Творчество в логопедии
методическая разработка (подготовительная группа)
Творчество создает благоприятные условия для развития представлений, воображения, мышления, речи и обеспечивает детям постоянный тренинг положитетельных чувств, эмоций, переживаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorchestvo_v_logopedii.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ельниковский детский сад «Теремок» комбинированного вида»
Подготовила: учитель-логопед Бобылева И.Г.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки,
музыки, рисунка, фантазии, творчества.
Василий Сухомлинский
Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Творчество создаёт для этого благоприятные условия и обеспечивает детям постоянный тренинг положительных эмоций, чувств, переживаний.
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей. По статистике современной медицины, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга - центрального органа речевой функции. Подобные отклонения так или иначе в последствии скажутся на развитии и обучении ребенка. А его речь обычно страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга. Речевые зоны мозга находятся в непосредственной близости с зоной, которая управляет движениями пальцев рук. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей на логопедических занятиях, но для этого необходимо выстроить работу творчески и интересно.
И я подумала, что можно сочетать логопедические занятия с декоративно прикладным творчеством, и заодно в процессе деятельности будет развиваться мелкая моторика и все стороны психических процессов. (Приложение1)
Были поставлены следующие задачи:
-Выявить индивидуальные способности детей в творческой деятельности.
-Развивать тактильную чувствительность рук детей.
-Сочетать творческую деятельность, игры и упражнения для тренировки пальцев с развитием всех сторон речевой деятельности.
-Развивать связную речь.
-Учить детей самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности.
-Подготовить руку ребёнка к письму.
Для решения этих задач, я создала необходимую предметно-развивающую среду:
-приобретены и сделаны игры и пособия для развития мелкой моторики(мозаики, конструкторы ,бисер, веселые шнурки, пуговицы, макаронные изделия, акриловые краски, соленое тесто и др.)
-накоплен природный материал (камушки, желуди, глина, ракушки и другое)
-собрана методическая копилка по теме.
Я заметила, что в процессе творческой деятельности (лепка из теста ,глины, квиллинг, аппликация, оригами, плетение из бисера и др.) во время логопедических занятий дети чувствуют свою успешность при постановке звуков, при автоматизации звуков в слогах, словах и фразах, при дифференциации смешиваемых звуков. Они высказывают свою точку зрения, рассказывают рассказы, пересказывают тексты, задают вопросы. Во время творческой деятельности дети комментируют свои действия, фантазируют на заданную тему, а после выполнения работы составляют описательный рассказ и тем самым развивают связную речь. Одновременно идет непосредственный эмоциональный контакт ребенка и взрослого. Навыки моторики помогают ребёнку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живёт. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «Вещь , сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».
Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они могут стать моими единомышленниками по использованию творческой деятельности в коррекции речи у детей, так как владеют различными технологиями продуктивной деятельности (конструирование, аппликация, лепка, рисование, плетение бисером, вязание), обладают развитым богатым воображением и заинтересованы результатами работы с детьми.
Такое внимание, их творческий потенциал вдохновил меня.
Я с удовольствием провожу индивидуальные консультации с показом практической деятельности, на родительских собраниях, даю рекомендации по коррекции звукопроизношения в сочетании с творческой деятельностью.
Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведённая диагностика в конце года показывает, что у детей улучшается координация артикуляционного аппарата, заметно сокращаются сроки постановки и автоматизации звуков, совершенствуется общая координация движений детей, а также выявляется положительная динамика в речевом развитии детей.
Дети заинтересованы в логопедических занятиях и у них есть желание достичь чего-то большего. Участвуя в районных, российских и международных творческих конкурсах, мы занимаем различные призовые места. Совместная творческая деятельность логопеда с детьми и родителями поможет в развитии способностей ребёнка и формировании его ценных жизненных ориентаций. (Приложение 2)
Используемая литература:
1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология - М.«Просвещение» - 1998г.
2. Казакова Т.Г Развивайте у дошкольников творчество - М. «Просвещение» - 1985г.
3. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2002г..
Приложение 1.
Мастерим новогоднюю елочку на логопедических занятиях с детьми 5-6 лет.
Игра «Вырежи кружок и произнеси слова красиво»
Цель: Автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творчества.
Логопед произносит деформированные слова, то есть с дефектом произношения. Ребенок произносит слово правильно, например сыска- шишка.
Игра « Добавь звук к слову и собери цветок» (задаем любые звуки)
Цель: Дифференциация смешиваемых звуков в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Логопед называет слово без последнего звука, ребенок называет слово полностью, добавляя подходящий звук, например кома….-комар, сто….-стол. Идет дифференциация звуков Р-Л.
Игра «Придумай слово на звук Р и приклей бусинку » (задаем любой звук)
Цель: автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Дети придумывают слова с заданным звуком, например рама, ракушка, радуга и т.д.
Игра « Приклей цветок, если услышишь звук Р» (задаем любой звук)
Цель: развитие фонематического слуха, мелкой моторики и творческих способностей.
Логопед называет изолированные звуки, слоги и слова с заданным звуком, дети приклеивают цветок к конусу из картона.
- к, т, ж, Р, ф, м, н, Р, Р, п, с, в, к, л, Р.
- ка та жа, Ра, фу, му, ну, Ру, Ры, по, со, ко, ло, Ро.
- Каток, тумба, Рак, фантик, муха, паук, Рыба, Ракушка
Игра « Отгадай первый звук и приклей мишуру» (играем с любым звуком)
1.Цель: развитие звукового анализа и автоматизация поставленного звука в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Логопед называет слово без первого звука, ребенок придумывает звук и называет слово полностью. Например …ак - рак, ..акета - ракета. Идет автоматизация звука Р.
2.Цель: дифференциация звуков в словах, развитие мелкой моторики и творческих способностей.
Логопед дает установку, что ребенок должен подставить в слово звук С или Ш
Например …..уба – шуба; …апог - сапог.
Игра « 4-лишний». Назови лишнюю картинку и приклей мишуру.
Цель: развитие логического мышления, мелкой моторики и творческих способностей, автоматизация поставленного звука в словах.
На столе 4 картинки, ребенок выбирает лишнюю картинку и называет ее. Например: волк, медведь, лиса, корова. Лишняя корова, так как это животное домашнее. Идет автоматизация звука Р.
Очень много положительных эмоций дети получили, глядя на свое творение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование устного народного творчества в работе учителя-логопеда по развитию связной речи"
Презентация содержит теоретический материал по работе с загадками: этапность и методика работы; а также наглядный и практический материал - модели для составления загадок из всем известной метод...
Из опыта работы учителя-логопеда Кулагиной Л.В. по использованию устного народного творчества
Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте....
Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Эффективность опыта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт позволит повысить интерес ре...
Совместная работа учителя-логопеда, детей и родителей группы компенсирующей направленности в частушечном творчестве.
Частушки о Весне и о маме, посвященные Дню 8 Марта....
Тетрадь взаимосвязи логопеда с воспитателем. Лексическая тема:"Знакомство с творчеством С.Я.Маршака".
Знакомство с творчеством С.Я.Маршака. ...
Межрайонный фестиваль педагогического творчества Организация конструктивного взаимодействия логопеда с родителями в рамках клуба «Родительская академия» в условиях реализации ФГОС ДО
Нарушения речи – достаточно распространённое явление среди детей дошкольного возраста. Детей с речевыми проблемами меньше не становится, в связи с чем актуальность проблемы их выявления и коррек...
Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда
На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей. Эффект их применения зависит от профессиональной компетентности пед...