Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».
презентация к уроку по математике (старшая группа) на тему

Зайцева Ольга Владимировна

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения.

Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребенка начиная с самого раннего возраста, пронизывая все виды его деятельности. Пространство представляет собой одну из форм существования объективной реальности, которой ребенок овладевает в процессе развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_orientirovki_v_prostranstve_5-7_let.pptx766.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой развития и обучения. Подготовила: воспитатель Зайцева О.В. Методическая разработка по теме: «Развитие ориентировки в пространстве у старших дошкольников». Дидактическая игра «Геометрические фигуры-шаблоны».

Слайд 2

Задачи: формировать способность детей определять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, форму предмета и его частей, дифференцировать направление, развивать зрительно-пространственную ориентировку, развивать предметно-практические действия. Общеразвивающий эффект ориентировки в пространстве: умственное развитие ребенка математическое развитие познавательная деятельность ориентировка «по схеме» с изменением точки отсчета совершенствование сенсорных, интеллектуальных, творческих способностей Ориентировка в пространстве имеет жизненно важное значение для ребенка начиная с самого раннего возраста, пронизывая все виды его деятельности. Пространство представляет собой одну из форм существования объективной реальности, которой ребенок овладевает в процессе развития. Мною разработана дидактическая игра , направленная на выделение и анализ различных пространственных признаков и отношений.

Слайд 3

Геометрические фигуры-шаблоны Для развития ориентировки в пространстве мы используем изготовленные нами шаблоны геометрических фигур. Это: прямоугольник 6х3см, 3х1см, квадрат 4х4см, 2х2см,равносторонний треугольник 4см, овал 6х3см, 3х1см, круг диаметр 4см, 2см, ромб 6х3,5см , 3,5х2см, шестигранник 4х3см, 2х2см.

Слайд 4

Для работы с данными фигурами изготавливаются образцы рисунков разной сложности. Дидактические карточки I -уровень II - уровень

Слайд 5

III- уровень

Слайд 6

IV- уровень

Слайд 7

Работа проводится в несколько этапов: 1 этап: дети обводят фигуры. Этот этап включает упражнения , направленные на повторение геометрических фигур и развитие навыков работы с шаблонами. Задачи: повышение качества навыков рисования, конкретизация и уточнение строения геометрической фигуры развивает умение работать в заданном направлении, дети учатся ориентироваться на листе бумаги, определять верхние и нижние, правые и левые углы, выделять центр, обводя фигуру в заданном месте и ориентируясь при этом на образец. Дети учатся обозначать местоположение фигуры соответствующими словами: справа, слева, вверху, внизу, в правом верхнем углу, в правом нижнем углу, в левом нижнем углу и т. д. 2 этап: детям предлагается несложный образец . Ребенок должен выбрать нужную по форме фигуру, чтобы она соответствовала контурам образца, и обвести ее.

Слайд 8

Создаем из геометрических фигур-шаблонов изображения

Слайд 9

3 этап: ребенок передает целостный образ предмета с помощью геометрических фигур, учится обозначать местоположение фигур соответствующими словами, используя образец. 4 этап: ребенок передает изображение образца по памяти, используя шаблон и называя положение фигур и предметов. этап: детям предлагается заштриховать полученное изображение или раскрасить его, выбирая самостоятельно цветовую гамму. На данном этапе развивается умение определять цветовую насыщенность и контрастность изображения, развивается зрительно-моторная координация. 5 этап: дети работают по словесной инструкции воспитателя, без образца. После чего ребенку предлагается образец, с помощью которого он проверяет правильность выполнения задания, развивая тем самым самоконтроль.

Слайд 11

Используем фигуры-шаблоны на рисовании Рисуем по сказке «Колосок» «Цветик-семицветик»

Слайд 12

Выводы. Использование шаблонов помогает ребенку приобрести следующие навыки ориентировки в пространстве: - самостоятельно располагать предметы в заданных направлениях микропространства, - менять местоположение шаблонов, - активно использовать пространственную терминологию(предлоги, наречия), (в, над, под, перед, за, рядом, между, напротив, посередине, справа, слева , вверху, внизу и т. д.), -совершенствовать зрительное и слуховое внимание и память. Данную работу можно предложить и родителям. Это полезно, интересно и занимательно. Мы используем шаблоны на занятиях по рисованию. ЛИТЕРАТУРА. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991 Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1982 Бантикова . С. Геометрические игры. Дошкольное воспитание-2006-№1-с.60-66 Лихачева С. Линейка – трафаретка. Дошкольное воспитание-2010-№12 – с.54-56.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме:"Развитие логического мышления старших дошкольников".

Примерные задания для успешного развития логического мышления  старших дошкольников....

Методическая разработка по теме "Развитие элементарных естественно- научных представлений у детей старшего дошкольного возраста"

В представленной методической  разработке отражены:- пояснительная записка, в которой  отражены основные принципы работы с детьми : обучающий и развивающий; поисково- исследовательский; ...

Методическая разработка по теме "Развитие восприятия цвета у детей старшего дошкольного возраста"

Цвет является одним из самых доступных средств выразительности для ребенка дошкольного возраста. Данная методическая разработка поможет построить работу по данной теме....

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...