деятельности особую роль играют фотографии цветов. (Их можно найти в интернете) В основе фотографии лежит создание художественных образов. У ребёнка развивается такое свойство личности как наблюдательность, которая стимулирует двигательную и речевую функции. «Танец цветов» (васильков, пионов, астр, люпинов, ландышей, хризантем, лилий, роз, ромашек, ноготков, незабудок, анютиных глазок), сопровождающийся классическим произведением П.И.Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», увлекает ребёнка и создает творческую атмосферу, позволяет  ребёнку  отождествлять  себя с цветком и с помощью движений, присущих цветку, вживаться в представляемый образ. Чтобы дети восприняли целостный образ движения, им предлагается пояснение элементов составляющих движения. После этого дети сами воспроизводят действия. Например, Танец люпинов: Психолог включает музыку, предлагает детям  встать по одному человеку и говорит:

- Люпины – высокие цветы. Ваше тело – стебель. Голова – цветок, а руки – листья. Но листья у люпинов интересной формы, поэтому – левую руку опустите вниз, но ладонь поднимите вверх (параллельно полу) и раскройте пальчики веером,  правую руку согните в локтевом суставе и прижмите к туловищу, пальчики ладони раскройте веером и слегка наклоните вперёд. Слушайте музыку и выполняйте танцевальные движения, не нарушая образов цветов. Замечательно!  Дети танцуют в образе люпинов. (Можно предложить поменять положение рук). Танец васильков: Психолог предлагает детям разделиться на две группы (по три человека), включает музыку и говорит:

- Ребята, встаньте в маленькие кружки так, чтобы ваши спинки касались друг друга (психолог и логопед делают показ), руки согните в локтях и прижмите к туловищу, пальчики ладоней раскройте веером и слегка наклоните вперёд. Очень хорошо! Великолепные васильки. Слушайте музыку и выполняйте движения танца, не нарушая образов цветов. Дети выполняют.

         Мир каждого ребёнка полон чувств и движений. «Поскольку, внешне наблюдаемое движение всегда есть результат, проявление внутреннего движения, внутренней жизненности, то отсутствие внутриличностной целостности всегда, так или иначе, проявляется в движениях. Отсюда неисчерпаемый потенциал движения, как диагностического и коррекционно-развивающего средства», - Т.С.Леви [3]. Поэтому выполнение танцевальных упражнений очень значимо и для детей, и для психолога. Традиционным для курса образовательной деятельности  является не только «танец цветов», но и рисование на песке, которое, как отмечают Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева и Т.М.Грабенко, «способствует стабилизации эмоционального состояния» [4]. Например, Рисование ландышей: На столе лежат индивидуальные песочницы, вода для увлажнения песка и фотографии  ландышей. Психолог говорит:

- Ребята, посмотрите внимательно на цветы. Ландыши нежные весенние цветы. На тоненьком стебелёчке висят чудесные белоснежные цветки. Они похожи на крошечные игрушечные фонарики. Я предлагаю вам нарисовать ландыши на песке. Рисовать мы будем пальчиками и ребром ладони, кулачком.  Психолог делает показ. Мне очень приятно рисовать. Я чувствую тепло песка. Когда я двигаю пальчиками, я ощущаю маленькие песчинки. Но у каждого из вас будет свой цветок. Дети рисуют. Посмотрите на ваши цветы. Что вы чувствовали, когда рисовали? Дети отвечают. Вы чувствовали прохладу или тепло песка? Дети отвечают. Ребята, а сейчас я предлагаю вам изменить свой рисунок. Представьте, что прошло время. И наш майский ландыш изменился: вместо цветков на стебельках появились оранжевые ягодки. Психолог показывает картинку. Ребята, но ягоды ландыша ядовитые. Они опадают и из них вырастают новые ландыши. Дети изменяют рисунок на песке. А теперь спрячем ландыш. Наберите в ладони песок, приподнимите вверх и высыпайте его на рисунок. Наблюдайте, как сыпется песок. Вот ваш рисунок и спрятан.  Психолог делает показ, при этом двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения «вверх-вниз». Молодцы!

         В процессе рисования на песке ребёнок «учится прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти»[4]. Взаимосвязь движений и эмоций способствует формированию навыков позитивной коммуникации детей. Так как «различные  движения и упражнения, которые предлагаются детям для выполнения, влияют на их личностные черты, уменьшая проявление нежелательных и активизируя, укрепляя положительные»[5].

         Проведение интегрированной образовательной деятельности  с детьми дошкольного возраста в сенсорной комнате позволяет не только усилить эффект использования её возможностей в решении коррекционно-развивающих задач, но и оказывает позитивное влияние на повышение профессионального мастерства. Интегративно-педагогическая деятельность требует от педагогов тщательной координации действий друг с другом, тщательного определения оптимальной нагрузки на детей, чёткости, компактности и логической взаимосвязанности в подборе материала.

           

Литература:

1. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000, №65/23-16.

2. Дмитриев Ю.Д. О природе для больших и маленьких. – М.:Педагогика, 1982. С. 6.

3  Леви Т.С. Психология телесности в ракурсе личного развития. [Электронный ресурс].

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. – СПб.:  Речь, 2003. С.311.

5. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. Под редакцией Дьяченко О.М., Лаврентьевой Т.В. М.:,2000. С.52

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Телесно-ориентированный подход в формировании интегративных качеств дошкольников в опытно-экспериментальной деятельности."

Мастер-класс был представлен на Выставке-ярмарке инновационных педагогических и управленческих идей. Это разработка тренингового занятия для дошкольников с использованием телесно-ориентироанного подхо...

Тематическое планирование коррекционно-развивающей программы "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми" (И.В.Ганичевой)

Адаптированная программа "Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми"...

Консультация по телесно - ориентированной терапии

В психотерапии существует много гуманистических методов. В них упор делается на положительные эмоции, игры, на радость и счастье. И все довольны. Но в реальной жизни не все так, как хотелось бы. Немал...

самообразование на 2015-2016гг Развитие мелкой моторики детей на основе телесно-ориентированного подхода

Развитие мелкой и крупной моторики детей от  4 до 7 лет на основе телесно-ориентированного подхода...

«ТЕЛЕСНО – ОРИЕнТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ»

Мастер- класс для педагогов коррекцилнных учреждений, воспитателей....

Мастер – класс на тему: «Телесно – ориентированная SOLWI терапия»

Телесная SOLWI терапия – это глубокая система вербальной и невербальной телесно – ориентированной диалоговой коммуникации...


 

Комментарии

Литвинова Светлана Ивановна

Хороший материал! Молодцы!

Красноборова Варвара Сергеевна

Интересный подход, когда учитель-логопед и психолог работают в паре плюс еще и в таком телесно-ориентированном подходе. Думаю, детям должен подобный подход понравиться.