Классный час "Азбука вежливости"
классный час по теме

Ситникова Ирина Владимировна

Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.

 

Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этикета;

Создать условия для позитивного восприятия школьного праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Классный час "Азбука вежливости"30.71 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования ХМАО – ЮГРЫ

 колледж – интернат «Центр искусств для одаренных детей Севера»

Этическое занятие «Азбука вежливости»

Составитель: воспитатель

И.В.Ситникова

г.Ханты – Мансийск

2014г.

Цель: Расширить знания учащихся о понятие «вежливость»; воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.

Задачи: Формировать представление о вежливости, на основе изучения правил речевого этикета;

Создать условия для позитивного восприятия школьного праздника.

Основные понятия:

Вежливость – это элементарное требование культуры поведения; она включает внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт.

Противоположность вежливости – грубость возмущает и оскорбляет людей, потому что свидетельствует о недостатке скромности, эгоизме.

Грубость – проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Добро – все положительное, полезное, хорошее. Понятие добра органически входит в ряд общепринятых формул вежливости. Этим обнаруживается связь подлинной вежливости с гуманизмом в том смысле, который мы придаем этому понятию. При встрече мы говорим друг другу «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер». Прощаясь – «До свидания», тем самым предполагая встретиться еще раз. Обращаясь к человеку с просьбой, мы употребляем выражение «Будьте добры».

      Л.С. Лихачева «Школа этикета».

Формула вежливости:

добро+просьба+спокойный тон+тактичность+скромность+точность.

Цитаты:

«Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами».

         (Л.С. Лихачева школа этикета. -  с.104).

«Прекраснейшая музыка души – это доброта».

(Ромен Роллан)

                                        

Ведущий:  Ребята, давайте сегодня поговорим о волшебных словах. Что же это за слова? Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по - волшебному.

Вы окончите школу  и станете трудиться на заводах, в магазинах, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни.

Но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо учиться. Вот поэтому вы должны как можно чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее. Но не только, ребята, слова должны быть добрыми. Надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться.

(Выходит шесть учеников).

Первый:

Друзья, вот вам на всякий случай 
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.

Второй:

        «Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
 
Простого слова «извините»
 
Не одолел его язык.
 

(Третий ученик читает стих «Вежливый внук», Г. Граубин)

Бабка противень достала,
Разложила пирожок,
Внуку ласково сказала:
«На, отведай-ка, дружок!»
Дед заметил недовольно:
«Вот невежливый какой!
Что сказать при этом надо?»
Внук ответил: «Дай другой!»

Четвертый:

Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече “добрый день”
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае “здорова”
Он вместо “здравствуй” говорит.

Пятый:

А вместо слова “до свиданья”
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
Ну, я пошел, пока, всего…

Шестой:

Не скажет он друзьям по школе
Алёша, Петя, Ваня, Толя,
Своих друзей зовет он только
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.

Ведущий: Вот некоторые правила из «Азбуки вежливости».

(Выходят десять учеников)

Первый: В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.

Второй: Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях.  Вежливые слова, сказанные грубым голосом, перестают быть вежливыми. 

Третий: Сила «волшебных слов» зависит от того, как ты их скажешь: вежливо, приветливо, глядя на того, к кому обращаешься, или резким тоном отвернувшись в сторону.

Четвертый: Проснувшись, говори родным : «Доброе утро», а вечером, ложась спать: «Спокойной ночи». Вежливый человек всегда здоровается и прощается.

Пятый: Здороваться надо со всеми, кого встречаешь в этот день. Если твоя учительница стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ней. Надо, обращаясь  ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!»

Шестой: Невежливо не отвечать на приветствие. Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться. С взрослыми надо здороваться первым. Если к тебе обратился взрослый, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.

Седьмой: Всегда говори «спасибо» взрослому или своему товарищу, если они чем-то помогли тебе, сделали подарок, оказали услугу. После еды скажи «спасибо» тому, кто тебя накормил.

Восьмой: Надо извиниться, если задел кого – то, что – то уронил: «Простите меня, пожалуйста», «Извините меня».

Девятый: Извиниться и не забудь тогда, когда тебе надо срочно обратиться, и ты отрываешь человека от дела или перебиваешь говорящего: «Простите, пожалуйста, Зинаида Сергеевна. Мне надо сказать…»

Десятый: Уходя из школы, от товарища из гостей, не забудь сказать «до свидания». Забирая шапку, оставляй улыбку.

(Звучит фонограмма песни «Улыбка», музыка В.Шаинского, слова М. Пляцковского).

(Выходит ученик и читает стих Н. Юсупова «Простите»).

Папа разбил
Драгоценную вазу.
Бабушка с мамой
Нахмурились сразу.
Но папа нашелся;
Взглянул им в глаза,
И робко и тихо
«
Простите» — сказал.
И мама молчит, улыбается даже.
— Мы купим другую,
Есть лучше в продаже…
«
Простите!»
Казалось бы,
Что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!

Ведущий: Порой мы не учимся быть вежливыми, не берем пример с хорошего. Не зря говорят «дурной пример заразителен» и поступаем так…

(Девочки поют частушки)

Тетя Сима попросила
Слазить Витю на чердак,
«Извините, тетя Сима,
Я вам вовсе не батрак!»

Коля ссорится с друзьями,
В ход пускает кулаки.
У задиры под глазами
Не проходят синяки.

В поезд входят три юнната:
- Ух, народу сколько тут!
Занимай места, ребята,
А то бабушки займут!

Говорит лентяйке мать:
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я еще мала.

Петя ловко ловит рыбу,
Может лодку смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.

Ведущий: А теперь посмотрите сценку В. Осеевой.

Сценка «Волшебное слово»

(Маленький старичок с длинной седой бородой сидит на скамейке и зонтиком чертит что-то на песке).

Павлик: Подвиньтесь (садится рядом со стариком, лицо сердитое).

Старик: С тобой что-то случилось?

Павлик: Ну и ладно, а Вам-то что?

Старик: Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то.

Павлик: Ещё бы (сердито). Я скоро совсем убегу из дому.

Старик: Убежишь?

Павлик: Убегу! Из – за одной Ленки убегу (сжимает кулаки). Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько. Ни одной краски не даёт, а у самой сколько!

Старик: Не даёт? Ну, из-за этого убегать из дому не стоит.

Павлик: Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала…Прямо тряпкой…(засопел от обиды).

Старик: Пустяки! Один поругает, другой пожалеет.

Павлик: Никто меня не жалеет. Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу.

Старик: Отчего же тебя не берёт брат?

Павлик: А почему вы всё спрашиваете?

Старик (поглаживая бороду): Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово. Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни, тихим голосом, глядя прямо в глаза.

Павлик: А какое слово?

Старик (говорит на ухо): Это волшебное слово. Не забудь его, как надо говорить.

Павлик: Я попробую! Я сейчас же попробую! (бежит домой, подходит к сестре. Та, увидев его, накрыла ладонью все карандаши).

Павлик: - Лена, дай мне одну краску, пожалуйста?

Лена (снимая руку с красок): Какую тебе?

Павлик: Мне зелёную, пожалуйста. (Павлик поддержал краску и отдал её сестре. Идёт к бабушке).

Павлик: Дай мне кусочек пирожка… Пожалуйста.

Бабушка: Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой.

(Даёт самый румяный пирожок. Павлик прыгает от радости.)

(Обед. Вся семья за столом).

Павлик (кладёт руку брату на плечо и говорит): Возьми меня, пожалуйста.

Лена: Возьми, что тебе стоит.

Павлик: Пожалуйста…

Брат: Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!

(Ведущая читает книгу Софьи Прокофьевой «Сказка о невоспитанном мышонке»).

(Выходят пять учеников и читают стих С. Маршака «Ежели вы вежливы»).

Первый:                        

Ежели вы  

Вежливы

                   И к совести

                   Не глухи,

                   Вы место

                   Без протеста

                   Уступите

                   Старухе.

Второй:

                           Ежели вы

                   Вежливы

                   В душе, а не для виду,

                   В троллейбус

                   Вы поможете

                   Взобраться

                   Инвалиду.

Третий:

                   И ежели вы

                   Вежливы,

                   То, сидя на уроке,

                   Не будете

                   С товарищем

                   Трещать, как две сороки.

Четвертый:

                           И ежели вы

                   Вежливы,

                   Поможете

                   Вы маме

                   И помощь ей предложите

                   Без просьбы -

                   То есть сами.

Пятый:

                   И ежели вы

                   Вежливы,

                   То в разговоре с тетей,

                   И с дедушкой,

                   И с бабушкой

                   Вы их не перебьете.

Ведущий:   А вот стих, который я сочинила:

Есть на Уралмаше

Улица Культуры.

Гуляют по ней

Культурные люди.

В магазинах не толкаются,

Друг другу улыбаются,

Если толкнут – извиняются.

Но есть другие улицы –

На них гуляешь ты.

И просим быть повежливей

На улицах таких.

Толкнул в трамвае – извинись,

Зашла старушка – посади,

Знакомых увидел –

«Здрасьте» скажи.

Волшебником будь

В нашем городе первым

Коснись своей палочкой

До всех ты.

(Выходят пять учеников)

Первый:

Настанет, друзья, счастливое время,

Настанут чудесные дни:

Ребята приветливы будут со всеми,

Грубить перестанут они.

 Второй:

Подует ветер свежий,

Фиалки расцветут,

Исчезнут все невежи,

Навеки пропадут.

Третий:  

Пусть грубость исчезнет навеки.

Пускай по рецептам врачей

Появится в каждой аптеке

Лекарство для грубых детей.

Четвертый:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Пятый:

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть мутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

В.Солоухин «Слово о словах»

Исполнение песни Кота Леопольда.

Литература

  1. Алешина Л. О вежливости, о такте, о деликатности. – Л.:Лениздат, 1986.
  2. Дорохов А. Как себя вести. – М., 1979.
  3. Курлюта В. Духовные рецепты. – Кемерово, 2002.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь ркусского языка. – М.:Азбуковник, 1999.

«Прекраснейшая музыка души – это доброта».

(Ромен Роллан)

«Доброе отношение к людям – главная нравственная основа современного этикета. Поэтому подозрительность, агрессивность, склочность считаются несовместимыми с хорошими манерами».

                                         (Л.С. Лихачева)

ДОБРО

ПРОСЬБА

СПОКОЙНЫЙ

ТОН

ТАКТИЧНОСТЬ

ТОЧНОСТЬ

СКРОМНОСТЬ

ФОРМУЛА ВЕЖЛИВОСТИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Классные ручки"

В программе представлен цикл занятий с детьми раннего и дошкольного возраста по нетрадиционной изобразительной деятельности. Работа актуальна, способствует развитию нетрадиционных изобразительны...

Классный час во 2 классе, посвященный Дню города.

Классный час был проведен с предварительной работой. Дети готовили небольшие проекты и представляли их по группам: "Мы - поэты", "Мы - художники", "Мы - исследователи" и пр. Было очень интересно и пед...

Классный час "Протест против курения"

Разработка мероприятия "Протест против курения" направлена на приобщение детей к здоровому образу жизни. Это мероприятие воспитывает у ребёнка умение отказаться от вредных привычек....

Классный час "Вирус - сквернословия"

Данная разработка мероприятия нацелена на духовное здоровье ребёнка, на чистоту разговорной речи....

Классный час по экологическому воспитанию "Волнуется природа неспроста"

Классный час подготовлен и проведён с использованием ИКТ...

Выступление классного руководителя не тему:" Работа начинающего классного руководителя"

В данном выступлении описаны трудности с которыми сталкивается начинающий свою работу классный руководитель, а так же правила которым нужно придерживаться начинающему классному руководителю.  в в...