Классный час "Азбука вежливости"
классный час по теме
Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этикета;
Создать условия для позитивного восприятия школьного праздника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Азбука вежливости" | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – ЮГРЫ
колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»
Этическое занятие «Азбука вежливости»
Составитель: воспитатель
И.В.Ситникова
г.Ханты – Мансийск
2014г.
Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.
Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этикета;
Создать условия для позитивного восприятия школьного праздника.
Основные понятия:
Вежливость – это элементарное требование культуры поведения; она включает внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.
Противоположность вежливости – грубость возмущает и оскорбляет людей, потому что свидетельствует о недостатке скромности, эгоизме.
Грубость – проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.
Добро – все положительное, полезное, хорошее. Понятие добра органически входит в ряд общепринятых формул вежливости. Этим обнаруживается связь подлинной вежливости с гуманизмом в том смысле, который мы придаем этому понятию. При встрече мы говорим друг другу «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Прощаясь – «До свидания», тем самым предполагая встретиться еще раз. Обращаясь к человеку с просьбой, мы употребляем выражение «Будьте добры».
Л.С. Лихачева «Школа этикета».
Формула вежливости:
добро+просьба+спокойный тон+тактичность+скромность+точность.
Цитаты:
«Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами».
(Л.С. Лихачева школа этикета. - с.104).
«Прекраснейшая музыка души – это доброта».
(Ромен Роллан)
Ведущий: Ребята, давайте сегодня поговорим о волшебных словах. Что же это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по - волшебному.
Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, в магазинах, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни.
Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться. Вот поэтому вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, ребята, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться.
(Выходит шесть учеников).
Первый:
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Второй:
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
(Третий ученик читает стих «Вежливый внук», Г. Граубин)
Бабка противень достала,
Разложила пирожок,
Внуку ласково сказала:
«На, отведай-ка, дружок!»
Дед заметил недовольно:
«Вот невежливый какой!
Что сказать при этом надо?»
Внук ответил: «Дай другой!»
Четвертый:
Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече “добрый день”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае “здорова”
Он вместо “здравствуй” говорит.
Пятый:
А вместо слова “до свиданья”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
Ну, я пошел, пока, всего…
Шестой:
Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
Ведущий: Вот некоторые правила из «Азбуки вежливости».
(Выходят десять учеников)
Первый: В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Второй: Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, перестают быть вежливыми.
Третий: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном отвернувшись в сторону.
Четвертый: Проснувшись, говори родным : «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойной ночи». Вежливый человек всегда здоровается и прощается.
Пятый: Здороваться надо со всеми, кого встречаешь в этот день. Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней. Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!»
Шестой: Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. С взрослыми надо здороваться первым. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
Седьмой: Всегда говори «спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, сделали подарок, оказали услугу. После еды скажи «спасибо» тому, кто тебя накормил.
Восьмой: Надо извиниться, если задел кого – то, что – то уронил: «Простите меня, пожалуйста», «Извините меня».
Девятый: Извиниться и не забудь тогда, когда тебе надо срочно обратиться, и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Зинаида Сергеевна. Мне надо сказать…»
Десятый: Уходя из школы, от товарища из гостей, не забудь сказать «до свидания». Забирая шапку, оставляй улыбку.
(Звучит фонограмма песни «Улыбка», музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского).
(Выходит ученик и читает стих Н. Юсупова «Простите»).
Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
Ведущий: Порой мы не учимся быть вежливыми, не берем пример с хорошего. Не зря говорят «дурной пример заразителен» и поступаем так…
(Девочки поют частушки)
Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак,
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»
Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.
В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!
Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.
Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Ведущий: А теперь посмотрите сценку В. Осеевой.
Сценка «Волшебное слово»
(Маленький старичок с длинной седой бородой сидит на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке).
Павлик: Подвиньтесь (садится рядом со стариком, лицо сердитое).
Старик: С тобой что-то случилось?
Павлик: Ну и ладно, а Вам-то что?
Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.
Павлик: Ещё бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дому.
Старик: Убежишь?
Павлик: Убегу! Из – за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не даёт, а у самой сколько!
Старик: Не даёт? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит.
Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала…Прямо тряпкой…(засопел от обиды).
Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.
Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу.
Старик: Отчего же тебя не берёт брат?
Павлик: А почему вы всё спрашиваете?
Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.
Павлик: А какое слово?
Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Не забудь его, как надо говорить.
Павлик: Я попробую! Я сейчас же попробую! (бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши).
Павлик: - Лена, дай мне одну краску, пожалуйста?
Лена (снимая руку с красок): Какую тебе?
Павлик: Мне зелёную, пожалуйста. (Павлик поддержал краску и отдал её сестре. Идёт к бабушке).
Павлик: Дай мне кусочек пирожка… Пожалуйста.
Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой.
(Даёт самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости.)
(Обед. Вся семья за столом).
Павлик (кладёт руку брату на плечо и говорит): Возьми меня, пожалуйста.
Лена: Возьми, что тебе стоит.
Павлик: Пожалуйста…
Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
(Ведущая читает книгу Софьи Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»).
(Выходят пять учеников и читают стих С. Маршака «Ежели вы вежливы»).
Первый:
Ежели вы
Вежливы
И к совести
Не глухи,
Вы место
Без протеста
Уступите
Старухе.
Второй:
Ежели вы
Вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус
Вы поможете
Взобраться
Инвалиду.
Третий:
И ежели вы
Вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете
С товарищем
Трещать, как две сороки.
Четвертый:
И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы -
То есть сами.
Пятый:
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
Ведущий: А вот стих, который я сочинила:
Есть на Уралмаше
Улица Культуры.
Гуляют по ней
Культурные люди.
В магазинах не толкаются,
Друг другу улыбаются,
Если толкнут – извиняются.
Но есть другие улицы –
На них гуляешь ты.
И просим быть повежливей
На улицах таких.
Толкнул в трамвае – извинись,
Зашла старушка – посади,
Знакомых увидел –
«Здрасьте» скажи.
Волшебником будь
В нашем городе первым
Коснись своей палочкой
До всех ты.
(Выходят пять учеников)
Первый:
Настанет, друзья, счастливое время,
Настанут чудесные дни:
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Второй:
Подует ветер свежий,
Фиалки расцветут,
Исчезнут все невежи,
Навеки пропадут.
Третий:
Пусть грубость исчезнет навеки.
Пускай по рецептам врачей
Появится в каждой аптеке
Лекарство для грубых детей.
Четвертый:
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
Пятый:
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть мутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
В.Солоухин «Слово о словах»
Исполнение песни Кота Леопольда.
Литература
- Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л.:Лениздат, 1986.
- Дорохов А. Как себя вести. – М., 1979.
- Курлюта В. Духовные рецепты. – Кемерово, 2002.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь ркусского языка. – М.:Азбуковник, 1999.
«Прекраснейшая музыка души – это доброта».
(Ромен Роллан)
«Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами».
(Л.С. Лихачева)
ДОБРО
ПРОСЬБА
СПОКОЙНЫЙ
ТОН
ТАКТИЧНОСТЬ
ТОЧНОСТЬ
СКРОМНОСТЬ
ФОРМУЛА ВЕЖЛИВОСТИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Классные ручки"
В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...
Классный час во 2 классе, посвященный Дню города.
Классный час был проведен с предварительной работой. Дети готовили небольшие проекты и представляли их по группам: "Мы - поэты", "Мы - художники", "Мы - исследователи" и пр. Было очень интересно и пед...
Классный час "Протест против курения"
Разработка мероприятия "Протест против курения" направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни. Это мероприятие воспитывает у ребёнка умение отказаться от вредных привычек....
Классный час "Вирус - сквернословия"
Данная разработка мероприятия нацелена на духовное здоровье ребёнка, на чистоту разговорной речи....
Классный час по экологическому воспитанию "Волнуется природа неспроста"
Классный час подготовлен и проведён с использованием ИКТ...
Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"
В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю. в в...
Классный час "Страна вежливых слов"
Игра – путешествие...