Предупреждение нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия.
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
В работе раскрыта актуальность материала по обозначенной теме, указаны цели и задачи цикла занятий. В качестве примера приведен конспект одного из занятия цикла.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Как показывает статистика, с каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с различного рода нарушениями развития, и в том числе с речевой патологией. Однако в силу различных причин (тяжесть речевого дефекта, незаинтересованность родителей воспитанников в его преодолении и пр.) результатом незавершенности коррекционной работы среди учащихся первых классов в первую очередь выступает нарушение процесса овладения письменной речью. В связи с этим мы сочли необходимым организовать работу по своевременной профилактике вышеуказанных нарушений.
Проанализировав научную литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что логопедические методики по профилактике, диагностике и коррекции нарушений письменной речи у детей не претерпели каких-либо значительных изменений в последние годы и большинство логопедов – практиков руководствуется и ограничивается в своей работе традиционными логопедическими методиками, которые зачастую или не приносят положительных результатов или достигаются не в полной мере. Опираясь на данные об изменениях в развитии современных детей (многочисленные исследования психологов и нейропсихологов свидетельствуют о том, что соматический и психический статусы ребенка неправомерно оценивать исходя из норм вчерашнего дня; развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности (А.В.Семенович, 2001), об оценке результатов практической коррекционной работы с нынешним поколением младших школьников, страдающих дисграфией и дислексией, логопеды дошкольного звена все чаще сходятся во мнении о внесении необходимых существенных изменений в организацию и содержание логопедической работы по профилактике этих нарушений. Многообразие же причин возникновения, а также сложность механизмов нарушений письменной речи, привлекают к ней внимание специалистов из разных областей науки (логопедов, психологов, нейропсихологов, клиницистов). Такой междисциплинарный подход расширяет представления о причинах возникновения дисграфий и дислексий, механизмах нарушения, симптомах, что позволяет более широко подойти к разработке методов профилактического (что особенно актуально для логопедов, работающих с детьми дошкольного возраста), диагностического и коррекционного воздействия.
Актуальность курса.
Опыт нейропсихологического консультирования детей с отклоняющимся развитием доказал адекватность и информативность именно такого подхода к данному контингенту. Во-первых, практически однозначно решается дифференциально-диагностическая задача: в результате обследования выявляются базисные патогенные факторы, а не актуальный уровень знаний и умений. Ведь внешне и патохарактерологические особенности ребенка, и педагогическая запущенность, и первичная несостоятельность фонематического слуха могут проявляться одинаково — «двойка по русскому». Во-вторых, только нейропсихологический анализ такой недостаточности может вскрыть механизмы, лежащие в ее основе, и подойти к разработке специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Важен именно синдромный подход, иначе, как показывает опыт, неизбежны искажения, односторонность результатов, обилие артефактов. (Семенович 2002г.)
Цель курса:
Профилактика нарушений чтения и письма у дошкольников.
Задачи курса: | - развивать высшие когнитивные процессы; - формировать сенсомоторные взаимодействия; - формировать и развивать пространственные представления; - развивать зрительный, слуховой гнозис; - развивать общую, тонкую, артикуляционную моторику; - продолжать работу над фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторонами устной речи; -формировать положительные личностные качества (активность, самостоятельность, инициативность, уверенность в собственных силах), способствующих полноценной адаптации к школьному обучению и обеспечению всестороннего развития ребенка. |
Ожидаемый результат.
В результате проведения ниже описанного цикла занятий, т.е. к моменту выпуска детей из ДОУ, мы стремимся максимально предупредить нарушения чтения и письма у детей в связи с речевой патологией или же минимизировать ее последствия, «передав» ребенка в руки школьного логопеда для скорейшего и успешного завершения коррекционно-логопедического воздействия.
Дополнительные условия.
Перед началом курса педагог-психолог тщательно оценивает состояние психических функций и их составляющих каждого воспитанника, а затем сопоставляет полученные результаты с возрастными нормативами. (Такое же диагностическое обследование проводится и по завершении курса, с целью оценки результатов работы). Полученные данные берутся за основу при формировании конкретной группы детей. Дополнительным критерием для отбора детей в группу является их возраст (с учетом содержания конкретного цикла мы отдаем приоритет детям (но могут быть исключения!), родители которых планируют на следующий учебный год поступление в 1 класс ОУ. Занятия проводятся учителем – логопедом, тесно взаимодействующим с педагогом-психологом в течение всего курса в вопросах диагностики, консультирования, выбора оптимальных методов и приемов психологической направленности. Т.к. одним из ведущих принципов является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом психомоторных, двигательных, психологических возможностей данные занятия рекомендуется проводить с подгруппой из 6-8 человек. Более многочисленная группа нецелесообразна по причине снижения возможности контроля за деятельностью всех детей.
Режим занятий.
Вышеописанный цикл занятий рассчитан на 1 учебный год, начиная с третьей недели сентября и заканчивая маем месяцем включительно (в сентябре, январе и мае – по 2 занятия в месяц, в остальные месяцы – по 4 занятия. Итого - цикл составляет 30 занятий). Занятия проводятся еженедельно (в нашем ДОУ мы проводим их во второй половине дня после дневного сна). По продолжительности занятие не должно превышать 30 минут. Посещение детьми коррекционно-развивающих занятий возможно лишь с разрешения родителей (законных представителей), вовлечение родителей рассчитано так же и на то, что некоторые из них (заинтересованная их часть) после индивидуальных бесед-консультаций с объяснением целей и задач захотят и смогут применить упражнения, приемы и игры во время домашнего досуга с детьми, что в свою очередь самым положительным образом скажется на результатах коррекционно-развивающего воздействия. Даная методика может быть использована как самостоятельная, так и в качестве составной части других занятий, например, по развитию речи, ФЭМП, музыкальных и т.д.
Структура занятий.
В структуре занятия мы традиционно выделили вводную, основную и заключительную части. В водной части предполагается создание у детей определенного положительного фона, улучшения психологического самочувствия, без которого достижение поставленных целей и задач невозможно. В качестве приемов создания положительного настроя могут выступить различного рода гимнастики (пальчиковая, дыхательная, подвижная игра), самомассаж, психогимнастика и т.д. Задания для основной части подбираются с учетом их направленности на коррекцию нарушенных процессов и формирование тех или иных психических функций в соответствии с конкретными целями и задачами занятия. В заключительной части подводятся итоги занятия, проходит обсуждение результатов работы, с обязательным выявлением и последующим обсуждением трудностей и неудач, которые возникли у детей, поиском путей их преодоления. Также дается оценка деятельности детей и вполне приемлемо дать детям возможность высказать свое мнение о занятии (в любой форме и по любому направлению деятельности).
Тематическое планирование.
В связи с тем, что данный цикл коррекционно-развивающих занятий планировался как вспомогательный для повышения качества коррекционно-образовательной работы по преодолению ОНР, и в частности по предупреждению нарушений письменной речи, мы сочли возможным тематически «соотнести» тематическое планирование работы данного курса тематическому планированию коррекционной работы учителя-логопеда в подготовительной логопедической группе.
Практический материал:
Конспект занятия «Звук и буква С».
Цели занятия:
- Продолжить работу над развитием речевого дыхания, силы и высоты голоса;
- над развитием длительной, направленной по средней линии языка воздушной струи;
- Продолжить работу над развитием переключаемости органов артикуляции и согласованностью работы губ и языка;
- Продолжить укреплять и развивать подвижность лицевой и губной мускулатуры;
- Продолжить работу по нормализации мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры и созданию положительных кинестезий в мышцах;
- Закрепить правильную артикуляцию и навык нормированного произнесения звука [С];
- Закрепить зрительный, кинестетический и слуховой образы звука [С];
- Развивать речеслуховое внимание и фонематическое восприятие, навык анализа, синтеза слов;
- Развивать кинестетическую и кинетическую основы движений рук, познавательные процессы, воображение;
- Закрепить графический образ буквы С.
- Развивать зрительное восприятие.
- Развивать графо-моторные навыки, оптико-пространственные ориентировки.
- Формировать ориентацию во времени и пространстве.
Организационный момент: Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька».
Вот открылась тихо дверь, и вошел усатый зверь.
Потянулся сладко-сладко (напряжение), и уселся на кроватку (расслабление).
-К нам на занятие заглянул наш давний знакомый кот Васька.
Ориентирование в пространстве. Игра «Прятки».
- Котик хочет поиграть с вами в прятки. Скажите, пожалуйста.
Где сидит кот? - Кот сидит на кровати.
Откуда спрыгнул кот? - Кот спрыгнул с кровати.
Куда забрался кот? - Кот забрался под кровать.
Где спрятался Васька? – Васька спрятался за кроватью.
Где оказался котик? – Котик оказался перед кроватью.
Развитие речевого дыхания и голоса. Упражнение «Холодный ветер».
- Наш Васька в этот осенний день решил пойти прогуляться, а на улице дует холодный сильный ветер. Давайте покажем, как ветер кружит листик. (Набрав в легкие воздух, дети с силой дуют через вытянутые вперед трубочкой губы на подвешенные осенние листья. Должна ощущаться резкая холодная струя).
Упражнение «Поднялась буря».
- Осенняя погода очень переменчива, неожиданно поднялась буря. Послушайте, как гудит буря.
(Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если в пузырьке появился шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Каждый ребенок по очереди дует в свой пузырек, произнося звук [у] на выдохе с изменением силы и высоты голоса: у-у-у-у-у-у).
Упражнения на развитие силы и направления воздушной струи по средней линии языка.
Упражнение «Теплый ветерок».
- Буря стихла, и вновь легкий ветерок кружит осенний лист.
(Дуть на подвешенный осенний листочек. Должна ощущаться легкая воздушная струя).
Мимические упражнения.
- Вдруг, откуда ни возьмись, набежала темная туча, чему Васька очень удивился (дети поднимают брови, изображая удивление). Туча становилась все темнее и темнее, и наш котик очень испугался (хмурятся). А когда закапали капли дождя, Васька сильно огорчился (уголки губ опускаются вниз). Но дождь быстро закончился, вновь выглянуло солнце, и это событие очень обрадовало нашего друга (улыбаются, подняв уголки губ вверх).
Самомассаж «Кошечка умывается».
- Ребята, кошки очень любят умываться. Кто из вас видел, как они это делают? Давайте покажем.
Укрепление лицевой мускулатуры: -поглаживание лба от середины к вискам (5 раз); - поглаживание щек от носа к ушам (5 раз); - поглаживание щек от подбородка к ушам (5 раз); -разминание скуловой и щечной мышц: спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам; Укрепление губной мускулатуры: - поглаживание от середины верхней губы к углам (5 раз) - поглаживание от середины нижней губы к углам (5 раз); Разминание носогубных складок: спиралевидные движения в области носогубных складок -Молодцы! | Кошечка моет лобик, щечки, ротик. |
Закрепление сформированной правильной артикуляции (без опоры на зрительный анализатор). Упражнения выносятся на групповые занятия после их отработки в индивидуальном режиме.
- А сейчас, превратитесь в кошечек и выполняйте упражнения, которые я назову.
Упражнение на развитие подвижности нижней челюсти.
Упражнение «Киска зевает»: широко открывать - закрывать рот (под счет до 7).
Упражнение для губ.
Упражнение «Киска улыбается»: удерживать сомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнение «Киска злится»: удерживать разомкнутые губы в улыбке (под счет до 7).
Упражнения для языка (распластывание и укрепление его боковых краев).
Упражнение «Киска дразнится»: положить широкий язык на нижнюю губу и произносить слоги пя-пя-пя...
Упражнение «Киска отдыхает»: положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу (под счет до 7).
Упражнение на опускание кончика языка за нижние зубы.
Упражнение «Киска лакает молоко»: высовывать широкий язычок изо рта и прятать его в рот (счет до 7).
Игра «Я — не я».
- Ребята, у меня есть письмо от кота Васьки. Посмотрим, что в нем? В своем письме Васька перечислил приметы осени. Но мне кажется, он допустил ошибки. Послушайте, пожалуйста, и скажите, согласны вы с Васькой или нет. Если согласны, четко говорите «И я», если возражаете - «Не я». Васька думает, что…
Осенью прохладная погода. (И я.)
Осенью распускаются подснежники. (Не я.)
Осенью перелетные птицы улетают в теплые края. (И я.)
Осенью дети купаются и загорают на пляже. (Не я.)
Осенью медведь просыпается после долгой спячки. (Не я.)
Осенью листья опадают с деревьев. (И я.) Какие вы молодцы! Заметила все Васькины ошибки!
Закрепление зрительного образа звука [С].
— А теперь, посмотри, пожалуйста, на меня в. Губы улыбаются, зубы сближены, язык прячется за нижние зубы (показывает логопед). Выполните сами (выполняют). Молодцы!
Закрепление кинестетического образа звука [С].
Показ положения органов артикуляции с помощью пальцев рук. Сжатые пальцы правой руки (имитация языка) опустить к основанию пальцев левой руки (как будто это нижние зубы). (Сначала показывает логопед, а затем — сами дети.)
- А сейчас, давай выполним это упражнение с помощью рук. Представьте, что наши руки - это рот. Пальцы левой руки превратим в нижние зубы (пальцы сгибаются перпендикулярно ладони), а правую руку превратим в язык, кончик которого упирается в «зубки». Выполните сами.
Закрепление слухового образа звука [С].
—У Васькиной машины спустило колесо. Помогите, пожалуйста, котику его накачать с помощью насоса. И___ дети стоят прямо, руки подняты на уровне груди, ладони вниз ССС____ руки опускаются вниз. И____ССС_____ (5 раз). Я уверена, кот вам очень благодарен.
Развитие кинестетической основы движения рук.
- Дети, предлагаю вам изобразить котика сначала правой, а затем левой рукой.
Руки в кулачок сожму, котика я покажу. Указательный с мизинцем вытяну, слегка согну.
Развитие кинетической основы движения рук.
— А теперь, давай покажем, какие острые коготки у кота.
У нашего Васьки на лапках царапки (сначала пальчики обеих рук «здороваются», начиная с указательного пальца, затем прижать подушечки пальцев рук к верхней части ладони).
Ты их спрятать не спеши, пусть посмотрят малыши! (несколько раз сжимать и разжимать пальцы обеих рук одновременно).
Развитие фонематического восприятия.
Дифференциация звука [С] от других звуков, близких по артикуляционным и акустическим признакам.
- Игра «Поймай звук [C]».
- Cлушайте звуки, которые я буду произносить и хлопните в ладоши, услышав звук [С].
С Ш С С Т С С С З С Ц С` С Ж С C`С С З С и т. д.
- Игра с мячом. Дети встают вкруг.
- Поймайте мяч и передайте его соседу справа от вас, если услышите слог со звуком [С]. Если звука С в слоге нет, бросьте мяч мне.
Са, зо, со, шу, су, сы, се, це, са, сы, жи, за, зе, со, сэ, зи и т.д.
3. Игра «Встань, услышав верное слово».
- Посмотрите на картинку. Я буду произносить слово правильно и неправильно. Встаньте, услышав верное слово.
СУП – туп, фуп, цуп, сюп, суп; УСЫ – узы, уты, уцы, усы; САНКИ – шанки, ванки, танки, цанки, санки.
Закрепление навыка анализа и синтеза слов.
Игра «Лакомство для Васьки». Детям предъявляется перевернутая картинка «СУП».
- Васька нарисовал одно из своих любимых блюд, а как оно называется, он просит вас угадать. Я вам помогу: в загаданном слове 1 слог, и чтобы отгадать это слово, надо выделить первые звуки в словах: слон, утка, паук.Параллельно с озвучиванием картинок «слон», «утка», «паук» они выставляются на наборное полотно.
- Давайте узнаем, какое же слово у вас получилось? Дети называют свои варианты отгаданного слова.
-Ну что, интересно узнать, что наш котик предпочитает на обед! Переворачивается картинка с изображенной на ней тарелкой с супом.
- Молодцы, все (или почти все) правильно отгадали слово «суп». Кто из вас хочет объяснить, как оно получилось? Кто-то из детей по своему желанию объясняет, как у него «собралось» загаданное слово.
Закрепление графического образа буквы С. Игра «Телесная буква».
-Вы знаете, что звуки обозначаются буквами. Какой буквой обозначается звук С? (Дети отвечают).
Правильно. Давайте изобразим букву С, но без карандаша и тетради. Дети изображают букву С с помощью пальцев рук и всего тела.
Развитие зрительного гнозиса. Игра «Узнай букву».
- Ребята, вы же изучили не только букву С, но и много других. Назовите буквы, которые увидите на карточках. На первой карточке изображения трех букв, наложенных друг на друга. На второй изображены «перечеркнутые» буквы. На третьей буквы, «распавшиеся» на несколько частей.
Развитие зрительно-моторной координации.
- На прошлых занятиях вы печатали буквы, слоги и слова в своих тетрадях, а сейчас я предлагаю вам взять наши маленькие песочницы и написать в них слова пальчиком на песке. Но вот какая незадача. Я написала слова на доске, а шалун Васька нечаянно стер некоторые части слов. Восстановите слова и напишите их:
Завершение занятия: Релаксационное упражнение. Игра «Кот Васька»
Вот закрылась тихо дверь, вышел наш усатый зверь. С котиком позанимались (напряжение), и до завтра попрощались (дети расслабленно машут двумя руками жест «пока»).
Ориентирование во времени.
-Вы попрощались с котом Васькой до завтра. Какой день недели будет завтра? Какой день недели сегодня? Какой день недели был вчера? Назовите оставшиеся дни недели.
Групповое обсуждение занятия: оценка занятия детьми, оценка деятельности детей педагогом.
-И, как обычно, в завершении нашего занятия, оцените его с помощью веселых и грустных человечков. Дети поднимают выбранную ими карточку. Педагог просит некоторых детей обосновать, аргументировать выбор своей карточки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по предупреждению нарушений письменной речи с включением элементов психокоррекционного воздействия у детей из группы риска (по речевой патологии) в дошкольном возрасте.
Это курс занятий направленный на профилактику нарушений чтения и письма у дошкольников. Задачи: - развивать высшие когнитивные процессы...
Особенности предупреждения нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Профилактика нарушений письменной речи у детей является одним из наиболее важных вопросов современной теоретической и практической логопедии. Письмо - сложный вид психической деятельности....
Презентация "Предупреждение нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста с ОНР"
Методическое портфолио...
Исследовательская работа по теме "Предупреждение нарушений письменной речи у детей с ОНР"
Данный материал может использоваться студентами факультета коррекционной педагогики и психологии, воспитателями детских садов групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи...
«Речевая готовность ребёнка к школьному обучению. Предупреждение нарушений письменной речи»
Речь ребёнка в ваших руках!...
Предупреждение нарушений письменной речи у детей 5–7 лет в условиях логопедической группы ДОУ
Актуальность темы, а именно получение образовательных услуг детьми с ограниченными возможностями здоровья назрела давно в обществе. Администрацией г. Перми, Департаментом образования этой проблемы пос...
Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР
Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях до...