Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»
материал

Санарова Ирина Евгеньевна

Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                    

«Детский сад «Чебурашка» с. Бирюля»

 

 

Семинар-практикум для педагогов «Познаем мир через игру и эксперименты»

Подготовила: Санарова И.Е

                                                                                                                                                                     

с. Бирюля 2021 год

Цель: освоение организации поисково-исследовательской деятельности с детьми и ее последующее активное применение в практической деятельности педагогов.

Задачи:

- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

- представить участникам семинара одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

-сформировать у педагогов мотивацию на использование в образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Теоретическая часть

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на семинаре – практикуме. Развитие познавательной активности у детей вопрос актуальный на сегодняшний день. Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого обьекта.

Экологическая разминка:

 1 команда

  1. Что ест жаба зимой? (ничего не ест, она спит)
  2.  Пингвин птица или животное? (птица)
  3. Наука о растениях? (ботаника)
  4. Кошка свернулась клубочком? (к похолоданию)
  5. Чем еж на медведя похож? ( зимой спит)

2 команда

  1. Какую траву любят кошки? (валерьяну)
  2. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)
  3. Наука о животных? (зоология)
  4. Воробьи в пыли купаются к чему? (к дождю)
  5. Почему белые медведи не живут в лесу? (питается рыбой)

Упражнение «найди определение опыта и эксперимента»

Опыт – метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

Эксперимент – это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»

Участникам раздаются листочки в разрезном виде, на которых указаны компоненты эксперимента. Нужно собрать в правильной последовательности.

 - постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

- прогнозирование результата 9старший дошкольный возраст);

- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

 - уточнение плана исследования;

- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;

- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

 - наблюдение результатов эксперимента;

- фиксирование результатов эксперимента;

- формулировка выводов.

Практическая часть

Работа с детьми направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений.

Опыт 1 «Поймай воздух»

Материал: целлофановый пакет.

Ход опыта: взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать, что в нем находится воздух.

Опыт 2 «Спасательный жилет»

Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз  с водой.

Ход опыта: отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее – в кожуре или без нее?  Вопрос поставлен не верно – утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все равно будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет». В кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.

Опыт 3 «Рисуем на молоке»

Для опыта понадобиться: тарелка, молоко, жидкое мыло, ватные палочки и краски.

Наливаем молоко в тарелку. Капаем по несколько капель краски в молоко. Обмакиваем ватные палочки в жидкое мыло и погружаем их в тарелку с молоком. Вывод: при добавлении краски в молоко, на поверхности образуются красивые разливы от краски. При добавлении жидкого мыла, краска сбивается в полоски и образуют неожиданные рисунки на поверхности молока.

Следовательно опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные  способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность .

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму».

Усваивается все прочно и на долго тогда, когда ребенок слышит видит и делает сам. 

Я благодарю группы за продуктивную работу. Надеюсь, что в рамках мастер- класса вы получили определенные представления об эффективности опытно- экспериментальной деятельности, и что наш мастер- класс пробудил в вас желание творческого поиска, вызвал интерес к данной теме.

Упражнение «найди определение опыта и эксперимента»

- метод познания окружающего мира через непосредственное, практическое изучение вопроса.

- это любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого.

Опыт

Эксперимент

Упражнение «Определение порядка структурных компонентов эксперимента»

- постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации;

- прогнозирование результата 9старший дошкольный возраст);

- уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования;

 - уточнение плана исследования;

- выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования;

- выполнение эксперимента (под руководством воспитателя);

 - наблюдение результатов эксперимента;

- фиксирование результатов эксперимента;

- формулировка выводов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтапно-перспективный творческий план по самообразованию "Познаем окружающий мир через игры и эксперименты"

Дошкольники очень любят экспериментировать. это обусловленно тем, что у детей преобладает наглядно-действенное мышление. соответственно экспериментирование можно рассматривать как метод, всецело отвеч...

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"

Семинар - практикум для родителей "Развиваем музыкальность дошкольников через игру"...

План профессионального самообразования "Тема: «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» (младшая группа)

Экспериментирование является основным видом поисковой деятельности. Считается, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет п...

Педагогический опыт «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты»

В своей работе я основываюсь на таких научно-методических принципах: «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, о...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

семинар-практикум для родителей "Формирование фонематического восприятия через игру".

В данном материале представлены игры для развития фонематического восприятия....

Познаем окружающий мир через игру и эксперименты

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...