Направления и методы арт-терапии в современном образовательном процессе.
статья по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Ванеева Ольга Анатольевна воспитатель ГБДОУ детский сад №121 Выборгского района г.С-Петербурга.
Направления и методы арт-терапии в современном образовательном процессе.
В последние десятилетия значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития. Задержка психического развития это вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся как случаи замедленного психического развития ("задержка темпа психического развития"), так и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия. Это часть той группы детей, которая в мировой психологической и медицинской литературе называется «дети с минимальной дисфункцией мозга», а в педагогической — дети с трудностями в обучении или медленно обучающиеся.
Работая в группе корректирующей направленности, я неоднократно замечала, что даже снижение возрастной планки в реализации общеобразовательной программы не гарантирует успешное освоение материала такими детьми. Происходит это в основном из-за того, что у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики, а также усидчивости и внимания.
Здесь на помощь и приходит арт-терапия. В системе коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития можно выделить основные направления использования арт-терапии. А именно[1] :
- психофизиологическое, связанное с коррекцией психосоматических нарушений;·
- -психотерапевтическое, связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональную сферу;·
- психологическое, выполняющее катарсистическую, регулятивную, коммуникативную функции;·
- социально-педагогическое, связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности и творчестве.
Все эти направление можно хотя бы частично реализовать в ДУ используя следующие методы:
1.Рисуночные техники (изотерапия) являются традиционным направлением арт-терапии. Они наиболее часто используются для диагностики нарушений развития или эмоциональной нестабильности детей, а также являются простым, доступным и действенным терапевтическим средством для их преодоления.
Изотерапия включает в себя огромное разнообразие рисуночных техник. Это хаотический рисунок (каракули, пятна), диагностический («дорисуй картинку»), сюжетный (например, техника «моя семья»), тематический («кем я хочу стать»), произвольный («мое настроение в данный момент»), и многие другие.Каждое из направлений имеет свои особенности, рекомендованные способы проведения и используемые материалы.
2. Цвета и эмоции
Составьте список основных эмоций, которые может испытывать человек. Традиционно сюда включают 12 эмоций: 6 положительных и 6 отрицательных (например, радость, влюбленность, комфорт; страх, тревога, боль).
Предложите ребенку нарисовать кружочек определенного цвета для каждой эмоции.
Убедитесь, что ребенок правильно понимает значение всех слов! После этого нарисованной гаммой чувств можно пользоваться для понимания индивидуального цветоэмоционального восприятия в последующих рисунках.
3.Хаотичные рисунки
Позвольте ребенку свободно «почиркать» на листе. Таким образом он снимет поверхностные эмоции, напряжение, накопившееся за день.
С помощью «гаммы чувств» вы сможете понять, в каком на самом деле настроении ваш ребенок, волнует ли его что-то.
4.Схема тела
Отличная техника для осознания собственного тела и выявления жалоб детей, дающая возможность через психику повлиять на их здоровье и самочувствие. Предложите ребенку нарисовать самого себя (именно тело) разными цветами.
После этого вместе с ним проанализируйте (можно задействовать «гамму чувств»), что его беспокоит, какие части он выделил и почему. Техника обязательно заканчивается позитивным рисунком «Каким мне хочется быть».
Эффект от таких рисунков обычно наступает очень быстро: техника снимает легкие недомогания, а также более глубинно воздействует через подсознание на здоровье ребенка.
5.Воспитание творчеством: песочная терапия
Песочная терапия (Sandplay, или Игры с песком) - одна из самых интересных и перспективных методик психотерапии.
Чаще всего в детском возрасте игры в такой «песочнице» являются динамическими: ребенок не просто создает временной разрез своей картины мира (это чаще происходит со взрослыми), но и разыгрывает отдельные ситуации между объектами, участвующими в композиции.
На эти маленькие инсценировки стоит обратить особенное внимание: именно таким образом ребенок «рассказывает», как он на самом деле воспринимает ту или иную ситуацию (конфликты родителей, обстановку в детском саду или школе).
6.Игры с куклами
Куклотерапия объединяет в себе преимущества арт-терапии и игротерапии. Куклы и игрушки не случайно являются естественным и незаменимым атрибутом детства.
Для ребенка куклы становятся удобным посредником между детским и взрослым миром: в играх с ними малыш учится базовым социальным взаимодействиям, отрабатывает коммуникативные навыки и новые для себя социальные роли. В то же время кукольный мир является своеобразной проекцией реального мира таким, каким его видит сам ребенок. Этот аспект позволяет наблюдать и по необходимости корректировать детское восприятие.
Психокоррекционный эффект таких занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта с педагогом.
Основная цель арт- терапии — помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом — через игру,рисунок, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.
Основные задачи игровой терапии таковы:
- облегчение психологического страдания ребенка;
- укрепление собственного Я ребенка, развитие чувства самоценности;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции;
- восстановление доверия к взрослым и сверстникам, оптимизация отношений в системах «ребенок - взрослые», «ребенок - другие дети»;
- коррекция и предупреждение деформаций в формировании Я-концепции;
- коррекция и профилактика поведенческих отклонений.(2)
Все вышеупомянутые арт-терапевтические методики в психокоррекции способствуют гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребенка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.(3)
1. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. – с.8
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для вузов / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М.: Академия, 2001. – 248 с.
3. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психогии и социальной работе. СПб. – Речь, 2007 - 336с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»
Семинар-практикум для педагогов «Современные технологии, методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ»Тема: «Проектная деятельность в ДОУ».«Метод ПРОЕКТОВ»....
Статья "Эффективные формы и методы оздоровления дошкольников в современных образовательных условиях"
статья...
Оздоровительная работа в ДОУ с использованием приёмов арт-терапии в коррекционно-образовательном процессе (1часть буклета)
Буклет об организации оздоровительной работы в ДОУ с использованием приемов арт-терапии (подготовлен к областному семинару руководителей МО инструкторов по физическому воспитанию дошкольников)...
Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»
Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму. Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...
Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»
Научно-практический семинар «Арт-педагогика и арт-терапия в современной образовательной деятельности: методики, технологии и тенденции развития»https://www.vsgaki.ru/news/detail-11546/...
Методическая разработка "Конспект занятия непрерывно-образовательной деятельности с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности по теме «Транспорт» с использованием современных образовательных технологий.
План-конспект занятия в подготовительной группе с использованием современных образовательных технологий...
«Здоровьесберегающий метод песочной терапии в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда».
Опыт работы по использованию песочной терапии с детьми логопатами....