Статья "Формирование коммуникативных навыков у детей 4 - 7 лет"
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В моей группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками. Они часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:
· с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
· с неразвитостью структурных компонентов общения;
· с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.
Научить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия – непростая педагогическая задача, особенно если она должна быть решена относительно малыша, имеющего речевые трудности и на уровне физиологической патологии, и при наличии издержек воспитания как социального явления. Здесь прежде всего необходимо самим педагогам дошкольного образования овладеть педагогической коммуникацией, чтобы совокупностью средств, оригинальных находок и способов профессионально и успешно влиять на процесс усвоения, использования и передачи информации детьми. Способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения педагога и воспитанников, на характер отношений между ними, на качество их речи. Эти важнейшие стороны развития личности ребенка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.
Цель: Развивать навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
* Раскрыть творческий, эмоционально-нравственный, интеллектуальный потенциал.
Задачи:
q Развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирование умение анализировать ситуацию.
q Создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания, любви.
q Выработка положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
q Повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.
q Обучение умению слушать и слышать другого.
q Способствовать уменьшению тревожности, беспокойства Учить владеть собой.
q Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения.
q Учить гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении.
Каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.
Виды игр и упражнений, которые я использую в своей практической деятельности
. 1.Упражнения
«Ритуал приветствия» и «Ритуал прощания»
2.Упражнения на релаксацию
3.Этюды
4. Коммуникативные игры
а) подвижные игры;
б) малоподвижные игры;
5. Пиктограммы
1. Я использую в течение дня – во время совместной деятельности:
• когда надо собрать внимание детей, чтобы они услышали и увидели;
• разбудить или погасить возбудимость.
2. На фронтальных занятиях:
- организационный момент,
- динамические паузы
Игры и упражнения:
Создают атмосферу доброжелательности в детском коллективе.
Повышают уровень самоконтроля эмоционального состояния ребенка.
Способствуют устранению негативных личностных качеств.
Способствуют развитию произвольного поведения ребенка.
Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.57 КБ |
Предварительный просмотр:
В моей группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками. Они часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.
Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:
- с несформированностью возрастных форм общения этих детей;
- с неразвитостью структурных компонентов общения;
- с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.
Научить ребенка сообщать, передавать информацию своему собеседнику в процессе межличностного взаимодействия – непростая педагогическая задача, особенно если она должна быть решена относительно малыша, имеющего речевые трудности и на уровне физиологической патологии, и при наличии издержек воспитания как социального явления. Здесь прежде всего необходимо самим педагогам дошкольного образования овладеть педагогической коммуникацией, чтобы совокупностью средств, оригинальных находок и способов профессионально и успешно влиять на процесс усвоения, использования и передачи информации детьми. Способствовать созданию эмоционально-психологической атмосферы общения педагога и воспитанников, на характер отношений между ними, на качество их речи. Эти важнейшие стороны развития личности ребенка могут быть решены только в условиях комплексного подхода и занятий, основанных на игровых технологиях.
Цель: создать условия для формирования коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;
- создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
- приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний.
- развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
- учить распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
- формировать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
- развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.
Каждый из нас хочет видеть ребенка счастливым, умеющим общаться с окружающими людьми. Но, к сожалению, не всегда ребенку легко наладить общение и задача педагога - помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений. Способность общаться со сверстниками и взрослыми - это проявление коммуникативных способностей, индивидуально-психологических особенностей личности, которые обеспечивают эффективность общения и совместимость с окружающими людьми: сверстниками, взрослыми. Взаимоотношения с окружающими играют огромную роль, и их ненормальность - это зачастую показатель каких-либо отклонений психического развития.
Таким образом, содержание предлагаемых занятий, упражнений, игр развивает у детей такие индивидуально-личностные качества, как терпимость и уверенность, симпатию к окружающим и принятие других такими, какие они есть, умение управлять своим настроением и регулировать свои эмоции.
В своей практической деятельности во время….
я применяю
1. Игры-задания для рабочего настроя:
Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации. (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами)
Пример
- можно предложить взяться за руки и приветствовать друг друга нетрадиционным способом «Мы стоим рука в руке. Вместе мы большая лента. Можем мы большими быть (поднять руки вверх). Можем маленькими быть (приседают). Но никто один не будет. (И. п.)
- Поздороваться с соседом, передать перышко и сказать «Здравствуй (имя), я рад тебя видеть!»
- «Ласковые слова» Поздороваться с соседом и сказать (можно с предметом) «Мне нравится в тебе…» Говорить эту фразу всем участникам игры. Остальные стараются, чтобы эти комплименты были разными.
-Взяться за руки и вместе сказать: «Доброе, утро!» - шепотом, зевая, обычным голосом, прокричать.
- «На что похоже настроение?» -дети заполняют «Карту настроения», в которой отмечается, с каким настроением ребенок пришел на занятие. Рисование солнышка означает, что у ребенка хорошее, радостное настроение. Рисование листочка – ровное, спокойное настроение. Рисование тучки – грусть, обида. Рисование молнии – злость. «Карты настроения» анализируются (какое же настроение у всей группы).
«Волшебная палочка»
«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.
Варианты: передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему.
2. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.
«Заводные человечки», «Карлики-великаны», «Комплимент», «Составь слово», «Живой алфавит», «Дотронься до».
Особо нравятся детям следующие игры: «Менялки», «Встаньте те, у кого… », «Ласковый мелок», «Передай движение», «Молекула», «Тень», «Путаница»: вызывающие у детей умение чувствовать своего партнёра, приходить с ним к согласию, тем самым формируя в группе доверительную и дружескую обстановку.
«Руки-ноги»
Играющие сидят (на стульях, на ковре). Воспитатель (ребёнок) хлопает 1 раз – команда рукам (поднять, опустить, на пояс, за голову и т. п., хлопает 2 раза – команда ногам (встать, сесть, скрестить и т. п.) .
Последовательность движений (хлопков, темп могут меняться.
«Слова на одну букву (звук) »
Игра начинается со слов «Я вижу… »
3. Коммуникативные игры «Будь внимателен!» - Действовать по сигналу. «Сугроб» -показывают руками большие кучи снега; по команде «Метель» - быстро бегут; «Поземка!» - в полуприседе. 5. Пиктограммы «Снежинки» Детям раздаются снежинки в центре которых схематично изображены эмоции. Каждый рассматривает и говорит, что она чувствует.
Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.
Полученный опыт игрового взаимодействия дети могут использовать в продуктивной деятельности. УПРАЖНЕНИЕ – «РИСУНОК ПО КРУГУ».
Все члены коллектива начинают каждый на своем листе бумаги, обозначив на нем в углу свое имя, рисунок, что-то важное для себя. Затем по сигналу все участники одновременно передают свои рисунки соседу и продолжают рисунок соседа. Группа рисует до тех пор, пока каждому не вернется его листок. Затем необходимо встать и описать свой рисунок (замысел) .
- сочинение сказки, общей истории
Игра «Изображение предметов».
Цель: воспитывается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.
Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.
«Тело в деле»
Воспитатель предлагает детям придумать определённую позу (фотографию) какого-нибудь дела (рассматриваю картину, читаю, делаю артикуляционную гимнастику и т. п.) . Играющий демонстрирует свою «фотографию», остальные отгадывают, комментируют, показывают отгадки-действия, сравнивают «фотографии».
Важна заключительная часть – это своеобразное подведение итогов, рефлексия того, что было на занятии и обеспечение условий для плавного перехода из «мира свободы, фантазии и игр» в «мир реальности и обязанностей».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день. В конце занятия дети заполняют «Карту настроения», как они себя чувствуют после проведенных игр.
5. Ритуал завершения играет важную роль в формировании новой позитивной системы отношений «ребенок-взрослый» - отношений доверия и взаимопонимания.
Основными функциями педагога, ведущего игровые занятия, является создание атмосферы принятия ребенка: эмоциональное сопереживание ребенку; отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживание ребенком чувства достижения, собственного достоинства и самоуважения.
я предлагаю вам немного побыть в роли детей и поиграть .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/17/picture-68273.jpg)
Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»
Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/17/picture-68273.jpg)
Программу по психологической коррекции эмоциональных нарушений и коммуникативных навыков у детей 5-7 лет методами арт-терапии»
Я работаю в детском саду, в котором сопровождаются дети с нарушениями речевого развития: дизартрией, дислалией, ОНР, заиканием. У детей данной категории отмечаются в анамнезе такие диагнозы, как перин...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/05/picture-1433583-1667681444.jpg)
опыт работы «Формирование социально - коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами коммуникативных игр и элементов театрализованной деятельности»
laquo;Никто не учит маленького человека: «Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь своё личное».Всё дело в одной, в очень важной закономерности нравствен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/26/picture-846386-1622043695.jpg)
Значение театрализованной игры в развитии коммуникативных навыков у детей 4- 5 лет. (консультация для родителей детей средней группы)
Автором представлен материал описывающий театрализованные игры, их виды и значение в развитии коммуникативных способностей детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/24/picture-177958-1440415136.jpg)
Конспект для детей с ТМНР «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия по мотивам сказки «Курочка Ряба»
Методическая разработка Конспект для детей со сложной структурой дефекта 3- 7 лет «Развитие коммуникативных навыков у детей со сложными дефектами через сюжетно-отобразительные действия...