Направления и методы арт-терапии в современном образовательном процессе.
статья по коррекционной педагогике на тему

Ванеева Ольга Анатольевна

Статья для работников дошольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:

Ванеева Ольга Анатольевна воспитатель ГБДОУ детский сад №121 Выборгского   района г.С-Петербурга.

Направления и методы арт-терапии в современном образовательном процессе.

В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической — дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся.

Работая в группе корректирующей направленности, я неоднократно замечала, что даже снижение возрастной планки в реализации общеобразовательной программы не гарантирует успешное освоение материала такими детьми. Происходит это в основном из-за того, что  у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики, а также усидчивости и внимания.

Здесь на помощь и приходит арт-терапия. В системе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития можно выделить основные направления использования арт-терапии. А именно[1] :

  • психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;·
  • -психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;·
  •  психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;·
  • социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.

Все эти направление можно хотя бы частично реализовать в ДУ используя следующие методы:

1.Рисуночные техники (изотерапия) являются традиционным направлением арт-терапии. Они наиболее часто используются для диагностики нарушений развития или эмоциональной нестабильности детей, а также являются простым, доступным и действенным терапевтическим средством для их преодоления.

Изотерапия включает в себя огромное разнообразие рисуночных техник. Это хаотический рисунок (каракули, пятна), диагностический («дорисуй картинку»), сюжетный (например, техника «моя семья»), тематический («кем я хочу стать»), произвольный («мое настроение в данный момент»), и многие другие.Каждое из направлений имеет свои особенности, рекомендованные способы проведения и используемые материалы.

2. Цвета и эмоции

Составьте список основных эмоций, которые может испытывать человек. Традиционно сюда включают 12 эмоций: 6 положительных и 6 отрицательных (например, радость, влюбленность, комфорт; страх, тревога, боль).

Предложите ребенку нарисовать кружочек определенного цвета для каждой эмоции.

Убедитесь, что ребенок правильно понимает значение всех слов! После этого нарисованной гаммой чувств можно пользоваться для понимания индивидуального цветоэмоционального восприятия в последующих рисунках.

 3.Хаотичные рисунки

Позвольте ребенку свободно «почиркать» на листе. Таким образом он снимет поверхностные эмоции, напряжение, накопившееся за день.

С помощью «гаммы чувств» вы сможете понять, в каком на самом деле настроении ваш ребенок, волнует ли его что-то.

 4.Схема тела

Отличная техника для осознания собственного тела и выявления жалоб детей, дающая возможность через психику повлиять на их здоровье и самочувствие. Предложите ребенку нарисовать самого себя (именно тело) разными цветами.

После этого вместе с ним проанализируйте (можно задействовать «гамму чувств»), что его беспокоит, какие части он выделил и почему. Техника обязательно заканчивается позитивным рисунком «Каким мне хочется быть».

Эффект от таких рисунков обычно наступает очень быстро: техника снимает легкие недомогания, а также более глубинно воздействует через подсознание на здоровье ребенка.

 5.Воспитание творчеством: песочная терапия

Песочная терапия (Sandplay, или Игры с песком) - одна из самых интересных и перспективных методик психотерапии.

Чаще всего в детском возрасте игры в такой «песочнице» являются динамическими: ребенок не просто создает временной разрез своей картины мира (это чаще происходит со взрослыми), но и разыгрывает отдельные ситуации между объектами, участвующими в композиции.

На эти маленькие инсценировки стоит обратить особенное внимание: именно таким образом ребенок «рассказывает», как он на самом деле воспринимает ту или иную ситуацию (конфликты родителей, обстановку в детском саду или школе).

6.Игры с куклами

Куклотерапия объединяет в себе преимущества арт-терапии и игротерапии. Куклы и игрушки не случайно являются естественным и незаменимым атрибутом детства.

Для ребенка куклы становятся удобным посредником между детским и взрослым миром: в играх с ними малыш учится базовым социальным взаимодействиям, отрабатывает коммуникативные навыки и новые для себя социальные роли. В то же время кукольный мир является своеобразной проекцией реального мира таким, каким его видит сам ребенок. Этот аспект позволяет наблюдать и по необходимости корректировать детское восприятие.

Психокоррекционный эффект таких занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с педагогом.
Основная цель арт- терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру,рисунок, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы:

  • облегчение психологического страдания ребенка;
  • укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
  • развитие способности эмоциональной саморегуляции;
  • восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
  • коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
  • коррекция и профилактика поведенческих отклонений.(2)

Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.(3)

1. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. – с.8

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.

3.  Киселева М. В. Арт-терапия в практической психогии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»

Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....

Оздоровительная работа в ДОУ с использованием приёмов арт-терапии в коррекционно-образовательном процессе (1часть буклета)

Буклет об организации оздоровительной  работы в ДОУ с использованием приемов арт-терапии (подготовлен к областному семинару руководителей МО инструкторов по физическому воспитанию дошкольников)...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»

Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»https://www.vsgaki.ru/news/detail-11546/...