Интегрированное занятие педагога – психолога и инструктора по физической культуре "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (5–7 лет)"
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) на тему

Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре построено на основе целостного подхода к личности ребенкас учетом естественной динамики его развития. Основной оспект при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Игры и упражнения способствуют физическому развитию, формированию положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_s_psihologom.docx52.02 КБ

Предварительный просмотр:

   

109451, г.Москва, Перервинский б-р, д.10, корп.2

        109451, г.Москва, Перервинский б-р, д.10, корп.1; т/ф +7(495)346-45-50; e-mail: 1357@edu.mos.ru   

ОКПО 53762075  ОГРН 1037739418760  ИНН/КПП 7723169690/772301001   http://sch1357uv.mskobr.ru/

Интегрированное занятие педагога – психолога

и инструктора по физической культуре

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ

К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ (5–7 лет)

Занятие подготовили и провели:

Педагог-психолог Шилина О.А.

Инструктор по физ.культуре Липатова Е.В.

Дата проведения: 23.03.2016

Время проведения: 9.00

Место проведения: физкультурный зал

       Весь детский опыт, приобретаемый в процессе социализации, связан с развитием и совершенствованием произвольных движений. Развивая двигательную сферу ребенка, мы идем по естественному пути, опосредованно влияя на развитие психических свойств и процессов.

   Способность ребенка контролировать телесные проявления является важным моментом его социализации и тесно связана с формированием основных черт его психики. У ребенка возникает ощущение возможности использовать свое

тело как инструмент взаимодействия с окружающим миром. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля.     Телесное взаимодействие является способом поддержания контакта и выхода из него, учит понимать другого человека, т.е. развивает чувство эмпатии и приятия. Особенно важно формировать позитивные чувства в детской среде.

     Интегрированное занятие педагога-психолога и инструктора по физической культуре  построено на основе целостного подхода к личности ребенка с учетом естественной динамики его развития. Основной акцент при этом направлен на

совершенствование психомоторной функции. Игры и упражнения  способствуют физическому развитию, формированию положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5–7 лет.

Основные задачи

  • развитие координации, равновесия;
  • повышение сенсорной чувствительности;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие зрительного анализатора;
  • снятие психомоторного напряжения;
  • обучение основам саморегуляции;
  • развитие эмоциональной сферы, навыков общения посредством использования образов, моделирования эмоций, создание положительного эмоционального настроя.

   

Участники: педагог – психолог, инструктор по физической культуре,  дети старшего дошкольного возраста.

Оборудование: CD-диск с музыкальным сопровождением, мяч, массажные мячи, г/палки, платочек.

Количество участников: развивающие занятия проводятся с подгруппой из 6–8 человек.

Время занятия 30 минут.

Цель:  

создать позитивное отношение к собственному телу и развить способность осознанно управлять им, развитие коммуникативных навыков, развитие координации движений и мелкой моторики, снятие психоэмоционального напряжения, создание позитивного настроя и сплочения в группе.

Ход занятия:  

I часть (подготовительная) – проводит инструктор по физической культуре.

Дети входя в физкультурный зал и строятся в одну шеренгу. Равнение. Приветствие. Поворот на право. В обход по залу шагом. Ходьба гимнастическим шагом, руки на пояс. Ходьба, приставляя пятку одной ноги к носку другой, руки в стороны. Ходьба вперед спиной. Бег в колонне по одному. Бег в два круга. Бег змейкой с изменением направления движения по свистку инструктора. Ходьба в колонне по одному на восстановление дыхания. Перестроение врассыпную.

II часть (основная) – проводится совместно педагогом –психологом и инструктором по физической культуре.

Разминка:

Игра «Я и мое имя»

Описание: Психолог бросает мяч ребенку, а тот, поймав мяч, называет себя именем, которым хочет, чтобы его называли. После того как все дети назвали свои имена, мяч бросает кто-либо из детей, стараясь придумать вариант имени ребенка, которому бросили мяч (уменьшительно-ласкательное и т.д.).

Упражнение «Черепаха» А / Б

А. «Черепаха сидит в домике»

Цель:  создать позитивное отношение к собственному телу и развивать способность осознанно управлять им, снятие психоэмоционального напряжения.

Описание: Психолог говорит: – Сядьте на колени, голову прижмите к ногам. Закройте глаза.  Представьте себе уединенное место, где вы чувствуете себя в безопасности. Вам тепло и уютно в своем домике. Сделайте вдох, затем выдох. Представьте себе, какие звуки вас окружают. Почувствуйте запахи, окружающие вас. Вдруг вы услышали звуки, которые пугают вас. Поднимите выше плечи, обхватите себя руками, напрягите руки, ноги, все тело.

А теперь расслабьте все тело – вы в безопасности.

Б. «Черепаха вылезает наружу»

Описание: Психолог говорит: – Черепахе надоело сидеть в своем домике. Хотя там тепло и безопасно, но так хочется посмотреть, что же делается снаружи, и она начинает медленно выползать из домика. Вначале она вытягивает левую переднюю лапу. Вытяните и левую руку, напрягите ее, а затем расслабьте. Потом она вытягивает правую лапу. И вы проделайте то же самое с правой рукой. Затем черепаха медленно вытягивает шею, высовывая наружу голову. Поверните голову вправо, затем влево. Что вы там видите? Хорошо, светло и совсем не страшно! Тогда черепаха решает вытянуть и заднюю левую лапу. Вытяните левую ногу, напрягите ее, а затем расслабьте. Чувствуете, как приятно расслабление?! Вытяните правую ногу. Напрягите ее и затем расслабьте. Вот и вся черепашка оказалась снаружи. Здравствуй, мир! Ты так хорош и интересен.

(Если ребенок не может расслабить мышцы тела, то необходимо обратить внимание на темп его движений, проверить, слушает ли и понимает ли он инструкцию).

Основное содержание:

Упражнение “Зеркало”

Цель: Развитие творческого потенциала,  навыков межличностного взаимодействия.

Описание: Группа делится по парам. В каждой паре один участник придумывает разные движения и изображает их. Другой участник - «зеркало». Он должен в точности отразить движения первого. Затем они меняются местами.

( Психолог выявляет детей, которые с трудом справляются с данным заданием. Как правило, это гиперактивные, расторможенные дети)

 Время выполнения 5 минут.

Игра «Запретное движение»

Выбирается ведущий, который встает лицом к играющим. Он придумывает любое движение, которое нельзя выполнять. Ведущий показывает детям движения, которые они за ним повторяют, кроме того, которое запрещено. Ребенок, который ошибился, выбывает из игры.

Упражнение  «Уголек в руках»

Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений.

Описание: В течение минуты, двух минут дети подбрасывают массажные мячи на ладони, как-будто держат в руках уголек.  Сначала правой рукой, потом левой, затем двумя сразу. При непрерывном подбрасывании шар оказывает тонизирующее воздействие на подвижность кистей и кожу рук. Затем  катают мяч между ладонями, слегка нажимая на него.

Эстафета «Ловкачи»

Ребята встают парами, лицом друг к другу. У первой пары в руках 2 гимнастические палки (они держат одни и те же палки за концы), на которых лежит надувной мяч. Задача игроков донести мяч до стойки, обойти ее и вернуться к своей команде. Передать следующей паре весь инвентарь и встать в конец своей колонны.

Игра «Путаница»

Цель: Развитие координации движений,  эмоциональной сферы, навыков межличностного взаимодействия.

Описание: Ведущий берет за руку одного из детей, тот в свою очередь берет за руку другого ребенка, этот следующего и т.д., пока все участники не будут держаться за руки. Ведущий постоянно движется вместе с детьми, как бы заматывая клубок, пока не возникнет путаница. Так создается тесный телесный контакт между участниками игры. По команде ведущего (взмах руки и т.д.) «клубок» распадается, т.е. дети расцепляют руки.

( Вначале в роли ведущего выступает психолог и инструктор по физической культуре).

Игра «Платочек»

Все играющие сидят в кругу на полу, закрыв глаза. Выбирается один водящий, который ходит по кругу с платочком в руках. Выбрав любого ребенка, водящий кладет ему платок за спину, дотрагивается до его плеча и кричит «ВСЁ».  Дети открывают глаза. Тот, у кого оказался платок, быстро встает и бежит в обратную сторону от водящего. Водящий и игрок с платком должны оббежать круг и успеть занять свободное место. Тот, кто не успел, становится водящим.

Упражнение «Птица - не птица».

Цель: развитие  внимания, связной речи, логического мышления, быстроты реакции, координации движений.

Описание: Психолог  читает стихи. Задача детей  внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать.

(Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточнить: "А муха - это кто?" )

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Мухи и стрижи...

 

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чибисы, чижи,

 Сойки и ужи.

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Аисты, вороны,

 Галки, макароны.

 

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Палки и стрижи,

 Бабочки, чижи,

 Аисты, кукушки,

 даже совы – сплюшки,

 лебеди и утки -

 и спасибо шутке!

 

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 лебеди, куницы,

 Галки и стрижи,

 Чайки и моржи

 

 

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Чайки, пеликаны,

 Майки и орланы.

 Голуби, синицы,

 Цапли, соловьи,

 Окуни и воробьи.

 

 

Прилетели птицы:

 Голуби, синицы,

 Утки, гуси, совы,

 Ласточки, коровы.

III часть (заключительная)

Упражнение «Задувание свечи»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Описание: Психолог говорит: – Представьте себе, что перед вами стоит свеча. А теперь наберите как можно больше воздуха, т.е. вдохните глубоко, а затем медленно выдохните так, чтобы выдох был очень длинным, будто вы тянете изо рта длинную-длинную веревочку. Все встают в круг, берутся за руки, делают глубокий вдох, поднимая руки, а затем на выдохе медленно опускают руки и голову,  произносят: «До свидания».

(Для того чтобы выявить детей с поверхностным дыханием и очень коротким выдохом, рекомендуется повторить упражнение несколько раз. При возникновении затруднений можно действительно зажечь свечу).

 Подведение итогов, обсуждение игр, в которые играли.

Используемая литература:

1. И. В. Ганичева "Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми" – Москва,  Книголюб, 2008. - 136с.

2. Кузнецова О.И., Староверова М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Практические материалы для психологов и родителей. - М: Гуманитарный изд. центр Владос 2014.- 143с.

3.Желобкович Е.Ф. «Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная группа» - Москва, «Скрипторий 2003», 2010

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Интегрированное занятие воспитателя и инструктора по физической культуре в группе детей с РАС "Путешествие по планетам".

Цель: Создать условия для развития детей путем интеграции образовательных областей: познавательное, физическое ,развитие речи , изодеятельность. Обобщать и систематизировать знания детей; развитие коо...

«Система физкультурно – оздоровительной работы педагогов и инструктора по физической культуре (плаванью) с детьми и родителями».

установление сотруднических отношений между родителями и педагогами по формированию навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста....

Практикум с элементами тренинга на тему "Телесно-ориентированные подходы в развивающей работе с детьми"

Практикум содержит практический материял (игры и упражнения) на проработку разных сегментов тела....

Интегрированное занятие с инструктором по ФК "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ"

Интегрированное занятие с инструктором по ФК "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ  С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ"...