особенности организации сюжетно - ролевой игры детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике на тему
особенности организации сюжетно - ролевой игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_organizatsii_syuzhetno.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации сюжетно – ролевой игры детей с ограниченными возможностями».
«Игра – в значительной степени
основа всей человеческой культуры»
А.В. Луначарский.
Известно, что в дошкольном возрасте игра занимает центральное место в жизни ребенка и представляет собой важнейшую форму его активности. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка, а именно потребности в общении со взрослыми и сверстниками, потребность выплеснуть накопившуюся энергию, получить удовольствие, развлечься, удовлетворить свое любопытство, познать как окружающий предметный мир, так и осознать смыслы человеческих отношений.
Утверждение, что ребенок развивается в игре, давно ни у кого не вызывает сомнений. Известный детский врач и педагог Е.А. Аркин называл этот вид деятельности «психическим витамином», а психолог С.Л. Рубинштейн отмечал, что в игре формируются все стороны психической жизни личности. Свободная, естественная, инициируемая самим ребенком игра — это показатель его зрелости и культуры.
Однако современные исследователи игры и практикующие педагоги отмечают, что сегодня сюжетно-ролевая игра уходит из жизни дошкольников. Причин этого явления много. В детском саду воспитатели излишне увлечены различными формами обучения и используют игру лишь как «довесок» к дидактическому процессу получения знаний. Нынешние родители чаще всего не умеют играть с детьми или просто не хотят, объясняя это отсутствием времени и желания. Кроме того, исчезли неформальные дворовые игровые объединения, в которые входили дети разных возрастов и где происходила естественная передача игровых традиций.
В итоге сегодня ребенку просто неоткуда черпать игровой опыт.
По определению Д.Б. Эльконина ролевая игра детей дошкольного возраста, это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Этот вид игры стал центром многочисленных исследований взрослых, ему посвящают семинары, научные работы. Это самый понятный нам вид деятельности детей. Но зачастую дети не играют. Они делают то, что хотят видеть взрослые, старательно уча малышей "шаблонным играм".
Приведу пример из опыта Е.Е. Кравцовой (внучка ВыгОтского), описанного ею в курсе лекций по дисциплине "Психологические основы дошкольного воспитания".
«Несколько лет назад мне с моими коллегами довелось быть в одном детском саду, где игра, по мнению специалистов, там работающих, была особенно хорошо поставлена. Очень мне захотелось посмотреть эту игру. И вот я в старшей группе. Дети играют "во врача". За столом, уставленным бутылочками от лекарств самой разной формы, сидят мальчик и девочка в белых халатах, шапочках с красным крестом. Это врач и медсестра. Перед их "кабинетом", совсем как в жизни, сидят в очереди дети с куклами и мишками на коленях — это мамы с детьми. По очереди, степенно дети входят к врачу. Он у всех подряд проверяет горло, потом меряет температуру, затем сестра выписывает "рецепт". Посмотрев на эту процедуру, начинаю сильно хромать и стонать и подхожу к очереди. "А где ваша дочка?" — спрашивают дети. "А я без дочки, у меня болит нога, я не могу терпеть, я поранила пятку. Ой, ой, ой! Как больно! Можно мне без очереди?"
Дети заинтригованы — нарушился привычный распорядок, знакомая им последовательность событий. После некоторого колебания они пропускают меня без очереди. Врач уже слышал, что к нему пришел необычный пациент — я без дочки и иду вне очереди. Тем не менее, он предлагает мне показать горло.
- Откройте рот.
- Но у меня болит пятка.
- Откройте рот, надо посмотреть горло.
- Зачем? Я наступила на гвоздь, и у меня идет кровь!
- Тогда давайте измерим температуру.
- Температура здесь ни при чем.
- Сестра, выпишите рецепт (совсем растерявшись)".
Описана как раз не игра, а шаблонное действие, и, увы, видимо виной тому ошибка воспитателей. Часто взрослые хотят видеть в детях серьезность, правильность со своей точки зрения, но ведь в каждом возрасте свои задачи, и для дошкольников очень важно развить фантазию, воображение. Поэтому зачем заставлять ребенка учиться читать с трех-четырех лет? В какой-то мере это, может быть, правильно, но нельзя забывать о том, что нельзя упускать время. В школьном возрасте значение воображения и фантазии уже далеко не такое, как в дошкольном. Следовательно, раньше времени научив ребенка правильным, с нашей точки зрения, действиям, мы навсегда лишаем его возможности максимально использовать другие свои резервы. Потеря или резкое уменьшение игры для ребенка трудно восполнимы, так как и воображение, и способность к общению, к совместным действиям развиваются в игре.
Игра не приходит сома собой. Игре надо учить, и дети нуждаются в образцах и сюжетах, особенно это актуально в отношении детей с проблемами в развитии.
Известно, что дети с ограниченными возможностями здоровья не обладают достаточной возможностью к спонтанному развитию, и как следствие имеют значительно низкий запас знаний и представлений об окружающем по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.
Однако игровой деятельности детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии свойственны некоторые специфические особенности. Чаще всего в игре наблюдается стереотипность, однообразие, может отсутствовать замысел, скупость или отсутствие речевого сопровождения игровых действий.
Вот почему в дошкольных учреждениях компенсирующего вида организации и обучению игровой деятельности ребенка должно придаваться особое значение.
Условно предлагается выделить три этапа формирования сюжетно – ролевой игры детей с нарушениями в психофизическом развитии.
I этап:
Как показывает практика дети с ограниченными возможностями, поступающие в дошкольное учреждение в раннем возрасте, зачастую не только не умеют слушать чтение, но и не умеют играть. Поэтому первостепенной задачей педагогов является развитие игровой деятельности детей. Это позволяют занятия по обучению детей игре. Основные задачи данных занятий:
- Пробуждение интереса к игре
- Обучение игровым действиям
- Развитие эмоциональной сферы
- Развитие психических процессов
- Формирование функций имитирования, соотнесения, осмысления, замещения
- Развитие речи
- Формирование первичных навыков коммуникации в игре.
В данном возрасте преобладающее место должны занимать игры с сюжетными игрушками (куклами, животными), имитация действий самообслуживания, и игры с транспортными игрушками с учетом функционального назначения разных видов транспорта.
Первоначально обучение предполагает формирование у детей активного интереса к игрушкам и действиям с ними. В данном случае воспитатель вступает в процесс занятия как организатор детской деятельности, от него исходит инициатива в выборе игрушек, и действий с ними. Педагог должен уметь вставать на место ребенка, смотреть на происходящее его глазами. Каждый ребенок должен научиться действовать с сюжетной игрушкой. На первых занятиях детей знакомят с сюжетными игрушками. Педагог показывает игровые действия, привлекает ребенка к выполнению совместных элементарных игровых действий с сюжетной игрушкой и побуждает его к выполнению самостоятельных действий. На данном этапе ведется обучение использованию предметов – заместителей. Здесь же используется другой метод обучения игровым действиям это комментирование действие ребенка. Педагог включается в игру ребенка и сопровождает его действия речью.
Для того, чтобы обогатить и разнообразить игры детей, а также закрепить приобретенные ранее игровые умения и навыки, необходимо вводить в игру разнообразные игрушки. Путем показа и обыгрывания педагог привлекает внимание детей к игрушкам, животным, куклам, матрешкам, машинкам раскрывает способы игры с ними.
Рекомендуется после усвоения детьми игровых действий организовать игры двух детей рядом с одинаковыми игрушками, а затем – игры двух детей вместе с одной игрушкой.
В раннем возрасте игра ребенка полностью зависит от наличия и функции игровых предметов. Важно так подбирать игрушки, чтобы они были привлекательны для ребенка и доступны для его манипуляций с ними.
Итак, на данном этапе дети должны усвоить игровые действия с различными сюжетными игрушками и предметами заместителями, научиться играть рядом и вместе со сверстниками.
II этап:
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети усваивают способы построения игровых сюжетов. Моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры в среднем возрасте на первый план выступают отношения между людьми, а в старшем – выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей.
Начинают обучение ребенка ролевому поведению с наиболее близких ролей им по содержанию. Вначале это роли взрослых, с которыми они общаются в повседневной жизни. Необходимо помнить, что каждой роли присущи определенные игровые действия. Научит ребенка роли можно, только играя с ним. При этом важно, чтобы ребенок в ходе обучения не только понял, что именно он должен делать в соответствии с принятой ролью, но и верно отразил отношения, существующие в жизни. В свободное время от игровых занятий необходимо проводить беседы с детьми о том, как играли сегодня, кто кем был, что нужно было для игры, каких игрушек не было, что нужно сделать, что бы играть было интересно друг с другом.
Предлагается следующая последовательность обучения ребенка роли:
- Педагог сначала проводит знакомство с деятельностью повара, доктора, няни, шофера и т.д. это планируется на занятиях по знакомству с окружающим или свободное время от занятий.
- Взрослый берет на себя центральную роль и разворачивает цепочку игровых действий. Необходимо использовать предметы заместители. После проводится беседа о том, что делали.
- На следующих занятиях роль дается ребенку.
- Затем игра проводится в самостоятельной деятельности детей, где воспитатель продолжает обучать выполнению роли других детей.
При обучении роли необходимо учить детей общаться со сверстниками. И важно найти ребенку партнера по игре. Правильное отображение ребенком в игре взаимоотношений между персонажами возможно лишь в том случае, если этому предшествует целенаправленное обучение.
III этап:
На данном этапе особое внимание уделяется усвоению детьми способов построения сюжетов. Основными задачами формирования сюжетно – ролевой игры в старшем дошкольном возрасте являются:
- Формирование умения намечать, распределять между собой роли.
- Формирование способности входить в роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом игры.
- Обучение умению действовать в воображаемой ситуации, использовать предметы, игрушки различные по фактуре, размеру, назначению, предметы – заместители.
- Развитие планирующей и объяснительной речи детей, умение выслушивать друг друга, обращаться за помощью, аргументировать свои действия и объяснять их.
- Формирование позитивного «образа Я» у ребенка, основанного на адекватном представлении о своих возможностях.
- Формирование способности к произвольной регуляции деятельности.
- Воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, адекватных способов социального взаимодействия при разрешении проблемных ситуаций во взаимоотношениях со сверстниками.
Тематику игр детей составляет: труд и отношение людей с проявлением общественно – значимой деятельности, мир животных, мотивы литературных произведений, сказок, историй из личной жизни детей.
В обучении детей дошкольного возраста позиция педагога существенно меняется. Учитывая то, что дети приобрели уже собственный игровой опыт и способны к самостоятельному развертыванию игры, педагог берет на себя функции партнера, их старшего товарища. Важной задачей обучения является формирование способности передавать в играх взаимоотношения между персонажами и отображать различные стороны действительности.
На данном этапе обращается внимание на необходимость включать разнообразные постройки, использовать поделки, рисунки детей.
Вывод: организуя обучение детей игре, педагог должен учитывать как общие особенности деятельности ребенка, так и индивидуальные. Нельзя использовать сюжетно – ролевую игру в целях максимальной активизации речи детей. Занятия по сюжетно – ролевой игре не могут проводиться по методическим правилам занятия по развитию речи ребенка. На игровом занятии основная цель учить ребенка осваивать смыслы человеческих взаимоотношений и обеспечение психологических условий для позитивного личностного развития ребенка. Умело сворачивайте игру, чтобы у детей не было пресыщения данной игрой, а сохранилось желание еще раз поиграть и получить удовольствие от общения со сверстниками, от самого игрового процесса.
Только в процессе целенаправленного формирования игра достигает того уровня развития, который позволяет ей выполнить функции ведущей деятельность, создает благоприятные условия для психического развития ребенка, а также выступает ведущим средством коррекции недостатков детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Сюжетно ролевая игра детей с нарушением зрения"
Организация и особенности сюжетно-ролевой игры детей с нарушением зрения Сюжетно ролевая игра – самая привлекательная для дошкольников деятельность.В игре ребенок испытывает внутренний...
« Особенности организации сюжетно-ролевой игры «Поликлиника» в логике в ФГОС ДО».
¢Цель: Формирование представлений о труде взрослых (доктора, медсестры), его роли в обществе и жизни каждого человека. Развивать коммуникативные навыки в различных ситуациях общения: со сверстник...
Особенности организации сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство является одним из важнейших периодов в развитии ребенка. В данный период дети приобретают первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отнош...
Особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения.
В данной статье рассматриваются особенности организации художественно-эстетической деятельности детей с нарушением зрения (изодеятельность, лепка, конструирование, театральная деятельность)...
Консультация для педагогов «Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей»
Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности. Психологи и педагоги (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А. П. Усова, Т.Е. Конникова, Д.В. Менджерицкая, Р.М. Римбург, Р...
Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
Консультация для педагогов....
Консультация для музыкального руководителя "Особенности организации музыкальных занятий у детей с нарушением зрения"
Музыкальное искусство занимает важное место в системе воспитания. Оно обладает большими возможностями воздействия на внутренний мир ребёнка, на формирование его нравственных основ, на становление личн...