Доклад на педагогическом Совете по теме: « Сказка и психокоррекционная сказка в работе воспитателя»
методическая разработка

Морозова Людмила Ивановна

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"

 

 

              

 

 

 

 

Доклад на педагогическом Совете по теме:

 « Сказка и психокоррекционная сказка в  работе воспитателя»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель Л.И. Морозова

 

 

 

г. Велиж, 2018 г.

Сегодня много внимания уделяется развитию творческих способностей. Э. Фромм сформулировал понятие креативности, как «способность ребенка, взрослого удивлять и познавать». Процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Вы, наверное, замечали, при работе с детьми, что стоит только обычный предмет назвать волшебным, как он для детского восприятия, сразу же приобретает другое значение.

В последнее время, к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой.

В чем актуальность сказки?

В сказках нет прямых нравоучений. Всем известно, когда на нас кто- то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест или желание сделать все наоборот.

В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи и закономерности, существующие в мире.

Сказочным свойством «мягкого намека» обладают также притчи, истории из жизни, особенно в подростковом возрасте.

Опыт показывает, что метафора глубоко приникает в бессознательное человека и активизирует потенциал личности, который, в свою очередь, помогает найти человеку, свой, собственный, лучший, на данный момент, выход из проблемного состояния. Возможно, поэтому психологи рекомендуют в те моменты, когда вы в ситуации выбора, когда вам плохо, читать сказки, возможно, читая ее, вы, пока на бессознательном уровне, найдете ответ на вопрос. Метафора не директивна, она лишь мягко направляет и намекает. С другой стороны, человек получает возможность «приподняться» над проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы, как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные нормы, правила поведения. Иногда смысл сказки, притчи понятен сразу, а бывает так, что мы сталкиваемся с явлением отсроченного эффекта. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человек в разные периоды жизни. На примере сказки «Колобок», 3 – 5 летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в 3 года начинается кризис «Я сам!»), ребенок старается обходиться без помощи взрослых, например, идти по улице без руки взрослого. Ребенок старше, с помощью той же сказки, может узнать, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «зайцами», «медведями» и «лисами».

Сказка помогает в тех случаях, когда детские вопросы ставят взрослых в тупик. Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, ребенок складывает, как мозаику собственную картину мира. Часто дети просят родителей, педагогов прочитать несколько раз одну и ту же сказку. Вероятно, что сказка наибольше соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения.

Сказка дает ребенку чувство психологической защищенности, что бы ни происходило – в сказке все заканчивается хорошо.

Несколько отличается от традиционного понимания сказки психокоррекционная сказка:

  • Психокоррекционная сказка сочиняется индивидуально, для какого – то ребенка.
  • Психокоррекционная сказка направлена на коррекцию негативных моментов в поведении.
  • Психокоррекционные сказки сочиняются детям начиная с 2, 5 – 3 лет (как только ребенок выделил себя из окружающего мира, сказал «Я») до 11 – 12 лет.
  • В подростковом возрасте лучше использовать мифы, притчи.
  • Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.
  • Сочинению сказки предшествует наблюдение за ребенком педагогов, психолога, взрослых работников детского дома.

Сотрудники института сказкотерапии в г. Санкт – Петербург разработали алгоритм сочинения психокоррекционной сказки:

1 шаг. Выбирается герой (животное, растение, человек).

2 шаг. Герою приписывается, то конфликтное поведение, которое характерно для ребенка.

3 шаг. Герой отправляется в путешествие. На пути он встречает, как отрицательные, так и положительные варианты разрешения конфликтной ситуации.

4 шаг. Вводится волшебная фигура (мудрец, волшебник, фея и т. п.), которая помогает сделать выбор, дает мудрый совет или радуется положительным изменениям героя.

5 шаг. У героя наступает прозрение.

Далее мы приводим пример психокоррекционной сказки, сочиненной нами для ребенка 3-4 лет. Проблема: ребенок не хочет убирать игрушки.

 

ОБИЖЕННЫЕ ИГРУШКИ

На лесной опушке в маленькой избушке жил маленький медвежонок. Жил он вместе с папой медведем, мамой медведицей и старшим братом медведем.
Медвежонок очень любил гулять с мамой, собирать в лесу шишки, нюхать цветочки, кормить белочек, играть своими медвежьими игрушками. А еще, он очень любил кушать мед из чашечки.
Однажды утром, мама медведица увидела, как вылизав весь мед из чашки мишутка, хитро поглядывая на маму, вдруг бросил пустую чашку на пол. Чашка разбилась на маленькие кусочки. Мама огорчилась, а медвежонок рассмеялся. А днем, когда медвежонок с мамой строили вместе башенку из кубиков, медвежонок, хитро глядя на маму, вдруг ударил по башенке и разбросал все кубики. Мама рассердилась. погрозила лапой и сказала, что так делать нельзя. Но медвежонку очень нравилось бросать вещи, игрушки и смотреть, как мама сердится. Сердились так же папа медведь и старший брат. А мишке было весело. Когда он уснул, мама долго еще убирала разбросанные вещи и качала головой.
Рано утром мишка проснулся в хорошем настроении, поспешил к своим игрушкам и остановился как вкопанный. Игрушек не было. Не было кубиков, не было машинок, не было мячиков. Мишка очень удивился. Захотел мишка полакомиться медом, потянулся за любимой чашкой, но чашки тоже не было. Мишутка испугался и заплакал, побежал к маме жаловаться. 
Мама погладила мишутку и сказала: 
- Я тоже очень удивлена, но вспомни, как ты вчера играл со своими игрушками? Берег ли ты их? Ты их бросал и совсем не ценил. Игрушкам было больно и обидно и они решили найти себе другого хозяина, который будет их беречь. 
- А что же делать? Я не хочу, чтобы игрушки уходили от меня. – Спросил медвежонок, вытирая лапкой мокрые глазки. – Верни их!
Мама сказала:
- Только ты сам можешь вернуть свои игрушки. Тебе надо позвать их и попросить у них прощения.
Медвежонок очень хотел вернуть игрушки. Он так и сделал - позвал, а затем попросил прощения и еще сказал, что он больше никогда не будет обижать и бросать игрушки, а будет беречь их и заботиться. 

 

Специальная педагогика рекомендует решение коррекционно-развивающих задач на каждом занятии, а также в режимных моментах. Помочь в решении этих задач может сказка. Причём, не любая, а именно - народная, волшебная.

По мнению Л.С. Выготского, научный анализ сказок убеждает нас в том, что самые фантастические создания почерпнуты из действительности и подверглись искажающей деятельности воображения. «Так, избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взят из реального опыта человека».

Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Во-первых, сказка позволяет свободно мечтать и фантазировать, что позволяет раздвигать рамки обычной жизни, постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, запускается механизм идентификации. Поэтому, с одной стороны, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, чувствует и понимает, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов и позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет усваивать моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Психологами замечено, что ребенок не всегда на осознаваемом, вербальном уровне принимает сказку, но положительный эффект присутствует. Значит, изменения происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то своё, актуальное для него, созвучное его проблемам.  

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я а регулярно применяю данный метод.

Сказки универсальны, но должны всё-таки соответствовать нашим задачам и проблеме детей (кто-то не любит умываться, кто-то боится темноты, кто-то не хочет собирать игрушки и т.п.). Минимум раз в день я  читаю и «проживаем», как советуют психологи, сказки, стараюсь выбрать максимально комфортный момент и соответствующую обстановку, а потом возможно и сразу исправляемся- так бывает с уборкой игрушек, с чисткой зубов.

Каждый ребёнок – уникальная личность, обладающая своими особенностями восприятия мира. Поэтому цель сказкотерапии – помочь ребёнку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.   А  главное – дать позитивно окрашенный прогноз на будущее. Социально адаптированным, активным, успешным человеком  желаю быть каждому воспитаннику.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. -  3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. ил.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_skazkoterapiya.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА "МИЛОСЕРДИЕ"

               

Доклад на педагогическом Совете по теме:

 « Сказка и психокоррекционная сказка в  работе воспитателя»

Подготовила:

воспитатель Л.И. Морозова

г. Велиж, 2018 г.

Сегодня много внимания уделяется развитию творческих способностей. Э. Фромм сформулировал понятие креативности, как «способность ребенка, взрослого удивлять и познавать». Процесс познания мира и собственных возможностей подобен сказочной дороге, полной неожиданных находок и приключений. Вы, наверное, замечали, при работе с детьми, что стоит только обычный предмет назвать волшебным, как он для детского восприятия, сразу же приобретает другое значение.

В последнее время, к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов, педагогов, психотерапевтов, воспитателей, дефектологов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой.

В чем актуальность сказки?

В сказках нет прямых нравоучений. Всем известно, когда на нас кто- то психологически «давит», диктуя: «Делай именно так, а не иначе», оценивает наши действия, в душе (особенно детской или подростковой) рождается протест или желание сделать все наоборот.

В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно – следственные связи и закономерности, существующие в мире.

Сказочным свойством «мягкого намека» обладают также притчи, истории из жизни, особенно в подростковом возрасте.

Опыт показывает, что метафора глубоко приникает в бессознательное человека и активизирует потенциал личности, который, в свою очередь, помогает найти человеку, свой, собственный, лучший, на данный момент, выход из проблемного состояния. Возможно, поэтому психологи рекомендуют в те моменты, когда вы в ситуации выбора, когда вам плохо, читать сказки, возможно, читая ее, вы, пока на бессознательном уровне, найдете ответ на вопрос. Метафора не директивна, она лишь мягко направляет и намекает. С другой стороны, человек получает возможность «приподняться» над проблемой, посмотреть со стороны на то, что ему мешает.

С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы, как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные нормы, правила поведения. Иногда смысл сказки, притчи понятен сразу, а бывает так, что мы сталкиваемся с явлением отсроченного эффекта. Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человек в разные периоды жизни. На примере сказки «Колобок», 3 – 5 летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в 3 года начинается кризис «Я сам!»), ребенок старается обходиться без помощи взрослых, например, идти по улице без руки взрослого. Ребенок старше, с помощью той же сказки, может узнать, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с «зайцами», «медведями» и «лисами».

Сказка помогает в тех случаях, когда детские вопросы ставят взрослых в тупик. Наблюдая за судьбами героев, проживая сказочные ситуации, ребенок складывает, как мозаику собственную картину мира. Часто дети просят родителей, педагогов прочитать несколько раз одну и ту же сказку. Вероятно, что сказка наибольше соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает понять важные для себя вещи, «прожить» различные модели поведения.

Сказка дает ребенку чувство психологической защищенности, что бы ни происходило – в сказке все заканчивается хорошо.

Несколько отличается от традиционного понимания сказки психокоррекционная сказка:

  • Психокоррекционная сказка сочиняется индивидуально, для какого – то ребенка.
  • Психокоррекционная сказка направлена на коррекцию негативных моментов в поведении.
  • Психокоррекционные сказки сочиняются детям начиная с 2, 5 – 3 лет (как только ребенок выделил себя из окружающего мира, сказал «Я») до 11 – 12 лет.
  • В подростковом возрасте лучше использовать мифы, притчи.
  • Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных.
  • Сочинению сказки предшествует наблюдение за ребенком педагогов, психолога, взрослых работников детского дома.

Сотрудники института сказкотерапии в г. Санкт – Петербург разработали алгоритм сочинения психокоррекционной сказки:

1 шаг. Выбирается герой (животное, растение, человек).

2 шаг. Герою приписывается, то конфликтное поведение, которое характерно для ребенка.

3 шаг. Герой отправляется в путешествие. На пути он встречает, как отрицательные, так и положительные варианты разрешения конфликтной ситуации.

4 шаг. Вводится волшебная фигура (мудрец, волшебник, фея и т. п.), которая помогает сделать выбор, дает мудрый совет или радуется положительным изменениям героя.

5 шаг. У героя наступает прозрение.

Далее мы приводим пример психокоррекционной сказки, сочиненной нами для ребенка 3-4 лет. Проблема: ребенок не хочет убирать игрушки.

ОБИЖЕННЫЕ ИГРУШКИ

На лесной опушке в маленькой избушке жил маленький медвежонок. Жил он вместе с папой медведем, мамой медведицей и старшим братом медведем.
Медвежонок очень любил гулять с мамой, собирать в лесу шишки, нюхать цветочки, кормить белочек, играть своими медвежьими игрушками. А еще, он очень любил кушать мед из чашечки.
Однажды утром, мама медведица увидела, как вылизав весь мед из чашки мишутка, хитро поглядывая на маму, вдруг бросил пустую чашку на пол. Чашка разбилась на маленькие кусочки. Мама огорчилась, а медвежонок рассмеялся. А днем, когда медвежонок с мамой строили вместе башенку из кубиков, медвежонок, хитро глядя на маму, вдруг ударил по башенке и разбросал все кубики. Мама рассердилась. погрозила лапой и сказала, что так делать нельзя. Но медвежонку очень нравилось бросать вещи, игрушки и смотреть, как мама сердится. Сердились так же папа медведь и старший брат. А мишке было весело. Когда он уснул, мама долго еще убирала разбросанные вещи и качала головой.
Рано утром мишка проснулся в хорошем настроении, поспешил к своим игрушкам и остановился как вкопанный. Игрушек не было. Не было кубиков, не было машинок, не было мячиков. Мишка очень удивился. Захотел мишка полакомиться медом, потянулся за любимой чашкой, но чашки тоже не было. Мишутка испугался и заплакал, побежал к маме жаловаться. 
Мама погладила мишутку и сказала: 
- Я тоже очень удивлена, но вспомни, как ты вчера играл со своими игрушками? Берег ли ты их? Ты их бросал и совсем не ценил. Игрушкам было больно и обидно и они решили найти себе другого хозяина, который будет их беречь. 
- А что же делать? Я не хочу, чтобы игрушки уходили от меня. – Спросил медвежонок, вытирая лапкой мокрые глазки. – Верни их!
Мама сказала:
- Только ты сам можешь вернуть свои игрушки. Тебе надо позвать их и попросить у них прощения.
Медвежонок очень хотел вернуть игрушки. Он так и сделал - позвал, а затем попросил прощения и еще сказал, что он больше никогда не будет обижать и бросать игрушки, а будет беречь их и заботиться. 

Специальная педагогика рекомендует решение коррекционно-развивающих задач на каждом занятии, а также в режимных моментах. Помочь в решении этих задач может сказка. Причём, не любая, а именно - народная, волшебная.

По мнению Л.С. Выготского, научный анализ сказок убеждает нас в том, что самые фантастические создания почерпнуты из действительности и подверглись искажающей деятельности воображения. «Так, избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взят из реального опыта человека».

Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Во-первых, сказка позволяет свободно мечтать и фантазировать, что позволяет раздвигать рамки обычной жизни, постигать взрослый мир чувств и переживаний. Во-вторых, запускается механизм идентификации. Поэтому, с одной стороны, воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным персонажем, чувствует и понимает, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения конфликтов и позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребёнок отождествляет себя с положительным героем. Это позволяет усваивать моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Психологами замечено, что ребенок не всегда на осознаваемом, вербальном уровне принимает сказку, но положительный эффект присутствует. Значит, изменения происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то своё, актуальное для него, созвучное его проблемам.  

В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я а регулярно применяю данный метод.

Сказки универсальны, но должны всё-таки соответствовать нашим задачам и проблеме детей (кто-то не любит умываться, кто-то боится темноты, кто-то не хочет собирать игрушки и т.п.). Минимум раз в день я  читаю и «проживаем», как советуют психологи, сказки, стараюсь выбрать максимально комфортный момент и соответствующую обстановку, а потом возможно и сразу исправляемся- так бывает с уборкой игрушек, с чисткой зубов.

Каждый ребёнок – уникальная личность, обладающая своими особенностями восприятия мира. Поэтому цель сказкотерапии – помочь ребёнку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.   А  главное – дать позитивно окрашенный прогноз на будущее. Социально адаптированным, активным, успешным человеком  желаю быть каждому воспитаннику.

Литература

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. -  3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД на педагогическом совете на тему: «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ октябрь 2013 г.

Опубликован текст  нового ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу 1 сентября 2013 года Президент России Владимир Путин подписал закон «Об образовании в РФ», кото...

Доклад на педагогическом совете на тему: "Воспитание нравственности в семье"

Раскрываются проблемы воспитания гуманного отношения к окружающему....

Доклад к педагогическому совету на тему: «Использование моделирования в процессе ознакомления с художественной литературой»

Доклад  к педагогическому совету на тему: «Использование моделирования  в процессе ознакомления  с художественной литературой»...

Доклад на педагогическом совете по теме "Самообразование воспитателя в ДОУ"

Доклад на педагогическом совете по теме "Самообразование воспитателя в ДОУ"  (2017-2018 учебный год)...

Доклад к педагогическому совету на тему "Требования к условиям реализации общеобразовательной программы образовательной организации: психолого– педагогические условия, кадровые, материально – технические"

Основные принципы дошкольного образованияПолноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификации) детского развития;Индивидуализац...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Роль воспитателя в познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного в подготовительной группе

Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности стремления к самостоятельному познанию и размышлению.Задачи: •Продолжать знакомить детей с обобщенными спос...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Информационно-методический материал для воспитателей

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...