Доклад «Эфективность психокоррекционного воздействия"
консультация по коррекционной педагогике на тему
Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Выступление на ГМО
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»
Подготовила
педагог-психолог
Артамонова Р.Ф.
Наука Госпожа Психология очень многогранна и любопытна. Сколько же всего ее интересует! И среди всех ее отраслей, детская психология занимает весьма значимое место. Давайте разберемся, что же она изучает?
Детская психология - это учение о периодах детского развития, их смене и переходах от одного возраста к другому. Также, она занимается раскрытием общих закономерностей психического развития в онтогенезе (развитие человека на протяжении его жизни). В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов: младенческий возраст (от 0 до 1 года), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), дошкольный возраст (от 3 лет до 6-7 лет), младший школьный возраст (с 6-7 лет до 10 лет), подростковый возраст (от 10 лет до 14 лет), ранний юношеский возраст (от 15 лет до 16 лет). Для чего все это нужно знать психологу, работающему с детьми? Для того, что это знание и анализ возрастных особенностей, а также типичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде, позволит выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов.
Вот мы и добрались до того заветного термина, которым называют то специфическое взаимодействие между детским психологом и маленьким клиентом – коррекция психического развития, если короче – то психокоррекция. Основная цель подобного мероприятия – восстановление или поддержка психологического здоровья ребенка. Да, да, здоровье может быть не только физическим. Для объяснения этого термина мы используем такие слова как гармония и баланс. Мы считаем, что они лучше всего объяснят сокровенный смысл. Представьте себе чаши весов. Когда они уравновешенны, тогда все в порядке. Если где-то перевес, то значит, система дала сбой… Сбой между душой и телом, или между желаниями и возможностями, или между требованиями и самоощущением… не важно. Но надо налаживать механизм. Чем детский психолог и будет заниматься – способствовать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.
Тогда возникает логичный вопрос: а КАК он это будет делать? Как он – психолог, поймет, в каком месте «неполадка» и что «чинить»? В детской психокоррекции, невозможно обойтись без общения с родителями или одним из родителей ребенка (или с фигурой их заменяющей). В процессе деликатной беседы «вырисовываются» основные трудности, с которыми пришли на прием, запрос на помощь. Потом психолог проводит психологическую диагностику. Ее направленность зависит от примерного (т.к. в процессе работы он может меняться) запроса и ситуации, с которой Вы обратились. По результатам беседы и диагностических мероприятий составляется план психокоррекции. Длительность консультации обычно составляет 60 минут.
А теперь разговор пойдет о методах, которые могут быть использованы в работе с детьми и подростками. На данный момент, существует действительно много разнообразных упражнений, техник, которые специалисты используют в индивидуальной или групповой работе с клиентами. Но все они – воплощение какого-либо метода психотерапии. Вот какие они бывают:
- Игротерапия
Это наиболее популярный и известный метод, используемый в работе с детьми. Почему? Игра – это деятельность, которая развивается у ребенка практически с первых лет жизни и активно способствует его развитию. Игра сама по себе – «психотерапия». Особенно, когда она оказывается «в руках» знающего все тонкости ее использования психолога. Она позволяет в доступной форме обучить какому-то навыку или, к примеру, проработать травматичную тему.
- Арттерапия
«Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания. В отличии от игры, в искусстве есть один немаловажный «плюс» - оно позволяет создавать! Будь то рисунок, поделка из глины или коллаж. В зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта различают рисуночную терапию, библиотерапия (как литературное сочинение или прочтение литературных произведений), драмотерапия, музыкотерапия и пр. При работе с детьми, чаще всего используется рисуночная, песочная терапия и сказкотерапия.
- Тренинг
Поведенческий тренинг – это разновидность групповой формы работы. Они направлены на обучение ребенка адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, на общение с социальным миром, на развитие способностей познания себя и других людей. Иногда у ребенка может не хватать каких-то значимых навыков, и тогда тренинговая работа поможет этот пробел заполнить.
- Психогимнастика
Это тоже одна из разновидностей групповой работы, хотя некоторые ее элементы, можно использовать и в индивидуальной работе. В основе психогимнастики лежит двигательная экспрессия. Это различные упражнения, этюды, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка: познавательной и эмоционально-личностной сферы. Ну, к примеру, во время подобного занятия детьми могут изучаться различные эмоции, азбука выражения различных эмоций. Основная цель - лучшее понимание себя и окружающих, снятие психического напряжения и др.
- Метод социальной терапии. Статусная психотерапия
Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает, во-первых, удовлетворение потребности личности в социальном признании и, во-вторых, формирование адекватных способов социального взаимодействия у детей с низким уровнем коммуникативной компетентности.
Метод статусной психотерапии основан на возрастных перемещениях ребенка, позволяющих регулировать статус ребенка в группе и направленно регулировать относительную успешность его деятельности. Например, относительное повышение успешности непопулярного, «изолированного», «пренебрегаемого» ребенка путем перевода его в группу более младших детей, понижение статуса относительной успешности путем перевода в группу более старших детей может быть рекомендован для коррекции личностного развития детей-«звезд» с эгоистической направленностью, авторитарными тенденциями и проявлениями агрессивности в поведении.
Во время работы с ребенком любого возраста, психолог продолжает также взаимодействовать с родителями маленького клиента. Иногда получается так, что сложившаяся ситуация, может быть разрешена только после работы со всей семьей. Даже если изначально запрос был только на работу с ребенком. Обоснование выбора такого направления работы (семейное консультирование) лежит в понимании семьи как системы.
Что это значит? Это значит, что семья рассматривается как единая система, организм, механизм… Ну, к примеру, как часы. А конкретнее, часовой механизм. Неважно, большой он или маленький….главное, что механизм. А в механизмах, как нам известно, суть точной работы заключается в слаженности работы всех его деталей. Члены семьи, конечно не винтики и гайки, но баланс семьи зависит от степени «слаженности» и гармоничности их взаимодействия, и иногда изменение состояния одной детали ведет к поломке другой. Вот и приходиться, иногда налаживать работу изнутри, конечно же, не без желания участвовать в ней всех ее членов! Вот и получается, что иногда трудности, возникшие у ребенка, причины их возникновения кроются не в нем самом, а в специфичности взаимоотношений между домочадцами, а порой, еще и глубже – между целыми поколениями! И тогда работа с ребенком будет бесполезна, так как причина глубже. Опытный психолог сможет это понять и предложить консультацию семье.
Главное, что со всем этим ворохом разнообразных ситуаций можно и нужно справляться, и сделать это реально!
В нашем детском саду для коррекции познавательной и эмоциональной сферы была составлена программа для старших дошкольников.
Цель программы: помочь детям преодолеть интеллектуальные и эмоциональные трудности.
Предмет психокоррекции: познавательная и эмоциональная сферы детей:
- интеллектуальные нарушения
- низкая познавательная активность
- низкий уровень развития психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия)
- состояние психического дискомфорта
- тревожность, страх.
Объект психокоррекции: старшие дошкольники с проблемами познавательной и эмоциональной сферы.
Программа состоит из трех блоков:
- Развитие познавательной сферы.
- Снятие состояния психологического дискомфорта.
- Коррекция тревожности и страхов.
Продолжительность занятий 25-30 минут. Занятия проводятся один-два раза в неделю в период с октября по март месяц. Диагностика проводится 2 раза в год, в начале учебного года и после проведенных коррекционных занятий. На основании полученных данных составляется аналитический отчет о результатах проведенной психокоррекционной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58613.jpg)
Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы...
Предупреждение нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия.
В работе раскрыта актуальность материала по обозначенной теме, указаны цели и задачи цикла занятий. В качестве примера приведен конспект одного из занятия цикла....
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/24/picture-80408.jpg)
Стендовый доклад логико - математические игры, как эфективное средство подготовки к школе.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
Методы логопедического воздействия. Доклад на методическом объединении логопедов города.
Логопедическое воздействие, как основа построения индивидуальных логопедических занятий, осуществляется различными методами....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/22/picture-729842-1453411898.jpg)
"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"
В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/10/picture-1027934-1523336124.jpg)
Доклад на тему: «Формирование речевой культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях воздействия СМИ».
Доклад по развитию речи....
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1112405-1549313985.jpg)
Доклад на педагогическом Совете по теме: « Сказка и психокоррекционная сказка в работе воспитателя»
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"...