Консультация для воспитателей «Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
консультация по теме
Консультация для воспитателей
«Музыкотерапия как одно из средств коррекции
психоэмоциональной сферы ребёнка»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Музыкотерапия как одно из средств коррекции
психоэмоциональной сферы ребёнка»
МДОУ ,,Детский сад компенсирующего вида
№127 «Карамелька»’’
Музыкальный руководитель Рубан Любовь Владимировна
Лёгкая мелодия – самый лучший утешитель для
возбуждённой фантазии и лекарство для мозга.
В.Шекспир
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целитель-ном действии музыки на психологическое состояние человека. Музыкальная терапия – это использование музыки в лечении, реабилитации детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Музыкотерапия строится на подборе мелодий, с помощью которых можно оказывать воздействие на человеческий организм. Это древняя естественная форма снятия психического напряжения. С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы, умерить слишком возбуждённый темперамент и растормозить заторможенных детей.
В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребёнка с ОВЗ ( аутизм, умственная отсталость, ДЦП, синдром Дауна). Сущность музыкотерапии для таких детей – вызвать у ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка. На занятиях с такими детьми не ставится задача развития собственно му-зыкальных способностей; основные элементы занятия направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребёнка проблем. Один и тот же музыкальный материал должен использоваться многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе могли его усвоить.
Пример использования классической музыки для регуляции психо-эмоционального состояния детей с ОВЗ:
Для уменьшения чувства тревоги –
,,Мазурка’’ Шопен;
,,Вальсы’’ Штрауса.
Для общего успокоения –
,,Колыбельная’’ Брамса,
,,Аве Мария’’ Шуберта.
Различают три основные формы музыкотерапии:
Рецептивная (пассивная) - просто слушают музыку;
Активная - игра, пение;
Интегративная – с музыкой задействуют возможности других видов ис-кусств (арттерапия), музыкально – подвижные игры, пантомима, цвето-терапия.
В музыкотерапии используется такая форма, как музыкально – двигатель-ная терапия: логоритмические занятия, психогимнастика, музыкально – ре-чевые игры, игры на выражение различных эмоций.
Пример использования воспитателями музыкотерапии для коррекции раз-личных эмоциональных отклонений у детей.
Страх.
Жил-был в лесу зайчик-трусишка. Всего вокруг боялся. Сидит под кустиком и трясется. (Ребенок имитирует поведение зайца.) Подует ветер-зайчик дрожит, захрустит ветка – заяц еще сильнее трясется. (музыка Шумана «Дед Мороз») Но вот надоело зайчишке бояться. Забрался он на пенек и кричит: «Я храбрец-удалец, никого я не боюсь!» (музыка Бетховен «Ода к радости»)
Вдруг на полянку вышел волк. (Игрушка из кукольного театра) Да так внезапно, что зайчонок всю храбрость растерял. Задрожал, как осиновый лист, спрыгнул с пенька, да так неловко, что угодил прямо волку на спину. И пустился зайчишка наутек. (Сен-Санс «Заяц») Ребенок показывает, как заяц убегает.
А волк и на самом деле испугался зайца, который так неожиданно на него напал и убежал навсегда из этого леса. (музыка Бетховен «Ода к радости») Стали звери зайца расхваливать: «Молодец, Храбрец-удалец, прогнал волка, не испугался!» С тех пор заяц ничего не боится.
Буратино – Игра на снятие стрессовых состояний.
Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино»
Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.
Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.
Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.
Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.
А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).
Расслабляются все мышцы.
Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя. Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это оди-ночество» (музыка Моцарта). После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого. А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.
Снеговики. (Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)
Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика. Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.
(музыка Шопена «Зимняя сказка»). Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.
Терапевтическая игра ,,Упрямая подушка’’ .
Ребёнку рассказывают игру-сказку: ,,Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри неё живут детские упрямки. Это они заставляют упрямиться и капризничать. Давайте прогоним упрямки’’. Ребёнку предлагается бить сильно кулаком по подушке. Взрослый при этом проговаривает: ,, Сильнее, сильнее (звучит музыка П.И.Чайковвского увертюра ,,Буря’’). Когда ребёнок устанет, взрослый предлагает ребёнку послушать, все ли упрямки вылезли. Ребёнок прикладывает ухо к подушке. (Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения). Взрослый: ,,Упрямки испугались и молчат. Подушка стала доброй, давай на ней полежим и послушаем хорошую музыку’’. ( Шопен Ноктюрн №20).
Пример использования музыкотерапии при снятии агрессии. Музыкальное моделирование ,,Морское путешествие’’.
Переживание своего эмоционального состояния: ,,Мы на корабле, начался шторм, паруса рвёт ветер, огромные волны швыряют корабль. (Звучит музыка Вивальди ,,Шторм’’). Шторм затих, корабль легко скользит по воде’’, (звучит музыка П.И.Чайковского «Баркаролла»).
Для коррекции речевых нарушений у детей используют такую форму му-зыкотерапии, как логоритмика (тесная связь слова, музыки, движения). В процессе занятия логоритмикой активизируется словарный запас, закрепляется лексический материал и развивается метроритмическое чувство ( конспекты занятий логоритмикой прилагаются ).
Интересная информация
Учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным тера-певтическим эффектом:
от неврозов и раздражительности – музыка П.И.Чайковского, А. Пахмутовой, М.Таривердиева;
язва желудка исчезает при прослушивании ,,Вальса цветов’’ П.И.Чайковского;
соната ре-мажор Ф.А.Моцарта помогает снизить приступы эпилепсии – «Эффект Моцарта»;
кровяное давление и сердечную деятельность нормализует ,,Свадебный марш’’ Ф.Мендельсона;
от гастрита излечивает соната №7 Л.Бетховена;
от мигрени – ,,Весенние песни’’ Мендельсона и ,,Юморески’’;
развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта;
от алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом – ,,Аве Мария’’ Шуберта, ,,Лунная соната’’ Бетховена, ,,Лебедь’’ – Сен-Санса и ,,Метель’’ Свиридова.
Для уменьшения злобности и зависти к успехам других людей – ,,Итальянский концерт’’ Баха и ,,Симфония’’ Гайдна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей Музыкотерапия в лечебной педагогике для детей с ОНР
В данной статье рассматривается проблема использования музыкотерапии в работе с детьми, имеющими речевую патологию....
Каталог игр для развития психоэмоциональной сферы ребёнка
Игры на развитие мышленияМышление - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности выраб...
Консультация для воспитателей МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ
Консультация для воспитателей "МУЗЫКОТЕРАПИЯ в ДОУ" (КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОБУЖДЕНИЯ РЕБЕНКА)...
Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как коррекционно-профилактическое средство»
Отличная консультация с указанием примеров музыкальных произведений, которые можно использовать в различных ситуациях...
Консультация для воспитателей "Музыкотерапия"
Консультация...
«Музыкотерапия как одно из средств коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка»
Консультация для воспитателей«Музыкотерапия как одно из средств коррекциипсихоэмоциональной сферы ребёнка»МАДОУ «Детский сад №6 «Золотой ключик»Музыкальный руководи...
«Музыкотерапия – как средство профилактики проблем психоэмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста»музыкальный руководитель - Магомедова Фатима Рустамовна
Фундаментом здоровья взрослого человека является здоровье ребенка, от состояния которого будет зависеть выполнение всех...