НОД "Путешествие в песочную страну"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему
Цель: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД "Путешествие в песочную страну" | 36.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный конкурс профессионального мастерства «Педагог года – 2016»
Номинация «Воспитатель года - 2016»
Разработка психолого-педагогического занятия
с детьми старшего дошкольного возраста
«Путешествие в Песочную страну»
/ Использование песочной игротерапии в работе педагога-психолога/
Разработал:
Курбатова О.А., старший воспитатель
Крякина Е.С. , педагог-психолог
МБДОУ д/с №12 «Рябинка»
г.Петровска, Саратовской обл.
Цель: профилактика нарушений психоэмоционального и психофизического состояния детей
Задачи:
Образовательная:
- Расширение представления детей о свойствах песка
- Формирование у детей умения передавать своё эмоциональное состояние через песочную игротерапию.
Развивающая:
- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;
- развитие пространственного восприятия, мышления и внимания;
- развитие воображения и фантазии, детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.
Воспитывающая:
- воспитание умения понимать себя и других;
- формирование способности к рефлексии;
- формирование положительных эмоций, связанных с новыми впечатлениями
Предварительная работа: беседы с детьми о эмоциях, о свойствах песка, просмотры видеороликов песочной анимации, игры с песком и приёмы рисования на песке, беседа «Правила работы с песком», работа детей на световых столах.
Материал: мультимедийный проектор, экран, презентация; песочный планшет большой и планшеты песочные детские; песок обычный и цветной, в качестве мозаики – камешки, галька, ракушки, светопрозрачные цветные стеклышки (обточенные, безопасные от порезов), миниатюрные фигурки, массажный мячик, трафареты; музыкальная колонка, влажные салфетки; вентилятор и ветерок на палочке.
Форма занятия: подгрупповая (5-8 человек)
Ход занятия
Педагог. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!» (дети здороваются друг с другом и с педагогом.)
Педагог. Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную страну. Но, чтобы попасть в эту страну нам нужно пройти через «волшебный» тоннель (звучит мелодия, на слайде появляется Песочная страна).
Педагог: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите и слышите. Опишите это. Как вы думаете, где мы с вами оказались? Что вы видите на слайде? (песочный город). Что на столах? (вопросы должны способствовать полету фантазии детей, анализу и обобщению внешних факторов. Воспитатель в недоумении, и просит детей помочь ему понять сложившуюся ситуацию. Самое интересное предположение детей берем за основу последующей игровой мотивации). Внимание детей привлекает песок (можно поблизости от стола зажечь источник света).
Подводит детей к большому планшету.
Педагог: Ребята, вы любите играть с песком? В какие игры вы обычно играете? (ответы). Дети экспериментируют с песком: проводят по его поверхности пальцами, камешками, пересыпают его из руки в руку. Происходит настрой детей на спокойную беседу: Начинается обсуждение физических свойств песка (сыпучесть, способность к нагреванию и охлаждению, цвет и т.д.). Какой песок на ощупь? Какого он цвета? А какое у вас возникает настроение при общении с песком? (Педагог просит детей описать свое настроение при общении с песком. Ребята описывают чувства, которые они испытывают (спокойствие, радость, тепло, счастье или другие).
Педагог: А вы знаете, что песок имеет целебные свойства и люди используют его, чтобы лечить болезни. Песок, нагретый на солнышке, отдает свое тепло человеку еще очень долго, поэтому его используют для прогревания. А еще песок может забирать наше плохое настроение и успокаивать. Когда человеку очень плохо и грустно, его можно вылечить при помощи песка.
Педагог: Ребята, пройдёмте присядем на стульчики. (Показывает детям песочные часы): Как вы думаете, что это за предмет? Это песочные часы. Для чего они нужны нам? Чтобы измерять время. Посмотрите, каждые несколько песчинок – это одна секунда. Давайте вместе посчитаем секунды: одна, две, три…и т.д. Песочные часы бывают разных размеров. В этих часах песок сыплется в течение одной минуты. В часах побольше (показывает часы большего размера) песок сыплется 3 мин.
Песочные часы помогают нам увидеть, как движется время. Люди говорят, что время бежит быстро «как песок сквозь пальцы».
Педагог: ( Педагог обращает внимание детей на песочную картину).
Ребята, посмотрите- это картина нарисованная песком. Она волшебная, она может оживать. Но как же нам ее оживить? У нас есть чудесные песочные часы, может быть, они нам помогут. Как же все таки нам это сделать? (предположения детей) Правильно, нужно перевернуть часы: время побежит, как песок и наша волшебная картина оживет. Пока песок будет течь, картина будет двигаться. (Переворачиваем картину, дети наблюдают)
Педагог: Вы внимательно смотрели на нашу ожившую картину? Чем нарисована эта картина? (ответы детей). А вы хотели бы создать свою песочную картину? Скажите, чем мы с вами обычно рисуем? ( кистями или карандашами), а сегодня наши руки превратятся в инструменты для рисования на песке. И сейчас мы с вами встанем и выполним упражнение для наших пальчиков. (Выполняется психогимнастическое упражнение с дыханием и движениями рук, помогающее настроится на синхронную работу (автор: Надежда Базылева)
Мы на берег побежим!
На песочке полежим!
А песочек – непростой!
Он на солнце «золотой»
Поиграем с ним немножко:
Из ладошки на ладошку
Мы его пересыпаем!
Кучи выше загребаем!
Строим замки из песка!
Вот – дорожка! Вот – река!
Мы в песке каналы рыли
Мы в нем дырочки сверлили!
Поиграли! Полежали!
Рисовать все побежали!
Педагог. Ребята, предлагаю вам пройти к своим песочным планшетам и нарисовать на песке что вы хотите. Через песочную картину можно выразить свои эмоции, своё настроение. Вы можете использовать разнообразный материал (звучит мелодия, дети рисуют на песочном планшете, используя песок цветной, обычный, можно использовать камешки, гальку, бусины, светопрозрачные цветные стеклышки(обточенные, безопасные от порезов).
Педагог. Посмотрим, что же у нас получилось?! (дети рассматривают работы и каждый ребёнок рассказывает о своём эмоциональном состоянии). Каждый из вас создал красивую и неповторимую песочную картину. У вас у всех радостное настроение.
Педагог. Ребята, посмотрите на слайд. Что вы видите? (Звучит звукозапись и на слайде появляется песчаная буря). А как возникает песчаная буря? (Предположения детей). Сейчас мы с вами поэкспериментиреум. Смотрите- с помощью вентилятора создаётся поток воздуха, т.е образуется ветер, который движет наши листочки. То есть, ветер перемещает предметы и песчинки от ветра тоже поднимаются вверх, тем самым образуя бурю. Таким образом это происходит и с песчинками. Что умеют делать песчинки? (перемещаться, двигаться.)
Педагог. А вы знаете, что такое дюны?( На слайде заставка дюны.)
Педагог. Это скопление песка с меняющейся формой. Когда дует ветер, дюна преображается. Предлагаю вам поиграть в игру «Ветер и дюны».
(Вы будете песчинки. Под музыку дети кружатся. Когда музыка стихает дети принимают любое положение тела. Игра проигрывается 2 раза.) Вот в какую интересную игру мы с вами поиграли.
Педагог. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в Песочную страну? (ответы детей). Пришла пора возвращаться в детский сад, нужно пройти через «волшебный» тоннель (звучит мелодия, на слайде появляется фото д/с)
Педагог. Вот и закончилась наше путешествие. Какое настроение у вас после Путешествия? Что вам больше всего запомнилось? На память от нашего путешествия в подарок вам песочная картина. И нам остается только попрощаться. ( Дети делают пирамиду из кулачков, все вместе произносят «Всем, всем, до свидания!»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
Проект «Путешествие в песочную страну» («Песочная терапия в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста»)
Взаимодействуя с песком, развиваются творческие способности ребенка. И это естественно, ведь дети особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, ко...
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы «Путешествие в песочную страну. В гостях у песочного человечка»
Принцип “терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека &ldq...
Использование песочных игр в коррекции речи детей "Сказки песочной страны"
Конспект занятия по развитию связной речи с использованием песочных игр....
Конспект занятия по песочной игровой терапии «Путешествие в песочную страну»
- познакомить детей с игровым материалом для песочной игротерапии;- формировать представление о свойствах сухого и влажного песка;- закреплять знания детей о правилах и нормах поведения при работе с п...
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна»
Конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования - песочной живописи «Песочная страна» ...
ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...