занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна
план-конспект занятия по логопедии на тему
занятие по развитию речи для детей с синдромом Дауна. лексическая тема "Фрукты"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etapy_zanyatiya.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Этапы занятия, цель зтапа | Задание детям | Деятельность педагога | Деятельность детей | Результат |
Этап приветствия: Установление положительного взаимодействия | «Круг» - традиционное приветствие; (сидя на ковре)
«Иду, иду и дружка себе найду» «Кто пришел?» «Что будем делать?» | Проговаривает слова приветствия: «Встанем рядышком мы в круг. Здравствуй, здравствуй, милый друг. Улыбнемся и в ответ скажем всем: «Привет!» «Иду, иду и дружка себе найду. Зоя, будешь играть со мной?» и т. д. Выкладывает фото и имена детей и предлагает найти свое Приклеивает на доску «расписание» занятия | Дети кивают головой, улыбаются и выполняют жест «привет». Вокализация, произнесение детьми лепетных слов; Находят свою фотографию, имя и приклеивают на доску | Концентрация внимания; налаживание межличностной коммуникации между взрослым и детьми |
Артикуляционно – двигательная минутка: Развитие артикуляторной и мелкой моторики | Фонетическая ритмика: произнесение гласных и согласных с движением рук (с функциональной нагрузкой) (звуки: А, О, У, И, П, Т) Пальчиковая гимнастика (за столом) на ковриках с элементами Су Джок - терапии «Яблочко с кулачок» | Показывает детям движения, характерные для каждого звука и произносит звуки: О-руки поднять через стороны вверх и соединить над головой. А – руки перед грудью. Произнося звук, широко разводить их в стороны. ПА – резко опускать руки со сжатыми кулаками вниз. И т. д. Показ движений и проговаривание слов | Дети, стоя в кругу, повторяют звуки, слоги и движения за педагогом Сидя за столом, повторяют движения рук. | Движения рук помогают удерживать нужную артикуляцию, помогают детям запомнить буквы для глобального чтения. Кинестетическая стимуляция |
Этап формирующий: Познакомить детей с фруктами, предметными картинками, пиктограммами, внеречевыми средствами общения | Рассматривание натуральных фруктов (яблоко, банан), соотнесение с предметной картинкой, с пиктограммой, с жестом (система «Макатон») Игра «Чудесный мешочек» Слова и жесты: яблоко, банан, сок, твердый, круглый, большой, дай, на | Педагог описывает каждый фрукт: «Это яблоко (жест). Оно круглое (жест). Яблоко сладкое (жест), твердое (жест). Из него делают сок (жест). Предлагает найти предметную картинку, пиктограмму. Педагог предлагает ребенку ощупать предмет в мешочке и показать его на картинке. После этого предметные картинки заменяются на пиктограммы. | Дети повторяют жесты, вокализируют, произносят лепетные слова. Находят по инструкции предметные картинки, пиктограммы. Соотносят фрукт с картинкой и пиктограммой. | Развитие понятийной речи, выполнение словесных инструкций, жестов, Развитие стереогноза |
Этап «Мы общаемся»: Формирование умения выражать свои желания с помощью жестов, предметных картинок, простых и лепедных слов | Используя жесты, картинки, пиктограммы, дети просят тот или иной фрукт у педагога | Педагог предлагает детям «купить» фрукты, попросив их. Дает образец фразы -скажи: «Дай банан», «Дай два яблока», т. д. | Произносят лепетные слова и показывают жест: «Да ба» («Дай банан»); «На, аба» («На, яблоко») | Познавательная активность, произнесение слов, вокализация |
Этап имитационный: Умение выполнять действия по подражанию действиям взрослого | Упражнение из серии физкультминуток | Педагог предлагает поиграть: «У бабушки в деревне растет фруктовый сад. Там на деревьях груши и яблоки висят. Их могу я с дерева прямо собирать. Как хорошо у бабушки мне летом отдыхать» | Выполняют действия по подражанию действиям взрослого | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Этап «Чтения и письма» : Формировать умение понимать, что сказал взрослый с помощью предметов, картинок, пиктограмм | Каждому ребенку дается набор символов и предметных картинок, с помощью которых дети составляют предложение | Педагог медленно проговаривает слова предложения: «Я мою яблоко» «Я люблю банан» «Мама ест яблоко и банан» | Дети выкладывают с помощь символов предложения (на каждое слово – символ) | Формируется внутренняя речь |
Этап прощания: | Обращает внимание на «расписание» занятия: что мы сегодня делали? «Круг» - традиционное окончание занятия | Проговаривает название фруктов, повторение жестов, задает вопросы по структуре занятия, требуя от детей вокализации, Проговаривает слова прощания: «Встанем рядышком мы в круг, до свидания, милый друг. Мы обнимемся слегка, скажем всем: «Пока, пока!» | Произносят лепетные слова – названия фруктов; «да – нет» (жестами и вокализацией) Выполняют движения за взрослым, жесты, произносят слоги: «ка» («пока») | Эмоциональное отношение к изученному Четкое обозначение окончания занятия |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПОСТРОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДАУНА (речь отсутствует)
Учитель – дефектолог Хлопушина С.В.
Высшая кв. категория
Тема: «ФРУКТЫ»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Задачи:
- Образовательные: Содействовать умению детей соотносить предмет с картинкой и символом; овладению новыми
внеречевыми средствами общения (жест: система «Макатон», символ).
- Коррекционные: Способствовать формированию понятийной речи; умению действовать по словесной инструкции.
- Воспитательные: Создать условия для овладения средствами общения (помощь друг другу); для развития
эмоциональной сферы (ситуация успеха).
Предпосылки УУД:
- Коммуникативные: формирование умения слушать и произносить лепетные слова.
- Регулятивные: формирование умения выполнять действия по подражанию.
- Познавательные: формирование познавательных действий; первичных представлений о свойствах предметов.
- Личностные: формирование познавательной и социальной мотивации.
Оборудование: «Волшебный сундучок», наборное полотно, фрукты (яблоко и банан), предметные картинки с изображением фруктов, пиктограммы, набор символов, фотографии детей и карточки с их именами,
Форма организации: подгрупповая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы на тему:": «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи у детей с синдромом Дауна»
Опыт связан с системой занятий по развитию речи у детей с синдромом Дауна, в ходе которых используются эффективные методы и приемы, способствующие развитию речи.Адресная направленность: уч...
Выступление. «Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с детьми с синдромом Дауна на ранних этапах»
ГАУЗ « Республиканский дом ребенка специализированный»филиал « Набережночелнинский дом ребенкаспециализированный» Выступление«Особенности работы учителя-дефектолога по развитию речи с...
Развитие речи у детей с синдромом Дауна.
Как развивать речь у ребёнка с синдромом Дауна?Для ребёнка с синдромом Дауна большое значение имеет обучение общению. При относительно хорошем понимании обращенных к нему слов, у ребёнка отмечается зн...
Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна
Дидактическое занятие по развитию познавательной деятельности детей с синдромом Дауна...
буклет "РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ" (развитие речи у детей с синдромом Дауна)
Стихотворные тексты являются основой упражнений для развития речи, кратковременной слуховой памяти, чувства ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с о...
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
В своем эссе я рассказала, как занималась с неговорящим ребенком, имеющим синдром Дауна....
Развитие речи у детей с синдромом Дауна
В презентации даны некотрые упражнения, которые помогут родителям и педагогам в развитии речи у детей с синдромом Дауна....