Творчество в логопедии
методическая разработка (подготовительная группа)

Бобылева Ирина Геннадьевна

Творчество создает благоприятные условия для развития представлений, воображения, мышления, речи и обеспечивает детям постоянный тренинг положитетельных чувств, эмоций, переживаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchestvo_v_logopedii.doc433 КБ

Предварительный просмотр:

                      МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного  вида»

                                                               Подготовила: учитель-логопед Бобылева И.Г.

                                                               Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,

                                     музыки, рисунка, фантазии, творчества.

                                                                          Василий Сухомлинский

    Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период  деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Творчество создаёт для этого благоприятные условия  и обеспечивает детям постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.

   В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По  статистике  современной  медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе в  последствии скажутся на развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.  Речевые зоны  мозга находятся в непосредственной близости  с зоной, которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей на логопедических занятиях, но для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.

    И я подумала, что можно сочетать логопедические занятия с декоративно прикладным творчеством, и заодно в процессе деятельности будет развиваться мелкая моторика и все стороны психических процессов. (Приложение1)

     Были поставлены  следующие задачи:

-Выявить индивидуальные способности детей в творческой деятельности.

-Развивать тактильную чувствительность рук детей.

-Сочетать творческую деятельность, игры и упражнения для тренировки пальцев с развитием всех сторон речевой деятельности.

-Развивать связную речь.

-Учить детей самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.

-Подготовить руку ребёнка к письму.  

         Для решения этих задач, я создала  необходимую предметно-развивающую среду:                                                                        

-приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики(мозаики, конструкторы ,бисер, веселые шнурки, пуговицы, макаронные изделия, акриловые краски, соленое тесто и др.)

-накоплен природный материал (камушки, желуди, глина, ракушки и другое)

-собрана  методическая копилка по теме.

 

      Я заметила, что в процессе творческой деятельности (лепка из теста ,глины, квиллинг, аппликация, оригами, плетение из бисера и др.) во время логопедических занятий дети  чувствуют свою успешность при постановке звуков, при автоматизации звуков в слогах, словах и фразах, при дифференциации смешиваемых звуков. Они высказывают свою точку зрения, рассказывают рассказы, пересказывают тексты, задают вопросы. Во время творческой деятельности дети комментируют свои действия, фантазируют на заданную тему, а после выполнения работы составляют описательный рассказ и тем самым развивают связную речь. Одновременно  идет непосредственный эмоциональный контакт ребенка и взрослого. Навыки моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт.   В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «Вещь , сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

      Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они могут стать  моими единомышленниками по использованию творческой деятельности в коррекции речи у детей, так как  владеют различными технологиями продуктивной деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование, плетение бисером, вязание), обладают развитым богатым воображением и заинтересованы  результатами  работы с детьми.

Такое внимание, их творческий потенциал вдохновил меня.

 Я с удовольствием  провожу индивидуальные консультации с показом практической деятельности,  на родительских собраниях, даю рекомендации по коррекции звукопроизношения в сочетании с творческой деятельностью.  

       Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведённая диагностика в конце года показывает, что у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки и автоматизации звуков, совершенствуется общая координация движений детей, а также выявляется положительная динамика в речевом развитии детей.

      Дети заинтересованы в логопедических занятиях и у них есть желание достичь  чего-то большего. Участвуя в районных,  российских и международных творческих конкурсах, мы занимаем различные призовые  места. Совместная творческая деятельность логопеда с детьми и родителями поможет в развитии способностей ребёнка и формировании его ценных жизненных ориентаций. (Приложение 2)

Используемая литература:

1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г.

2. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.

3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г..

                                                                   Приложение 1.

Мастерим новогоднюю елочку на логопедических занятиях с детьми 5-6 лет.

Игра «Вырежи кружок и произнеси слова красиво»

Цель: Автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творчества.

Логопед произносит деформированные слова, то есть с дефектом произношения. Ребенок произносит слово правильно, например  сыска- шишка.

 

Игра « Добавь звук к слову и собери цветок» (задаем любые звуки)

Цель: Дифференциация смешиваемых звуков в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Логопед называет слово без последнего звука, ребенок называет слово полностью, добавляя подходящий звук, например кома….-комар,  сто….-стол. Идет дифференциация звуков Р-Л.

 

Игра «Придумай слово на звук Р и приклей бусинку » (задаем любой звук)

Цель: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Дети придумывают слова с заданным звуком, например рама, ракушка, радуга и т.д.

 

Игра « Приклей цветок, если услышишь звук Р» (задаем любой звук)

Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики и творческих способностей.

Логопед называет изолированные звуки, слоги и слова с заданным звуком, дети приклеивают цветок к конусу из картона.

  1. к, т, ж, Р, ф, м, н, Р, Р,  п, с, в, к, л, Р.
  2. ка та жа, Ра, фу, му, ну, Ру, Ры, по, со, ко, ло, Ро.
  3. Каток, тумба, Рак, фантик, муха, паук, Рыба, Ракушка

 

Игра « Отгадай первый звук и приклей мишуру» (играем с любым звуком)

1.Цель: развитие звукового анализа и автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Логопед называет слово без первого звука, ребенок придумывает звук и называет слово полностью. Например …ак - рак,  ..акета - ракета. Идет автоматизация звука Р.

2.Цель: дифференциация звуков  в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.

Логопед дает установку, что ребенок должен подставить в слово звук С или Ш

Например …..уба – шуба;    …апог - сапог.

 Игра  « 4-лишний». Назови лишнюю картинку и приклей мишуру.

Цель:  развитие логического мышления, мелкой моторики и творческих способностей, автоматизация поставленного звука в словах.

На столе 4 картинки,  ребенок выбирает лишнюю картинку и называет ее. Например: волк, медведь, лиса, корова. Лишняя корова, так как это животное домашнее. Идет автоматизация звука Р.

 Очень много положительных эмоций дети получили, глядя на свое творение.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"

Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал  - модели для составления загадок из всем известной метод...

Из опыта работы учителя-логопеда Кулагиной Л.В. по использованию устного народного творчества

Описание  основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте....

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Межрайонный фестиваль педагогического творчества Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия» в условиях реализации ФГОС ДО

Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррек...

Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...