" Азбука вежливости"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа) на тему
Уточнить и систематизировать знания детей о понятии "вежливость"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Азбука вежливости | 37.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района
КОНСПЕКТ
совместной непосредственно образовательной деятельности
с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная подгруппы)
по теме ««Азбука вежливости»
Подготовила:
Н. А. Баутина
учитель-дефектолог ГБДОУ № 56
Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2015
Адресность: для дошкольников 5-7 лет. Проект носит рекомендательный характер, возможно использование для детей с ОВЗ (ЗПР, ОНР, ЗРР).
Возраст: старшая, подготовительная группа 5-7 лет
Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о понятии «вежливость».
Познакомить детей с вежливыми словами, научить ими пользоваться в жизни.
Задачи:
Обучающие:
-учить детей хорошим манерам, формировать полезные привычки;
-способствовать стремлению детей использовать в речи «волшебные слова»;
- закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»;
- приобщать детей к доброте, вежливости ;
-формировать представление о воспитанности, добрых поступках.
Развивающие:
-Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.
-Расширять словарный запас, активизировать смыслоразличительные процессы.
- Развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
- Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитание навыков сотрудничества.
- Учить ребенка наблюдать, сравнивать.
- Учить детей уважительно относиться к другим людям.
Реализуемые образовательные области:
- Познавательное развитие
- Социально-коммуникативное развитие
- Физическое развитие
- Музыкальное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
Проектирование:
Беседы о хороших привычках и манерах поведения.
Разучивание стихов про вежливые слова.
Оборудование:
- интерактивное устройство МИМИО;
- проектор;
- ноутбук;
- колонки;
- мячик;
- стул;
- маленькие зеркала;
- два указателя («Дорога Хороших Поступков», « Дорога Плохих Поступков»);
- лепестки разных цветов (40 штук);
- модули для корабля;
-ларец с сюрпризом.
Действующие лица:
- Ведущий
- Кикимора
- Королева Вежливости
- Злюка-Вредина (за кадром)
Ход деятельности:
(дети проходят в музыкальный зал и садятся на стульчики)
Ведущий:
Ребята, давайте поздороваемся и улыбнёмся друг другу. От наших улыбок стало сразу светлее, теплее.
- Добрый день! - тебе сказали,
- Добрый день! - ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
Ребята, нам пришло голосовое письмо от Королевы Вежливости. Давайте его послушаем.
Раздается голос Королевы Вежливости:
«Дорогие ребята! Это я - Королева Вежливости. Меня захватила в плен злая Злюка - Вредина. Помогите мне, выручите меня из беды»
Ведущий: Дети, что же мы будем делать? Отправимся на выручку королевы Вежливости? (Ответы детей). Значит, решили освободить Королеву? А трудностей вы не боитесь? (ответы детей)
Вбегает Кикимора.
Кикимора: А ну-ка подвиньтесь! Ишь, расселись! (расталкивает детей, садится). Чего вы тут на меня глаза таращите? Это я - Кикиморушка!
Ведущий: Какая же ты, Кикимора невежливая!
Кикимора: А что это значит быть вежливым?
Ведущий: Ребята, объясните нашей гостье, что значит быть вежливым.
Дети:
- Значит, быть внимательным к людям
- Говорить вежливые слова
- Заботиться о людях
- Уступать место девочкам и взрослым людям
- Благодарить за помощь
- Не грубить
- Стараться делать приятное для других.
Ведущий: Кикимора, а ты знаешь слова вежливости?
Кикимора: Конечно, не знаю. А разве есть такие слова? Быстро говорите!
Ведущий: Предлагаю тебе поиграть с нами в игру «Потерялось словечко» и тогда ты их узнаешь.
(на каждый ответ мяч перебрасывается из рук в руки).
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («Добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Человек вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»)
Кикимора: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием! А вот я бы не справилась! Ух, вы какие! Как же я на вас рассердилась!
Ведущий (детям): Что же нам делать? Как же её задобрить? Кажется, придумала! Мы посадим Кикимору на волшебный стульчик и будем говорить ей комплименты.
Д/ и "Волшебный стул".
Ход игры.
Кикимора садится в центр на "волшебный стул", остальные говорят о ней добрые, ласковые слова, комплименты. Можно обнять сидящего, погладить, поцеловать.
Кикимора: Ух, хорошо – то как! Спасибо вам за ваши слова! Скажите мне, пожалуйста, куда вы собрались?
Ведущий: Мы собрались выручать Королеву Вежливости, ее украла Злюка Вредина!
Кикимора: Я буду вам очень признательна, если вы разрешите мне лететь с вами. Ну пожалуйста!
Ведущий: Кикимору даже не узнать, такая она вежливая стала. Ребята, вы согласны взять ее с собой?
(Ответы детей)
Ведущий: Скорее занимайте места на нашем детском волшебном летающем корабле, и мы отправляемся в путь!
Дети из модулей строят корабль.
Звучит музыка сначала мелодичная, затем страшная.
Слышен голос Злюки - Вредины
«Я Злюка - Вредина и вы попали в мое царство! Я захватила в плен Королеву Вежливости, и теперь все люди на Земле будут грубыми и невежливыми. Но, ее можно освободить, выполнив три моих задания».
Ведущий: Что же мы будем делать? Вы не испугались? Вам хотелось бы, чтобы все люди на Земле были вежливыми? (ответы детей)
Слышен голос Злюки – Вредины:
«Итак, первое задание: чтобы выручить Королеву Вежливости, нужно выбрать правильный путь.Выбирайте!»
Ведущий: Ребята, смотрите, здесь действительно две дороги – «Дорога Хороших Поступков», « Дорога Плохих Поступков». По какому пути нам нужно идти?
Ответы детей.
Кикимора: А я выбрала и пойду по дороге плохих поступков. Кто со мной?
Ведущий: Что ты, Кикимора, послушай, что скажут дети.
Дети объясняют, почему надо идти по дороге хороших поступков.
Звучит голос Злюки – Вредины:
«Вы правильно выбрали дорогу, но вот второе задание. Покажите в моих волшебных зеркалах разное настроение людей. Смотрите на мой волшебный экран. Если вы правильно изобразили нужное настроение (эмоцию), то чудесный шарик лопнет. Нужно, чтобы все шарики лопнули».
Ведущий раздает детям волшебные зеркала, на которых они изобразят эмоции - злость, радость, счастье, огорчение, плач, серьезность, страх, испуг. На экране МИМИО появляются эмоции (смайлики), закрытые шариками. Злюка – Вредина называет настроение и, если дети показали в своих зеркалах правильно, то шарик лопается.
Ведущий: Ребята, посмотрите и отобразите то выражение лица, которое больше всего подходит Злюке - Вредине. Мы не видели Злюку, но слышали ее голос. Дети показывают. Какое это лицо?
Ответы детей.
Ведущий: А сейчас, мы поиграем в игру «Море волнуется…» и попробуем изобразить любое из выражений лица на своих волшебных зеркалах. (Кикимора тоже принимает участие в игре). Дети играют под музыкальное сопровождение.
Ведущий угадывает и оценивает мимику детей.
Звучит голос Злюки - Вредины:
«Молодцы! Вот третье задание. Выложите цветы вежливости на волшебной поляне, и тогда я вам верну вашу Королеву Вежливости».
Ведущий: Ребята, скорее сюда, мы с вами находимся на волшебной поляне. Выкладывайте цветы вежливости! Какого цвета будете брать лепестки? (розовые, нежные, яркие, солнечные, радостные). Объясните, почему (ответы детей)
Кикимора: Я тоже хочу выложить цветок (выкладывает цветок темного цвета).
Ведущий: Дети, посмотрите, Кикимора выложила цветок, но разве он похож на цветок вежливости? А как бы вы его назвали? (Цветок грубости) А почему? (потому что у цветка лепестки темных, мрачных, невеселых, грустных тонов).
Кикимора: Да, действительно, ваши цветы красивее.
Звучит голос Злюки-Вредины:
«Итак, вы выполнили все мои задания, получайте свою Королеву Вежливости»
Ведущий: А вот и Королева Вежливости!
Появляется Королева, в руках у нее ларец.
Королева Вежливости - Здравствуйте, ребята! Спасибо, что выручили меня из беды. Вы не испугались трудного путешествия, выполнили все задания злой Злюки - Вредины. Только воспитанные, вежливые дети смогли бы победить грубость. Ребята, у меня для вас есть волшебный ларец, в нем лежит сюрприз, но открыть его можно только с помощью волшебных слов.
Кикимора пытается открыть ларец.
Кикимора: Да я его и так открою! Эй, ларец, откройся!
Королева Вежливости : Ребята, какие волшебные слова и стихи про волшебные слова вы знаете?
Дети читают стихи
1. «Здравствуйте»-
Ты скажешь человеку»
«Здравствуй», - улыбнется он в ответ
и, наверно, не пойдет в аптеку
и здоровым будет много лет
2. Нам желают доброго пути,
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
тоже к доброму чему-нибудь
3. Слово «пожалуйста»
Повторяем мы поминутно
Но, пожалуй, без «пожалуйста»
Нам становится неуютно
4. За что мы говорим «Спасибо».
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали сколько раз.
5. Доброе утро! Птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам.
6. Добрый день!- тебе сказали,
Добрый день!- ответил ты.
Как две ниточки связали -
Теплоты и доброты.
7. Доброй ночи! - молвит тишина,
Каждому сейчас она слышна,
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами
8. Будьте добры, - это я говорю по секрету,
Будьте добры – и не ждите за это конфету.
Будьте добры – без игры и во время игры,
Если сумеете, будьте скорее добры.
9. Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Доброте все люди рады,
И взамен она не требует награды.
Ведущий:
Доброта живет на свете
Только в добром сердце,дети.
Кикимора: Надо же, ларец открывается
Эй, ребята, налетайте
И подарочки хватайте!
По карманам их пихайте!
Ведущий: Нельзя так говорить, а то ларец снова закроется. Да и ребята молодцы, никто из ларца ничего не взял
Королева Вежливости: За вашу выдержку и терпение, и вежливость дарю вам ларец с угощением.
Кикимора: Спасибо, Королева за угощение!
Королева Вежливости: Мне, ребята, пора возвращаться к своим добрым делам. До свидания!
Королева уходит.
Ведущий: Ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Я думаю, что вы многому научились сами и научили Кикимору быть вежливой старушкой!
Кикимора: Спасибо, ребята! Теперь я буду доброй и культурной.
Дети прощаются с Кикиморой.
Ведущий: Вставайте все на наш волшебный летающий корабль. Полетели домой (Мелодичная музыка)
Ведущий: Вот мы и дома. Сегодня мы с вами говорили о вежливости, о вежливых словах. Но быть вежливыми, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Запомните это на всю жизнь
Подойдите ко мне и возьмите солнышки.
Дарите всем по солнышку – Частичку света, доброты.
Слова любви и нежности дарите людям, как цветы!
Ведущий: Ребята, скажите до свидания нашим гостям.
Ведущий: До новых встреч.
Список литературы:
- Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению». Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль «Академия развития» 1997.
- Методические советы к программе «Детство»/ Санкт- Петербург 2002.
- Энциклопедия развития и обучения дошкольника/ А.С. Герасимова, О.С. Жукова, В.Г. Кузнецова.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011.
- Н. Чуб «Азбука вежливости»
- Н.М. Метенова «Уроки вежливости»
- Л.А. Матвеичева «Игры, праздники, развивающие занятия в д/с» сотрудничество детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка "Азбука вежливости"
Данное пособие поможет спланировать работу по формированию культуры поведения у старших дошкольников на год....
Конспект образовательного мероприятия по развитию речи "Азбука вежливости"
Формирование навыков культуры поведения и общения....
Родительское собрание «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» Брейн - ринг «Азбука вежливости»
Мы поставили перед собойцель: повысить уровень родительской компетентности, активизировать роль родителей в воспитании и обучении ребенка, нормализовать отношения внутри семьи, выработать единое и аде...
Сценарий праздника в детском саду«Азбука вежливости»
Задачи:-способствовать стремлению детей использовать в речи «волшебные слова»-закрепить у детей понятие «вежливость», «доброта»-приобщать детей к доброте, вежливости.- форми...
Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Азбука вежливости» для детей средней группы
VЦель:- Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;- Совершенствовать связную, интонационную, выразительную речь;- Развивать двигательную активность;- Воспитывать коллективизм....
Классный час "Азбука вежливости"
Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям. Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этике...
Нравстенно - этическое воспитание "Азбука вежливости"
Краткая анотация улублённой работы по воспитанию элементарных норм поведения и этикета для детей старшего дошкольного возраста....