Семинар-практикум «Снижение эмоционального напряжения через игру»
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т.д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upr._na_myshechnuyu_relaksatsiyu.doc46 КБ
PDF icon metody_samoregulyatsii_u_detey.pdf1.4 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

 Выступление по теме:

«Снижение эмоционального напряжения через игру»

Подготовила

 педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Для профилактики и лечения детских неврозов, снятия нервного напряжения используются специальные релаксационные приемы и упражнения.

Давно замечено, что нервное напряжение влечет за собой напряжение мускулатуры всего тела: лица, шеи, спины и т.д. Рассерженный ребенок сжимает кулаки, стискивает зубы, поднимает плечи и т.д. Да и мы сами после сильных волнений чувствуем себя усталыми и «разбитыми», как после интенсивной физической работы. Организм человека представляет собой единое целое, поэтому эмоциональное напряжение всегда сопровождается напряжением мышечным, и наоборот, расслабление мышц приводит к снижению нервного возбуждения, эмоциональному расслаблению. Чем больше расслаблены мышцы тела, тем глубже состояние общего покоя.

Все приемы мышечной релаксации основаны на более или менее сознательном расслаблении мышц. Для того чтобы ребенок научился это делать, вначале его учат распознавать наиболее знакомые крупные мышцы рук, ног, корпуса, шеи, выделять их среди всех остальных, различать состояние расслабленности и напряжения. С этой целью используют чередование мышечного напряжения и расслабления. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц рук, если вначале им предлагают с силой сжать кулачки и поддержать их в этом состоянии несколько секунд, а затем разжать, расслабить их. Следует помнить, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным. При выполнении каждого упражнения необходимо обращать внимание ребенка на то, как приятно состояние напряженности, покоя, формировать представление о расслабленности данной группы мышц: «руки висят, как тряпочки», «вялые, как кисель» и т.п. Фиксируя внимание на расслабление по контрасту с напряжением, тем самым обучаю ребенка более полному расслаблению. Упражнения рекомендуется делать в сопровождении легкой, спокойной музыки.

Умение снимать мышечные зажимы позволяет снять нервно-психическое напряжение.

Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

Упражнение "Комплимент" 

По сигналу педагога дети по очереди говорят комплимент ребенку, стоящему справа. Комплименты не должны повторяться. Произносится комплимент с улыбкой, надо смотреть в глаза ребенку, которому он предназначается.

Упражнение на расслабление мышц лица

Упражнение «Солнечный зайчик»

Взрослый. Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

Упражнения на расслабления мышц рук

Олени

Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабились руки. Отдыхают (см. «Поза покоя»). Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!

Посмотрите: мы – олени,

Рвется ветер нам на встречу!

Ветер стих,

Расправим плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

(Легким движением пальцев провести по руке каждого ребенка от плеча до кончиков пальцев).

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают наши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко…

Упражнения на расслабление мышц ног

Пружинки

Представьте, что мы поставили ноги на пружинки. Эти пружинки выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что стопы отрываются от пола и поднимаются кверху, а пятки продолжают упираться в пол. Снова прижимаем стопы к полу. Крепче! Сильнее! Ох, как тяжело! Ноги напряжены. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились! Как приятно! Отдыхаем… Слушайте  и делайте, как я. Вдох – выдох! Вдох – выдох!

Что за странные пружинки

Упираются в ботинки?

(Дети приподнимают носки, пятки в этот момент прижаты к полу).

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

(Упражнение повторяется три раза).

Руки не напряжены,

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

– Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко…ровно…глубоко…

Загораем

Представьте себе, что ваши ноги загорают. (Показывают, как надо вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Ноги поднимаем, держим…держим…Ноги напряглись! (Проверить у каждого из детей напряжение мышц ног). Теперь опустим ноги. Повторим упражнение. Напряженные наши ноги стали твердые, каменные. А потом ноги устали и отдыхают, расслабились!.. Как хорошо, приятно стало, ноги не напряжены. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем!

Держим…Держим…Напрягаем…

Загорели! Опускаем!

(Ноги резко опустили на пол).

Ноги не напряжены

И рассла-а-бле-ны…

Упражнения на расслабление мышц рук, ног, корпуса

Штанга

Будем заниматься спортом. Встаньте! Представьте дети, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь и возьмите ее. Сожмите свои кулачки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены. Ох, как тяжело! Поддержали штангу… Устали ручки, бросаем штангу. (Руки резко опускаются и свободно повисают вдоль туловища). Руки расслабились, не напряжены, отдыхают. Легко дышится! Слушайте и делайте, как я. Спокойно вдохнуть – выдохнуть!..

Мы готовимся к рекорду,

Будем заниматься спортом.

(Наклониться вперед).

Штангу с пола поднимаем…

(Распрямиться).

Крепко держим…

(Обратить внимание детей на напряжение мышц плеча и предплечья и последующее расслабление).

И бросаем!

(Упражнение повторить три раза).

Наши мышцы не устали –

И еще послушней стали!

Нам становится понятно:

Расслабление приятно.

Кораблик

Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и посильнее упритесь ими в пол. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу – прижимаем к полу правую ногу. (Правая нога напряжена, левая – расслабилась, немного согнулась в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабились! Качнуло в другую сторону – прижимаем левую ногу. (Напряжена левая нога. Правая нога расслаблена). Выпрямились. Слушайте и делайте, как я. Вдох – выдох!

Стало палубу качать.

Ногу к палубе прижать!

Крепче ногу прижимаем,

А другую – расслабляем!

Упражнение выполняется сначала для правой ноги, потом для левой. Обращают внимание детей на напряженное и расслабленное состояние мышц ног.

После расслабления ног дети рассаживаются и проводится пауза покоя.

Снова руки на колени,

А теперь – немного лени…

Напряженье улетело –

И расслабленно все тело…

Наши мышцы не устали

 И еще послушней.

Дышится легко…ровно…глубоко…

Упражнение «Дыши и думай красиво» 
«Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни:
мысленно

скажи: «Я – лев» – выдохни, вдохни; 
скажи: «Я – птица» – выдохни, вдохни; 
скажи: «Я – камень» – выдохни, вдохни; 
скажи: «Я – цветок» – выдохни, вдохни; 
скажи: «Я спокоен» – выдохни. 

Ты действительно успокоишься».

Упражнение «Ковер-самолет»

Усаживайтесь поудобнее. Сегодня мы отправимся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. 
        И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое - на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. 
        Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. 

        Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке.
          Надеюсь, что прогулка вам понравилась.

Подведение итогов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность».

Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце, и поют птицы и, глядя на улыбку и счастливое лицо которого самим...

«Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»

«Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность»...

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями).

Игровое занятия для снижения эмоционального напряжения детей младшего дошкольного возраста (с родителями)....

«Нетрадиционные техники рисования в помощь воспитателям ДОУ для снижения эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста»

Одним из приемов для создания эмоционального позитивного настроения является использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования....

Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»

Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»...