Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»
материал
Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_poznaem_mir_cherez_igru_i_eksperimenty.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад «Чебурашка» с. Бирюля»
Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»
Подготовила: Санарова И.Е
с. Бирюля 2021 год
Цель: освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и ее последующее активное применение в практической деятельности педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;
- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
-сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Теоретическая часть
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на семинаре – практикуме. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта.
Экологическая разминка:
1 команда
- Что ест жаба зимой? (ничего не ест, она спит)
- Пингвин птица или животное? (птица)
- Наука о растениях? (ботаника)
- Кошка свернулась клубочком? (к похолоданию)
- Чем еж на медведя похож? ( зимой спит)
2 команда
- Какую траву любят кошки? (валерьяну)
- Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
- Наука о животных? (зоология)
- Воробьи в пыли купаются к чему? (к дождю)
- Почему белые медведи не живут в лесу? (питается рыбой)
Упражнение «найди определение опыта и эксперимента»
Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»
Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых указаны компоненты эксперимента. Нужно собрать в правильной последовательности.
- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
- прогнозирование результата 9старший дошкольный возраст);
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- уточнение плана исследования;
- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;
- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
- наблюдение результатов эксперимента;
- фиксирование результатов эксперимента;
- формулировка выводов.
Практическая часть
Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.
Опыт 1 «Поймай воздух»
Материал: целлофановый пакет.
Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.
Опыт 2 «Спасательный жилет»
Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз с водой.
Ход опыта: отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее – в кожуре или без нее? Вопрос поставлен не верно – утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все равно будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет». В кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
Опыт 3 «Рисуем на молоке»
Для опыта понадобиться: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.
Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком. Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.
Следовательно опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность .
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».
Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит видит и делает сам.
Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.
Упражнение «найди определение опыта и эксперимента»
- метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.
- это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.
Опыт
Эксперимент
Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»
- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;
- прогнозирование результата 9старший дошкольный возраст);
- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;
- уточнение плана исследования;
- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;
- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);
- наблюдение результатов эксперимента;
- фиксирование результатов эксперимента;
- формулировка выводов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"
Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...
Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"
Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"...
План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)
Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...
Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»
В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...
Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»
В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...
семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".
В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....
Познаем окружающий мир через игру и эксперименты
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...