Мультипликационная деятельность в ДОУ для детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике на тему
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультфильм.
Мультфильм - мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок, такой, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного и публицистического опубликования в газетах и журналах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_k_vystupleniyu.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное образовательное учреждение Тульской области
«Ефремовская общеобразовательная школа»
Мультипликационная деятельность в ДОУ для детей с нарушением зрения
Учитель – дефектолог:
Кочетова Е.С.
Формирование личности человека начинается в раннем детстве, основным средством влияния на развитие детей в раннем возрасте является – мультфильм.
Мультфильм - мультипликация, анимация, мультипликационное кино — вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объёмных (объёмная или кукольная мультипликация) объектов.
Слово «мультфильм» имеет различные значения, основанные на несколько весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Первоначальный смысл в изобразительном искусстве, мультфильм означал подготовительный рисунок, такой, как картина. Современное значение относится к юмористической иллюстрации в печатных и анимационных фильмах. Слово «мультфильм» иногда используется для обозначения комиксов, а также может сослаться на юмористический рисунок художественного и публицистического опубликования в газетах и журналах.
Многие родители рано или поздно задумываются над тем, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. В выборе мультфильма надо быть осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.
Мультфильмы оказывают на дошкольников как положительное, так и отрицательное влияние.
Согласно мнению детских психологов, «правильные» мультфильмы способны:
- развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют свой лексический запас и могут в хорошем смысле удивить родителей некоторыми высказываниями и афоризмами.
- Развивать мышление и память. Ребенок учится анализировать содержание мультика, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
- Обучать. Мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать, говорить на иностранном языке, изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные энциклопедические знания.
- Развивать творческие способности, воображение. Мультфильм питает фантазию ребенка, оставляет яркие впечатления и может стать источником для детского художественного и словесного творчества.
- Воспитывать. Персонажи мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, эталоны поведения (хорошего и плохого), формируют у них способность к эмпатии (сопереживанию), представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами.
Однако, несмотря на очевидные плюсы, просмотр мультфильмов может оказаться опасным, дети не всегда могут проигнорировать поступающую информацию сомнительного характера. Ученые подтверждают факты деструктивного влияния на психику детей некоторых продуктов анимационной индустрии.
Признаки опасных мультфильмов:
- слишком яркие цвета. Кислотно яркие цвета и динамичные сцены со вспышками на экране перенасыщают психику детей. Если смотреть такие мультики вечером, то ребенок слишком перевозбудится, и родителям будет сложно уложить его спать. Кроме того, яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка и даже спровоцировать у больных детей приступ эпилепсии.
- Громкое звуковое сопровождение. Резкие звуки, напряженная музыка оказывают угнетающее влияние на детскую психику, вызывают головную боль и повышенную тревожность.
- Плохое (девиантное) поведение героев никак не наказывается, а иногда даже приветствуется. В мультике персонажи могут обижать, грабить, убивать и при этом не подвергаться осуждению и наказанию. У маленьких детей складывается представление о вседозволенности, разрушаются эталоны хорошего поведения, снимаются социальные запреты. Также следует избегать мультиков, в которых отсутствует четкая граница между добром и злом, где даже положительные герои могут совершить плохие поступки ради своих интересов.
- На экране демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи «лихачат», прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Дошкольники склонны подражать любимым героям, и такие примеры могут обернуться травмами и страшной бедой для семьи.
- Присутствуют сцены неуважения к людям, растениям и животным. Во многих современных мультиках есть насмешки, глумление над слабыми, беспомощными героями, безобразное отношение к старости, материнству. Если любимый герой невоспитан, задирист и груб, то циничное непристойное поведение ребенка не заставит себя ждать.
- Уродливые, несимпатичные персонажи. Для детей внешность героев очень важна, ведь они идентифицирует себя с ними. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение.
Для того, чтобы признаков опасных мультфильмов становилось меньше. На помощь приходят технические средства и так называемые «гаджеты». В условиях современного развития перед педагогами стоит задача поиска новых форм и методов создания развивающей и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Использование Интерактивной детской студии «i - Theatre » является неотъемлемой частью в моей работе, так как она создает условия для индивидуальной и подгрупповой деятельности, помогает выстраиванию эффективных взаимоотношений с дошкольниками, делая процесс обучения и развития креативным и интересным.
Мультфильм для ребенка является миром фантазии, сказки, иллюзии. Когда ребенок с нарушением зрения создает мультфильм сам, он не только проецирует свои переживания, эмоции и чувства на данный продукт, но и эта деятельность способствует развитию пространственного мышления. Зрительная система детей постепенно приобретает способность к различению положения и формы предметов, к обозрению пространства, прослеживанию движущихся объектов, к тому же развиваются глазодвигательные функции.
Мультстудия оказывает влияние на развитие информационно – познавательной функции зрительной деятельности, выступающей в формировании сенсорных эталонов; предметных представлений; развития восприятия сюжетных изображений.
Важным направлением коррекционно – педагогической работы по развитию зрительного восприятия выступает развитие и совершенствование регулирующей и контролирующей функции зрительной деятельности, в условиях которой формируются механизмы зрительно – моторной координации в системе «глаз - рука». В процессе выполнения практических действий совершенствуются аккомадационные механизмы, конвергенция глаз, развиваются поле взора и глазомер.
Создание нашего мультфильма проходило в несколько этапов.
- Знакомство с Интерактивной студией. Вместе с детьми, мы подробно рассмотрели мультстудию. Разобрали и закрепили в речи названия сторон (верхняя, нижняя, левая, правая) экрана, где происходят основные действия. Затем познакомились с двигательными манипуляциями на экране, с помощью которых формируется зрительно – моторная координация.
- Проведение коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия, в ходе которого закреплялись знания детей о геометрических фигурах. В виде игры они находили в окружающем пространстве предметы, имеющие нужные формы.
- Составление сюжетной линии мультфильма. Каждый ребенок остался не безучастным. У всех была возможность высказать свои идеи и мысли. Далее было распределение ролей, для озвучивания наших мультипликационных героев. После этого мы проиграли сюжет, моделирующий ситуацию мультфильма. Важным звеном в ходе данной работы было формирование у детей диалогической речи, что весьма важно для детей с нарушениями зрения.
- Заготовка героев и фона мультфильма. С помощью трафаретов, дети нарисовали главных героев, придумали фон для мультфильма.
- Воплощение идеи. Переносим все материалы для мультфильма в сканер. Распределяем местоположение всех героев и атрибутов. И начинается ответственный момент – запись мультфильма.
- Просмотр ролика. Организация детского кинотеатра в виде сюжетно – ролевой игры.
Таким образом, дети, погружаясь в мир фантазии и сказки, оказываются по ту сторону экрана и своими руками оживляют свои самые неожиданные и необычные сюжеты. Вкладывая в своего персонажа частичку собственной души, ребенок выявляет скрытое от него и окружающих, учится планировать свои действия, воспитывает себя и с помощью педагога обучается, получая новые знания.
Такой метод, как создание мультфильма способствует развитию каждого из механизмов зрительного восприятия и познавательного процесса в целом с учетом индивидуальных характеристик зрительных возможностей детей, что обеспечивает достижение коррекционно – педагогических целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма деятельности воспитателя коррекционной группы (дети с нарушениями зрения)
Циклограмма предназначена в помощь старшим воспитателям, воспитателям ДОО....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию детей с нарушениями зрения среднего дошкольного возраста (4-5 лет) Ориентировка в пространстве « Путешествие по лесу»
Данная разработка непосредственно-образовательной деятельности предназначена для познавательного развития дошкольников 4-5 лет, с нарушениями зрения. Направлена на развитие зрительного восприятия и на...
Планирование кружковой деятельности «Поролоновая сказка» для детей с нарушениями зрения в старшей группе «Фиалки»
Конструирование из поролона является новым нетрадиционным направлением в декоративно-прикладном искусстве. Игрушки из поролона многие дети видят в своей жизни вперв...
Системный подход к развитию мелкой моторики у детей с нарушением зрения. Аннотация.Осязание и мелкая моторика являются необходимым компонентом человеческой деятельности, а при глубоких нарушениях зрения компенсирует его познавательные и контролирующие
Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»e-mail: mdou 9 @edu.shd.ru. Тел./факс (34922) 4-12-76Воспитатель: Москаленко Надежда ВасильевнаСистемный подход к развитию мелкой мо...
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность в группе для детей с нарушениями зрения.
Конспект занятия направлен на ознакомление детей с нетрадиционным материалом-камешками «Марблс»....
Сценическое воплощение басни И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Театрализованная деятельность в подготовительной группе детей с нарушением зрения.
Предлагаем вашему вниманию сценарий театрализованного представления для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием разных видов театра. Данная разработка может быть испол...
ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»
Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...