Рабочая программа педагога-психолога
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Цель программы: психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rabochaya_prrogramma.doc | 311.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю____________
заведующий МБДОУ ЦРР
детского сада №2
«Солнышко»
Шагинян Л.А.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка детский сад №2 «Солнышко»
Рабочая программа
педагога-психолога
на 2015 -2016 учебный год
Автор: педагог-психолог Булгурян Е. А.
с. Чалтырь
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 2 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.
Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.
Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.
Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей, коррекция недостатков в их психическом развитии.
Задачи программы:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Ø Уставом и нормативными документами МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»;
- Образовательной программой МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»;
- Ø Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
- Ø Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Ø Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.
1
Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.
Социальный паспорт МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко»
№ | Критерии | Количество |
1 | Всего детей: | 187 |
Из них: сирот | - | |
инвалидов | - | |
2 | Всего семей: | 180 |
Из них: полных | 176 | |
неполных | 4 | |
многодетных | 8 | |
инвалидов (родителей) | 1 | |
беженцев | 2 | |
3 | Социальный состав: | |
служащие | 40 | |
рабочие | 75 | |
ИТР | 12 | |
предприниматели | 23 | |
неработающие | 10 | |
4 | Образовательный ценз: | |
Высшее образование | 60 родителей | |
среднеспециальное | 173 | |
среднее (общее) | 106 | |
|
РАЗДЕЛ I.
Направления психолого-педагогической деятельности.
Психодиагностика
Согласно ФГОС в ДОУ может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.
Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
2
Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:
- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);
- оптимизации работы с группой детей.
Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
- Развивающая работа и психологическая коррекция
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.
Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.
В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Направление реализуется по следующим разделам:
* «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;
* «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;
* «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;
* «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;
* «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.
3
- «Психологическое консультирование»
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.
Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.
Такими задачами выступают:
- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;
- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;
- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;
- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;
- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.
- «Психопрофилактика и психологическое просвещение»
Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение родительских взаимоотношений с ребёнком;
Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации проведения занятий.
4
Объем образовательной нагрузки
Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:
I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день
Средняя группа – 20 минут в день
Старшая группа – 25 минут в день
Подготовительная группа –30 минут в день
Методическое обеспечение реализации рабочей программы
Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:
- .Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
- .Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
- .Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
- .Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
- Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет) Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
6.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тарак
Возраст от 4 до 5 лет
В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Формируются навыки планирования последовательности действий.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Начинает складываться произвольное внимание.
5
Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребёнку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослыми становится вне ситуативной.
В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив.
Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.
Возраст от 5 до 6 лет
Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.
Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.
Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.
Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.
Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
6
Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Возраст от 6 до 7 лет
Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
7
К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Содержание деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию Основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР детского сада №2 «Солнышко».
Педагог-психолог ДОУ осуществляет деятельность в пределах своей профессиональной компетентности, работая с детьми, имеющими разные уровни психического развития.
Цель программы определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;
- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;
- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.
Психологическое сопровождение рассматривается как стратегия работы педагога-психолога ДОУ, направленная на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.
Задачи психологического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования личности ребенка: - Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
8
- сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
- формирования у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;
- интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;
- формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
- развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
- развития потребности в реализации собственных творческих способностей.
В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения:
- принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
- сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности и д.
РАЗДЕЛ II.
Содержание деятельности педагога-психолога
Основные направления деятельности педагога-психолога
9
Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы
Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Проводится:
- Обследование детей второй младшей группы (3 года) для определения уровня психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка.
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению о ПМПк.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Психопрофилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
Для этого предусмотрено:
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
- заседания Клуба «Молодая семья»;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.
10
Развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка.
В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.
Объектом развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Если выявленные отклонения выражены в значительной степени, ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико-педагогической комиссии на основании решения психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Обязательно:
- Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – (адаптационные игры, релаксационные минутки ит.д.).
- Проведение развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
- Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.
Обязательно:
- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.
- Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями и детей-инвалидов.
11
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
- повышение уровня психологических знаний;
- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, с учетом традиций и местных условия, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Обязательно:
- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, конференций, практикумов по темам:
-Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
-Психологическая готовность ребенка к школе
-Развитие профессиональной рефлексии педагогов
-Психологические основы взаимодействия с семьей.
-Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
Создание папок «Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями».
- Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, на заседаниях клуба «Молодая семья» с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
-Адаптация ребенка к ДОУ.
-Кризисы 3-х лет и 6-7 лет.
-Наиболее типичные ошибки семейного воспитания.
-Сенсорное развитие детей раннего возраста.
-Психологическая готовность к обучению.
-Половое воспитание и развитие.
Психологическое сопровождение реализации Основной общеобразовательной программы ДОУ по освоению направлений развития и обучения детей
12
Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает реализацию пяти направлений развития детей:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие.
Содержание деятельности педагога-психолога в рамках
психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ
- Работа с воспитанниками
1.1. Плановая и углубленная психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.
1.2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
1.3. Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей.
1.4. Индивидуальное сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
1.5. Коррекция коммуникативной и познавательной сферы ребенка.
1.6. Составление индивидуальной траектории развития ребенка.
- С педагогами
2.1. Методическая и практическая помощь в организации и проведении открытых мероприятий (по плану ДОУ).
2.2. Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ,
2.3. Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).
2.4. Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.
2.5. Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).
2.6. Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом.
13
2.7. Психолого-педагогическое сопровождение и квалифицированная коррекция недостатков в физическом и психическом развитии детей.
- С родительской общественностью
3.1. Социологическое анкетирование родителей (в течение года).
3.2. Индивидуальное консультирование родителей.
3.3. Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).
3.4. Просветительская работа среди родителей через заседания клуба «Молодая семья».
3.5. Организация и проведение тренингов, семинаров, мастер-классов.
Планируемые результаты
1. Психологическое сопровождение системы мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
ФГОС ДО предъявляет к системе мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения Программы следующие требования:
- система мониторинга должна обеспечивать отслеживание индивидуальной траектории развития ребенка,
- мониторинг проводится с оценкой динамики достижений ребенка,
- мониторинг включает описание объекта, форм, периодичности и содержание.
При реализации этих требований, в сферу компетентности педагога-психолога попадают следующие направления мониторинга - физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка.
Основные используемые методы:
- наблюдение за ребенком,
- беседы
- экспертные оценки.
14
При этом в построение системы мониторинга заложено сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг освоения направлений развития и образования детей проводится по усмотрению воспитателей возрастной группы в течение учебного года с использованием диагностического инструментария, предусмотренного ООП, что обеспечивает возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводит к переутомлению воспитанников и не нарушает ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга изложено в Основной общеобразовательной программе ДОУ.
В мониторинге предусмотрено использование методов, позволяющих получить объем информации в оптимальные сроки.
В системе мониторинга ДОУ предусмотрено участие педагога-психолога в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в ДОУ, прежде всего в части обеспечения индивидуального подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку в том числе, и личностных результатов.
2. Зона компетенции педагога-психолога в диагностическом обследовании дошкольников
Педагог-психолог осуществляет:
- Психологическую диагностику познавательных процессов детей.
- Психологическую диагностику личностных качеств.
- Диагностику психологической и мотивационной готовности детей к обучению в школе.
Профессиональная компетентность педагога-психолога при проведении мониторинга в ДОУ может распространяется на следующие параметры диагностирования дошкольников:
2 младшая группа (3-4 года):
• понимание речи;
• активная речь;
• сенсорное развитие;
• игра;
• развитие пространственных представлений;
• рисование (желание рисовать, наличие замысла, умение держать карандаш и т. д.);
• поведение (взаимоотношения со взрослыми и сверстниками).
15
Средняя группа (4-5 лет):
• слуховое восприятие (различение неречевых шумов);
• зрительное восприятие (узнавание черно-белых изображений);
• пространственные представления (конструирование, употребление простых предлогов);
• мелкая моторика;
• связная речь (умение выразить свою мысль);
• развитие мышления;
• анализ продуктивной деятельности — рисунок, лепка, аппликация, словотворчество и т. д.;
• игра — уровень игры, преобладающий вид общения;
• социальные навыки — общение со взрослыми и сверстниками.
Старшая группа (5-6 лет):
• слуховое внимание;
• зрительное восприятие;
• общая моторика, ловкость, выносливость, разноименные движения;
• развитие графической деятельности;
• мыслительная деятельность;
• игровая деятельность;
• анализ продуктов деятельности;
• коммуникативные навыки.
Подготовительная к школе группа (6-7 лет):
• зрительно-моторная координация;
• ритмическое чувство;
• переключение движений;
16
• рядограммы (последовательность времен года, дней недели);
• звуковой анализ слов;
• умение определять состав числа;
• выделение 4-го лишнего, простые аналогии;
• составление сюжетного рассказа по серии картин;
• понимание логико-грамматических конструкций;
• установление причинно-следственных связей;
• ориентировка на листе бумаги.
РАЗДЕЛ III.
Организация системы взаимодействия педагога-психолога с участниками педагогического процесса
3.1. Взаимодействие педагога-психолога со специалистами ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
С руководителем ДОУ
- Участвует в обсуждении актуальных направлений работы образовательного учреждения, совместно с администрацией планирует свою деятельность с целью достижения поставленных педагогическим коллективом целей и задач.
- Уточняет запрос на психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, на формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
- Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
- Принимает участие в расстановке кадров с учетом психологических особенностей педагогов и воспитателей.
- Предоставляет отчетную документацию.
- Проводит индивидуальное психологическое консультирование (по запросу).
- Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
- Обеспечивает психологическую безопасность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
- Оказывает экстренную психологическую помощь в нештатных и чрезвычайных ситуациях.
17
Со старшим воспитателем
- Участвует в разработке основной общеобразовательной программы ДОУ.
- Составляет индивидуальные образовательные маршруты (содержание психолого-педагогической работы по организации взаимодействия взрослых и детей в освоении направлений развития и обучения детей).
- Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
- Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
- Разрабатывает программы по повышению психологической компетентности участников образовательного процесса (педагогический коллектив, родители).
- Участвует в комплектовании кружков и творческих объединений с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. В рамках консультативной помощи родителям участвует в выборе дополнительного обучения и его направленности.
- Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов, творческих групп.
- Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в дошкольном учреждении с точки зрения создания в нем психологического комфорта.
- Выступает консультантом по вопросам создания предметно-развивающей среды.
- Оказывает поддержку в развитии ИКТ.
- Представляет документацию установленного образца (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
- Проводит психологическое сопровождение конкурсов (профессиональных, детских, конкурсов для родителей и т.д.), организованных на базе ДОУ.
- Участвует во внедрении и адаптации новых программ, мультимедийных технологий, ИКТ-технологий).
- Участвует в организации и проведении Дня открытых дверей.
С воспитателем
1. Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
2. Участвует совместно с воспитателем в организации и проведении различных праздничных мероприятий
3. Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности предпосылок учебной деятельности у дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года)
- Оказывает консультативную и практическую помощь воспитателям по соответствующим направлениям их профессиональной деятельности.
18
- Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
- Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
- Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
- Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
- Осуществляет психологическое сопровождение образовательной деятельности воспитателя.
- Осуществляет психологическое сопровождение воспитателя в процессе самообразования.
- Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
- Проводит обучение воспитателей навыкам бесконфликтного общения друг с другом (работа в паре).
- Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
- Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, правильная осанка и т. д.).
- Участвует в деятельности по формированию универсальных предпосылок учебной деятельности (активизация внимания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.
С музыкальным руководителем
- Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
- Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей.
- Осуществляет сопровождение на занятиях, при подготовке и проведении праздников, досуга развития памяти, внимания, координации движений.
- Участвует в проведении музыкальной терапии.
- Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
- Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.
19
С инструктором по физической культуре
- Участвует в составлении программы психолого-педагогического сопровождения по физическому развитию.
- Участвует в выполнении годовых задач ДОУ по физическому развитию.
- Формирует у детей, родителей и сотрудников детского сада осознание понятия «здоровья» ивлияния образа жизни на состояние здоровья.
- Оказывает помощь в подборе игровых упражнений с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей, уровня их развития и состояния здоровья.
- Способствует развитию мелкомоторных и основных движений.
- Формирует потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
- Способствует взаимодействию детей разных возрастов (например, при организации соревнований между возрастными группами: старшей и подготовительной).
- Участвует в поиске новых эффективных методов и в целенаправленной деятельности по оздоровлению.
- Систематизирует результаты диагностики для постановки дальнейших задач по физическому развитию.
- Способствует внедрению в работу здоровьесберегающих технологий.
- Способствует формированию у детей волевых качеств (настрой на победу и т. д.).
- Помогает адаптироваться к новым условиям (спортивные соревнования, конкурсы вне детского сада).
- Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психопрофилактические прогулки, физкультурная терапия).
3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.
Основные формы взаимодействия с семьей
Знакомство с семьей: анкетирование, консультирование, посещение.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, создание памяток.
Совместная деятельность: Участие в заседаниях клуба «Молодая семья», привлечение родителей к организации гостиных, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
20
Содержание направлений работы с семьей
Направление «Социально-коммуникативное развитие»
- Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на сохранение психического здоровье ребенка.
- Информировать родителей о факторах, влияющих на психическое здоровье ребенка. Помогать родителям сохранять и укреплять психическое здоровье ребенка.
- Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
- Совместно с родителями создавать индивидуальные программы сохранения и укрепления психического здоровья детей и поддерживать семью в их реализации.
- Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
- Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Помогать родителям планировать выходные дни с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
- Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д.
- Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
- Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
- Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
- Помогать родителям осознавать негативные последствия деструктивного общения в семье, исключающего родных для ребенка людей из контекста развития. Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
- Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, входе проектной деятельности).
Направление «Познавательное развитие»
- Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
- Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с
- 21
- ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и
познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
- Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.).
- Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности.
Направление «Коммуникативное развитие»
- Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
- Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
- Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Побуждать родителей помогать ребенку устанавливать взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
- Привлекать родителей к сотрудничеству, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
- Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
- Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие ребенка.
- Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Направление «Художественно- эстетическое развитие»
- Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
- Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
- Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов, домашнего музицирования и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
Направление «Физическое развитие»
22
- Содействовать гармоничному психо-физическому развитию детей.
- Формировать потребность в психологической комфортности, при выполнении физических упражнений
- Развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий, игр, эстафет.
Формировать у ребенка осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами сверстников;
РАЗДЕЛ IV.
Критерии результативности деятельности
педагога-психолога ДОУ
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса на разных возрастных этапах;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития воспитанников при реализации основной общеобразовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у воспитанников ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни при определении итоговых результатов;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения образовательного процесса;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей воспитанников, выявления и поддержки одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
- сформированность коммуникативных навыков воспитанников;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение).
23
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРОГРАММ, ТЕХНОЛОГИЙ, ПОСОБИЙ
№ | Наименование методических средств | Кол - во |
Диагностические методики | ||
1 | Развитие детей раннего возраста (Печора К.Л.) | 1 |
2 | Коробка форм | 1 |
3 | «Пирамидка» | 1 |
4 | «Мисочки» | 1 |
5 | Графический диктант Эльконин Д.Б. | 1 |
6 | Разрезные картинки | 5 |
7 | Конструирование по образцу | 1 |
8 | Рыбка | 1 |
9 | Свободная классификация | 1 |
10 | Классификация по заданному принципу | 1 |
11 | «Домик» Гуткиной Н.И. | 1 |
12 | «10 слов» Лурия | 1 |
13 | «Дорожки» Л.А.Венгер | 1 |
14 | Перцептивное моделирование | 1 |
15 | Схематизация | 1 |
16 | Систематизация | 1 |
17 | «Учебная деятельность»» Цеханская Л.И. | 1 |
18 | Рисуночные тесты: «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», «Рисунок человека», « Рисунок воспитателя», « Моя группа». | 5 |
19 | «Узоры, линии» по В. Мытацину | 1 |
20 | Тест Керна-Йерасека | 1 |
21 | Социометрия «Секрет» Репиной | 1 |
22 | Методика « Образец и правило» | 1 |
23 | Последовательные картинки | 1 |
24 | Дорисуй фигуры | 1 |
25 | Исследование доминанты | 1 |
26 | Тест « Переплетенные линии» | 1 |
27 | Тест « Корректурная проба» | 1 |
28 | Тест «Что не дорисовано?» | 1 |
29 | Тест опросник родительских отношений А.Я.Варга, В.В.Столин | 1 |
30 | Тест « Залатай коврик» | 1 |
31 | Методика «Лесенка» В.Г.Щур | 1 |
32 | Методика Рене Жиля | 1 |
34 | Самооценка эмпатических способностей (тест А. Мехрабиен, Н.Эйнштейн) | 1 |
35 | Оценка уровня общительности (тест Ф. Ряховский) | 1 |
36 | «Сформирован ли у Вас педагогический такт» (Р.Р. Калинина) | 1 |
37 | «Оценка профессиональной направленности личности воспитателя (Р.Р. Калинина) | 1 |
24 | ||
38 | Тест измерения уровня интеллекта (Р. Амтхауэр) | 1 |
39 | Тест творческого мышления (Р.Р. Калинина) | 1 |
40 | Тест «Проверьте, какой Вы педагог?» ( модифицировано Р.Р. Калининой) | 1 |
41 | Тест «Самооценка педагога» | 1 |
42 | Диагностика стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса (Симонов В.П.) | 1 |
Материалы для развивающей работы | ||
2 | Развивающие игры | 6 |
3 | Куклы | 2 |
4 | Конструктор цветной 43 дет. | 1 |
5 | Пирамидки разной конфигурации | 3 |
6 | Коробки форм разной конфигурации | 3 |
7 | Раздаточный материал | 8 |
8 | Мячики | 12 |
9 | Дидактические пособия для развития мелкой моторики | 5 |
10 | Пуговица-шнуровка | 2 |
11 | Развивающие компьютерные игры | 9 |
12 | Конструктор «Геометрик» | 1 |
13 | Сенсорное панно | 1 |
14 | Игра «Цилиндрики» | 2 |
15 | Тренажер для глаз «шары чудесные» | 1 |
16 | Мягкие игрушки | 5 |
17 | Материалы для продуктивной деятельности: бумага для рисования и цветная, краски, карандаши цветные, восковые мелки, фломастеры клей, мелки, ножницы. |
|
Перечень методической и справочной литературы
№ | Название | Автор | Год | Кол - во |
1 | Азбука общения | Л.М. Шипицына | 2008 | 1 |
2 | Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ | Н.В.Соколовская | 2008 | 1 |
3 | Психолог в дошкольном учреждении | Т.В. Лаврентьева | 2002 | 1 |
4 | Экспресс - диагностика в детском саду | Н.Н.Павлова Л.Г. Руденко | 2008 | 1 |
5 | Тесты для детей « Готов ли ваш ребенок к школе? | М.Н. Ильина | 1997 | 1 |
6 | Программы эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я, Ты, Мы» | 2002 | 1 | |
7 | Настольная книга практического психолога | Е.И. Рогов | 2001 | 1 |
8 | Культура общения дошкольников | Г.П. Лаврентьева | 1988 | 1 |
9 | Работа ДОУ с родителями | Е.В.Шитова | 2013 | 1 |
10 | Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ | Н.В Кирюхина | 2005 | 1 |
11 | Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду | И.Л. Арцишевская | 2003 | 1 |
12 | Система сопровождения родителей | М.В.Тимофеева | 2009 | 1 |
13 | Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Е.А. Смирнова | 2013 | 1 |
14 | Практические семинары для педагогов | С.В. Терпигорьева | 2011 | 1 |
15 | Играем? Играем? | О.А. Скоролупова | 2005 | 1 |
16 | Учусь управлять собой | Л.Б. Фисюкова | 2010 | 1 |
17 | Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста | Н.В. Нищева | 2011 | 1 |
18 | Система воспитания индивидуальности дошкольников | В.Н. Волчкова | 2007 | 1 |
19 | Развитие познавательных способностей детей | Л.Ф. Тихомирова | 1996 | 1 |
20 | Проверьте интеллект своего ребенка | Н. Арянова | 2008 | 1 |
21 | Забавы для малышей | М.Ю. Картушина | 2005 | 1 |
22 | Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста | В.Г. Алямовская С.Н. Петрова | 2008 | 1 |
23 | Психогимнастика в детском саду | Е.А. Алябьева | 2003 | 1 |
24 | Психогимнастика | М.И. Чистякова | 1990 | 1 |
25 | Психологическая безопасность ребенка раннего возраста | Ю.А. Афонькина | 2013 | 1 |
26 | Психологическая готовность ребенка к школе | Е.А Грудненко | 2012 | 1 |
27 | Психология. Игры, упражнения, тренинги. | И.В. Гуреева | 2010 | 1 |
28 | Развитие эмоций дошкольников | В.М. Минаева | 2001 | 1 |
29 | Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в д/с и семье | Н.П. Сазонова Н.В. Новикова | 2010 | 1 |
30 | Детская агрессивность: причины, методы работы, профилактика | педагоги-психологи МБОУ ПМС-центра | 2011 | 1 |
31 | Социально-эмоциональное развитие детей от 3до 6 лет «Я, ты, мы». | О.Л. Князева Р.Б. Стеркина | 2005 | 1 |
32 | Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате | Г.Г. Колос | 2006 | 1 |
33 | Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате | А.И. Титарь | 2009 | 1 |
34 | Организация деятельности центра игровой поддержки ребенка раннего возраста | Ю.А. Афонькина Е.М. Омельченко | 2012 | 1 |
35 | Учебник для психолога по жизни | Н. Козлов | 1997 | 1 |
36 | Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста | И.С. Погудкина | 2013 | 1 |
37 | Психологические тесты том 1 | А.А. Карелина | 2003 | 1 |
38 | Психологические тесты том 2 | А.А. Карелина | 2003 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...