Особенности работы педагога-дефектолога с дошкольниками с ЗПР и СДВГ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Тенденция к постоянному росту числа таких детей, вариабельность проявления отклонений в их развитии и своеобразие возможностей компенсации требуют от педагогов поиска более эффективных принципов и методов организации коррекционного процесса. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном образовании существует проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях специализированного детского сада. В связи с этим в статье представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА С ДОШКОЛЬНИКАМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
Подготовила учитель-дефектолог Розанова О.В.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Тенденция к постоянному росту числа таких детей, вариабельность проявления отклонений в их развитии и своеобразие возможностей компенсации требуют от педагогов поиска более эффективных принципов и методов организации коррекционного процесса. Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современном образовании существует проблема недостаточной разработанности вопросов организации коррекционно-педагогической работы с детьми данной категории в условиях специализированного детского сада. В связи с этим в статье представлен практический ценный опыт разработки методических рекомендаций для педагогов-дефектологов коррекционных дошкольных учреждений.
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психолого-педагогической помощью в детском возрасте.
Причинами данной тенденции, по мнению профессора Н.С. Моровой, руководителя научной школы «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья», является «ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости, техногенные факторы, нерешенные социально-экономические, психолого-педагогические, медицинские и другие проблемы».
У дошкольников с задержкой психического развития синдромом дефицита внимания с гиперактивностью проявляется в чрезмерной психической и моторной активности, несвойственной для нормальных возрастных показателей. Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным особенностям ребенка, т.е. при обучении, стимулирующем развитие и соответствующим реальным возможностям ребенка.
Специализированные дошкольные учреждения для детей с задержкой психического развития были включены в систему образования с 1990 года. В настоящее время уже накоплен определенный опыт по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в условиях специального детского сада. Однако, у педагогов-дефектологов возникает множество вопросов, касающихся специфики организации работы с детьми с задержкой психического развития, осложненной синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.
В связи с этим была предпринята разработка методических рекомендаций для педагогов-дефектологов, целью которых является оптимизация коррекционного обучения гиперактивных детей с ЗПР. При организации работы педагога-дефектолога с детьми с ЗПР и СДВГ необходимо учитывать возраст детей, характер задержавшейся в развитии функции, степень выраженности симптомов СДВГ, специфику микросоциальной среды, своевременность оказания психолого-педагогической помощи.
При составлении рекомендации мы опирались на концепцию системного подхода к анализу психического развития ребенка, на комплексный многоуровневый подход к оказанию коррекционной помощи детям с гиперактивностью (Шевченко Ю.С.), на концепцию учета закономерностей процесса интериоризации (Выготский Л.С., Гальперин П.Я.).
При построении коррекционно-развивающего процесса выделяется ряд принципиальных моментов, которые были положены в основу рекомендаций педагогу – дефектологу:
- Антропологический принцип, который определяет выбор методов и приемов, способствующих усвоению знаний гиперактивными детьми с ЗПР и решению их конкретных проблем.
- Организация работы педагога-дефектолога определяется общими требованиями к коррекционному процессу, который должен быть построен на принципах открытости и диалогичности, быть интерактивным, предполагать взаимодействие и обратную связь.
- Принцип нацеленности специалистов на максимально возможное содействие ребенку с ЗПР и СДВГ в его социализации.
- Деятельностный принцип организации коррекционного обучения, базирующийся на концепции ведущей деятельности.
- Принцип дозированности коррекционного воздействия на гиперактивных детей с ЗПР, носящий щадящий, охранительный характер.
Данные методические рекомендации могут использоваться во всех видах коррекционных занятий, проводимых педагогом-дефектологом в специализированном ДОУ: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по подготовке к обучению грамоте, конструированию, коррекционной ритмике и др.
Таким образом, предлагаемый материал, обобщенный в рекомендации позволит педагогу-дефектологу более обоснованно, грамотно и продуктивно организовать свою работу с детьми, испытывающими трудности в обучении, обусловленные сочетанием задержки психического развития и синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.
Методические рекомендации для педагогов-дефектологов по оптимизации коррекционного обучения детей с ЗПР и СДВГ:
Адаптируйте учебный план и инструкции
- По одной и той же теме проводите два и более занятия ввиду замедленного темпа усвоения нового материала детьми данной категории.
- На занятиях не используйте многофункциональные упражнения, позволяющие решать несколько задач одновременно, ввиду общей психической незрелости и рассеянности внимания.
- Планируйте занятия так, чтобы дети могли активно в них участвовать, в том числе вставать, перемещаться по группе/залу, двигаться на своих местах.
- Составляйте планы занятий так, чтобы занятия были интересными и содержательными, привлекающими внимание детей.
- Включайте в занятия легкие физические упражнения и релаксацию.
- Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию детей, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Давайте больше творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности.
- Применяйте в процессе обучения компьютерные технологии, в том числе для того, чтобы давать детям задания, инструкции.
- Обеспечивайте гиперактивному ребенку с ЗПР наиболее прямые, последовательные и индивидуальные инструкции.
- Придавайте инструкциям направляющий характер.
- Тренируйте навыки организованности.
- Разрабатывайте коррекционные задания таким образом, чтобы максимально снизить уровень разочарований при их выполнении.
- Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи ребенка вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
- Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его использовать их лучше, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть каждый ребенок станет экспертом в группе по какой-либо области, вопросу.
- Варьируйте способы оценки успешности обучения ребенка в соответствии с его сильными качествами.
Поощряйте стабильность и постоянство поведения во время выполнения заданий
- Обеспечивайте постоянную обратную связь, возможность частого обращения за помощью.
- Структурируйте задания.
- Постоянно наблюдайте за самостоятельным выполнением работы.
- Самые сложные занятия/задания должны ставиться в расписании на наиболее продуктивное для ребенка время (преимущественно в первой половине дня).
- Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями каждого ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку с ЗПР.
- Используйте помощь со стороны студентов-практикантов и дополнительно привлеченных педагогов.
- Обеспечьте частые и регулярные перерывы во время и между занятиями в связи с повышенной утомляемостью данной категории детей.
- В определенных заданиях с целью контроля времени применяйте таймеры, часы со звонком или сигнал мобильного телефона.
- Поддерживайте постоянные контакты с семьей ребенка.
- Составляйте ежедневные/еженедельные отчеты об успехах ребенка.
- Осваивайте навыки разрешения конфликтов и применение посредничества с помощью других детей (одногруппников).
Стимулируйте развитие и совершенствование управляющих функций
Для обучения навыкам планирования:
- Введите традицию ведения совместного группового или личного дневника (дошкольники, еще не владеющие навыками письма, могут рисовать картинки). Следите за регулярностью его выполнения.
- Учите детей составлению планов, расписания дел на день с распределением времени на них, записи заданий, напоминаний (можно в графической форме).
Для улучшения навыков организации:
- Выделите время в течение дня для наведения порядка в своем шкафу, столе.
- Ограничьте количество используемых тетрадей. Лучше пользоваться одной тетрадью со специальным держателем-зажимом, с помощью которого легко вставляются или вынимаются отдельные листы.
- Тщательно организуйте распорядок на каждый день и каждую неделю, помогите родителям в установлении системы домашних обязанностей.
Для улучшения последовательности:
- Создайте стандартные правила, шаблоны для доведения заданий до завершения.
- Обеспечьте возможности для самокоррекции.
- Допускайте опоздание с завершением работы.
- За частично выполненную работу давайте частичное поощрение.
Для улучшения самоконтроля:
- Заранее готовьте детей к переходу от одной деятельности к другой.
- Демонстрируйте правила (желательно в наглядной форме).
- Делайте подсказки, напоминания по поводу поведения.
- Четко обсуждайте результаты действий.
- Предоставьте детям время для снятия напряжения, стресса.
- Не запрещайте механическое рисование каракулей и другие приемлемые формы бессмысленно совершаемых движений.
- Используйте активность в качестве награды.
- Обеспечьте больше надзора.
Способствуйте улучшению внимания и поддержанию его концентрации
При проблемах с началом выполнения заданий:
- Повторите указания.
- Выделите ключевые слова.
- Используйте выделение или цветную маркировку для указаний и других важных элементов работы.
- Приучите группу начинать выполнение заданий одновременно.
- В помещении, где проводятся коррекционные занятия, должно быть минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов).
При проблемах с продолжением выполнения и завершением заданий:
- Стимулируйте интерес и активность в процессе выполнения задания.
- Разделяйте большие задания на несколько легко выполнимых фрагментов.
- Сокращайте все предлагаемые задания.
- Иногда позволяйте детям самим выбирать задания для выполнения.
- Ограничьте время объяснения теоретического материала.
Приемы улучшения памяти
- Концентрируйтесь каждый раз только на одной проблеме.
- Запишите всю работу, которую предстоит сделать.
- Составьте список всех этапов выполнения для каждого задания.
- Пользуйтесь напечатанными инструкциями и планами-конспектами занятий.
- Пользуйтесь специальными компьютерными технологиями, облегчающими процесс запоминания.
- Используйте в работе адаптированные методики запоминания (группировка, запоминание по частям, мнемотехники).
Список литературы
Морова Н.С., Заболотских О.П. Роль семьи в социальном воспитании ребенка с ограниченными возможностями здоровья/ Н.С. Морова, О.П. Заболотских// Социальная педагогика в России. – 2012. - №3.
Борякова Н.Ю., Касицина М.А. Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР: методическое пособие. - М.: Академия, 2010г.
Борисова Е.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) «Марийский институт образования», 2008.
Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. - М.: Айрис-пресс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа педагога-дефектолога по формированию познавательной активности у детей с задержкой психического развития посредством исследовательской деятельности
Познавательная активность является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и сре...
Особенности работы воспитателя с родителями дошкольников, имеющих речевые нарушения
Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм вз...
Особенности работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими ЗПР
На что важно обращать свое внимание при работе с такими детьми....
Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи
Доклад, посвященный особенностям работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи....
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога - дефектолога
В настоящее время состояние здоровья детей является одной из наиболее актуальных проблем. Полноценное физическое развитие – это основа формирования личности ребенка. Основная з...
Мастер - класс на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ".
Провела мастер-класс на РМО на тему: "Современные образовательные технологии в коррекционной работе педагога-дефектолога в ДОУ". На данном мастер-классе познакомила коллег с авторским тактил...
Использование нейропсихологического подхода в работе педагога-дефектолога
Аннотация. В практике дошкольных специалистов, осуществляющих коррекционно-развивающие занятия, все востребование становятся методы и средства междисциплинарного подхода. Знания неврологии, психофизио...