Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы развития дошкольников
статья по коррекционной педагогике на тему
Материал в помощь молодым педагогам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_kak_sredstvo_korrektsii.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы развития дошкольников.
МКДОУ ЦРР- детский сад №9 г. Россошь воспитатель Кутовая И.П.
С первых минут жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнёра по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания. Таким образом, социальные контакты очень важны для благоприятной атмосферы внутри коллектива (группы детей). Чтобы жизнь детей была правильно организована внутри этого коллектива и в нём царила доброжелательная обстановка необходимо, чтобы члены нашего маленького сообщества соблюдали определённые правила поведения, были внимательны друг к другу, умели уступать, поддерживать товарища в беде.
К сожалению, сейчас родители больше внимания уделяют интеллектуальному развитию своих детей, рано начинают обучать их, готовить к взрослой жизни, основной задачей считают подготовку к школе, но для дошкольников важнее развитие внутренней жизни; эмоциональной сферы, чувств, коммуникативных навыков.
Общаясь с детьми нашей группы, я отмечала различные отклонения в поведении: проявлении агрессии и жестокости в отношении других детей; желание обмануть другого, присваивание чужих игрушек; а также различные фобии: боязнь темноты, одиночества, придуманных «страшилок» (Баба – яга, Бабай, отрицательные герои мультфильмов и др.). Так же большой проблемой в возрасте 3 – 4 лет стала неуверенность в себе некоторых детей группы, следствием чего стали: уклонение от игр, общения; неразвитость речи и замкнутость в себе (нарушение коммуникативных функций).
Причинами возникновения отклонений в поведении детей, на мой взгляд, являются:
- пропаганда насилия на телевизионных экранах;
- социальная нестабильность в обществе;
- экономическое неблагополучие в семье;
- скандалы в семье, стрессы, развод родителей;
- грубое и жестокое отношение к ребёнку в семье, одобрение агрессии («Дай сдачу», «не давай своих игрушек»);
- низкий уровень эмоционально – волевой сферы.
Всвязи с тем, что многие причины нравственно – психологической нестабильности «родом» из семьи, я организовала свою коррекционную работу по двум направлениям: работа с детьми и работа с родителями.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, является Сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того, мною использовались элементы изотерапии , библиотерапии, театрализованные игры и игровые тренинги.
Например, работая над проблемой агрессивности детей мной использовались игровые тренинги» : «Добрый и злой волшебник», «Что делать, если злишься», «Беседа о добрых и злых людях», рисование «Добрый и злой» (см. Семенака С.И. «Уроки добра»). Очень нравились детям младшей группы сказки, где добрый герой получает награду, а злой – наказание («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»). В более старшем возрасте я использовала авторские сказки Е.А. Пермяка, в которых порицание агрессии и жестокости менее завуалировано, чем в русских народных сказках: «Медвежонок и зайчонок», «Самое страшное» и др. Дети стали понимать, что проявляя позитивное отношение, делая добро, испытываешь тепло и симпатию окружающих в ответ.
Разумеется, после прочтения каждой сказки мы проводили анализ прочитанного с целью выявления скрытого в тексте урока для нас, при этом, я старалась вызвать на откровенность именно тех детей, которые «отличились» грубостью, агрессией и жестокостью по отношению к товарищам.
Для формирования положительных качеств личности ребёнка мной использовались сказки, в которых превозносились доброта, сочувствие, взаимовыручка. Мы читали, инсценировали и драматизировали с детьми как русские народные сказки («Репка», «Колобок», «Теремок»), так и сказки народов мира («Рукавичка», «Айога», «Три поросёнка», «Кот в сапогах»).
Со многими сказками дети смогли подружиться на кружках «Сказочная мастерская» (младшая группа) и «Золотые ворота» (средняя и старшая). Работа в кружке не была ограничена только чтением и слушаньем, дети с удовольствием драматизировали, инсценировали и изготавливали поделки по мотивам сказок.
В борьбе с жадностью нам помогали сказки «Жадный гном», «Два жадных медвежонка», а так же игровые тренинги: «Что мне, что тебе», «Вместе весело…».
Беседы, проводимые мной в различные режимные моменты также дали свой эффект: дети пришли к мысли, что легче обменяться своими игрушками и играть вместе, чем сидеть только со своими игрушками, но в одиночестве.
Справиться со страхами (боязнь темноты, одиночества, разнообразных воображаемых монстров) детям помогли групповые тренинги «Что реально, а что – нет», «Кто такой Бука?». Личный пример более смелых и уверенных детей показал, что монстров на самом деле не существует, а в темноте никого нет. Так же мы использовали тренинг «Нарисуй и разорви», где дети рисовали свой страх и разрывали лист на клочки. А нашей Маше особенно понравилась сказка А.И. Введенского «Как Маша в саду испугалась».
Всю негативность обмана я пыталась показать детям через те последствия, которые непременно повлекут за собой наказание, т.е. обман раскроется, будет осуждён окружающими, а сам обманувший будет испытывать стыд и дискомфорт в общении с друзьями. На эту тему мы с детьми неоднократно проводили беседы (конкретно по каждой ситуации, но не называя имён). Разбирая сюжет сказок («Жихарка», «Мальчик, который кричал «Волк», «Всё тайное становится явным», «Никто») мы применяли тренинг «Скажи, что ты чувствуешь», где дети ставили себя на место разных героев и рассказывали о своих чувствах.
В помощь неуверенным в себе детям я брала сказки с главным героем Иванушкой – дурачком. Близкие Иванушки уверены, что он не сможет достигнуть цели и заслужить уважения, но в конце сказки он обходит всех соперников, оказывается самым счастливым и получает всё, что ему нужно.
На примере таких сказок ребёнок понимает, что для того, чтобы добиться своей цели, не обязательно быть самым умным и красивым, счастье зависит не только от этого, а от веры в себя и упорства в решении поставленных задач.
Довольно регулярно мы с детьми посещаем районную библиотеку, где сотрудники готовят к нашему приходу увлекательные беседы, содержащие как моменты знакомства с произведениями писателей и поэтов, так и рассказы непременно заостряющие внимание на морально – этических общечеловеческих ценностях.
Здесь дети, как бы «набирают багаж» - знакомятся с русскими и зарубежными сказками, а в старшей группе они уже могут оперировать нравственными ценностями, заложенными в сказку её создателями (авторские сказки).
Для отслеживания эффективности работы по стабилизации психоэмоциональной сферы ребёнка можно использовать методики, позволяющие фиксировать уровень развития нравственных чувств, поведения, эмоциональной уравновешенности.
Методика 1. «Сюжетные картинки»
(авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: изучение эмоционального отношения к таким нравственным качествам как: доброта-злоба; щедрость-жадность; трудолюбие-лень; правдивость-лживость.
Материалы: картинки с изображением ситуаций, подлежащих нравственной оценке (например, сцена в автобусе: девочка сидит и читает книгу, а мальчик уступает место пожилой женщине).
Проведение. Исследование проводится индивидуально. Ребёнку показывают картинки: "Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой стороны - плохие. Объясни, почему ты именно так разложил картинки".
Обработка результатов:
1 балл - ребёнок неправильно раскладывает картинки (путает хорошие и плохие поступки), эмоциональные реакции неадекватны моральным нормам;
2 балла - ребёнок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;
3 балла - правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, называя моральную норму.
Методика 2 «Раскрась рисунок»
(авторы: Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
Цель: изучение характера помощи (сочувствия) другому человеку.
Материалы: три листа с чёрно-белыми рисунками, цветные карандаши. Проведение: Ребёнку предлагают:
1. самостоятельно раскрасить рисунок;
2. помочь ребёнку, у которого раскрашивание не получилось;
3. докрасить рисунок ребёнка.
Ребёнок, нуждающийся в помощи, в комнате отсутствует: взрослый объясняет, что он пошёл за карандашами. Если ребёнок решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.
Обработка результатов: Решение оказать помощь другому можно трактовать и как показатель сочувствия, и как стремление к совместной деятельности.
Свои исследования (диагностику) я проводила 2 раза в год (в начале и в конце учебного года), но особенно показательно изменились результаты тестирования проведенные в октябре 2012г.-мае 2013г.
Методика «Сюжетные картинки»
Октябрь 2012г.
1балл - 7 детей (Настя Е., Маша Б., Никита В., Никита Ш., Саша А., Юля , Матфей К.);
2 балла - 15 детей (Соня С., Артем Б., Игорь К., Данил М., Дима Р., Катя Р., Игнат Б. , Саша Д., Саша Е., Кирилл Г., Владик И., Алеша Ш., Даша Л., Ваня Г., Таня К.);
3 балла - 6 детей (Соня С., Ангелина Г., Дима И., Аня К., Олег К, Полина Ч.).
Май 2013г.
1 балл - 1 ребёнок (Никита Ш.)
2 балла – 10 детей (Данил М., Игнат Б., Ваня Г., Кирилл Г., Юля Л., Данил М., Алеша Ш., Саша А., Матфей К., Артем Ю.);
3 балла - 15 детей (Соня С., Дима И., Аня К., Ангелина Г., Олег К., Никита В., Таня К., Маша Б., Дима Р., Катя Р., Саша Д., Илья Р., Максим Р., Саша Е, Настя Е.).
Сравнение результатов наглядно демонстрирует, что дети стали не только активно распознавать положительные и отрицательные поступки, но и могут обосновать правильность своего выбора.
«Раскрась Методика рисунок» показала, что:
1. 5детей отказались помочь, сославшись на своё неумение красиво раскрашивать (Маша Б., Никита Ш, Данил М., Саша Е., Артем Ю.).
2. 2 ребёнка помогли только после того, как закончили свой рисунок (Ангелина Г., Дима И.)
3. остальные дети (19 человек) без колебаний предложили свою помощь.
Это тестирование показало, что дети нашей группы склонны к сочувствию и готовы прийти на помощь к другу.
Вывод: диагностика нашей группы показала, что, несмотря на положительную тенденцию по осознанию и распознаванию положительных и отрицательных качеств личности, работу по коррекции негативных свойств (агрессии, жадности) в нравственно-эмоциональном развитии детей необходимо продолжать.
Помимо работы непосредственно с детьми мы ведём активную работу с родителями. Мною было сделано сообщение на родительском собрании:
«Психолого-педагогические причины гиперактивности и агрессивности детей» проведены групповые и индивидуальные консультации «Значение игр в познании окружающего мира», «Сказка добрая и злая», «Почитайте своему ребёнку».
Мы привлекаем родителей к изготовлению атрибутов для театрализованных и сюжетно – ролевых игр; была приобретена магнитола и теперь «живая музыка» доступна детям в течение всего дня. А собственный телевизор и проигрыватель DVD с широкой подборкой дисков позволяют знакомить детей с шедеврами отечественной мультипликации.
Совместно с родителями проводилась акция «Наши добрые дела»; пересадка цветов; стирка кукольного белья; сбор книг для садовской библиотеки и др.
Всё это способствует установлению более дружеских отношений между родителями, воспитателями и детьми. Дети очень гордятся помощью, оказываемой родителями нашей группе, родители гордятся успехами детей, что способствует налаживанию спокойно – уравновешенного доброжелательного микроклимата внутри детского коллектива.
Однако, на этом работа по коррекции нарушений формирования психоэмоциональной сферы не заканчивается, это – ежедневный, непрерывный процесс, который незаметно для ребёнка меняет его мировоззрение, поведение, корректирует его нравственно – эмоциональное развитие.
Мы планируем продолжать тесное сотрудничество с родителями, непрерывно обновлять предметно – развивающую среду группы, изучать новейшую педагогическую и методическую литературу. Хочется надеяться, что мои исследования помогут детям нашей группы стать успешными людьми в жизни.
Кутовая И.П. 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников.
Театрализованные игры как средство коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников....
" Песочная терапия - как средство коррекции эмоциональной сферы младших дошкольников.
Коррекционная педагогика...
"Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста"
Презентация по теме самообразования...
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»...
Презентация "Сказкотерапия как средство коррекции психоэмоциональной сферы дошкольников"
Использование сказкотерапии для решения эмоциональных проблем дошкольников...
«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...
Музыкотерапия, как средство коррекции психоэмоциональной сферы ребенка.
Музыкальная деятельность - это способ развития основных психических функций, которые необходимы для общего развития и адаптации. Благодаря воздействию на эмоционально – волевую сферу ребёнка воз...