Музыкальная игра, как одно из средств преодоления застенчивости у детей дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике на тему
В статье рассматривается проблема застенчивости детей дошкольного возраста. Отражены основные аспекты поведения, а также методики выявления застенчивости и способы коррекции посредством игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ns.docx | 22.87 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проблема застенчивости у детей дошкольного возраста (наряду с проблемой страха, агрессивности и др.) является достаточно серьезной, т.к. она может оказывать существенное влияние на дальнейшее развитие ребенка и его социализацию.
Дошкольный возраст – это период интенсивного психического развития, проявления психических новообразований, становления важных черт личности ребёнка. Это период первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький. В дошкольном возрасте формируются не только те особенности психики детей, которые определяют общий характер поведения ребёнка, его отношение ко всему окружающему, но и такие, которые представляют собой «задел» на будущее.
Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает его, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности [2, с. 14].
В психологии существует много различных версий о природе застенчивости.
Так, психоанализ видит в ней симптом, выражение на сознательном уровне бушующих в подсознании глубинных психических противоречий. Кроме этого, психоаналитики полагают, что застенчивость формируется в результате психической травмы, полученной ребенком в какой-то ситуации общения.
Бихевиористы полагают, что застенчивость является приобретенной реакцией страха на социальные стимулы. Застенчивым людям просто недостает социальных навыков, необходимых для полноценного общения с другими людьми.
Социологи связывают застенчивость с чувством личного неблагополучия и ищут корни ее в экологии социального Я.
Сторонники экзистенциальной психологии также подчеркивают связь застенчивости с чувством личной незащищенности, вызванным страхом быть отвергнутым другими людьми. Исследователи личностных черт рассматривают ее как повышенную чувствительность к опасности, имеющую врожденный характер. В контексте развития эмоций и чувств человека застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (Д. Болдуин, К. Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (В. Штерн, В. Зеньковский, Д. Изард). Вместе с тем все психологи отмечают связь застенчивости с особенностями самосознания ребенка и связанного с ним отношения к людям: неуверенность в себе, отрицательная самооценка, недоверие к окружающим[3, с. 29].
Психологи выделяют следующие источники застенчивости:
– страх перед людьми (главный источник застенчивости);
– представления застенчивого ребенка о самом себе;
– очередность рождения (старшинство);
– чувствительность к застенчивости родителей и детей друг к другу;
– наследование застенчивости.
Но, как известно фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Появление ее во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Проявление застенчивости очень разнообразно: от физиологических проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов.
Застенчивый ребенок – это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом амбивалентном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он имеет высокую общую самооценку, считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.
Отношение к себе у застенчивых детей дошкольного возраста характеризуется высокой степенью рефлекcивности, фиксированности на своей личности в любых видах взаимодействия. Застенчивый ребенок остро переживает свое Я. Особенность его личности такова, что все, что он делает, пропускается через ядро образа, в котором «живет» другой, подвергающий сомнению высокую ценность его личности. Тревога о своем Я часто заслоняет содержание и совместной деятельности, и общения. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.
У застенчивого ребенка особое строение потребностно-мотивационной сферы: личностные мотивы всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные, и деловые, что препятствует развертыванию поведения, адекватного разным формам общения. В общении с близкими людьми, где характер отношения взрослых ясен и привычен для ребенка, личностный фактор уходит в тень, а в общении с посторонними он четко выступает на первый план, провоцируя защитные формы поведения, которые могут проявляться в «уходе в себя», а иногда в принятии «маски равнодушия» [4, с. 157].
Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.
Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.
Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания и т.д.).
Характерной особенностью общения застенчивого ребёнка являются прерывистость, цикличность, т.е. затруднения в общении могут на время преодолеваться, когда ребёнок чувствует себя свободно, раскрепощено, и возникать вновь при каких-либо затруднениях [1, с. 42].
На сегодняшний день, разработаны различные программы, направленные на коррекцию застенчивости у детей. В настоящее время за рубежом большой популярностью пользуется так называемый «метод сенсорной интеграции в диалоге», который предложен и используется немецким эрготерапевтом У. Кислинг.
Под понятием «сенсорная интеграция» она понимает взаимодействие всех органов чувств. В работе со стеснительными детьми У. Кислинг фактически использует андропедагогическую модель сотрудничества, в которой ребенок, родитель и педагог являются своеобразными сторонами равностороннего треугольника.
В России создатели программ, направленных на преодоление застенчивости в дошкольном возрасте, единодушно считают, что преодоление застенчивости у детей данного возраста, прежде всего, связано с поведением педагогов и психологов. В связи с этим педагогам рекомендуется постоянно подкреплять в ребенке чувство уверенности в себе и своих силах; привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением; расширять круг знакомств; дать ребенку определенную (в разумных рамках) свободу действий. Психолог обязан выявить причины данного состояния; направить ребенка в случае необходимости (при обнаружении явной патологии) к соответствующим специалистам; создать благоприятную для него среду.
Кроме этого в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется активно использовать игру. Анализ существующих программ коррекционных занятий позволил выделить несколько групп игр и игровых упражнений, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников. Среди них игры и игровые упражнения, направленные на овладение паралингвистическими, неречевыми средствами общения, речевыми средствами, методами выражения своих эмоций и распознавание эмоциональных реакций других людей (детей и взрослых); снижение психоэмоционального напряжения; развитие навыков доброжелательного отношения друг к другу.
В то же время, игры и игровые упражнения каждой группы могут быть разделены жестами на две категории. К первой мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых не регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий детей. Например: игра «Колдун» (игра описана Н. В. Клюевой, Ю. В. Касаткиной в сборнике «Учим детей общению»).
Содержание. Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребенок отвечает жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое состояние в момент колдовства. Другие дети рассказывают словами то, что он показывает.
Игровое упражнение «Различная походка» (предложено В. Леви и описано Л. Строгановой в статье «Как «расколдовать» застенчивого»)
Содержание. Детям предлагается походить в круге, как: малыш, который недавно встал на ножки и делает первые шаги; древний старик; горилла; артист, выступающий на сцене и т.д.
Ко второй категории мы относим игры и игровые упражнения, содержание которых строго регламентирует их временную продолжительность и темп игровых действий. Например, игра «Живая иллюстрация».
Содержание. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует (параллельно, в соответствии со звучащим текстом) описываемые события и эмоции.
Игры, регламентирующие время выполнения игровых заданий, являются более сложными для освоения, однако практика показывает, что дети дошкольного возраста любят эти игры, особенно музыкальные. Это притом, что в музыкальной игре музыка является основным «действующим лицом», определяющим характер, темп, ритм, динамику реакций и движений участников игры [6, с. 105].
Многие ученые признают, что музыка, как вид искусства, оказывает влияние на биологическую сущность человека (В. М. Бехтерев, Н. А. Бернштейн, В. Леви и др.). Еще И. М. Сеченов указывал на взаимосвязь слуховых и мыслительных ощущений. Б. М. Теплов уточнял: восприятие музыки сопровождается теми или иными двигательными реакциями.
Таким образом, музыка, минуя сознание, способна вызвать определенные реакции человека. Наличие данных реакций, а также их стимуляция извне (в виде похвалы родителей или других людей) являются факторами, побуждающими организм к развертывающейся как во внутреннем, так и во внешнем плане познавательной, а также коммуникативной деятельности.
В нашей стране созданы и продолжают создаваться музыкальные игры для детей дошкольного возраста (Т. С. Бабаджан, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова и др.). В освоении музыкальной игры дошкольниками особая роль принадлежит педагогу, организующему этот процесс. Педагог выявляет уровень подготовленности (музыкального развития) ребенка к той или иной музыкальной игре, проводит и разучивает ее с детьми.
Предлагая ребенку новую музыкальную игру, педагог должен знать несколько вариантов ее проведения (легких и более трудных). Начинать, безусловно, нужно с более легких. Разученную игру необходимо исполнять на занятиях достаточно длительное время. Повторение разученной игры не просто развлекает ребенка, а способствует развитию и формированию различных умений и навыков (в том числе познавательных и коммуникативных). Каждый вариант музыкальной игры представляет собой определенный уровень развития.
Музыкальная игра «Комплимент». Дети встают в круг, поют первый куплет песенки, производя необходимый движения. Затем один из детей делает комплимент рядом стоящему ребенку, последний благодарит его за него. Вновь звучит музыка, поется песенка, и ребенок только что получивший комплимент, делает его рядом стоящему и так далее по кругу.
Варианты:
– Песенку поет педагог, дети лишь говорят по очереди комплименты.
– Песенку поет педагог, а дети выполняют необходимые движения под музыку и говорят комплименты.
– Песенку поют вместе, выполняя необходимые движения под музыку, после чего каждый из детей по очереди делает комплимент рядом стоящему ребенку.
Текст: Движения:
Чтоб радостно было тебе, показывают на других детей;
Скажи что-то доброе мне, показывают на себя;
Учись комплимент говорить, раскачиваются, взявшись за руки
Выделяют следующие уровни развития музыкальной игры:
– ознакомление ребенка с музыкальной игрой в целом (на основе показа, рассказа педагога);
– освоение основного варианта музыкальной игры;
– разучивание текста песни с детьми;
– одновременное исполнение песенного текста и необходимых игровых движений;
– освоение различных вариантов музыкальной игры;
– повторение разученной игры в целях формирования необходимых навыков, в том числе коммуникативных с целью преодоления застенчивости.
В коррекционных занятиях с застенчивыми детьми музыку необходимо использовать не только в качестве фона или средства, позволяющего снять психо-эмоциональное напряжение дошкольников. Музыкальная игра способна быть средством вовлечения застенчивого ребенка в коммуникативный процесс, а значит, музыкальные игры должны занять достойное место в коррекционных программах, направленных на преодоление застенчивости у дошкольников [5, с. 248].
Список использованных источников
1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : хрестоматия / Е. Е. Алексеева. – СПб. : Речь, 2010. – 224 с.
2. Зимбардо, Ф. Застенчивость : что это такое и как с ней справляться : методические рекомендации / Ф. Зимбардо. – СПб. : Питер Пресс, 2012. – 256 с.
3. Катаева, Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми : методическое пособие / Л. И. Катаева. – М. : Книголюб, 2010. – 156 с.
4. Мироненко, В. В. Популярная психология : хрестоматия / В. В. Мироненко. – М. :Просвещение, 2010. – 253 с.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. – 456 с.
6. Широкова, Г. А., Жадько, Е. Г. Практикум для детского психолога : хрестоматия / Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько.– Ростов н/д : Феникс, 2011. – 314 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театрализованная игра как одно из средств развития интегративных качеств детей дошкольного возраста.
Текст выступления на районной научно - практической конференции....
Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста
Зачем нужна дидактическая игоа в детском саду?...
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста...
Рекомендации для родителей по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста
В памятке, представлены рекомендации для родителей застенчивого ребёнка....
технология «Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста» Из опыта работы воспитателя
Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая ...
Преодоление застенчивости у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 ...