Доклад «Эфективность психокоррекционного воздействия"
консультация по коррекционной педагогике на тему

Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon effekt-t_psihokor._vozd-viya._gmo_psihologov.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»

Выступление на ГМО

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

Подготовила

педагог-психолог

Артамонова Р.Ф.

Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место. Давайте разберемся, что же она изучает?

Детская психология - это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Также, она занимается раскрытием общих закономерностей психического развития в онтогенезе (развитие человека на протяжении его жизни). В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст (от 0 до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 6-7 лет), младший школьный возраст (с 6-7 лет до 10 лет), подростковый возраст (от 10 лет до 14 лет), ранний юношеский возраст (от 15 лет до 16 лет). Для чего все это нужно знать психологу, работающему с детьми? Для того, что это знание и анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде, позволит выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов.

Вот мы и добрались до того заветного термина, которым называют то специфическое взаимодействие между детским психологом и маленьким клиентом – коррекция психического развития, если короче – то психокоррекция. Основная цель подобного мероприятия – восстановление или поддержка психологического здоровья ребенка. Да, да, здоровье может быть не только физическим. Для объяснения этого термина мы используем такие слова как гармония и баланс. Мы считаем, что они лучше всего объяснят сокровенный смысл. Представьте себе чаши весов. Когда они уравновешенны, тогда все в порядке. Если где-то перевес, то значит, система дала сбой… Сбой между душой и телом, или между желаниями и возможностями, или между требованиями и самоощущением… не важно. Но надо налаживать механизм. Чем детский психолог и будет заниматься – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Тогда возникает логичный вопрос: а КАК он это будет делать? Как он – психолог, поймет, в каком месте «неполадка» и что «чинить»? В детской психокоррекции, невозможно обойтись без общения с родителями или одним из родителей ребенка (или с фигурой их заменяющей). В процессе деликатной беседы «вырисовываются» основные трудности, с которыми пришли на прием, запрос на помощь. Потом психолог проводит психологическую диагностику. Ее направленность зависит от примерного (т.к. в процессе работы он может меняться) запроса и ситуации, с которой Вы обратились. По результатам беседы и диагностических мероприятий составляется план психокоррекции. Длительность консультации обычно составляет 60 минут.

А теперь разговор пойдет о методах, которые могут быть использованы в работе с детьми и подростками. На данный момент, существует действительно много разнообразных упражнений, техник, которые специалисты используют в индивидуальной или групповой работе с клиентами. Но все они – воплощение какого-либо метода психотерапии. Вот какие они бывают:

  • Игротерапия

Это наиболее популярный и известный метод, используемый в работе с детьми. Почему? Игра – это деятельность, которая развивается у ребенка практически с первых лет жизни и активно способствует его развитию. Игра сама по себе – «психотерапия». Особенно, когда она оказывается «в руках» знающего все тонкости ее использования психолога. Она позволяет в доступной форме обучить какому-то навыку или, к примеру, проработать травматичную тему.

  • Арттерапия

«Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. В отличии от игры, в искусстве есть один немаловажный «плюс» - оно позволяет создавать! Будь то рисунок, поделка из глины или коллаж. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта различают рисуночную терапию, библиотерапия (как литературное сочинение или прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия и пр. При работе с детьми, чаще всего используется рисуночная, песочная терапия и сказкотерапия.

  • Тренинг

Поведенческий тренинг – это разновидность групповой формы работы. Они направлены на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на общение с социальным миром, на развитие способностей познания себя и других людей. Иногда у ребенка может не хватать каких-то значимых навыков, и тогда тренинговая работа поможет этот пробел заполнить.

  • Психогимнастика

Это тоже одна из разновидностей групповой работы, хотя некоторые ее элементы, можно использовать и в индивидуальной работе. В основе психогимнастики лежит двигательная экспрессия. Это различные упражнения, этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ну, к примеру, во время подобного занятия детьми могут изучаться различные эмоции, азбука выражения различных эмоций. Основная цель - лучшее понимание себя и окружающих, снятие психического напряжения и др.

  • Метод социальной терапии. Статусная психотерапия

Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.

Метод статусной психотерапии основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Например, относительное повышение успешности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более старших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.

Во время работы с ребенком любого возраста, психолог продолжает также взаимодействовать с родителями маленького клиента. Иногда получается так, что сложившаяся ситуация, может быть разрешена только после работы со всей семьей. Даже если изначально запрос был только на работу с ребенком. Обоснование выбора такого направления работы (семейное консультирование) лежит в понимании семьи как системы.

Что это значит? Это значит, что семья рассматривается как единая система, организм, механизм… Ну, к примеру, как часы. А конкретнее, часовой механизм. Неважно, большой он или маленький….главное, что механизм. А в механизмах, как нам известно, суть точной работы заключается в слаженности работы всех его деталей. Члены семьи, конечно не винтики и гайки, но баланс семьи зависит от степени «слаженности» и гармоничности их взаимодействия, и иногда изменение состояния одной детали ведет к поломке другой. Вот и приходиться, иногда налаживать работу изнутри, конечно же, не без желания участвовать в ней всех ее членов! Вот и получается, что иногда трудности, возникшие у ребенка, причины их возникновения кроются не в нем самом, а в специфичности взаимоотношений между домочадцами, а порой, еще и глубже – между целыми поколениями! И тогда работа с ребенком будет бесполезна, так как причина глубже. Опытный психолог сможет это понять и предложить консультацию семье.

Главное, что со всем этим ворохом разнообразных ситуаций можно и нужно справляться, и сделать это реально!

В нашем детском саду для коррекции познавательной и эмоциональной сферы была составлена программа для старших дошкольников.

Цель программы: помочь детям преодолеть интеллектуальные и эмоциональные трудности.

Предмет психокоррекции: познавательная и эмоциональная сферы детей:

  • интеллектуальные нарушения
  • низкая познавательная активность
  • низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия)
  • состояние психического дискомфорта
  • тревожность, страх.

Объект психокоррекции: старшие дошкольники с проблемами познавательной и эмоциональной сферы.

Программа состоит из трех блоков:

  1. Развитие познавательной сферы.
  2. Снятие состояния психологического дискомфорта.
  3. Коррекция тревожности и страхов.

Продолжительность занятий 25-30 минут. Занятия проводятся один-два раза в неделю в период с октября по март месяц. Диагностика проводится 2 раза в год, в начале учебного года и после проведенных коррекционных занятий. На основании полученных данных составляется аналитический отчет о результатах проведенной психокоррекционной работы с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.

Это курс занятий направленный на профилактику  нарушений чтения и письма у дошкольников.        Задачи:   - развивать  высшие когнитивные процессы...

Предупреждение нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия.

В работе раскрыта актуальность материала по обозначенной теме, указаны цели и задачи цикла занятий. В качестве примера  приведен конспект одного из занятия цикла....

Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое  окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....

Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.

Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....

"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"

В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...

Доклад на педагогическом Совете по теме: « Сказка и психокоррекционная сказка в работе воспитателя»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...