Индивидуальный образовательный маршрут
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему

Воробьева Наталия Анатольевна

Вариант индивидуального образовательного маршрута по программе "Подготовка детей с ЗПР к школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный  маршрут  развития основных познавательных процессов и учебных навыков  Ф…. Дарьи   2007 г.р. Программа « Подготовка детей с ЗПР к школе» (2-й год обучения по программе), 2014 – 2015 учебный год.

Занятия 2 раза в неделю (70 часов).

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-развивающие задачи

Рекомендованные игры и задания

Диагностический этап (сентябрь, 2 ч.)

Диагностика

  1. Диагностика основных познавательных процессов и учебных навыков.

 Диагностический комплект "Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов" Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. 

(Методика Л. А. Ясюковой)

  Подгготовительный этап

(сентябрь, 10часов)    

Сенсорное развитие

  1. Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
  2. Закрепить знание основных цветов и оттенков,форме и величине предметов, обогатить представления о них.

  1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов  геометрич. фигур.
  2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие психических функций

  1. Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
  2. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.
  3. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
  1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот»1, «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т. п

Развитие мелкой моторики

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).
  2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).
  3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.
  4. Печатание пройденных букв в тетради.
  5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.
  6. Использование массажных упражнений.
  7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.
  8.  Лепка, аппликация, рисование.

Основной этап(октябрь – май, 56часов)

I. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи – 9 часов.

  1. Формировать, расширять, уточнять и систематизировать представления  об окружающем мире.    
  2. Способствовать развитию   познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  3. Расширять, уточненять и активизировть словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.
  4. Упражнять в словоизменении.
  5. Упражнять в словообразовании.

1. Свойства предметов. Расположение предметов в пространстве.

Цвет, форма, величина предметов. Дифференциация изученных геометрических фигур. Соотнесение геометрической фигуры с формой различных предметов и их изображениями. Сравнение предметов по величине. Нахождение предметов заданной формы и величины. Пространственные понятия.

2. Родная природа.

- Сезонные изменения в природе и труде.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе и труде. Учить различать и правильно называть состояние погоды. Знать отличительные признаки времён года. Перелётные и зимующие птицы. Изменения в жизни растений и животных. Составление рассказа по сюжетной картинке.

- Растения.

 Формировать, расширять, уточнять и систематизировать представления детей о растениях ближайшего окружения, о сезонных изменениях в их жизни. Образование относительных прилагательных от существительных. Согласование прилагательных в роде, числе, падеже. Образование однокоренных слов. Подбор синонимов и антонимов. Обобщающие понятия. Растения огорода, их отличительные признаки.

-. Животные.

Домашние животные. Сравнение домашних животных.

Дикие животные. Узнавание и называние диких животных.

Домашние птицы. Зимующие птицы. Перелётные птицы. Отличительные признаки. Сравнение птиц. Значение птиц в жизни людей.

Насекомые. Сравнение насекомых.

Рыбы. Сравнение рыб.

Обобщающие понятия. Образование притяжательных прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными. Сравнение притяжательных прилагательных.

II. Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква. Формирование звукового анализа и синтеза – 24 часа.

1. Различение звуков по их качественной характеристике: гласные и согласные (звонкие и глухие, твердые и мягкие);

2. Формирование представлений о линейных звуковых единицах: звук-слог-слово-предложение-текст;

3.  Работа над звуковыми и интонационными характеристиками речи;

4.  Обучение звуковому анализу слова (выделение звука в начале, середине и конце слова), выделение шипящий и свистящих звуков в начале слова, нахождение одинакового звука в разных словах;

 

1. Гласные а – о – ы – у – э.

Отличительные особенности гласных.

2. Слово, предложение.

3. Звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

4. Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Слоги.

5. Составление и распространение предложений. Интонация. Обозначение ! . ? Ударение. Антонимы.

6. Подбор слов к данному обобщающему понятию  Практическое ознакомление с однокоренными словами.

7. Существительное, прилагательное, глагол. Суффиксы. Согласование существительного с прилагательным.

 III.Развитие элементарных математических представлений –  часов -18 часов.

 1. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников.  

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития.  

  1. Действия с группами предметов. Геометрические фигуры  

Продолжение изучения свойств предметов и геометрических фигур.

  1. Размер предметов  

На повторение понятий «большой – маленький» следует отвести два занятия.

Остальные размеры предметов повторить и закрепить на занятиях  

  1. Количество и счёт  

В этом разделе нет необходимости подробно говорить об образовании первых пяти чисел, поэтому темы повторяются на 2-х занятиях. Больше занятий целесообразно отвести на изучение состава чисел 7, 8, 9, 10 – 3 занятия.

  1.  Пространственные и временные понятия  

Пространственные представления. Представления о сутках и составных частях суток, их последовательность. Представления о настоящем, прошедшем и будущем времени. Понятия о последовательности дней недели, месяцев в году.

  1.  Десяток  

Называть и обозначать числа от 1 до 10. Последовательность чисел в прямом и обратном порядке. Состав числа. Точка. Линия. Понятия «прямая линия» и «ломаная линия». Отрезок. Числовой отрезок.

  1.  Сложение и вычитание в пределах  .

Сложение как объединение совокупностей предметов. Вычитание как удаление из совокупности предметов её части. Знаки «+» и «-». Приёмы вычисления в пределах 10. Арифметические задачи.

Развитие связной речи – 5 часов

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

  1. Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.
  2. Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.
  3. Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.
  4. Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

5.        Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно
составленному плану.

Заключительный диагностический этап (2 часа)

Диагностика

  1. Итоговая диагностика основных познавательных процессов и учебных навыков.

 Диагностический комплект "Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов" Семаго Н.Я., Семаго М.М.

Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. 

(Методика Л. А. Ясюковой)

Логопедический Портал – LogoPortal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...

Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....