Особенности организации сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 «Счастливое детство» города Рубцовска
658213, Алтайский край, г. Рубцовск, ул. Громова, 12 тел. (38557) 9-81-13,9-81-68 e-mail: altaidetstvo@mail.ru |
Консультация для педагогов:
«Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Выполнили: Сергеева Л.И.
2021г.
«Особенности организации сюжетно-ролевой игры с детьми старшего дошкольного возраста»
Особое место в жизни дошкольников занимают игры, которые создаются самими детьми – это творческие игры. Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.
Дошкольники очень любят сюжетно-ролевые игры. В них ребята обретают внутреннее ощущение свободы, поскольку действие протекает в воображаемой ситуации, всё происходит «понарошку». Благодаря этому активно развивается воображение, образное мышление ребёнка. Однако свою развивающую функцию игра выполняет лишь тогда, когда она усложняется по мере взросления ребёнка.
Будущие школьники уже многое знают и умеют, их кругозор довольно широк, в связи с этим усложняется и сюжетно-ролевая игра. Заметно расширяется её тематика, однако этот параметр не является главным. Если в младшем возрасте игра строилась как цепь условных манипуляций с предметами, то теперь это последовательность ролевых взаимодействий и событий, тесно связанных между собой.
Дети седьмого года жизни воплощают в сюжетно-ролевой игре свои представления об окружающей жизни, о конкретном событии, которое они разыгрывают, проявляют самостоятельность (в выборе тем, построении сюжетной линии, распределении ролей, подборе атрибутов). Воспитатель же берёт на себя особую роль — партнёра и ненавязчивого помощника. В старшем дошкольном возрасте ребятам уже проще договориться друг с другом: они объединяются в сюжетно-ролевые игры по интересам и взаимным симпатиям. За счёт этого они лучше понимают друг друга, проявляют уступчивость и доброжелательность к партнёрам.
Что касается количества участников игры, то оно может быть разным в зависимости от выбранной темы. Однако чем меньше детей задействовано в деятельности, тем более творческой она будет (не более 4–5 человек). И наоборот, игры с большим количеством участников, как правило, требуют придерживаться намеченного плана (воспитатель координирует действия).
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
А. С. Макаренко
Организуя сюжетно-ролевую игру с будущими школьниками, воспитатель должен проявить максимум педагогического такта и мастерства. Среди приёмов, которыми пользуется педагог, следует выделить косвенные и прямые.
В первом случае воспитатель не вмешивается напрямую в детскую деятельность. Он только предлагает дошкольникам атрибуты и создаёт игровую обстановку, занимая роль стороннего наблюдателя. Роль воспитателя заключается в том, чтобы поддерживать интерес дошкольников к игре, мягко направляет их действия.
Вторая ситуация — педагог непосредственно участвует в игре в качестве равноправного партнёра (временно превращается в ребёнка). Он берёт на себя одну из ключевых ролей, помогает детям договориться между собой, участвует в развитии сюжета. Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием. Воспитатель принимает участие в игре наравне с детьми.
На традиционных занятиях, в режимные моменты воспитатель, как правило, занимает позицию учителя (даёт задание, оценивает). В совместной же сюжетно-ролевой деятельности педагог является «играющим партнёром», с которым ребята ощущают себя свободными, вне оценок. Они не должны чувствовать, что их обучают. Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий характер игровой деятельности.
Работая с детьми седьмого года жизни, сюжетно-ролевую игру необязательно начинать с придумывания новой сюжетной линии. Педагог может использовать приём «расшатывания» давно известных детям сценариев. Совместно с детьми он преобразует знакомую ситуацию. Например, в семью не просто пришли гости, а отмечается новоселье: соответственно, хозяевам нужно дарить подарки, а они, в свою очередь, придумывают праздничную программу (песни, загадки, различные игры).
При работе с детьми седьмого года жизни по-прежнему очень важен принцип индивидуального подхода. Ведь в сюжетно-ролевой игре чётко проявляются особенности развития каждого ребёнка: его кругозор, воображение, характер взаимоотношений с товарищами. Воспитателю желательно уделить особое внимание застенчивым детям, помочь освоить им новую социальную роль, предусмотренную игрой, включиться с общение.
Важное условие успешного проведения сюжетно-ролевой игры — это её «материальная база». Для этого необходимы соответствующие атрибуты, представляющие собой имитацию настоящих вещей, либо предметы-заместители, которым придаётся воображаемое значение.
В подготовительной группе воспитателю не нужно предлагать атрибуты в готовом виде: пусть ребята активно используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Это будет способствовать развитию воображения и образного мышления.
Материал к определённой игре всегда должен быть у детей под рукой, но в то же время не нужно держать его на виду в качестве элемента дизайна. Самое удобное решение — хранить атрибуты для сюжетно-ролевых игр в отдельных контейнерах. Содержание уголков постоянно пополняется по мере расширения детского кругозора и обогащения впечатлениями.
АТРИБУТЫ ДЛЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР(подготовительная группа)
Семья – игровой уголок с предметами быта, мебелью мелкого, среднего, крупного размера, куклами – мелкого среднего, крупного размера.
Магазин – отделы: «хлебный», «кондитерский», «гастрономия», «детский мир», «готовая одежда», «ткани», «башмачок» - молоко, фрукты, хлебные изделия, конфеты, печенье, сыр, лоскуты, ткани, обувь, касса, чеки, деньги, весы, халат.
Строители – строительный материал, игрушки, альбом с иллюстрациями, фотографиями, рисунками различных построек
Машины, правила дорожного движения – макет улицы (перекрестка) с дорожными знаками, светофором, машинками, жезл регулировщика атрибуты для игры «Уличное движение», альбом с разными видами транспорта.
Парикмахерская – зеркало, ножницы, расческа, халат, машинка для бритья, одеколон, касса, салфетки, мужской и женский зал, специальные стулья, касса
Больница, поликлиника, скорая помощь, аптека - халат, шапочка, сумка медсестры, шприц, градусник, пинцет, шпатель, бинты, фонендоскоп, грелка, телефон, карточки для больных, весы медицинские,таблицы для проверки зрения, очки (оправа без стекол),
Почта – сумка, письма, журналы, марки, телеграммы, конверты, штемпеля, почтовый ящик, касса.
Библиотека – полка с книгами, формуляр, читальный зал, билеты, витрины с интересными книгами.
Школа – тетради, книги, классный журнал, ранец, карандаши, ручки и т.д.
Используемая литература.
- Богуславская З.М. Развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста, - Москва, «Просвещение», 2007.
- Венгер А.Л. Психологическая готовность детей к обучению в школе // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника. - М.: Педагогика, 1985.
- Интернет ресурсы: nsportal.ru, maam.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
В данном пособии были использованы различные темы для сюжетно-ролевых игр, с постепенным усложнением сюжетной линии на весь учебный год. Надеюсь, что данное пособие будет интересным для педагогов....
примерное планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Планирование сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста...
Картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Также зде...
Сборник сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Сборник игр призван помочь развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учит вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль....
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование разработано в соответствии с прораммой "От рождения до школы"...
Методическая разработка "Сценарии сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста"
Методическая разработка для воспитателей по руководству сюжетно-ролевой игрой в старшем дошкольном возрасте...
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста.
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста. СупермаркетЦель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласов...