Консультация для педагогов по развитию выразительности речи детей
консультация по коррекционной педагогике на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов (выступление на педсовете)
Заговори, чтобы я тебя увидел. -
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает. –
Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.
Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.
Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.
Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).
Игры и творческие задания для развития выразительности речи
Название игры, цель | Рекомендации к проведению |
«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. | Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста. |
«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. | Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. |
«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. | Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста. |
«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку. | Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением. |
«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?» | Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-308946-1383824673.jpg)
Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"
Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/30/picture-305500-1380531182.jpg)
Консультация на тему: "Развитие выразительности речи детей 5-7 лет в процессе театрализованной деятельности".
Вашему вниманию предлагаю консультацию, в которой представлены материалы для развития таких компонентов интонационной выразительности речи как: темп, ритм, тембр, мелодика. Считаю, что введение в обра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695525-1445765884.jpg)
Отчёт по самообразованию "Развитие выразительности речи детей подготовительной к школе группы посредством приобщения к устному народному творчеству"
Перспективное планирование по самообразованию «Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/25/picture-695525-1445765884.jpg)
«Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к устному народному творчеству»
Интонационная выразительность речи. Так ли она важна?...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/01/picture-288944-1454346621.jpg)
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности
Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/09/picture-1320435-1617966910.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи детей в процессе совместной и свободной деятельности в д/с"
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/25/picture-1452944-1674663985.jpg)
Консультация для педагогов ДОУ : «Развитие связной речи детей дошкольного возраста через ТРИЗ - технологии»
Актуальность использования технологии ТРИЗ несомненна. Элементы ТРИЗ-технологии содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качест...