презентация " Музыкотерапия, как один из методов психокоррекции."
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Существует множество способов воздействия на человека, но, вне всякого сомнения. музыка на протяжении многих веков остаётся одним из самых значимых методов психологической коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
для работы психолога с педагогами, родителями и детьми | 2.3 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МУЗЫКА Музыка – феноменальное явление. Её взаимоотношения с человеком удивительны. Мелодичные звуки вершат чудеса – в человеке пробуждается, преобразуется душа, меняются состояние, настроение… Музыка властвует над нашими эмоциями, которые, оказывается, даже побеждают физическую боль. Узбекский учёный Мирзакарим Норбеков установил: здоровье зависит от эмоционального центра человеческого организма. Он подчёркивает: “Хаос не в мире, он внутри нас”. И именно музыка побеждает этот хаос, гармонизирует эмоциональную сферу человека. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии обладают сильным терапевтическим эффектом.
. Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то религиозная музыка – анальгетик в мире звуков, она облегчает боль.
Пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на лёгкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Но среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека это орган.
Определенные ноты влияют на определенные органы: звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы; ре — на желчный пузырь и печень; ми — на органы зрения и слуха; фа — на мочеполовую систему; соль — на функции сердца; ля — легкие и почки; си — на функцию энергообмена , согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).
Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания. Не случайно в современной медицине всё большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией музыкотерапия. Речь идёт о восстановлении здоровья человека при помощи занятий музыкой. Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета, так как было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя своё психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. В этом большую помощь оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, раскатов грома, шума дождя.
Исследования центра под руководством М. Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Особенно интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях, таких как: влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества, индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов; воздействие на организм человека традиционной народной музыки. Следует подчеркнуть, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Факт остаётся фактом: музыкотерапия в мире становится признанной наукой.
Все музыкальные произведения можно условно разделить на активизирующие, тонизирующие и расслабляющие, успокаивающие. Восприятие музыки тесно связано с умственными процессами, то есть требует внимания , наблюдательности, сообразительности. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В. М.Бехтерев , подчеркивая эту особенность, доказал, что если установить механизмы влияния музыки на организм, то можно вызвать или ослабить возбуждение.
. Особенности музыкотерапии, как психотерапевтического метода Представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование ), так и дополнением музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Согласно этому положению при затруднении словесного контакта с больным музыка способствует его установлению, если она соответствует эмоциональному тонусу состояния пациента, при депрессии показана музыка тихая, спокойная, при возбуждении – громкая, быстрого темпа. Музыка способна устанавливать общее настроение, причем эмоциональная окраска образов, возникающих при ее восприятии, различна в зависимости от индивидуальных особенностей музыкального восприятия, степени музыкальной подготовки, интеллектуальных особенностей слушающего.
Таким образом, музыкотерапия может служить вспомогательным средством установления контакта между психологом и клиентом и средством, облегчающим эмоциональное отреагирование в процессе коррекционной работы. Рассматривая основные направления коррекционного действия музыки, обычно выделяют 4 следующих аспекта: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общения — коммуникативных функции и способностей; регулирующее влияние на психовегетативные процессы; развитие эстетических потребностей .
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Ритмические движения представляют собой единую функциональную систему, двигательный стереотип. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть повышения ритмических процессов организма в более строгой компактности и экономичности энергетических затрат. Изучение эмоциональной значимости отдельных элементов музыки – ритма.
т Тональности – показало их способность вызывать состояние, адекватное характеру раздражителя: минорные тональности обнаруживают депрессивный эффект, быстрые пульсирующие ритмы действуют возбуждающе и вызывают отрицательные эмоции, мягкие ритмы успокаивают, диссонансы возбуждают, консонансы успокаивают. В качестве психологических механизмов коррекционного воздействия музыкотерапии указывают: катарсис – эмоциональную разрядку, регулирование эмоционального состояния; облегчение осознания собственных переживаний; конфронтацию с жизненными проблемами; приобретение новых средств эмоциональной экспрессии.
В зависимости от активности клиентов, степени их участия в музыкотерапевтическом процессе и поставленных задач музыкотерапии может быть представлена в форме активной, когда они активно выражают себя в музыке и пассивной, когда клиентам предлагают только прослушать музыку. Пассивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. Пассивная музыкотерапия существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыкальных произведений, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия); реактивной (направленной на достижение катарсиса); регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения). Для успокоения, снятия эмоционального напряжения. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти).
Классика: Произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» – часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор», Дебюсси «Свет луны». Уменьшение чувства тревоги и неуверенности. Мажорные мелодии, темпа ниже среднего.
Народная и детская музыка помогает обрести временную безопасность. Хорошее воздействие могут оказать этнические композиции. Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн «Мелодии».
Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения. Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Для снятия депрессивных настроений, улучшения настроения. Скрипичная и церковная музыка.
Классика: Произведения Моцарта, Гендель «Менуэт», Бизе « Кармэн » - часть 3. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности. Вялым людям нужна ритмичная, бодрящая музыка. Можно использовать различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие.
Клиенты в группе прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивается, как правило, три произведения или более или менее законченных музыкальных отрывка (каждый по 10-15 мин). Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и тема — с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся скорее расслабляющим, релаксирующим действием. Второе произведение динамичное, драматическое, напряженное, оно несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациентов. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть также спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии. В процессе групповой психокоррекции активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например, постараться понять, какое эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», то есть произведение, отражающее собственное эмоциональное состояние, и пр. При групповой психокоррекционной работе используется активный вариант музыкотерапии .
Таким образом, музыкотерапия — это психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве средства коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия (прослушивание музыкальных произведений, индивидуальное и групповое музицирование ), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Практическое использование музыки и стабилизация эмоционального состояния с помощью музыки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения
средства и методы психокоррекции детей, имеющих речевые нарушения...
Музыкотерапия как метод психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников
Уже давно занимаюсь музыкотерапией, аэтот метод даёт положительную динамику в эмоциональной сфере детей. Решила поделиться своими наработками,предлагаю вашему мнению статью....
МЕТОДЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ В ЛОГОПЕДИИ
ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПОДЛЕЖАТ НЕДОСТАТКИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ И НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИЕ СОБОЙ ТАКИЕ УСТОЙЧИВЫЕ КАЧЕСТВА, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ ДОВОЛЬНО РАНО И В ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ. ПСИХ...
Методы психокоррекции в логопедии
В консультации педагоги могут ознакомиться с основными психологическими механизмами коррекционного воздействия в коррекции речевых нарушений. Консультация может быть полезной не только логопедам, но и...
Тема самообразования" Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста" Анализ деятельности по теме за 2017- 2020 уч.г.г.
На заключительном этапе самообразования, на этапе обобщения и распространения изученного опыта работы мною был подготовлен воспитанник комбинированной группы – Красков Дмитрий на рай...
музыкотерапия, как один из методов арт - терапии
В пследнее время все чаще в детском саду используется метод музыкотерапии, как один из методов арт- терапии. Методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимост...
Психогимнастика- как один из методов психопрофилактики и психокоррекции в работе с детьми дошколного возраста.
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ. Картотека игр по психогимнастике....